Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
(МОУ ЦО «Открытие»)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Пресс-центра «Центр. ру»
(технической направленности)
Возраст обучающихся:10 -13 лет
Продолжительность реализации: 2 года
Автор - составитель: педагог-организатор
Проценко Мария Павловна
г. Комсомольск-на-Амуре, 2021 год
1
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы основывается на необходимом в современном обществе
умении ориентироваться во множественных информационных потоках, с которыми, в том
числе, сталкивается ребенок.
Информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может
обуславливать ту или иную интерпретацию им событий окружающей жизни; формировать
его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного
процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в информационном
пространстве. В процесс работы у ребенка формируются представления об источниках
информации, условиях и степени ее достоверности, целях, социальной значимости,
критериях оценки.
Настоящая программы разработана в соответствии с документами:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726 –р);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июня 2003 года
№118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03»;
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
-Письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций по реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ, утверждённым приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №816;
-Письмом Минпросвещения России №ВБ-976/04 от 07.05.2020 г. «Рекомендации по
реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»);
-Письмом Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы);
-Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в
Хабаровском крае №383 П от 26.09.2019 г.
Данная программа рассчитана на 144 час : 2 часа в неделю.
Воспитательный потенциал информационного пространства учреждения образования
трудно переоценить: будучи наиболее доступной ребенку, адаптированной к его возрастным
особенностям, переданная авторитетными для ребенка людьми, эмоционально окрашенная,
сформированная при участии самого ребенка и его друзей, информационная среда
образовательного учреждения становится своего рода «фильтром» тех необъятных
информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок, в современном социуме. Это
означает, что информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может
обуславливать ту или иную интерпретацию им событий окружающей жизни; формировать
его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного
процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в современном
информационном пространстве. В нашем Центре образования «Открытие» работает кружок
2
пресс-центр «Центр. ru», который помогает учащимся проявить свои способности в деле
журналистики.
1.2.Цель и задачи программы
Целью работы кружка является освещение школьных событий, создание живой,
активно работающей информационной среды, демонстрация технических возможностей
новых информационных технологий в образовании. Привлечение детей к издательскому
делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей
ребят.
Основными задачами обучения и воспитания являются:
1. организация профильного детского объединения (пресс-центра) в образовательном
учреждении, как необходимого условия для становления социальной позиции,
формирования положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и
духовной культуры, реализации творческих способностей учащихся посредством
ознакомления их с основами журналистского мастерства;
2. создание дополнительного пространства (объединения учащихся по интересам), с целью
актуализации социальной значимости детского ученического самоуправления, его развитие
посредством органа школьной печати;
3. систематическая подготовка и издание малым тиражом (для учащихся, родителей,
учителей) информационно- развлекательной газеты «Школьный креатив». Перечисленные
выше основные задачи обучения и воспитания, в свою очередь, определяют содержание и
формы работы кружка.
Программа рассчитана на 2 года обучения по 2 часа в неделю. В кружок принимаются
все желающие от 10 до 13 лет. Обучение происходит в разновозрастных группах по
нескольким направлениям (журналистика, отбор и редактирование материала, фотодело,
компьютерный дизайн, социология). Каждая группа выполняет работу по своему
направлению, на своём уровне, после чего результаты объединяются. Воспитанники по
желанию могут менять направление деятельности. Сбор материала происходит в любых
местах: это могут быть различные школьные мероприятия, футбольные турниры, экскурсии,
походы в театры, выставочные залы, библиотеки и т.д. Итогом работы кружка является
выпуск информационно-развлекательной газеты о школьной жизни. С помощью кружковой
работы ребята вовлекаются во всю деятельность Центра. Их вниманием охватываются все
мероприятия, события. Это способствует объединению школьного коллектива, воспитывает
непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность,
инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно,
необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог
применять полученные знания.
А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации
чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей
является направить их в нужные русла.
Реализация Программы воспитательной деятельности Центра и образования
школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты. Участие
обучающихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как
помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей,
помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по
созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются
отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор
профессии. Газета остается самым простым и доступным школьным изданием.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования
активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.
Методические принципы, необходимые в работе:
3
личностно-ориентированный
подход учитывает
особенности
учащихся,
способствует
обучению
свободно
и
творчески
мыслить; коммуникативная
направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и
реализации
газеты); деятельностный
характер
обучения позволяет
работать
индивидуально, в парах, группах); взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей,
подготовке
постоянных
рубрик,
разделов,
тематических
выпусков
газет; поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению
письменной речью при создании заметок, статей).
Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках
информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой
профессиональный уровень в области новых информационных технологий.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты)
2. Главный редактор
3. Дизайнер
4. Журналисты
5. Фотокорреспонденты
6. Корректоры
7. Верстальщики
8. Выпускающий редактор
1.3.Содержание программы
Учебно - тематический план
№
п\п
Название темы
Общее
количество
часов
теоретические
В том числе:
практические
Первый год
1.
2.
3.
4.
Вводное занятие
Знакомство с целями и задачами программы
Знакомство с учащимися, распределение
обязанностей
Журналистика в России
Историческая справка о возникновении и
развитии журналистики в России
Обсуждение
проблем
современной
журналистики в стране.
Практическая работа.
Журналистское произведение
Рождение журналистского произведения
Замысел произведения
Планирование и конкретизация рабочей идеи,
гипотеза.
Практическая работа
Методы сбора информации
Наблюдение и эксперимент как метод сбора
первичной информации
Эксперимент как метод и жанр журналистики
Интервью. Проблемы, которые могут
возникнуть при интервьюировании
Практическая работа по интервью
Нетрадиционные методы сбора информации
2
1
1
4
1
1
2
6
1
2
1
2
10
2
2
2
2
2
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
(прогнозирование, биографический метод)
Журналист и его герой
Самостоятельный выбор героя
«Навязанный» герой
Журналистика как профессия
Место и роль журналистики в современном
обществе
Функции журналистики
Права и обязанности журналистов. Закон о
СМИ
Практическая работа
Сочинение на тему «СМИ – четвертая
власть»
Стили речи
Понятие
о
стилях
речи
(научный,
художественный,
официально-деловой,
публицистический)
Сходство и различие художественного и
публицистического стилей
Лексические,
фразеологические,
синтаксические,
изобразительновыразительные
особенности
языковых
средств публицистического стиля.
Практическое занятие на определение стиля
речи,
выявление
особенностей
публицистического стиля
Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение.
Практическое занятие (портрет, короткий
рассказ, устное рассуждение)
Литературное редактирование текста
Классификация речевых, грамматических,
пунктуационных ошибок. Их исправление
Виды правок текста.
Типология периодических изданий
Газета и журнал как тип изданий
Газета как тип издания
Журнал как тип издания
Различие газеты и журнала. Практическое
занятие
Как делается газета
Технологический цикл выпуска газеты
Основные характеристики газеты (фортам,
объем, тираж и т.д.)
Практическое занятие «Моя любимая газета»
Заголовок и лид в газете
Функции заголовка и лида в газете
Практическое занятие
Региональная журналистика
Особенности региональной журналистики
Газеты Волгограда
2
1
1
6
1
2
1
2
8
2
2
2
2
4
2
2
8
2
4
2
2
2
2
2
1
1
2
6
2
2
2
4
2
2
6
1
2
5
Журналы Волгограда
Практическая работа
Всего
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Второй год
Понятие о жанре. Жанрообразующие
факторы.
Понятие о жанре
Жанрообразующие факторы
Информационные
жанры.
Общая
характеристика
Заметка
Заметка как жанр
Практическая работа
Интервью
Интервью как жанр
Практическая работа
Репортаж
Репортаж как жанр
Практическая работа
Отчет как жанр
Отчет. Виды отчетов
Практическая работа
Корреспонденция
Корреспонденция как жанр
Практическая работа
Аналитические жанры, их особенности
Статья.
Виды
статей
(передовая,
обобщающая, критическая)
Практическая работа по статье
Рецензия
Рецензия как жанр
Практическая работа
Обзор и обозрение
Обзор и обозрение
Практическая работа
Комментарий
Комментарий как метод и как жанр
Практическая работа
Художественно-публицистические
жанры.
Очерк.
Очерк как жанр
Практическая работа
Зарисовка
Зарисовка как жанр
Практическая работа
Всего занятий
Всего за два года
1
2
72
2
26
46
2
1
1
2
2
6
2
4
6
2
4
6
2
4
6
2
4
6
2
4
2
4
2
4
4
6
4
2
4
6
2
4
6
2
4
2
2
4
2
2
4
2
72
144
32
78
2
40
66
6
Содержание программы
Тема 1. (2 ч.) Вводное занятие. Знакомство с учащимися, составление плана работы в
кружке, знакомство с программой кружка.
Формы занятий: урок-знакомство, инструктаж по технике безопасности
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера).
Тема 2. (2 ч) Журналистика в России. Возникновение журналистики в России.
«Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень»,
«Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной
журналистики в России.
Практическая работа: беседа с учащимися о том, как они оценивают деятельность
СМИ на данном этапе.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы о проблемах современной журналистки.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: основные вехи истории отечественной журналистики
Тема 3 (6 ч.) Журналистское произведение. Рождение журналистского
произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел
произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала,
планирование и конкретизация идеи.
Практическая работа: Написать материал по любой интересующей теме, проследив
за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной
теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура,
проблема
Тема 4 (10 ч) Методы сбора информации. Методы сбора первичной информации,
факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы.
Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод
и жанр журналистики Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при
интервьюировании, пути их решения.
Практическая работа: Собрать материал, используя методы интервью и
эксперимента. Подготовить «правильный список вопросов».
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной
теме.
7
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, интервью, информация
Тема 5 (2 часа). Журналист и его герой. Откуда журналист «берет» своего героя?
Какие отношения складываются между журналистом и героем его будущей статьи. Роль
редакции и редколлегии для выбора журналистом темы и героя («навязывание героя»).
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: журналист и его герой
Тема 6 (6 часов). Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в
современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики
(Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и
обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Этика журналиста.
Практическая работа: Написать сочинение-рассуждение «СМИ – четвертая власть»
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной
теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: профессия журналист
Тема 7 (8 часов) Стили речи. Понятие о стилях речи. Научный, художественный,
официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и
публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические,
фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.
Практическая работа: определить стиль произведений, назвать его особенности.
Уметь выявлять характерные признаки стилей.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на
определение стилей речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: стили речи, научный, художественный, официально-деловой,
публицистический
Тема 8 (6 часов). Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и
различие типов речи.
Практическая работа: написать работу- портрет (описание), оставить короткий
рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную
тему.
8
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на
определение типов речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: типы речи, повествование, описание, рассуждение
Тема 9 (8 часов). Литературное редактирование текста. Понятие литературного
редактирования, виды правок (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка,
правка-переделка). Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное
употребление фразеологизмов.
Практическая работа: Отредактировать текст.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная работа по
редактированию текста
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка,
правка-переделка
Тема 10 (2 часа). Типология периодических изданий. Понятие о типе средства
массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и
аудиовизуальных СМИ.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: типология печати
Тема 11. (4 часа) Газета и журнал как тип изданий. Газета как тип издания Журнал
как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и
журнала.
Практическое занятие: уметь объяснить на примере различие газеты и журнала
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: газета и журнал как тип издания
Тема 12. (6 часов) Как делается газета. Технологический цикл выпуска газеты.
Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном
дизайне, модели газеты).
Практическое задание: охарактеризовать любимую газету по всем изученным
признакам, в том числе и типологическим.
9
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном
дизайне, модели газеты.
Тема 13. (4 часа). Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс,
информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о
лиде, его различные виды.
Практическая работа: найти различные виды лидов и суметь их проанализировать.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: заголовок, лид.
Тема 14. Региональная журналистика (6 часов). Особенности региональной
журналистики, ее основные характеристики и признаки. Влияние территориальногеографических признаков на содержание на основные параметры региональной
журналистки. Особенности журналистики Волгограда и области. Волгоградские газеты и
журналы.
Практическая работа:
– проанализировать одно волгоградское издание. Выделить основные признаки
региональной печати.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: региональная журналистика
Тема 15 (2 часа). Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы
жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: Жанр, жанрообразующие факторы
Тема 16 (2 часа) Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности
информационных жанров, их отличительные признаки.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
10
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: информационные жанры
Тема 17. (6 часов) Заметка. Заметка - простейшая форма оперативного газетного
сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая
оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические,
политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную
заметку на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание заметки
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: заметка как информационный жанр
Тема 18. (6 часов) Интервью. Интервью как универсальный метод получения
информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог,
интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование
ситуации.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание интервью
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: интервью как информационный жанр
Тема 19. (6 часов) Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и
результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра.
Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к
детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность),
познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание репортажа
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: репортаж как информационный жанр
11
Тема 20. (6 часов). Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.
Практическая работа:
- проанализировать отчет;
- на одном материале подготовить отчет.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание отчета
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: отчет как жанр
Тема 21. (6 часов). Корреспонденция. Корреспонденция как жанр, особенности
жанра, его отличие от комментария. Виды корреспонденции.
Практическая работа:
- проанализировать корреспонденцию;
- на одном материале подготовить корреспонденцию.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание корреспонденции
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: корреспонденция как жанр
Тема 22. (2 часа). Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции
аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: аналитические жанры
Тема 23. (8 часов) Статья. Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых
процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи
статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить общеисследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание статьи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: статья как жанр
12
Тема 24. (6 часов) Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента.
Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини- рецензии.
Практическая работа:
- провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
- подготовить рецензию на книгу;
- подготовить рецензию на фильм;
- подготовить рецензию на спектакль;
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
- подготовить аннотацию к книге.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание рецензии
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: рецензия как жанр
Тема 25. (6 часов). Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация,
информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
- подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
- подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.
Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
- подготовить общее обозрение;
- подготовить экономическое обозрение;
- подготовить литературное обозрение;
- подготовить спортивное обозрение.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание обзора и обозрения
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: обзор и обозрение как жанры журналистки
Тема 26. (6 часов) Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики.
Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы.
Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Практическая работа:
- подготовить комментарий на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание комментария
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: комментарий как жанр
13
Тема 27. (2 часа) Художественно-публицистические жанры. Их особенности,
отличия от аналитических. Образность.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: Художественно-публицистические жанры.
Тема 28. (6 часов) Очерк. Жанровое разнообразие.
Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами,
языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практическая работа:
- подготовить портретный очерк;
- подготовить событийный очерк;
- подготовить путевой очерк.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание очерка
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: очерк как жанр
Тема 29 (6 часов) Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием
иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание зарисовки
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов);
наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ
учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: зарисовка как жанр.
1.4. Ожидаемые результаты
Прямые:
− создание школьной газеты;
− выпуск информационных роликов, видеорепортажей, социальных реклам,
школьных клипов;
− фотоотчёты мероприятий школьного и районного уровней, в которых участвуют
представители второй школы;
− сотрудничество с учащимися, учителями, родителями и т.д.;
− воспитание информационной культуры;
− совершенствование и развитие навыков литературного творчества, фото- видеодела;
− Сотрудничество с районными СМИ.
Косвенные:
- Вовлечение социальных партнеров в воспитательный процесс школы;
14
− повышение социальной активности детей;
− создание нового аспекта развития имиджа школы, соответствующего социальному
и государственному заказу.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
-Формы аттестации, контроля
Цель контроля – обеспечение обратной связи, выявление уровня усвоения знаний
обучающимися, который должен соответствовать обязательному минимуму по программе, и
его коррекция. В целом функция контроля состоит во всесторонней проверке результатов
обучения:
- в когнитивной (овладение знаниями и способами их применения),
- психологической (развитие личности);
- социальной (социальная адаптация).
Контроль может быть проведен в течение изучения раздела, на усмотрение педагога,
если в этом имеется необходимость. Для промежуточной диагностики используется
тестирование, анализ творческих работ обучающихся, рефлексивный контроль
(сознательный выбор жизненных целей, средств и способов их достижения, чувство
ответственности за осуществленный выбор и результаты своей деятельности).
Программа пресс-центр «Центр.ру» ориентирована на дополнительное образование
обучающихся, поэтому в ней не предусмотрены фиксированные домашние задания. Однако
предполагается выполнение творческих работ – публикаций для печатного издания, также
могут включаться такие виды домашних заданий, как чтение газет и журналов, просмотр
актуальных телепередач и художественных фильмов, посещение выставок, концертов и т.д.
Главными способами проверки реализации программы, отслеживания и фиксации
образовательных результатов являются участие в конкурсах районного, республиканского и
российского уровней, материалы анкетирования, творческие работы обучающихся. Формой
предъявления и демонстрации образовательных результатов являются выпуски Школьной
газеты (ежемесячный выпуск газеты, 8 номеров в год). В конце обучения проводится
итоговая аттестация в форме собеседования и анализа творческих работ обучающихся.
-Оценочные материалы
Анализ творческих работ.
При анализе творческих работ, обучающихся учитывается:
- соответствие материала выбранному жанру журналистики;
- в материале соблюдены основные компоненты композиционного построения текста;
- наличие фотографий и иллюстраций;
- актуальность написанного материала.
Анализ качества верстки.
При анализе качества вёрстки печатного издания учитывается:
- удобочитаемость текста (величина кегля, шрифты, длина строки, размер полей);
- единство технической и информационной совместимости издания (формат издания,
оформление выходных данных)
Оценка тестового задания оценивается по уровню выполнения. 100-80 % заданий – высокий
уровень; 70-50 % - средний; 40% и ниже – низкий.
-Методические материалы
Для выполнения задач программы «Школьная газета», в ней сочетаются такие формы
проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры, тренинги, беседы,
экскурсии и встречи с представителями разных профессий и т.д. (в зависимости от
самостоятельного выбора обучающегося), практическая работа по написанию статей и
выпуску газеты.
15
На занятиях объединения используются следующие методы работы:
- Словесные – вербальные (объяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж). Эти методы
используются при знакомстве обучающихся с новой темой.
- Демонстрационные или наглядные методы.
- Практические методы (упражнения, практические работы, верстка газеты, сбор
информации для газеты).
- Проблемный метод.
- Методы мотивации и стимулирования (дискуссии, методы эмоционального
стимулирования, творческие задания, поощрения).
- Методы контроля и коррекции.
2.2. Методическое обеспечение
1. Дидактического материала и атрибутов:
- диагностические тесты по риторике, тестовый материал по темам кружка;
- методические разработки для занятий;
- методическая литература;
- поурочное планирование;
- наглядные пособия;
- таблицы по изучаемым темам;
- раздаточный материал;
- материал для практических работ;
- карточки с разноуровневыми заданиями по изучаемым темам.
- Компакт-диски по темам программы
2. Материально-технического обеспечения:
- компьютерной сети для монтажа школьной газеты – компьютеры в классах и в
кружке,
- наличие соответствующего программного обеспечения на компьютерах
(программы Word)
- принтера,
- цифрового фотоаппарата,
- диктофона.
2.3.Список использованной литературы
1.О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Использование средств коммуникации в
работе детских летних учреждений. Научно-методический сборник в помощь организаторам
летнего отдыха. / Под ред. С.Цымбаленко.-М.: ЮН-ПРЕСС, 1997. -196с.
2. О летнем отдыхе, и не только... (Организация летнего отдыха детей на базе учреждения
дополнительного образования). Научно-методическое пособие в помощь организаторам
летнего отдыха I Под ред. Ю.П. Куликова - М.: НИИ семьи, 1997. - 112с.
3. Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе
дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений
дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.
4. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания
школьников). -М.: МПА. 1997. -320с.
5. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия,
2002.– 472 с. 6. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов /
Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.
7. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс,
2000. – 312 с.
8. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ”
№13, 15, 16. 2004 г.
9. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
16
10. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ,
1995.
11. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
12. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
13. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.
14. М. Мирошниченко. Азбука журналистики.
15. Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург.
1992.
16. Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы
“Новый день”. Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999
17. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука
журналистики”
18.
Рухленко
Н.М.
Организация
работы
кружка
юных
корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005 г.
19. Ресурсы Интернета
17