РП внеурочная деятельность Основы самосознания для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ САМОСОЗНАНИЯ»
ДЛЯ 1 КЛАССОВ

Разработала: педагог-психолог
МОУ ЦО «Открытие
Лазарева Е.В.

Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 уч. г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:

Конституцией Российской Федерации (от 12.12.1993 г., поправки от
04.07.2020г.);

Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2013г. №273 – ФЗ (ред. от 04.08.2023)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
N 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня
2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.

Уставом МОУ ЦО «Открытие»
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение
социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам. С помощью различных игровых,
познавательных методов развивающего и психокоррекционного характера психолог
может помочь детям в их успешной адаптации. Первоклассники- это хоть ещё совсем
маленькие дети в самом начале своего пути, но уже серьёзные, послушные ученики.
Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий поможет
первокласснику освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на уроках
и сократить время прохождения адаптации.
Актуальность:
Программа обращена к теме психологического стимулирования и актуализации
процесса развития познавательной и социальной сферы первоклассников в условиях
адаптации к началу обучения в школе.
Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

индивидуальных особенностей ребенка;

уровня готовности к школе;

степени развития социальных навыков.
Цель работы: психолого-педагогическое сопровождение
процесса, создание условий для развития и успешного обучения детей.

образовательного

В ходе проведения внеурочных занятий для первоклассников решаются
следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и
динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
-проводить психологическую диагностику сформированности универсальных
учебных действий школьников с целью выявления трудностей в обучении, поведении и
общении с педагогами и сверстниками;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
-повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого
ребенка.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологопедагогического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное
учреждение.
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия,
основная часть, разминка, заключительная часть, ритуал прощания.

Основные циклы сопровождения: готовность к обучению и адаптация в 1 классе.
Занятия
направлены
на
развитие
познавательной,
эмоциональной,
коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии;
успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих
способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие
эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации.
Данная
профилактическая
работа направлена на предупреждение
возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных
рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах
воспитания, обучения и развития, на работу по подготовке детей к школьному обучению.
Предлагаемый цикл занятий предполагает работу одновременно со всем
классом, так как занятия направлены на знакомство, создание в классе дружеской
атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей
друг с другом, развитие эмоционально- волевой сферы, нравственных представлений.
Планируемые результаты:
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
•
базовые
способности
к
самопознанию
и
познанию
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
• формирование положительного образа своего «Я»;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.

других;

Учебно-тематический план:
N п/п

Тема занятия

Дата проведения

Кол-во часов

БЛОК 1 «Первый раз в первый класс- всё получится у нас!»
1.

«Мы - дружный класс» (знакомство)

1

2.

«Я - ученик»

1

3.

«Я многое могу»

1

4.

«Я тебя понимаю» (эмпатия)

1

5.

«Игры для тебя и меня»

1

6.

«Узнать тебя лучше…»

1

7.

«В школе можно и нельзя»

1

8.

«Рисуем школу»

1

9.

«Я такой один» (самооценка)

1

10.

«Рисуем настроение» (релаксация, изучение эмоционального
настроя)

1

11. «Самый модный первоклассник»

1

12. «Как стать интересным»

1

БЛОК 2 «Дружба крепкая не сломается… »
13. «Мы вместе»

1

14. «Групповая картина»

1

15. «Кто есть кто?»

1

16. «Я первоклассник- и ты первоклассник»

1

17. «Самый вежливый класс»

1

18. «Откроем сердца друг другу»

1

19. «Любовь живёт в нас»

1

20. «К чему приводят конфликты?»

1

21. «Как правильно конфликтовать»

1

22. «Мои друзья в классе»

1

23. «Радость. Как её доставить другому человеку»

1

24. «Идем вместе в школьный путь»

1

БЛОК 3 «Я активно учусь! »
25. «Учимся думать и размышлять»

1

26. «Правила хорошего тона»

1

27. «Я иду к цели, я- молодец!»

1

28. «Моя учебная сила»

1

29. «Разные чувства»

1

30. «Мы мыслим креативно!»

1

31. «Хочу учиться!»

1

32. «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

33. «Отметки в гости к нам»

1

34. «Итоговое занятие»

1

Итого:

34 часа

Методическое обеспечение:
1.
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных
способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 0 класс. -М.: Издательство РОСТ, 2012.
2.
Авторская программа Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий с
первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год.

3.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А.
Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. - 3-изд. - М.: Просвещение, 2011.
4.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского.
- 2 изд. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
5.
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность.
Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по
новым стандартам).
6.
Учебное пособие Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий
первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год

с

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.