РП внеурочная деятельность 5 класс За страницами биологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА
"ЗА СТРАНИЦАМИ БИОЛОГИИ"

Разработала: Волченко И.А.

г. Комсомольск–на–Амуре
2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка
Программа элективного курса по биологии «За страницами биологии» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования на основе нормативных и правовых документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего
образования;
 Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ ЦО «Открытие».
Общая характеристика курса
Данный элективный учебный курс предназначен для обучающихся 5-х классов,
интересующихся биологией, выбравших. Курс является дополнением программы
учебного предмета «Биология» в 5 классах, изучаемого на углубленном уровне.
Содержание образовательной программы носит комплексный интегрированный
характер и разработано на основе блочно-модульного принципа. Теоретическая и
практическая части программ адаптированы к местным условиям, образовательным
потребностям и возрасту детей.
В системе дополнительного экологического образования в настоящее время
уделяется большое внимание проблеме выстраивания экологически грамотного и
оправданного взаимодействия с природным и социальным окружением. Результат
экологического образования рассматривается с точки зрения овладения технологиями
устойчивого
развития
в
современных
социально-экономических
условиях,
способствующих сохранению здоровья, бережному отношению к окружающей среде,
улучшению качества жизни.
В Концептуальных подходах к развитию содержания определены основные цели и
задачи практико- и личностно-ориентированного образовательного процесса, которые
направлены на приобщение детей и подростков ко всем видам деятельности:
познавательной,
творческой,
эстетической,
трудовой,
исследовательской,
природоохранной и др. Актуальность содержания и особенности организации
образовательного процесса направлены на «погружение ребёнка» в мир природы, на
развитие «эмоционального резонанса» при общении с природным окружением,
проявляющегося в сочувствии, терпимости, соучастии. Огромное значение в развитии
эстетического восприятия природного окружения, желания привнести красоту и
гармонию природы в свой быт, в городскую, социальную среду приобретают современные
направления в декоративно-прикладной деятельности с использованием природного
материала.
Интенсивно развивается комнатное цветоводство, которое предоставляет
возможность общения с «зелёными друзьями», облагораживает и украшает жилище,
развивает познавательный интерес и бережное отношение к природному окружению.
Не вполне экологически грамотно понимается влияние окружающего мира цветов
на формирование здоровьесберегающей среды.
Цель: Сформировать и углубить знания учащихся о многообразии растений, их
значении в жизни человека.
Задачи:
1. Формирование системы знаний по основным разделам ботаники.
2. Совершенствование умений выполнять задания прикладного и творческого характера.
3. Развитие ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационных,
коммуникативных, социальных.

4. Мотивация учащихся на активное творческое участие в различных видах деятельности:
трудовой, эстетической, исследовательской, познавательной и природоохранной,
5. Овладение современными агротехнологиями выращивания цветочных культур,
технологиями создания цветочных композиций и элементов ландшафтного дизайна в
процессе реализации социально значимых проектов.
Программа элективного курса «За страницами биологии» для учащихся 5 класса
рассчитана на 1 год реализации, носит интегрированный, комплексный характер,
объединяя различные виды деятельности и образовательные потребности детей.
Программа создает педагогические условия для вовлечения учащихся в социально
значимую практическую деятельность, которая является условием для самореализации,
самоопределения и достижения успеха в будущей взрослой жизни.
Таким образом, занятия декоративным цветоводством по данной программе не
только формируют определенные знания, умения, навыки, но и предоставляют
каждому учащемуся проявить свои творческие способности, развить эстетический вкус,
повысить общий экологический и культурный уровень.
Интегрированный, комплексный характер программы определяет синтез научных
знаний и различных видов практической деятельности: экологии, биологии, эстетики,
почвоведения, различных видов искусства: фитодизайна, флористики.
В
теоретических
и
практических
темах
программы
реализуются
здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие экологическую безопасность
использования цветочных растений в народной медицине, парфюмерии, косметики и
дизайне.
Методы, формы, технологии, используемые для организации образовательного
процесса, соответствуют психологическим возрастным особенностям обучающихся 5-х
классов. В реализации программы активно применяются игровые технологии, которые
создают ситуацию успеха и возможность участия каждого ребёнка в той или иной
деятельности.
Сотрудничество, сотворчество в процессе реализации программы создаёт условия
для психологического комфорта в атмосфере доверия и взаимопонимания.
В качестве форм и методов обучения используются семинары, практические
занятия с выполнением эскизов, творческие конкурсы, изучение литературы по данному
направлению, разработка и реализация социально-значимых проектов, моделирование,
конструирование, игровые технологии.
Результативность и эффективность реализации программы определяются через
различные формы промежуточного и итогового контроля: защита творческих проектов,
участие в интеллектуально-развивающих играх.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения элективного курса:
У учащегося будут сформированы:
 умение управлять своей познавательной деятельностью;
 осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки.
Учащийся получит возможность для формирования:
 готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
 умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса:
Регулятивные УУД. Учащийся научится:

 составлять (индивидуально или в группе) план решения задачи;
 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
Учащийся получит возможность научиться:
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения.
Познавательные УУД. Учащийся научится:
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций.
Учащийся получит возможность научиться:
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД Учащийся научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения элективного курса:
Учащийся научится:
 Уметь правильно распределять время при выполнении заданий.
 Обобщать и применять знания о многообразии растений.
Учебно-тематическое планирование
Тематический план изучения элективного курса в 5 классе

№

ТЕМА

Кол-во
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы

1

Введение

1

1, 4

2

Общее знакомство с цветочнодекоративными растениями

11

1, 2, 3, 4

Комнатное цветоводство

9

1, 3, 4

3

4

5

Основы флористики

6

1, 3, 4

Итоговое занятие.
Защита
исследовательских
проектов

7

1, 3, 4

34

1, 3, 4

учебно-

ИТОГО

Содержание учебной программы по классам (параллелям)
Поурочное планирование 5 класс
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

2

Введение в курс
Общее строение растений

1
1

3

Общее строение растений

1

Размножение
растений:
семенное и вегетативное.
Необычные
семена
растений.
Значение
растений
в
жизни человека
Удивительные
свойства
растений.
Растениясиноптики.
Культурные растения
Декоративные растения
Однолетние и двулетние
цветочные растения
Выращивание
многолетних
цветочнодекоративных растений
Подготовка почвы для
выращивания растений
Микроклиматические
условия
содержания
растений (освещенность,
температура, влажность)
Основы
комнатного
цветоводства.
Классификация

1

1

4

5
6
7
8
9
10
11

12

13

Теория

Практ
ика

1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

14

15

16

17

18

19

20
21
22
23
24
25

комнатных
растений.
Практическая
работа:
"Составление
таблицы
классификация комнатных
растений"
Основы
комнатного
цветоводства.
Влияние
факторов
среды
на
развитие растений
Ассортимент комнатных
растений, пригодных для
содержания в интерьере и
уход за ними
Размещение декоративных
растений в интерьере и
основные
приемы
составления композиций
(биологические
особенности
растений).
Творческое
задание:
фотовыставка «Растения в
моем доме»;
Основные приемы ухода
за растениями.
Агротехнические
мероприятия

1

1

1

1

1

Основные приемы ухода
за растениями.
Агротехнические
мероприятия

1

Основные
агротехнические
мероприятия: подготовка
почвы,
удобрения,
посадка растений, полив
Выращивание растений в
домашних
условиях.
Советы по уходу.
Неотложная
помощь
комнатным растениям
Правила
срезки
и
сохранение
срезанных
цветов
Необычные растения
Необычные растения
Сухоцветы. Практическая
работа:
«Освоение

1

1

1

1
1

1
1
1

1

26
27
28
29

30
31

32

33

34

техники
составления
плоскостных композиций:
миниатюрной открытки».
Цветочный букет. Правила
составления букетов
Цветочный букет. Правила
составления букетов
Учебно-исследовательская
работа (проект)
Требования
к
оформлению, содержанию
и защите проекта
Требования
к
оформлению, содержанию
и защите проекта
Примерные темы проектов
Итоговое занятие. Защита
творческих и учебноисследовательских
проектов

1
1
1
1

1

1
1

Итоговое занятие. Защита
творческих и учебноисследовательских
проектов

1

Итоговое занятие. Защита
творческих и учебноисследовательских
проектов

1

ИТОГО

34

5

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Муляжи и модели по ботанике
Мультимедийный проектор
Компьютер
Гербарии

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».