РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ 6 КЛАССОВ
Разработали:
учитель русского языка и литературы
Малкова А.В.
г. Комсомольск – на – Амуре
2023– 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 6 класса
составлена на основе следующих нормативных документов :
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012, № 273 – ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от 25.12 2014 г., от 31.12 2015 г. 11
декабря 2020 г.)
3. Письма Министерства образования и науки РФ « Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственногостандарта общего образования
» от 12 мая 2011года №03-2960.
4. Авторская программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной
грамотности обучающихся»/ А.В. Белкин,
И.С. Манюхин,О.Ю.Ерофеева, Н.А.
Родионова, С.Г. Афанасьева, А.А. Гилев и др. – Самара: СИПКРО;
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях".
Постановление № 189 от 29.12.2010 г.
6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г № 16 « Об
утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.43598-20 « Санитарно –
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
общеобразовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID–
19)»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21
"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических
(профилактических) мероприятий";
Общая
характеристика
курса
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот
подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более
широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность
и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования,
призванным ответить на вопрос:
«Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями
и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е.
для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И
функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного
функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 5 видов
грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную, креативное мышление и
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018
году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в
2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для
развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности
подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному
российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои
потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести
пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы
развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных
исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA
показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются
надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их
благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на
высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
Цели и задачи
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и
навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с
жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской,
математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления
и глобальных компетенций.
Программа нацелена на развитие: любознательности (активного интереса к обучению, заданиям) как
способности к самостоятельному поиску ответов; воображения как способности к продуцированию
собственных идей; способности оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать свою
деятельность в изменившихся условиях.
Описание места учебного курса в учебном плане.
По учебному плану МБОУ сош им. Карла Маркса на преподавание курса внеурочной
деятельности «Основы функциональной грамотности» в 6 классе отводится 34 часа, из расчета 1 час
в неделю. (34 недели).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных,
финансовых и общественных явлениях для решенияпоставленных перед учеником
практических задач.
Личностные результаты:
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали
и
общечеловеческих ценностей; формулирует
собственную позицию по отношению к прочитанному
объясняет гражданскую позицию
в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе математических знаний спозиции норм
морали и общечеловеческих ценностей
объясняет гражданскую позицию
в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе естественнонаучных знаний спозиции норм морали
общечеловеческих ценностей
Финансовая
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и
общечеловеческих ценностей,
прав и обязанностей гражданина
страны
Метапредметные и предметные результаты:
Грамотность
Читательская
Применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем.
Математическая Применяет математические знания для решения
разного рода проблем .
ЕстественноОбъясняет
и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся
научная
научных знаний.
Финансовая
Применяет финансовые знания для решения
разного рода проблем .
Глобальные
Освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных
компетенции
ситуациях
Креативное
Предлагать адекватные способы решения различных социальных
проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в областиэкологии, в
мышление
области заботы о людях с особыми потребностями, в области
межличностных взаимоотношений;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контроль
ные
работы
Практич
еские
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы
http://www.licey.net/
russian/culture/7_1
2,3,4,9
1
Раздел 1 «Основы читательской
грамотности»
Раздел 2 «Основы естественнонаучной грамотности»
http://www.licey.net/r
ussian/culture/7_2
5,6,7
2
Раздел 3 « Основы креативного
мышления»
http://www.licey.net/r
ussian/culture/7_3
4,5
3
Раздел 4 «Основы математической
грамотности»
http://www.licey.net/
russian/culture/7_
5,8
4
Раздел 5 «Основы финансовой
грамотности»
http://www.licey.net/r
ussian/culture/7_
7,8
5
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольн
ые работы
Практически
е работы
Дата
изучения
Введение
1.
2.
Нас ждёт путешествие
(Путешествие по родной земле)
3.
Открываем
тайны планеты (Изучение планеты)
4.
Открываем мир науки (Человек и
природа)
По страницам биографий
(Великие люди нашей страны)
5.
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
http://www.licey.net/russian/cultur
e/7_1
1
1 неделя
1
2 неделя
http://www.licey.net/russian/cultur
e/7_2
1
3 неделя
http://www.licey.net/russian/cultur
e/7_3
1
4 неделя
1
неделя
http://rusmir.philarts.spbu.ru/umk/
tekstkak-obekt/lection_4/view
1
неделя
http://rusmir.philarts.spbu.ru/umk/
tekstkak-obekt/lection_4/view
6.
Наши
поступки
взаимодействия)
7.
Мои увлечения
1
неделя
http://festival.1september.ru/artic
les/500 472/
1
неделя
8.
Растения и животные в нашей
жизни
http://www.prosv.ru/ebooks/Zag
orovsk
_Grig_Rus_yaz_EG_C/3.html
1
неделя
9.
Загадочные явления
(межличностные
http://festival.1september.ru/artic
les/573 373/
http://soshinenie.ru/temaurokaslozhnyj-plan-gotovogoteksta/
Креативность в бытовых и учебных
ситуациях: модели и ситуации.
Выдвижение разнообразных идей.
1
неделя
http://be.convdocs.org/docs/inde
x-21475.html
1
неделя
http://festival.1september.ru/artic
les/573 373/
1
неделя
13.
Креативность в бытовых и
учебных ситуациях: модели и
ситуации
Учимся проявлять гибкость и
беглость мышления.
1
неделя
http://4brain.ru/pismo/logichnost.
php
1
неделя
14.
Выдвижение
креативных идей и их доработка.
http://www.testsoch.com/razvitie
-rechitekst-struktura-tekstaobobshhenie-
1
неделя
http://www.nado5.ru/ebook/tekst-egostroenie-i-vidyego-reobrazovaniyatezisy
Диагностика и рефлексия.
Самооценка
1
неделя
Подведение итогов первой части
программы.
Самооценка результатов
деятельности на занятиях
Новое об известном
(«Футбольное поле»,
«Электробус»)
Геометрические формы вокруг нас
(«Поделки из пластиковой
бутылки»,
«Ковровая дорожка»)
Здоровый образ жизни
(«Калорийность питания», «Игра на
льду»)
1
неделя
10.
11.
12.
15.
От выдвижения до доработки идей
16.
17.
18.
19.
20.
1
1
неделя
1
неделя
1
неделя
http://4brain.ru/pismo/logichnost.
php
http://nsportal.ru/shkola/russkiyya
zyk/library/2013/04/17/urokrazviti
ya-rechi-rassuzhdenievpovestvovanii
http://yaissleduu.ucoz.ru/index/sov
ety/0-8
http://experiment4.narod.ru/zak.h
tm
https://ege49.ru/EGE/Podgotovk
a/Zanyatie-9-A--Podtekst
http://shikardos.ru/text/zanyatieo
bobshenie-informacii-dannoj-v-
1
неделя
21.
В школе и после школы
(«Игры в сети»,
«Занятия Алины»)
22.
Семейный бюджет: по доходам – и
расход
1
неделя
1
неделя
1
неделя
1
неделя
26.
Непредвиденные расходы: как
снизить риски финансовых
затруднений
На чем можно
сэкономить: тот без нужды
живет, кто деньги бережет
Самое главное о правилах
ведения семейного бюджета
«Копейка к копейке – проживет
семейка»
1
неделя
1
неделя
27.
«Семейный бюджет»»
http://novargym.smartlearn.ru/mod
/page/view.php?id=529
1
неделя
http://novargym.smartlearn.ru/mod
/page/view.php?id=529
Узнаем
традиции и обычаи и
учитываем их в общении. Соблюдаем
правила
Участвуем в самоуправлении
1
неделя
1
неделя
Соблюдаем правила. Участвуем в
самоуправлении
Глобальные проблемы в нашей жизни
1
неделя
1
неделя
1
неделя
23.
24.
25.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Мы разные, но решаем общие задачи
Подведение итогов программы.
Самооценка результатов
деятельности на занятиях
http://nsportal.ru/shkola/russkiyy
azyk/library/2013/04/14/urokrazv
itiya-rechi-v-5-klassevsootvetstvii-s-fgos-po
http://lit.1september.ru/view_arti
cle.php?ID=200901911
pedakademy.ru/konferenciya/43.
docx
http://festival.1september.ru/artic
les/633 601/
34.
Итоговая работа
1
1
неделя
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)