РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ САМОСОЗНАНИЯ»
ДЛЯ 1 КЛАССОВ
Разработала: педагог-психолог
МОУ ЦО «Открытие
Лазарева Е.В.
Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 уч. г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Конституцией Российской Федерации (от 12.12.1993 г., поправки от
04.07.2020г.);
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2013г. №273 – ФЗ (ред. от 04.08.2023)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
N 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня
2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.
Уставом МОУ ЦО «Открытие»
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение
социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам. С помощью различных игровых,
познавательных методов развивающего и психокоррекционного характера психолог
может помочь детям в их успешной адаптации. Первоклассники- это хоть ещё совсем
маленькие дети в самом начале своего пути, но уже серьёзные, послушные ученики.
Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий поможет
первокласснику освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на уроках
и сократить время прохождения адаптации.
Актуальность:
Программа обращена к теме психологического стимулирования и актуализации
процесса развития познавательной и социальной сферы первоклассников в условиях
адаптации к началу обучения в школе.
Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:
индивидуальных особенностей ребенка;
уровня готовности к школе;
степени развития социальных навыков.
Цель работы: психолого-педагогическое сопровождение
процесса, создание условий для развития и успешного обучения детей.
образовательного
В ходе проведения внеурочных занятий для первоклассников решаются
следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и
динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
-проводить психологическую диагностику сформированности универсальных
учебных действий школьников с целью выявления трудностей в обучении, поведении и
общении с педагогами и сверстниками;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
-повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого
ребенка.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологопедагогического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное
учреждение.
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия,
основная часть, разминка, заключительная часть, ритуал прощания.
Основные циклы сопровождения: готовность к обучению и адаптация в 1 классе.
Занятия
направлены
на
развитие
познавательной,
эмоциональной,
коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии;
успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих
способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие
эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации.
Данная
профилактическая
работа направлена на предупреждение
возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных
рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах
воспитания, обучения и развития, на работу по подготовке детей к школьному обучению.
Предлагаемый цикл занятий предполагает работу одновременно со всем
классом, так как занятия направлены на знакомство, создание в классе дружеской
атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей
друг с другом, развитие эмоционально- волевой сферы, нравственных представлений.
Планируемые результаты:
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
•
базовые
способности
к
самопознанию
и
познанию
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
• формирование положительного образа своего «Я»;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.
других;
Учебно-тематический план:
N п/п
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
БЛОК 1 «Первый раз в первый класс- всё получится у нас!»
1.
«Мы - дружный класс» (знакомство)
1
2.
«Я - ученик»
1
3.
«Я многое могу»
1
4.
«Я тебя понимаю» (эмпатия)
1
5.
«Игры для тебя и меня»
1
6.
«Узнать тебя лучше…»
1
7.
«В школе можно и нельзя»
1
8.
«Рисуем школу»
1
9.
«Я такой один» (самооценка)
1
10.
«Рисуем настроение» (релаксация, изучение эмоционального
настроя)
1
11. «Самый модный первоклассник»
1
12. «Как стать интересным»
1
БЛОК 2 «Дружба крепкая не сломается… »
13. «Мы вместе»
1
14. «Групповая картина»
1
15. «Кто есть кто?»
1
16. «Я первоклассник- и ты первоклассник»
1
17. «Самый вежливый класс»
1
18. «Откроем сердца друг другу»
1
19. «Любовь живёт в нас»
1
20. «К чему приводят конфликты?»
1
21. «Как правильно конфликтовать»
1
22. «Мои друзья в классе»
1
23. «Радость. Как её доставить другому человеку»
1
24. «Идем вместе в школьный путь»
1
БЛОК 3 «Я активно учусь! »
25. «Учимся думать и размышлять»
1
26. «Правила хорошего тона»
1
27. «Я иду к цели, я- молодец!»
1
28. «Моя учебная сила»
1
29. «Разные чувства»
1
30. «Мы мыслим креативно!»
1
31. «Хочу учиться!»
1
32. «Что такое хорошо и что такое плохо»
1
33. «Отметки в гости к нам»
1
34. «Итоговое занятие»
1
Итого:
34 часа
Методическое обеспечение:
1.
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных
способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 0 класс. -М.: Издательство РОСТ, 2012.
2.
Авторская программа Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий с
первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год.
3.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А.
Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. - 3-изд. - М.: Просвещение, 2011.
4.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского.
- 2 изд. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
5.
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность.
Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по
новым стандартам).
6.
Учебное пособие Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий
первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год
с
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)