РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА
"ЗА СТРАНИЦАМИ БИОЛОГИИ"
Разработала: Волченко И.А.
г. Комсомольск–на–Амуре
2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса по биологии «За страницами биологии» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования на основе нормативных и правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего
образования;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ ЦО «Открытие».
Общая характеристика курса
Данный элективный учебный курс предназначен для обучающихся 5-х классов,
интересующихся биологией, выбравших. Курс является дополнением программы
учебного предмета «Биология» в 5 классах, изучаемого на углубленном уровне.
Содержание образовательной программы носит комплексный интегрированный
характер и разработано на основе блочно-модульного принципа. Теоретическая и
практическая части программ адаптированы к местным условиям, образовательным
потребностям и возрасту детей.
В системе дополнительного экологического образования в настоящее время
уделяется большое внимание проблеме выстраивания экологически грамотного и
оправданного взаимодействия с природным и социальным окружением. Результат
экологического образования рассматривается с точки зрения овладения технологиями
устойчивого
развития
в
современных
социально-экономических
условиях,
способствующих сохранению здоровья, бережному отношению к окружающей среде,
улучшению качества жизни.
В Концептуальных подходах к развитию содержания определены основные цели и
задачи практико- и личностно-ориентированного образовательного процесса, которые
направлены на приобщение детей и подростков ко всем видам деятельности:
познавательной,
творческой,
эстетической,
трудовой,
исследовательской,
природоохранной и др. Актуальность содержания и особенности организации
образовательного процесса направлены на «погружение ребёнка» в мир природы, на
развитие «эмоционального резонанса» при общении с природным окружением,
проявляющегося в сочувствии, терпимости, соучастии. Огромное значение в развитии
эстетического восприятия природного окружения, желания привнести красоту и
гармонию природы в свой быт, в городскую, социальную среду приобретают современные
направления в декоративно-прикладной деятельности с использованием природного
материала.
Интенсивно развивается комнатное цветоводство, которое предоставляет
возможность общения с «зелёными друзьями», облагораживает и украшает жилище,
развивает познавательный интерес и бережное отношение к природному окружению.
Не вполне экологически грамотно понимается влияние окружающего мира цветов
на формирование здоровьесберегающей среды.
Цель: Сформировать и углубить знания учащихся о многообразии растений, их
значении в жизни человека.
Задачи:
1. Формирование системы знаний по основным разделам ботаники.
2. Совершенствование умений выполнять задания прикладного и творческого характера.
3. Развитие ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационных,
коммуникативных, социальных.
4. Мотивация учащихся на активное творческое участие в различных видах деятельности:
трудовой, эстетической, исследовательской, познавательной и природоохранной,
5. Овладение современными агротехнологиями выращивания цветочных культур,
технологиями создания цветочных композиций и элементов ландшафтного дизайна в
процессе реализации социально значимых проектов.
Программа элективного курса «За страницами биологии» для учащихся 5 класса
рассчитана на 1 год реализации, носит интегрированный, комплексный характер,
объединяя различные виды деятельности и образовательные потребности детей.
Программа создает педагогические условия для вовлечения учащихся в социально
значимую практическую деятельность, которая является условием для самореализации,
самоопределения и достижения успеха в будущей взрослой жизни.
Таким образом, занятия декоративным цветоводством по данной программе не
только формируют определенные знания, умения, навыки, но и предоставляют
каждому учащемуся проявить свои творческие способности, развить эстетический вкус,
повысить общий экологический и культурный уровень.
Интегрированный, комплексный характер программы определяет синтез научных
знаний и различных видов практической деятельности: экологии, биологии, эстетики,
почвоведения, различных видов искусства: фитодизайна, флористики.
В
теоретических
и
практических
темах
программы
реализуются
здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие экологическую безопасность
использования цветочных растений в народной медицине, парфюмерии, косметики и
дизайне.
Методы, формы, технологии, используемые для организации образовательного
процесса, соответствуют психологическим возрастным особенностям обучающихся 5-х
классов. В реализации программы активно применяются игровые технологии, которые
создают ситуацию успеха и возможность участия каждого ребёнка в той или иной
деятельности.
Сотрудничество, сотворчество в процессе реализации программы создаёт условия
для психологического комфорта в атмосфере доверия и взаимопонимания.
В качестве форм и методов обучения используются семинары, практические
занятия с выполнением эскизов, творческие конкурсы, изучение литературы по данному
направлению, разработка и реализация социально-значимых проектов, моделирование,
конструирование, игровые технологии.
Результативность и эффективность реализации программы определяются через
различные формы промежуточного и итогового контроля: защита творческих проектов,
участие в интеллектуально-развивающих играх.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения элективного курса:
У учащегося будут сформированы:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки.
Учащийся получит возможность для формирования:
готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса:
Регулятивные УУД. Учащийся научится:
составлять (индивидуально или в группе) план решения задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения.
Познавательные УУД. Учащийся научится:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций.
Учащийся получит возможность научиться:
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД Учащийся научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения элективного курса:
Учащийся научится:
Уметь правильно распределять время при выполнении заданий.
Обобщать и применять знания о многообразии растений.
Учебно-тематическое планирование
Тематический план изучения элективного курса в 5 классе
№
ТЕМА
Кол-во
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы
1
Введение
1
1, 4
2
Общее знакомство с цветочнодекоративными растениями
11
1, 2, 3, 4
Комнатное цветоводство
9
1, 3, 4
3
4
5
Основы флористики
6
1, 3, 4
Итоговое занятие.
Защита
исследовательских
проектов
7
1, 3, 4
34
1, 3, 4
учебно-
ИТОГО
Содержание учебной программы по классам (параллелям)
Поурочное планирование 5 класс
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
2
Введение в курс
Общее строение растений
1
1
3
Общее строение растений
1
Размножение
растений:
семенное и вегетативное.
Необычные
семена
растений.
Значение
растений
в
жизни человека
Удивительные
свойства
растений.
Растениясиноптики.
Культурные растения
Декоративные растения
Однолетние и двулетние
цветочные растения
Выращивание
многолетних
цветочнодекоративных растений
Подготовка почвы для
выращивания растений
Микроклиматические
условия
содержания
растений (освещенность,
температура, влажность)
Основы
комнатного
цветоводства.
Классификация
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Теория
Практ
ика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
комнатных
растений.
Практическая
работа:
"Составление
таблицы
классификация комнатных
растений"
Основы
комнатного
цветоводства.
Влияние
факторов
среды
на
развитие растений
Ассортимент комнатных
растений, пригодных для
содержания в интерьере и
уход за ними
Размещение декоративных
растений в интерьере и
основные
приемы
составления композиций
(биологические
особенности
растений).
Творческое
задание:
фотовыставка «Растения в
моем доме»;
Основные приемы ухода
за растениями.
Агротехнические
мероприятия
1
1
1
1
1
Основные приемы ухода
за растениями.
Агротехнические
мероприятия
1
Основные
агротехнические
мероприятия: подготовка
почвы,
удобрения,
посадка растений, полив
Выращивание растений в
домашних
условиях.
Советы по уходу.
Неотложная
помощь
комнатным растениям
Правила
срезки
и
сохранение
срезанных
цветов
Необычные растения
Необычные растения
Сухоцветы. Практическая
работа:
«Освоение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
техники
составления
плоскостных композиций:
миниатюрной открытки».
Цветочный букет. Правила
составления букетов
Цветочный букет. Правила
составления букетов
Учебно-исследовательская
работа (проект)
Требования
к
оформлению, содержанию
и защите проекта
Требования
к
оформлению, содержанию
и защите проекта
Примерные темы проектов
Итоговое занятие. Защита
творческих и учебноисследовательских
проектов
1
1
1
1
1
1
1
Итоговое занятие. Защита
творческих и учебноисследовательских
проектов
1
Итоговое занятие. Защита
творческих и учебноисследовательских
проектов
1
ИТОГО
34
5
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Муляжи и модели по ботанике
Мультимедийный проектор
Компьютер
Гербарии
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)