РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ 10 А КЛАССА
Разработали: учитель истории Пыс Н.А.
учитель истории Жигалин Т.А.
учитель истории Бельды О.Ю.
г. Комсомольск – на – Амуре
2023– 2024 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности "Практическое обществознание"
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом среднего общего образования (утв. приказом МОиНРФ от 17.12.2010 г. №
1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577); Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015);
СанПиНами 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189). и
Государственным стандартом обществоведческого образования на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы и с учётом основных
направлений рабочих программ по предметам, включённых в структуру основной
образовательной
программы
лицея.
Программа
курса
направлена
на
общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное развитие личности обучающихся.
Кроме того, отдельные темы данного курса будут способствовать и духовнонравственному развитию девятиклассников.
Актуальность данного курса заключается в том, что он позволит обучающимся
получить
целостное
представление
о
тенденциях
человеческого
общества,
свободнее
политических
событиях.
Практико-ориентированный
и
ориентироваться
закономерностях
в
текущих
характер
развития
общественно-
занятий
позволит
обучающимся более качественно подготовиться к ГИА по обществознанию, а также к
конкурсам и олимпиадам обществоведческой тематики.
Данный курс разработан в соответствии с ООП по обществознанию (линия
Боголюбова JI.H.), что позволит на внеурочных занятиях более глубоко рассмотреть
некоторые теоретические вопросы обществознания, а также развивать практические
умения и навыки обучающихся при решении обществоведческих задач, заниматься
проектно-исследовательской деятельностью, реализовывать индивидуальный подход к
каждому воспитаннику,
что
в целом соответствует
образовательным запросам
обучающихся.
Цель курса: подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в
2
том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважение к
социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации.
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать
в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области
социальных
отношений;
экономической
и
гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно - бытовых отношений Особенности программы, реализуемые
подходы.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и
задач обучения в основной школе, возрастных потребностей и познавательных
возможностей обучающихся 10 класса, особенностей их социализации, а также ресурса
времени, отводимого на изучение курса. Важной отличительной стороной данной
программы является ориентация обучающихся на практическую направленность. В
программе реализуются следующие установки:
- компетентностный подход;
- системный подход;
- деятельностный подход.
Программа внеурочной деятельности «Практическое обществознание» реализуется
в 10 классе, 34 часа, 1 час в неделю. Принадлежность к внеурочной деятельности
определяет режим проведения занятий: занятия проводятся после всех уроков
расписания.
Программа носит научно - познавательное, духовно-нравственное направление и
рассчитана на проведение теоретических и практических занятий. Методы обучения:
- наглядный,
3
- практический,
- словесный,
- творческий.
В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у
школьника разные способности Знакомство с теоретическим материалом, анализ
письменных источников по теме позволяют формировать основы для научного
исследования, активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Формы проведения занятий.
Внеурочная деятельность по обществознанию основана на трёх формах:
индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. Виды деятельности:
- Работа с научно-популярной литературой.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация материала.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Анализ проблемных ситуаций.
- Работа с иллюстративным материалом.
Реализация курса предполагает проведение занятий для всей группы, для
отдельных групп и пар обучающихся, а также индивидуальные занятия. Внеурочные
занятия предполагают смену деятельности обучающихся в течение занятия.
Курс рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю в течение учебного года.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатом
компетентностей
изучения
—
является
развитие
социально-адаптивной
у
обучающихся
широкого
(гражданственной),
круга
когнитивной
(познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностными результатами являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
4
на
признании
равноправия
народов,
единства
разнообразных
культур;
на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности
за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей; - владение различными видами публичных выступлений; - умение
выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты:
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; - умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.
- распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального
объекта, элементы его описания;
- определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака,
предложенной характеристики;
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми
и исключать лишнее;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов,
деятельности людей, ситуаций,
регулируемых различными социальными нормами;
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках; оценивать
различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
5
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную
информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки
зрения социальных норм.
Формы и способы оценки достижения планируемых результатов
1) выполнение обучающимися части тренировочных заданий в форме ЭГЭ по
обществознанию;
2) устное и письменное аргументированное высказывание по общественной проблеме;
3) анализ общественной информации при работе с неадаптированными источниками, с
несплошными текстами выполнение письменной диагностической работы в форме ЕГЭ;
5) зачёт по обществоведческим понятиям.
2. Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1314
Дата
Раздел, Тема
Вводное занятие. Особенности ЕГЭ по
обществознанию.
Тема 1. Социальная сфера. 3 ч.
Социальная система.
Семья и брак как социальные институты.
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Тема 2. Политическая сфера 4 ч.
Политическая система её структура и
функции.
Признаки, функции, формы государства.
Политический плюрализм.
Структура политической власти в РФ.
Тема 3. Право. 4 ч.
Право в системе социальных норм. Система
права: основные отрасли, институты, нормы.
Права человека.
Конституция РФ.
Правоотношения и правонарушения.
Юридическая ответственность.
Тема 4. Общество. 4 ч.
Общество- сложная, динамично
развивающиеся система.
Количество
часов
пра
тео
Ит
кти
рия
ого
ка
+ + 1
+
+
+
+
+
+
1
1
1
+
+
1
+
+
+
+
1
1
1
+
+
1
+
+
+
+
+
+
1
1
1
1
1
2
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
6
1516
1718
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
3234
Ступени развития общества
Тема 5. Человек. 4 ч.
Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции
Многообразие видов деятельности человека.
Человек в системе социальных связей.
Тема 6. Духовная сфера. 2 ч.
Формы и разновидности культуры.
Искусство, его виды.
Наука и образование. Мораль. Религия.
Тема 7. Познание. 3 ч.
Познание мира.
Многообразие форм человеческого знания.
Решение заданий 1 части ЕГЭ.
Тема 8. Экономическая сфера. 4 ч.
Экономика: наука и хозяйство.
Экономические системы.
Многообразие рынков.
Рыночные отношения.
Тема 9. Решение заданий различных
типов. 2 ч.
Основные типы заданий. Специфика заданий
на сравнение, на классификацию.
Задания на распределение позиций по
группам и на установление соответствия.
Задания на соотнесение понятий и
определений; на конкретизацию. Решение
задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части 2. 2 ч.
Решение заданий 21-27
1
1
2
1
1
2
+
+
+
+
1
1
+
+
1
+
+
1
+
+
+
+
+
+
1
1
1
+
+
+
+
+
+
+
+
1
1
1
1
+
1
+
1
3
3
3. Содержание курса
Занятие 1. Тема: Вводное занятие. Особенности ЕГЭ по обществознанию
Цели занятия (планируемые результаты): Знакомство с демоверсией ЕГЭ
Форма проведения: проблемный семинар
План:
1. Требования к ГИА по обществознанию.
2. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института
педагогических измерений 2024.
3. Кодификатор и спецификация ГИА по обществознанию - 2024.
Занятие 2. Тема: Социальная система.
Цели занятия:
7
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: лекция, практикум.
План:
1. Социальные отношения.
2. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальная дифференциация.
3. Социальные роли.
4. Социальные нормы и социальная ответственность.
5. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль.
6. Социальное государство. Социальная политика государства.
Занятие 3. Тема: Семья и брак как социальные институты.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: практикум.
План.
1. Семья и брак как социальные институты.
2. Психологический климат семьи.
Занятие 4. Тема: Социальный конфликт и пути его разрешения.
Цели занятия:
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
знакомство с типами заданий ЭГЭ
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Социальный конфликт и пути его разрешения.
2. Экстремизм.
3. Компромисс.
4. Толерантность.
5. Межнациональные отношения.
6. Национализм.
8
Занятие 5. Тема: Политическая система её структура и функции.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Политическая система.
2. Структура политической системы;
3. Функции политической системы.
Занятие 6. Тема: Признаки, функции, формы государства.
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию
Форма проведения: практикум.
План.
1. Признаки, функции и формы государства.
2. Формы государства.
3. Политическая идеология.
Занятие 7. Тема: Политический плюрализм.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: Участие в тренинге "Свобода слова"
План.
1. Гражданское общество и правовое государство.
2. Признаки правового государства.
3. Политический плюрализм.
4. Многопартийность.
Занятие 8. Тема: Структура политической власти в РФ.
Цели занятия:
9
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Структура политической власти в РФ.
2. Государственный аппарат.
Занятие 9. Тема: Право в системе социальных норм.
Система права: основные отрасли, институты, нормы.
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию
Форма проведения: анализ графической информации.
План.
1. Право, система права.
2. Источники права.
3. Понятие права.
4. Нормы права.
5. Отрасли права.
Занятие 10. Тема: Права человека.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: Анализ графической информации
План.
1. Основные понятия и нормы государственного, административного,
гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
2. Права человека.
3. Правовые основы семьи и брака.
4. Правовой статус ребенка.
5. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Занятие 11. Тема: Конституция РФ.
10
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию
Форма проведения: практикум.
План.
1. Конституция РФ.
2. Основы конституционного строя Российской Федерации.
3. Структура высшей государственной власти в РФ.
4. Федерация и ее субъекты.
5. Правоохранительные органы.
6. Местное самоуправление.
Занятие 12. Тема: Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: Выполнение заданий на сравнение.
План.
1. Правоотношения и правонарушения.
2. Юридическая ответственность.
3. Признаки и виды правонарушений.
4. Проступок и преступление.
5. Юридическая ответственность и ее виды.
Занятие 13 - 14. Тема: Общество- сложная, динамично развивающиеся система.
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию
Форма проведения: Решение тестовых заданий.
План.
1. Общество - сложная, динамично развивающиеся система.
2. Общество и природа.
3. Общество и культура.
4. Сферы жизни общества, их взаимосвязь.
5. Общественные отношения.
11
6. Социальные институты.
Занятие 15 - 16. Тема: Ступени развития общества
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: Выполнение заданий на сравнение.
План.
1. Ступени развития общества.
2. Типология обществ.
3. Социальные изменения.
4. Прогресс и регресс.
5. Глобальные проблемы человечества.
6. Современный этап НТР.
Занятие 17 - 18. Тема: Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции.
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию
Форма проведения: Выполнение заданий на сравнение.
План.
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Сущность человеческого бытия.
3. Потребности и способности человека.
4. Степени развития способностей.
Занятие 19. Тема: Многообразие видов деятельности человека
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Многообразие видов деятельности человека.
12
2. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Занятие 20. Тема: Человек в системе социальных связей.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Человек в системе социальных связей.
2. Индивид, индивидуальность, личность.
3. Социализация индивида.
4. Социальная роль.
5. Социальный статус человека.
6. Свобода и ответственность личности.
Занятие 21. Тема: Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
формирование опыта применения полученных знаний
Форма проведения: Игра "Современная культура"
План.
1. Формы и разновидности культуры.
2. Искусство, его виды.
3. Культура народная, элитарная, массовая.
4. Основные направления искусства. СМИ.
Занятие 22. Тема: Наука и образование. Мораль. Религия.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
формирование опыта применения полученных знаний
Форма проведения: Круглый стол "Что я знаю о духовной сфере"
План.
1. Наука и образование.
2. Мораль.
13
3. Религия.
4. Особенности современной науки.
5. Роль науки в условиях НТР.
6. Образование и самообразование.
7. Основные ценности и нормы морали.
8. Религия, ее роль в жизни общества.
9. Мировые религии.
Занятие 23. Тема: Познание мира.
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: практикум.
План.
1. Познание мира. Формы познания.
2. Виды и уровни познания.
3. Истина и её критерии.
4. Истина абсолютная и относительная.
Занятие 24. Тема: Многообразие форм человеческого знания.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: Решение тестовых заданий.
План.
1. Проблема познаваемости мира в философии.
2. Многообразие форм человеческого знания.
3. Научное познание.
4. Социальное познание.
5. Самопознание.
6. Науки о человеке и обществе.
Занятие 25. Тема: Решение заданий 1 части ЕГЭ.
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: практикум.
План.
14
1. Решение тестовых заданий части А.
Занятие 26. Тема: Экономика: наука и хозяйство.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: практикум.
План:
1. Экономика: наука и хозяйство.
2. Роль экономики в жизни общества.
3. Факторы производства: земля, труд, капитал,
предпринимательство.
4. Издержки производства.
Занятие 27. Тема: Экономические системы.
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию.
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
2. Роль государства в экономике.
3. Экономический рост.
4. Государственный бюджет.
5. Ценные бумаги.
6. Деньги, их функции.
7. Налоги, их виды и функции.
Занятие 28. Тема: Многообразие рынков.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: лекция, практикум.
План:
1. Многообразие рынков.
2. Собственность и её формы.
3. Национализация и приватизация собственности.
Занятие 29. Тема: Рыночные отношения.
Цели занятия:
15
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: лекция, практикум.
План:
1. Рыночные отношения.
2. Конкуренция.
3. Спрос и предложение.
4. Рынок труда и безработица.
5. Инфляция.
Занятие 30. Тема: Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на
классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление
соответствия.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: практикум.
План.
1. Основные типы заданий.
2. Специфика заданий на сравнение, на классификацию.
Занятие 31. Тема: Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию.
Решение задач с выбором ответа.
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач
Форма проведения: практикум.
План.
1. Задания на распределение позиций по группам и на установление
соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на
конкретизацию.
2. Решение задач с выбором ответа.
3. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и
позицию автора и сформулировать ответ на вопрос
16
Занятие 32 - 34. Тема: Задания на соотнесение понятий и определений; на
конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Цели занятия (планируемые результаты):
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач.
Форма проведения: практикум.
План.
1. Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного
класса.
2. Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения.
3. Решение познавательных задач.
4.Организация диагностики результатов (методы входящей, промежуточной и итоговой
диагностики):
Обществознание. Типовые экзаменационные варианты ФИЛИ, О.А. Котова, Т.Е. Лискова
- М.
5.Библиографический список литературы.
1.Обществознание практикум. Подготовка к выполнению заданий часть 1-2. Е.Н.
Калачева - М., Издательство «Экзамен»
2. ЕГЭ- 2020. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся /
Котова О.А., Лискова Т.Е. - М.,
3. Конституция РФ
4. Декларация прав ребёнка.
5. Конвенция о правах ребёнка.
4. http://www.socionet.ru - Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.
5. http://www.ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России,
http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы
данных, статистическая информация
6. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social - Обществознание
7. http://www.lenta.ru - актуальные новости общественной жизни.
17
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)