РП внеурочная деятельность История письменности в России для 1 и 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ В РОССИИ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1,4 КЛАССОВ

Разработали учителя начальных классов: Пешкова К.С.
Шайдурова А.Н.

г. Комсомольск-на-Амуре
2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, требованиями к
основной образовательной программе начального общего образования, на основе программы
курса внеурочной деятельности «История письменности» для 1-4 классов ,Федерального закона
от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29 мая 2015 года № 996-р;
Рабочая программа предназначена для обучающихся начальных классов, имеющих
интерес к исторической деятельности.
Новые стандарты школьного исторического образования в качестве приоритетных
обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, исторического
мышления, но также овладение методами исторического познания, умение работать с
различными источниками исторической информации, развитие способностей использовать
приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Познавательный компонент содержит в себе ознакомление учащихся с основными
этапами развития культуры и письменности России посредством изучения возникновения и
развития письменности и книги, знакомство с самыми знаменитыми памятниками письменности
разных эпох, предметами и материалами письма.
Цель: развитие общей культуры обучающихся; расширение знаний об истории
письменности (от кириллицы до современного языка, от пергамента, берестяных грамот и
первых книг до современных электронных книг); углубление их интереса к истории становления
культуры, к самостоятельной познавательной и проектной деятельности.
Форма организации: факультатив «История письменности в России: от Древней Руси до
современности»; выполнение и защита мини-проектов, связанных с темой, например: «На чём
писали в Древней Руси», «Берестяные грамоты и современные sms-сообщения: в чём сходство
и различия», «Первый русский букварь», «Русские летописи» и д.р.
Планирование и организация внеурочных занятий
Наиболее целесообразной формой планирования и организации при прохождении
курса «История письменности в России: от Древней Руси до
современности» представляется тематический блок (модуль). Тематика и содержание занятий
включает три блока (два основных и один дополнительный):

1. История развития письменности в культуре;
2. История книги: от рукописи до печатного станка;
3. Материалы для дополнительного чтения.
Содержание курса
Первый тематический блок - 16 тем.
История возникновения и развития письменности от первых попыток
древнего человека передачи информации до изобретения буквенно-звукового
письма. Виды предметного и рисунчатого письма. Материалы для письма (папирус,
пергамен, шелк, бумага).
Второй тематический блок - 18 тем.
Развитием письма и книжного дела от первых рукописных книг до
изобретения печатного станка. Руническое письмо. Славянские просветители и
славянские азбуки. Берестяные грамоты. Русские книжники. Счет и арабские
цифры. Иван Федоров.
Третий тематический блок - тексты для дополнительного чтения.
Очерки о самых знаменитых книгах, знакомство с понятием
«исторический источник», ссылки на web-сайты, посвященные темам курса.
Содержание курса раскрывается на основе текстового материала с подбором
иллюстративного ряда, использования ИКТ, контроль знаний осуществляется
заданиями и различными типами тестов (множественный выбор, вложенные
ответы). По итогам курса проводится контрольная работа по материалам двух
блоков.
УУД
Предметные: формирование основ гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, овладение
целостными представлениями об историческом пути книги, умения изучать,
систематизировать информацию из различных источников, умение работать с
разными источниками информациями, развитие умений искать, анализировать,
сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о
событиях и явлениях прошлого.
Метапредметные: умение определять понятия, устанавливать аналогии,
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий,
умение
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение, умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, умениями работать с внешкольной информацией.
Личностные: формирование целостного мировоззрения. формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре,
религии, традициям, понимание культурного многообразия народов России,
уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
На реализацию рабочей программы курса внеурочной деятельности«В мире
профессий» в 1-м классе отводится 33 часа, в 1 классе (1 раз в неделю), в 4 классе – 34
часа в год (1 раз в неделю)

Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
В соответствии с ООП ООО в основе программы внеурочной деятельности по
истории лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении
учащихся в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках
программы.
Курс «Введение в историю» активизирует мыслительную деятельность младших
школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному
восприятию окружающего мира.
Изложение истории происходит от близкого и понятного в глубь времени и в
ширь пространства. Программа создает условия для более глубокого и вдумчивого
изучения истории, она готовить к восприятию и пониманию многообразия исторических
явлений.
В курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не
как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс
ориентирован не на запоминание учеником информации, а на активное участие самих
школьников в процессе ее приобретения.
В рабочей программе

показываются и изучаются события истории через

деяния людей, дается начальное представление о культуре прошлого: книгопечатание,
живописи, архитектуре, музыке, рассказывая об их создателях. Даются краткие сведения о
религиях мира, решая тем самым задачу – воспитывать уважение к культуре и традициям
прошлого. Рабочая программа построена на материале отечественной истории.
Формы организации занятий могут быть разнообразными и включать в себя как
занятия в классе, так и экскурсии, походы в музей, что развивает интеллект, и сферу
чувств младшего школьника.
Структура занятия может включать несколько взаимосвязанных по темам, но
различных по типу деятельности частей. Работа по темам идет устно, что способствует
обучению навыков общения, развитию речи и образного мышления младших школьников.
Место курса «Введение в историю» в учебном плане
Рабочая программа по истории рассчитана на 35 часов. Из расчёта 1 час в неделю.
Основные требования к знаниям, умениям
и навыкам.
Учащиеся должны знать:
 Историю возникновения времени, механизмы, измеряющие время
 Историю своей родословной
 Древнее происхождение и значение некоторых имен

 Отличие исторической карты от географической
 Название историю своего села, города, столицы
 Историю вещей, предметов одежды
 Историю возникновения Российского герба, флага, монет
 Историю возникновения письменности на Руси, первых книгопечатников,
историю алфавита.
 Известных археологов и современные раскопки
 Учащиеся должны уметь:
 Пользоваться единицами времени
 Составлять свое генеалогическое древо
 Пользоваться географической картой
 Читать историческую и географическую карты с приведенными условными
обозначениями
 Находить на карте свое село, административный и областной центры,
столицу
 Выделять архитектурные памятники из общего числа строений города, села
 Различать герб, флаг России.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов
всего теория практи
ка

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://dzen.ru/list/edu
cation/prezentaciiadrevnie-pismena-1klass-poznanie-mira
https://infourok.ru/pre
zentaciya-na-temuvozniknoveniepismennosti-klass3771022.html
https://infourok.ru/pre
zentaciya-urok-pismadrevnie-pismena4927161.html
https://infourok.ru/pre
zentaciya-vsenachalos-otuzelkovogo-pismadlya-bibliotechnogouroka-6285413.html
https://multiurok.ru/fil
es/prezentatsiia-kuroku-estestvoznaniiana-temu-zv-1.html
https://www.krugosvet
.ru/enc/gumanitarnye_
nauki/lingvistika/PIS
MO.html

1

Вводный урок

1

2

История
письменности

1

3

Предметное
письмо

1

1

4

Узелковое письмо

1

1

5

Звуки и сигналы

1

1

6

Письмо
рисунками
(пиктограммы,
идеограмы,
иероглифы,
клинопись)
«На чём писали
в Древней
Руси»
Солунские
братья: Кирилл
и Мефодий

1

1

7

8

1

1

1

1

1

1

Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы
1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6

1,2,6

2,4,8

2,4,8

https://www.youtube.c 2,4,8
om/watch?v=6LS_21x
jwtU
https://infourok.ru/prez 2,4,8
entaciya-politeraturnomuchteniyu-kirill-i-

9

Создание
кириллицы

1

1

10

Загадки
глаголицы

1

1

11

Создание
записей на
старорусской
кириллице
Типы
древнерусского
письма: устав,
полуустав

1

1

«Нужные» и
«ненужные»
буквы
У истоков
славянской
азбуки.
«Черты» и
«резы»
Руны и Древняя
Русь.
«Велесова Книга»

1

16

История книги

1

1

17

Книги и
библиотеки
Древней Руси

1

1

18

Книги и
библиотеки
Древней Руси

1

1

19

Изобретение
книгопечатания

1

12

13

14

15

1

1

1

1

1

1

1

1

mefodij-pervouchitelislavyanskie-1-klass5573781.html
https://dzen.ru/list/edu 2,4,8
cation/glagolitca-ikirillitca-istoriiasozdaniia-kratko
https://infourok.ru/uro 1,2,3,6
k-zagadki-slavyanskojpismennosti5614555.html
https://www.youtube.c 1,2,3,6
om/watch?v=y2I9tg_h
MJk
https://infourok.ru/prez 1,2,3,6
entaciya-na-temu-kaksozdavalis-rukopisnyeknigi-v-drevnej-rusi4696897.html
https://www.youtube.c 1,2,3,6
om/watch?v=drAhbnB
0RsE
https://www.pravda3,6
tv.ru/2008/12/20/294/c
herty-i-rezy-pismennost-drevnih-sla
https://infourok.ru/pre 3,4,5,6,7
zentaciya_o_verovanii
_slavyan_velesova_kn
iga-154059.htm
http://www.myshared.r 3,4,5,6,7
u/slide/1165936/
https://infourok.ru/pre 3,4,5,6,7
zentaciya-politerature-na-temubiblioteki-na-rusi2442600.html
https://infourok.ru/prez 1,6,8
entaciya-po-literaturena-temu-biblioteki-narusi-2442600.html
https://infourok.ru/prez 1,2,6
entaciya-na-temu-

20

Изобретение
книгопечатания

1

1

21

Знаки, буквы и
счет

1

1

22

Азбучная
Молитва

1

1

23

«Русские
летописи»
«Русские
летописи»
«Первый русский
букварь»

1

1

26

Памятники
древнеславянской
письменности

1

27

Памятники
древнеславянской
письменности

1

1

1

1

1

1

1

1

24
25

28

29

30

31

Современная
русская
письменность
Значение и
развитие
письменности
сегодня
«Берестяные
грамоты и
современные
smsсообщения: в чём
сходство и
различия»
День славянской
письменности

1

1

1

1

1

1

1

knigopechatanie1429471.html
https://www.youtube.c
om/watch?v=NbEFEP
UPCLc
https://www.youtube.c
om/watch?v=6X65Nq
yrkjY
https://www.youtube.c
om/watch?v=owJ_ZV
VEiio
http://www.myshared.r
u/slide/879666/
http://www.myshared.r
u/slide/879666/
https://nsportal.ru/nach
alnayashkola/chtenie/2011/01
/31/pervyy-bukvar
https://infourok.ru/prez
entaciya-pamyatnikipismennosti-nastaroslavyanskomyazike-2030618.html
https://infourok.ru/prez
entaciya-pamyatnikipismennosti-nastaroslavyanskomyazike-2030618.html
https://pptonline.org/226258

1,2,6

1,2,6

1,2,3,6,7

1,2,3,6,7
1,2,3,6,7
1,2,3,6,7

1,3,4,6,7

1,3,4,6,7

1,2,6,7

https://infourok.ru/prez 1,2,6,7
entaciya-istoriyarazvitiya-pismennosti5558033.html
https://www.youtube.c 1,2,6,7
om/watch?v=aglWfg7
kp2c

https://infourok.ru/pre
zentaciya-na-temuistoriya-pismennosti-

1,2,6,7

496616.html
32
33

Выполнение
1
творческих работ
Итоговое занятие 1

1
1

1,2,6,7
https://www.youtube.c
om/watch?v=uQprEJ2
Kh-k

1,2,3,6,8

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

1
2

3

4

Количество часов
всего теория практи
ка

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Что такое
история?
Как историки
узнают о далеком
прошлом людей?
Археологияпомощница
истории

1

https://pptonline.org/219184
https://урок.рф/presen
tation/36176.html

1

1

https://multiurok.ru/fil
es/arkhieologhiiapomoshchnitsa-istorii1.html?reg=ok

Восточные
славяне

1

1

https://yandex.ru/video 1,2,6
/preview/1041872593
9497838641

1

1

1

Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы
1,2,6,7,8
1,2,6,7,8

1,2,6

5

В каких богов
верили славяне

1

1

https://nsportal.ru/shko 2,4,8
la/istoriya/library/2016
/04/10/bogi-drevnihslavyan-prezentatsiyak-uroku

6

Славяне и их
соседи

1

1

https://multiurok.ru/in
dex.php/files/prezentat
siia-dlia-6-klassavostochnye-slavianei.html

2,4,8

7

8

Былиныисточник знаний
о Древней Руси
Что рассказали
былины о
занятиях
русских людей?

1

1

1

1

Обобщающее
занятие по теме
«Восточные
славяне. Древняя
Русь 9-10 в.в.»
Крещение Руси

1

1

1

1

11

Развитие
письменности
на Руси

1

1

12

Летописи и
летописцы

1

9

10

1

13

Упадок Др.Руси

1

14

Обобщающее
занятие по теме
«Расцвет и
упадок Древней
Руси 10-12 в.в.»
СевероВосточная Русь.
Основание
Москвы и Н.Новгорода
Нашествие
полчищ Батыя
на Русь

1

1

1

1

15

16

1

1

1

https://yandex.ru/video 2,4,8
/preview/30235552014
03297218
https://shareslide.ru/de 2,4,8
tskieprezentatsii/prezentatsi
ya-k-uroku-istoriidlya-4
https://yandex.ru/video 2,4,8
/preview/51171729182
70940416

https://uchitelya.com/i
storiya/205438prezentaciyakreschenie-rusi-i-egoznachenie.html
https://infourok.ru/pre
zentaciya-po-istoriivozniknoveniepismennosti-na-rusi3101283.html
https://uchitelya.com/li
teratura/102434prezentaciya-letopisi4-klass.html
https://shareslide.ru/de
tskieprezentatsii/prezentatsi
ya-po-rodnoy-istoriina-temu
https://yandex.ru/video
/preview/1485869343
2248003413

1,2,3,6

https://www.youtube.c
om/watch?v=qJSToc2
JX1k

3,4,5,6,7

1,2,3,6

1,2,3,6

1,2,3,6

3,6

https://uchitelya.com/o 3,4,5,6,7
kruzhayuschiymir/64586prezentaciya-

nashestvie-hanabatyya-na-rus-4klass.html
17

Борьба
Новгорода со
швед. И немец.
захватчиками

1

1

18

Монгольское иго
и борьба Руси
против него

1

1

19

Куликовская
битва.

1

20

21

22
23

24

Обобщающее
занятие по теме
«Раздробленност
ь Руси и борьба с
иноземными
завоевателями»
Возвышение
Москвы и
образование
единого
Русcкого
государства
Дворяне и
духовенство
Крестьяне,
ремесленники и
купцы
Москва – столица
Русcкого
государства

1

https://shareslide.ru/de 3,4,5,6,7
tskieprezentatsii/prezentatsi
ya-k-uroku-istorii-4klass
https://infourok.ru/pre 1,6,8
zentaciya-po-rodnoyistorii-na-temumongolskoe-igo-iborba-rusi-protivnego-1946827.html
https://nsportal.ru/nach 1,2,6
alnayashkola/okruzhayushchi
imir/2016/03/14/prezen
tatsiya-kulikovskayabitva-4-klass
https://www.youtube.c 1,2,6
om/watch?v=FqUBuch
EZSA

1

1

1

1

https://infourok.ru/pre 1,2,6
zentaciya-pookruzhayuschemumiru-na-temuvozvishenie-moskvi-vv-klass-2329476.html
https://ok.ru/video/268 1,2,3,6,7
3402916203
https://ppt1,2,3,6,7
online.org/274454

1

https://uchitelya.com/n 1,2,3,6,7
achalnayashkola/197543prezentaciya-moskvastolica-rossiyskogogosudarstva.html

1

1

1

1

1

25

События 16 в.
Иван Грозный

1

1

26

«Бунташный век» 1

27

Обобщающее
занятие
«Московская
Русь 14-17 вв.»

1

1

28

Как Россия стала
империей

1

1

29

Петровские
преобразования

1

1

30

Екатерина II и
ее время

1

1

31

Отечественная
война 1812 г.

1

32

33

34

Как было
отменено
крепостное право
Россия после
отмены креп.
права

1

1

1

1

Итоговое занятие 1

1

https://www.youtube.c
om/watch?v=kpgpXtgJpY
https://infourok.ru/prez
entaciya-buntashniyvek-1766441.html
https://nsportal.ru/npospo/gumanitarnyenauki/library/2018/05/
29/ot-rusi-k-rossiiistoriya-rossii-s-viiipo-xix-veka
https://findslide.org/ok
ruzhayushchiymir/564548prezentatsiya-k-urokuokruzhayushchegomira-nachalo-1
https://prezentacii.org/
prezentacii/prezentacii
-po-istorii/109933petrovskiepreobrazovanija.html
https://uchitelya.com/i
storiya/24027prezentaciyaekaterina-ii-17621796-gg.html

1,2,3,6,7

1,3,4,6,7

1,3,4,6,7

1,2,6,7

1,2,6,7

1,2,6,7

https://infourok.ru/prez 1,2,6,7
entaciya-po-istorii-natemu-otechestvennayavoyna-g-klass3074423.html
https://www.youtube.c 1,2,6,7
om/watch?v=buOb_gf
gz8I
https://infourok.ru/pre
zentaciya-kurokurossiya-posleotmeni-krepostnogoprava-klass2020132.html
https://infourok.ru/uro 1,2,3,6,8
k-otmenakrepostnogo-prava-v-

rossii-6196660.html

Литература:
1. Алдер Г. НЛП: современные технологии. – СПб., Питер, 2001.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М.,
«Ось-89», 2000.
3. Анащенкова С.В. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы.
М., Просвещение, 2011.
4. Гобова Е.С. Речь, словесность, письменность.- М., АГРАФ, 1997.
5. Гобова Е.С. Понимать детей – дело интересное. –М., Аграф, 1997.
6. Данилова Г.И. Изложение с языковым разбором текста // Начальная школа 1980,
№ 5 с.24.
7. Заика Е.В. Игры для формирования внутреннего плана действий // Вопросы
психологии, 1994, № 5, с.60.
8. Морозова И. Д. Выборочное изложение // Начальная школа №12 - 1980
9. Методические указания к факультативному курсу Теория и практика сочинений
разных жанров - М., 1977.
10. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т А. Ладыженской. М., 1980.
11. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., ТЦ Сфера, 2000.
12. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. – М.,
«КСП+», 2003.
13. Ллойд Л. Школьная магия // серия «НЛП в педагогике», 1994.
14. Львова М.Е Обучение сжатому изложению // Начальная школа № 12-1979.
15. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.- М., Дидакт 1993.
16. Львов М.Р. Методика развития связной речи младших школьников. - М., 1985.
17. Львов М.Р. Речь. - М., 1984.
18. Львов М.Р. Методика развития связной речи младших школьников. - М., 1985.
19. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных
классах. – М., Просвещение, 1967.
20. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной
школе: Учебное пособие. –М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.
Занкова: Изд. Оникс, 2010.
21. Немов Р.С. Психология, т.3. - М., Просвещение,1985.
22. Осмысление работы с одаренными детьми / под.ред. И.Н. Тоболкиной.- Томск:
Курсив, 1999.
23. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского
языка: Пособие для учителя. - М., 1984.
24. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. –
М., АСТ: Астрель, 2005.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.