РП внеурочная деятельность Обществознание для 10 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ 10 А КЛАССА

Разработали: учитель истории Пыс Н.А.
учитель истории Жигалин Т.А.
учитель истории Бельды О.Ю.

г. Комсомольск – на – Амуре
2023– 2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности "Практическое обществознание"
разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом среднего общего образования (утв. приказом МОиНРФ от 17.12.2010 г. №
1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577); Порядком
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015);
СанПиНами 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189). и
Государственным стандартом обществоведческого образования на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы и с учётом основных
направлений рабочих программ по предметам, включённых в структуру основной
образовательной

программы

лицея.

Программа

курса

направлена

на

общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное развитие личности обучающихся.
Кроме того, отдельные темы данного курса будут способствовать и духовнонравственному развитию девятиклассников.
Актуальность данного курса заключается в том, что он позволит обучающимся
получить

целостное

представление

о

тенденциях

человеческого

общества,

свободнее

политических

событиях.

Практико-ориентированный

и

ориентироваться

закономерностях
в

текущих

характер

развития

общественно-

занятий

позволит

обучающимся более качественно подготовиться к ГИА по обществознанию, а также к
конкурсам и олимпиадам обществоведческой тематики.
Данный курс разработан в соответствии с ООП по обществознанию (линия
Боголюбова JI.H.), что позволит на внеурочных занятиях более глубоко рассмотреть
некоторые теоретические вопросы обществознания, а также развивать практические
умения и навыки обучающихся при решении обществоведческих задач, заниматься
проектно-исследовательской деятельностью, реализовывать индивидуальный подход к
каждому воспитаннику,

что

в целом соответствует

образовательным запросам

обучающихся.
Цель курса: подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в
2

том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважение к
социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации.

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать
в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области

социальных

отношений;

экономической

и

гражданско-общественной

деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно - бытовых отношений Особенности программы, реализуемые
подходы.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и
задач обучения в основной школе, возрастных потребностей и познавательных
возможностей обучающихся 10 класса, особенностей их социализации, а также ресурса
времени, отводимого на изучение курса. Важной отличительной стороной данной
программы является ориентация обучающихся на практическую направленность. В
программе реализуются следующие установки:

- компетентностный подход;
- системный подход;
- деятельностный подход.
Программа внеурочной деятельности «Практическое обществознание» реализуется
в 10 классе, 34 часа, 1 час в неделю. Принадлежность к внеурочной деятельности
определяет режим проведения занятий: занятия проводятся после всех уроков
расписания.
Программа носит научно - познавательное, духовно-нравственное направление и
рассчитана на проведение теоретических и практических занятий. Методы обучения:

- наглядный,
3

- практический,
- словесный,
- творческий.
В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у
школьника разные способности Знакомство с теоретическим материалом, анализ
письменных источников по теме позволяют формировать основы для научного
исследования, активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Формы проведения занятий.
Внеурочная деятельность по обществознанию основана на трёх формах:
индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. Виды деятельности:

- Работа с научно-популярной литературой.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация материала.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Анализ проблемных ситуаций.
- Работа с иллюстративным материалом.
Реализация курса предполагает проведение занятий для всей группы, для
отдельных групп и пар обучающихся, а также индивидуальные занятия. Внеурочные
занятия предполагают смену деятельности обучающихся в течение занятия.
Курс рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю в течение учебного года.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатом
компетентностей

изучения
—

является

развитие

социально-адаптивной

у

обучающихся

широкого

(гражданственной),

круга

когнитивной

(познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностными результатами являются:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
4

на

признании

равноправия

народов,

единства

разнообразных

культур;

на

убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности
за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей; - владение различными видами публичных выступлений; - умение
выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты:

- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; - умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.

- распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального
объекта, элементы его описания;

- определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака,
предложенной характеристики;

- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми
и исключать лишнее;

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов,
деятельности людей, ситуаций,
регулируемых различными социальными нормами;

- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках; оценивать
различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
5

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную
информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки
зрения социальных норм.
Формы и способы оценки достижения планируемых результатов

1) выполнение обучающимися части тренировочных заданий в форме ЭГЭ по
обществознанию;

2) устное и письменное аргументированное высказывание по общественной проблеме;
3) анализ общественной информации при работе с неадаптированными источниками, с
несплошными текстами выполнение письменной диагностической работы в форме ЕГЭ;
5) зачёт по обществоведческим понятиям.
2. Тематическое планирование

№

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

1314

Дата

Раздел, Тема
Вводное занятие. Особенности ЕГЭ по
обществознанию.
Тема 1. Социальная сфера. 3 ч.
Социальная система.
Семья и брак как социальные институты.
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Тема 2. Политическая сфера 4 ч.
Политическая система её структура и
функции.
Признаки, функции, формы государства.
Политический плюрализм.
Структура политической власти в РФ.
Тема 3. Право. 4 ч.
Право в системе социальных норм. Система
права: основные отрасли, институты, нормы.
Права человека.
Конституция РФ.
Правоотношения и правонарушения.
Юридическая ответственность.
Тема 4. Общество. 4 ч.
Общество- сложная, динамично
развивающиеся система.

Количество
часов
пра
тео
Ит
кти
рия
ого
ка
+ + 1

+
+
+

+
+
+

1
1
1

+

+

1

+
+
+

+

1
1
1

+

+

1

+
+
+

+
+
+

1
1
1

1

1

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

6

1516
1718
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30

31

3234

Ступени развития общества
Тема 5. Человек. 4 ч.
Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции
Многообразие видов деятельности человека.
Человек в системе социальных связей.
Тема 6. Духовная сфера. 2 ч.
Формы и разновидности культуры.
Искусство, его виды.
Наука и образование. Мораль. Религия.
Тема 7. Познание. 3 ч.
Познание мира.
Многообразие форм человеческого знания.
Решение заданий 1 части ЕГЭ.
Тема 8. Экономическая сфера. 4 ч.
Экономика: наука и хозяйство.
Экономические системы.
Многообразие рынков.
Рыночные отношения.
Тема 9. Решение заданий различных
типов. 2 ч.
Основные типы заданий. Специфика заданий
на сравнение, на классификацию.
Задания на распределение позиций по
группам и на установление соответствия.
Задания на соотнесение понятий и
определений; на конкретизацию. Решение
задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части 2. 2 ч.
Решение заданий 21-27

1

1

2

1

1

2

+
+

+
+

1
1

+

+

1

+

+

1

+
+
+

+
+
+

1
1
1

+
+
+
+

+
+
+
+

1
1
1
1

+

1

+

1

3

3

3. Содержание курса
Занятие 1. Тема: Вводное занятие. Особенности ЕГЭ по обществознанию
Цели занятия (планируемые результаты): Знакомство с демоверсией ЕГЭ
Форма проведения: проблемный семинар
План:
1. Требования к ГИА по обществознанию.
2. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института
педагогических измерений 2024.
3. Кодификатор и спецификация ГИА по обществознанию - 2024.
Занятие 2. Тема: Социальная система.
Цели занятия:

7

 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: лекция, практикум.
План:
1. Социальные отношения.
2. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальная дифференциация.
3. Социальные роли.
4. Социальные нормы и социальная ответственность.
5. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль.
6. Социальное государство. Социальная политика государства.
Занятие 3. Тема: Семья и брак как социальные институты.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: практикум.
План.
1. Семья и брак как социальные институты.
2. Психологический климат семьи.
Занятие 4. Тема: Социальный конфликт и пути его разрешения.
Цели занятия:
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
 знакомство с типами заданий ЭГЭ
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Социальный конфликт и пути его разрешения.
2. Экстремизм.
3. Компромисс.
4. Толерантность.
5. Межнациональные отношения.
6. Национализм.
8

Занятие 5. Тема: Политическая система её структура и функции.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Политическая система.
2. Структура политической системы;
3. Функции политической системы.
Занятие 6. Тема: Признаки, функции, формы государства.
Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию
Форма проведения: практикум.
План.
1. Признаки, функции и формы государства.
2. Формы государства.
3. Политическая идеология.
Занятие 7. Тема: Политический плюрализм.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: Участие в тренинге "Свобода слова"
План.
1. Гражданское общество и правовое государство.
2. Признаки правового государства.
3. Политический плюрализм.
4. Многопартийность.
Занятие 8. Тема: Структура политической власти в РФ.
Цели занятия:
9

 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Структура политической власти в РФ.
2. Государственный аппарат.
Занятие 9. Тема: Право в системе социальных норм.
Система права: основные отрасли, институты, нормы.
Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию
Форма проведения: анализ графической информации.
План.
1. Право, система права.
2. Источники права.
3. Понятие права.
4. Нормы права.
5. Отрасли права.
Занятие 10. Тема: Права человека.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: Анализ графической информации
План.
1. Основные понятия и нормы государственного, административного,
гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
2. Права человека.
3. Правовые основы семьи и брака.
4. Правовой статус ребенка.
5. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Занятие 11. Тема: Конституция РФ.
10

Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию
Форма проведения: практикум.
План.
1. Конституция РФ.
2. Основы конституционного строя Российской Федерации.
3. Структура высшей государственной власти в РФ.
4. Федерация и ее субъекты.
5. Правоохранительные органы.
6. Местное самоуправление.
Занятие 12. Тема: Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: Выполнение заданий на сравнение.
План.
1. Правоотношения и правонарушения.
2. Юридическая ответственность.
3. Признаки и виды правонарушений.
4. Проступок и преступление.
5. Юридическая ответственность и ее виды.
Занятие 13 - 14. Тема: Общество- сложная, динамично развивающиеся система.
Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию
Форма проведения: Решение тестовых заданий.
План.
1. Общество - сложная, динамично развивающиеся система.
2. Общество и природа.
3. Общество и культура.
4. Сферы жизни общества, их взаимосвязь.
5. Общественные отношения.
11

6. Социальные институты.
Занятие 15 - 16. Тема: Ступени развития общества
Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: Выполнение заданий на сравнение.
План.
1. Ступени развития общества.
2. Типология обществ.
3. Социальные изменения.
4. Прогресс и регресс.
5. Глобальные проблемы человечества.
6. Современный этап НТР.
Занятие 17 - 18. Тема: Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции.
Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию
Форма проведения: Выполнение заданий на сравнение.
План.
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Сущность человеческого бытия.
3. Потребности и способности человека.
4. Степени развития способностей.
Занятие 19. Тема: Многообразие видов деятельности человека
Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Многообразие видов деятельности человека.
12

2. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Занятие 20. Тема: Человек в системе социальных связей.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Человек в системе социальных связей.
2. Индивид, индивидуальность, личность.
3. Социализация индивида.
4. Социальная роль.
5. Социальный статус человека.
6. Свобода и ответственность личности.
Занятие 21. Тема: Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.
Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 формирование опыта применения полученных знаний
Форма проведения: Игра "Современная культура"
План.
1. Формы и разновидности культуры.
2. Искусство, его виды.
3. Культура народная, элитарная, массовая.
4. Основные направления искусства. СМИ.
Занятие 22. Тема: Наука и образование. Мораль. Религия.
Цели занятия (планируемые результаты):


подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по

обществознанию;


формирование опыта применения полученных знаний

Форма проведения: Круглый стол "Что я знаю о духовной сфере"
План.
1. Наука и образование.
2. Мораль.
13

3. Религия.
4. Особенности современной науки.
5. Роль науки в условиях НТР.
6. Образование и самообразование.
7. Основные ценности и нормы морали.
8. Религия, ее роль в жизни общества.
9. Мировые религии.
Занятие 23. Тема: Познание мира.
Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: практикум.
План.
1. Познание мира. Формы познания.
2. Виды и уровни познания.
3. Истина и её критерии.
4. Истина абсолютная и относительная.
Занятие 24. Тема: Многообразие форм человеческого знания.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: Решение тестовых заданий.
План.
1. Проблема познаваемости мира в философии.
2. Многообразие форм человеческого знания.
3. Научное познание.
4. Социальное познание.
5. Самопознание.
6. Науки о человеке и обществе.
Занятие 25. Тема: Решение заданий 1 части ЕГЭ.
Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: практикум.
План.
14

1. Решение тестовых заданий части А.
Занятие 26. Тема: Экономика: наука и хозяйство.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: практикум.
План:
1. Экономика: наука и хозяйство.
2. Роль экономики в жизни общества.
3. Факторы производства: земля, труд, капитал,
предпринимательство.
4. Издержки производства.
Занятие 27. Тема: Экономические системы.
Цели занятия:
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию.
Форма проведения: лекция, практикум.
План.
1. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
2. Роль государства в экономике.
3. Экономический рост.
4. Государственный бюджет.
5. Ценные бумаги.
6. Деньги, их функции.
7. Налоги, их виды и функции.
Занятие 28. Тема: Многообразие рынков.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: лекция, практикум.
План:
1. Многообразие рынков.
2. Собственность и её формы.
3. Национализация и приватизация собственности.
Занятие 29. Тема: Рыночные отношения.
Цели занятия:
15

 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: лекция, практикум.
План:
1. Рыночные отношения.
2. Конкуренция.
3. Спрос и предложение.
4. Рынок труда и безработица.
5. Инфляция.
Занятие 30. Тема: Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на
классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление
соответствия.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию.
Форма проведения: практикум.
План.
1. Основные типы заданий.
2. Специфика заданий на сравнение, на классификацию.
Занятие 31. Тема: Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию.
Решение задач с выбором ответа.
Цели занятия:
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач
Форма проведения: практикум.
План.
1. Задания на распределение позиций по группам и на установление
соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на
конкретизацию.
2. Решение задач с выбором ответа.
3. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и
позицию автора и сформулировать ответ на вопрос
16

Занятие 32 - 34. Тема: Задания на соотнесение понятий и определений; на
конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Цели занятия (планируемые результаты):
 подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по
обществознанию;
 применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач.
Форма проведения: практикум.
План.
1. Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного
класса.
2. Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения.
3. Решение познавательных задач.
4.Организация диагностики результатов (методы входящей, промежуточной и итоговой
диагностики):
Обществознание. Типовые экзаменационные варианты ФИЛИ, О.А. Котова, Т.Е. Лискова
- М.
5.Библиографический список литературы.
1.Обществознание практикум. Подготовка к выполнению заданий часть 1-2. Е.Н.
Калачева - М., Издательство «Экзамен»
2. ЕГЭ- 2020. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся /
Котова О.А., Лискова Т.Е. - М.,

3. Конституция РФ
4. Декларация прав ребёнка.
5. Конвенция о правах ребёнка.
4. http://www.socionet.ru - Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.

5. http://www.ifap.ru - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России,
http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики: базы
данных, статистическая информация

6. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social - Обществознание
7. http://www.lenta.ru - актуальные новости общественной жизни.

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».