РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ В РОССИИ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1,4 КЛАССОВ
Разработали учителя начальных классов: Пешкова К.С.
Шайдурова А.Н.
г. Комсомольск-на-Амуре
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, требованиями к
основной образовательной программе начального общего образования, на основе программы
курса внеурочной деятельности «История письменности» для 1-4 классов ,Федерального закона
от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29 мая 2015 года № 996-р;
Рабочая программа предназначена для обучающихся начальных классов, имеющих
интерес к исторической деятельности.
Новые стандарты школьного исторического образования в качестве приоритетных
обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, исторического
мышления, но также овладение методами исторического познания, умение работать с
различными источниками исторической информации, развитие способностей использовать
приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Познавательный компонент содержит в себе ознакомление учащихся с основными
этапами развития культуры и письменности России посредством изучения возникновения и
развития письменности и книги, знакомство с самыми знаменитыми памятниками письменности
разных эпох, предметами и материалами письма.
Цель: развитие общей культуры обучающихся; расширение знаний об истории
письменности (от кириллицы до современного языка, от пергамента, берестяных грамот и
первых книг до современных электронных книг); углубление их интереса к истории становления
культуры, к самостоятельной познавательной и проектной деятельности.
Форма организации: факультатив «История письменности в России: от Древней Руси до
современности»; выполнение и защита мини-проектов, связанных с темой, например: «На чём
писали в Древней Руси», «Берестяные грамоты и современные sms-сообщения: в чём сходство
и различия», «Первый русский букварь», «Русские летописи» и д.р.
Планирование и организация внеурочных занятий
Наиболее целесообразной формой планирования и организации при прохождении
курса «История письменности в России: от Древней Руси до
современности» представляется тематический блок (модуль). Тематика и содержание занятий
включает три блока (два основных и один дополнительный):
1. История развития письменности в культуре;
2. История книги: от рукописи до печатного станка;
3. Материалы для дополнительного чтения.
Содержание курса
Первый тематический блок - 16 тем.
История возникновения и развития письменности от первых попыток
древнего человека передачи информации до изобретения буквенно-звукового
письма. Виды предметного и рисунчатого письма. Материалы для письма (папирус,
пергамен, шелк, бумага).
Второй тематический блок - 18 тем.
Развитием письма и книжного дела от первых рукописных книг до
изобретения печатного станка. Руническое письмо. Славянские просветители и
славянские азбуки. Берестяные грамоты. Русские книжники. Счет и арабские
цифры. Иван Федоров.
Третий тематический блок - тексты для дополнительного чтения.
Очерки о самых знаменитых книгах, знакомство с понятием
«исторический источник», ссылки на web-сайты, посвященные темам курса.
Содержание курса раскрывается на основе текстового материала с подбором
иллюстративного ряда, использования ИКТ, контроль знаний осуществляется
заданиями и различными типами тестов (множественный выбор, вложенные
ответы). По итогам курса проводится контрольная работа по материалам двух
блоков.
УУД
Предметные: формирование основ гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, овладение
целостными представлениями об историческом пути книги, умения изучать,
систематизировать информацию из различных источников, умение работать с
разными источниками информациями, развитие умений искать, анализировать,
сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о
событиях и явлениях прошлого.
Метапредметные: умение определять понятия, устанавливать аналогии,
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий,
умение
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение, умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, умениями работать с внешкольной информацией.
Личностные: формирование целостного мировоззрения. формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре,
религии, традициям, понимание культурного многообразия народов России,
уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
На реализацию рабочей программы курса внеурочной деятельности«В мире
профессий» в 1-м классе отводится 33 часа, в 1 классе (1 раз в неделю), в 4 классе – 34
часа в год (1 раз в неделю)
Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
В соответствии с ООП ООО в основе программы внеурочной деятельности по
истории лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении
учащихся в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках
программы.
Курс «Введение в историю» активизирует мыслительную деятельность младших
школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному
восприятию окружающего мира.
Изложение истории происходит от близкого и понятного в глубь времени и в
ширь пространства. Программа создает условия для более глубокого и вдумчивого
изучения истории, она готовить к восприятию и пониманию многообразия исторических
явлений.
В курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не
как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс
ориентирован не на запоминание учеником информации, а на активное участие самих
школьников в процессе ее приобретения.
В рабочей программе
показываются и изучаются события истории через
деяния людей, дается начальное представление о культуре прошлого: книгопечатание,
живописи, архитектуре, музыке, рассказывая об их создателях. Даются краткие сведения о
религиях мира, решая тем самым задачу – воспитывать уважение к культуре и традициям
прошлого. Рабочая программа построена на материале отечественной истории.
Формы организации занятий могут быть разнообразными и включать в себя как
занятия в классе, так и экскурсии, походы в музей, что развивает интеллект, и сферу
чувств младшего школьника.
Структура занятия может включать несколько взаимосвязанных по темам, но
различных по типу деятельности частей. Работа по темам идет устно, что способствует
обучению навыков общения, развитию речи и образного мышления младших школьников.
Место курса «Введение в историю» в учебном плане
Рабочая программа по истории рассчитана на 35 часов. Из расчёта 1 час в неделю.
Основные требования к знаниям, умениям
и навыкам.
Учащиеся должны знать:
Историю возникновения времени, механизмы, измеряющие время
Историю своей родословной
Древнее происхождение и значение некоторых имен
Отличие исторической карты от географической
Название историю своего села, города, столицы
Историю вещей, предметов одежды
Историю возникновения Российского герба, флага, монет
Историю возникновения письменности на Руси, первых книгопечатников,
историю алфавита.
Известных археологов и современные раскопки
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться единицами времени
Составлять свое генеалогическое древо
Пользоваться географической картой
Читать историческую и географическую карты с приведенными условными
обозначениями
Находить на карте свое село, административный и областной центры,
столицу
Выделять архитектурные памятники из общего числа строений города, села
Различать герб, флаг России.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы
Количество часов
всего теория практи
ка
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://dzen.ru/list/edu
cation/prezentaciiadrevnie-pismena-1klass-poznanie-mira
https://infourok.ru/pre
zentaciya-na-temuvozniknoveniepismennosti-klass3771022.html
https://infourok.ru/pre
zentaciya-urok-pismadrevnie-pismena4927161.html
https://infourok.ru/pre
zentaciya-vsenachalos-otuzelkovogo-pismadlya-bibliotechnogouroka-6285413.html
https://multiurok.ru/fil
es/prezentatsiia-kuroku-estestvoznaniiana-temu-zv-1.html
https://www.krugosvet
.ru/enc/gumanitarnye_
nauki/lingvistika/PIS
MO.html
1
Вводный урок
1
2
История
письменности
1
3
Предметное
письмо
1
1
4
Узелковое письмо
1
1
5
Звуки и сигналы
1
1
6
Письмо
рисунками
(пиктограммы,
идеограмы,
иероглифы,
клинопись)
«На чём писали
в Древней
Руси»
Солунские
братья: Кирилл
и Мефодий
1
1
7
8
1
1
1
1
1
1
Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы
1,2,6,7,8
1,2,6,7,8
1,2,6
1,2,6
2,4,8
2,4,8
https://www.youtube.c 2,4,8
om/watch?v=6LS_21x
jwtU
https://infourok.ru/prez 2,4,8
entaciya-politeraturnomuchteniyu-kirill-i-
9
Создание
кириллицы
1
1
10
Загадки
глаголицы
1
1
11
Создание
записей на
старорусской
кириллице
Типы
древнерусского
письма: устав,
полуустав
1
1
«Нужные» и
«ненужные»
буквы
У истоков
славянской
азбуки.
«Черты» и
«резы»
Руны и Древняя
Русь.
«Велесова Книга»
1
16
История книги
1
1
17
Книги и
библиотеки
Древней Руси
1
1
18
Книги и
библиотеки
Древней Руси
1
1
19
Изобретение
книгопечатания
1
12
13
14
15
1
1
1
1
1
1
1
1
mefodij-pervouchitelislavyanskie-1-klass5573781.html
https://dzen.ru/list/edu 2,4,8
cation/glagolitca-ikirillitca-istoriiasozdaniia-kratko
https://infourok.ru/uro 1,2,3,6
k-zagadki-slavyanskojpismennosti5614555.html
https://www.youtube.c 1,2,3,6
om/watch?v=y2I9tg_h
MJk
https://infourok.ru/prez 1,2,3,6
entaciya-na-temu-kaksozdavalis-rukopisnyeknigi-v-drevnej-rusi4696897.html
https://www.youtube.c 1,2,3,6
om/watch?v=drAhbnB
0RsE
https://www.pravda3,6
tv.ru/2008/12/20/294/c
herty-i-rezy-pismennost-drevnih-sla
https://infourok.ru/pre 3,4,5,6,7
zentaciya_o_verovanii
_slavyan_velesova_kn
iga-154059.htm
http://www.myshared.r 3,4,5,6,7
u/slide/1165936/
https://infourok.ru/pre 3,4,5,6,7
zentaciya-politerature-na-temubiblioteki-na-rusi2442600.html
https://infourok.ru/prez 1,6,8
entaciya-po-literaturena-temu-biblioteki-narusi-2442600.html
https://infourok.ru/prez 1,2,6
entaciya-na-temu-
20
Изобретение
книгопечатания
1
1
21
Знаки, буквы и
счет
1
1
22
Азбучная
Молитва
1
1
23
«Русские
летописи»
«Русские
летописи»
«Первый русский
букварь»
1
1
26
Памятники
древнеславянской
письменности
1
27
Памятники
древнеславянской
письменности
1
1
1
1
1
1
1
1
24
25
28
29
30
31
Современная
русская
письменность
Значение и
развитие
письменности
сегодня
«Берестяные
грамоты и
современные
smsсообщения: в чём
сходство и
различия»
День славянской
письменности
1
1
1
1
1
1
1
knigopechatanie1429471.html
https://www.youtube.c
om/watch?v=NbEFEP
UPCLc
https://www.youtube.c
om/watch?v=6X65Nq
yrkjY
https://www.youtube.c
om/watch?v=owJ_ZV
VEiio
http://www.myshared.r
u/slide/879666/
http://www.myshared.r
u/slide/879666/
https://nsportal.ru/nach
alnayashkola/chtenie/2011/01
/31/pervyy-bukvar
https://infourok.ru/prez
entaciya-pamyatnikipismennosti-nastaroslavyanskomyazike-2030618.html
https://infourok.ru/prez
entaciya-pamyatnikipismennosti-nastaroslavyanskomyazike-2030618.html
https://pptonline.org/226258
1,2,6
1,2,6
1,2,3,6,7
1,2,3,6,7
1,2,3,6,7
1,2,3,6,7
1,3,4,6,7
1,3,4,6,7
1,2,6,7
https://infourok.ru/prez 1,2,6,7
entaciya-istoriyarazvitiya-pismennosti5558033.html
https://www.youtube.c 1,2,6,7
om/watch?v=aglWfg7
kp2c
https://infourok.ru/pre
zentaciya-na-temuistoriya-pismennosti-
1,2,6,7
496616.html
32
33
Выполнение
1
творческих работ
Итоговое занятие 1
1
1
1,2,6,7
https://www.youtube.c
om/watch?v=uQprEJ2
Kh-k
1,2,3,6,8
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы
1
2
3
4
Количество часов
всего теория практи
ка
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Что такое
история?
Как историки
узнают о далеком
прошлом людей?
Археологияпомощница
истории
1
https://pptonline.org/219184
https://урок.рф/presen
tation/36176.html
1
1
https://multiurok.ru/fil
es/arkhieologhiiapomoshchnitsa-istorii1.html?reg=ok
Восточные
славяне
1
1
https://yandex.ru/video 1,2,6
/preview/1041872593
9497838641
1
1
1
Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы
1,2,6,7,8
1,2,6,7,8
1,2,6
5
В каких богов
верили славяне
1
1
https://nsportal.ru/shko 2,4,8
la/istoriya/library/2016
/04/10/bogi-drevnihslavyan-prezentatsiyak-uroku
6
Славяне и их
соседи
1
1
https://multiurok.ru/in
dex.php/files/prezentat
siia-dlia-6-klassavostochnye-slavianei.html
2,4,8
7
8
Былиныисточник знаний
о Древней Руси
Что рассказали
былины о
занятиях
русских людей?
1
1
1
1
Обобщающее
занятие по теме
«Восточные
славяне. Древняя
Русь 9-10 в.в.»
Крещение Руси
1
1
1
1
11
Развитие
письменности
на Руси
1
1
12
Летописи и
летописцы
1
9
10
1
13
Упадок Др.Руси
1
14
Обобщающее
занятие по теме
«Расцвет и
упадок Древней
Руси 10-12 в.в.»
СевероВосточная Русь.
Основание
Москвы и Н.Новгорода
Нашествие
полчищ Батыя
на Русь
1
1
1
1
15
16
1
1
1
https://yandex.ru/video 2,4,8
/preview/30235552014
03297218
https://shareslide.ru/de 2,4,8
tskieprezentatsii/prezentatsi
ya-k-uroku-istoriidlya-4
https://yandex.ru/video 2,4,8
/preview/51171729182
70940416
https://uchitelya.com/i
storiya/205438prezentaciyakreschenie-rusi-i-egoznachenie.html
https://infourok.ru/pre
zentaciya-po-istoriivozniknoveniepismennosti-na-rusi3101283.html
https://uchitelya.com/li
teratura/102434prezentaciya-letopisi4-klass.html
https://shareslide.ru/de
tskieprezentatsii/prezentatsi
ya-po-rodnoy-istoriina-temu
https://yandex.ru/video
/preview/1485869343
2248003413
1,2,3,6
https://www.youtube.c
om/watch?v=qJSToc2
JX1k
3,4,5,6,7
1,2,3,6
1,2,3,6
1,2,3,6
3,6
https://uchitelya.com/o 3,4,5,6,7
kruzhayuschiymir/64586prezentaciya-
nashestvie-hanabatyya-na-rus-4klass.html
17
Борьба
Новгорода со
швед. И немец.
захватчиками
1
1
18
Монгольское иго
и борьба Руси
против него
1
1
19
Куликовская
битва.
1
20
21
22
23
24
Обобщающее
занятие по теме
«Раздробленност
ь Руси и борьба с
иноземными
завоевателями»
Возвышение
Москвы и
образование
единого
Русcкого
государства
Дворяне и
духовенство
Крестьяне,
ремесленники и
купцы
Москва – столица
Русcкого
государства
1
https://shareslide.ru/de 3,4,5,6,7
tskieprezentatsii/prezentatsi
ya-k-uroku-istorii-4klass
https://infourok.ru/pre 1,6,8
zentaciya-po-rodnoyistorii-na-temumongolskoe-igo-iborba-rusi-protivnego-1946827.html
https://nsportal.ru/nach 1,2,6
alnayashkola/okruzhayushchi
imir/2016/03/14/prezen
tatsiya-kulikovskayabitva-4-klass
https://www.youtube.c 1,2,6
om/watch?v=FqUBuch
EZSA
1
1
1
1
https://infourok.ru/pre 1,2,6
zentaciya-pookruzhayuschemumiru-na-temuvozvishenie-moskvi-vv-klass-2329476.html
https://ok.ru/video/268 1,2,3,6,7
3402916203
https://ppt1,2,3,6,7
online.org/274454
1
https://uchitelya.com/n 1,2,3,6,7
achalnayashkola/197543prezentaciya-moskvastolica-rossiyskogogosudarstva.html
1
1
1
1
1
25
События 16 в.
Иван Грозный
1
1
26
«Бунташный век» 1
27
Обобщающее
занятие
«Московская
Русь 14-17 вв.»
1
1
28
Как Россия стала
империей
1
1
29
Петровские
преобразования
1
1
30
Екатерина II и
ее время
1
1
31
Отечественная
война 1812 г.
1
32
33
34
Как было
отменено
крепостное право
Россия после
отмены креп.
права
1
1
1
1
Итоговое занятие 1
1
https://www.youtube.c
om/watch?v=kpgpXtgJpY
https://infourok.ru/prez
entaciya-buntashniyvek-1766441.html
https://nsportal.ru/npospo/gumanitarnyenauki/library/2018/05/
29/ot-rusi-k-rossiiistoriya-rossii-s-viiipo-xix-veka
https://findslide.org/ok
ruzhayushchiymir/564548prezentatsiya-k-urokuokruzhayushchegomira-nachalo-1
https://prezentacii.org/
prezentacii/prezentacii
-po-istorii/109933petrovskiepreobrazovanija.html
https://uchitelya.com/i
storiya/24027prezentaciyaekaterina-ii-17621796-gg.html
1,2,3,6,7
1,3,4,6,7
1,3,4,6,7
1,2,6,7
1,2,6,7
1,2,6,7
https://infourok.ru/prez 1,2,6,7
entaciya-po-istorii-natemu-otechestvennayavoyna-g-klass3074423.html
https://www.youtube.c 1,2,6,7
om/watch?v=buOb_gf
gz8I
https://infourok.ru/pre
zentaciya-kurokurossiya-posleotmeni-krepostnogoprava-klass2020132.html
https://infourok.ru/uro 1,2,3,6,8
k-otmenakrepostnogo-prava-v-
rossii-6196660.html
Литература:
1. Алдер Г. НЛП: современные технологии. – СПб., Питер, 2001.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М.,
«Ось-89», 2000.
3. Анащенкова С.В. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы.
М., Просвещение, 2011.
4. Гобова Е.С. Речь, словесность, письменность.- М., АГРАФ, 1997.
5. Гобова Е.С. Понимать детей – дело интересное. –М., Аграф, 1997.
6. Данилова Г.И. Изложение с языковым разбором текста // Начальная школа 1980,
№ 5 с.24.
7. Заика Е.В. Игры для формирования внутреннего плана действий // Вопросы
психологии, 1994, № 5, с.60.
8. Морозова И. Д. Выборочное изложение // Начальная школа №12 - 1980
9. Методические указания к факультативному курсу Теория и практика сочинений
разных жанров - М., 1977.
10. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т А. Ладыженской. М., 1980.
11. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., ТЦ Сфера, 2000.
12. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. – М.,
«КСП+», 2003.
13. Ллойд Л. Школьная магия // серия «НЛП в педагогике», 1994.
14. Львова М.Е Обучение сжатому изложению // Начальная школа № 12-1979.
15. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.- М., Дидакт 1993.
16. Львов М.Р. Методика развития связной речи младших школьников. - М., 1985.
17. Львов М.Р. Речь. - М., 1984.
18. Львов М.Р. Методика развития связной речи младших школьников. - М., 1985.
19. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных
классах. – М., Просвещение, 1967.
20. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной
школе: Учебное пособие. –М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.
Занкова: Изд. Оникс, 2010.
21. Немов Р.С. Психология, т.3. - М., Просвещение,1985.
22. Осмысление работы с одаренными детьми / под.ред. И.Н. Тоболкиной.- Томск:
Курсив, 1999.
23. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского
языка: Пособие для учителя. - М., 1984.
24. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. –
М., АСТ: Астрель, 2005.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)