Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной - гуманитарной направленности. Волонтерский отряд «Искра»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
(МОУ ЦО «Открытие»)
Принята на заседании
Педагогического совета
от «___»_______20___г.
Протокол №_________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ЦО «Открытие»
______________ Л.Н. Саулова
Приказ №_____ от ___________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социальной - гуманитарной направленности
Волонтерский отряд «Искра».
Возраст обучающихся: 14-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кузнецов Михаил Александрович,
педагог-организатор.

г. Комсомольск-на-Амуре, 2022 г.
1

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной гуманитарной направленности Волонтерский отряд «Искра».
Программа разработана на основе программ: Дополнительная образовательная
программа «Волонтеры» /авт. – сост. Березина А.Н., Образовательная программа
дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности» /
авт. – сост. Костылева Т.П.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной педагогической направленности Волонтерский отряд «Искра» разработана на основании:
✓
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
✓
Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
✓
Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г.
№1642,
✓
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
✓
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»,
✓
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
✓
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Направленность программы - социально-гуманитарная.
по функциональному предназначению - учебно-познавательная;
по времени реализации - одногодичная.
Актуальность программы
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства
подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить
здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном
приобретённом опыте.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе,
является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на
готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной
деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской
безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды.
Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной
компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению псих
активных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения:
умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к
другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять
внешнему давлению.

2

Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных
направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из
эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков
общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной
гражданской позиции.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся
социально-экономическая обстановка в стране, требует новых подходов и методов
активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в
социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию
политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское
движение может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей
воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их
деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые
занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас
развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода
выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для
личности подростка и навязанной извне. К тому же, формирование компетентности
возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной
заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Миссия нашего волонтерского объединения – внести вклад в физическое и
нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы
понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если
он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и
поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную
компетенцию.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект,
умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для
успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на
профилактических и обучающих занятиях, учебах и сборах. По принципу «равный –
равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики и
«добрых уроках», в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и
интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже
внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время научится
проявлять толерантность и уважение к окружающим.
Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что
способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной
активности, помогает обрести жизненный опыт.

1.2.

Цель и задачи программы

Образовательная цель программы:
- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать
себя;
- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
- обучение технологии социальной акции и проведения социальных дел;
- обучение основам работы с различными видами информации;
- освоение интерактивных методов обучения, современных социальных технологий;
- обучение методике социального проектирования.
3

Предметная цель - специальная подготовка волонтеров по работе с людьми
различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья,
подростки девиантного поведения, люди пожилого возраста).
Развивающая цель программы:
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни,
толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении
здоровья;
- содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке,
стране;
- воспитание потребности в добровольческой деятельности.
Задачи:
- формирование знаний из области практической психологии и педагогики; практических
умений и навыков по работе с людьми различных социальных категорий в условиях социально
– значимой деятельности;
- отработка конкретных социальных технологий, обучение их применению в различных
ситуациях;
- ориентация участников программы на самостоятельную разработку социальных проектов с
последующей их реализацией;
- способствовать развитию нравственных и коммуникативных качеств личности, через
организацию общественно - полезной деятельности, способствующей самореализации
личности школьника.
Требования к уровню освоения программы
Знания, полученные в процессе изучения:
- история развития волонтерского движения;
- основные добровольческие организации России;
- понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
- правила составления информационного буклета;
- методика организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
- возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего
школьного возраста;
- правила выхода из конфликтной ситуации;
- влияние психоактивных веществ на организм человека, способы отказа от употребления
психоактивных веществ.
- требования к созданию социальной рекламы;
- технологию социального проектирования;
- возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины девиантного
поведения;
- биологические и социальные последствия наркотической зависимости.
Навыки, которые должен приобрести участник:
- владеть навыками планирования и самоанализа;
- организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
- уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;
- устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на
заданную тему;
- владеть навыками поведения в конфликтной ситуации;
- разрабатывать социальные проекты;
- составлять деловое письмо, писать новостную статью;
- владеть навыками сопротивления групповому давлению;
- эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми
людьми, подростками девиантного поведения;
4

- выступать в роли организатора различных дел социальной направленности.
Общий срок реализации исходной
программы (количество лет)
Возраст воспитанников
Количество воспитанников в группе
Количество часов в неделю
Общее количество часов в год
Продолжительность занятий

1 год обучения
14-18 лет
15- 30человек
2 часа
72
45 минут

1.3. Содержание программы
Программа состоит из двух модулей: «Волонтерская деятельность как одна из форм
социального служения», «Социально – значимая деятельность».
Модуль «Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения».
Образовательная задача: расширение опыта общения, развитие навыков
взаимодействия с людьми различных социальных категорий
Учебные задачи:
- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать
себя;
- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
- обучение основам работы с различными видами информации;
- знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными
технологиями;
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
- воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к
социальному служению как к норме жизни.
Предметные результаты:
- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
- знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными
технологиями;
- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий
(дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).
Метапредметные:
- формирование первичных организаторских умений и навыков;
- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
- развитие уверенности в себе.
- дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских
качеств.
Образовательный продукт - создание картотеки игр.
1.

5

Учебный план модуля
«Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения»
Общее
№
Наименование разделов
количество Т.О. П.О. Формы аттестации
п/п
часов
1 Вводное занятие
2
1
1
Анкетирование
2 Организационные вопросы
7
4
3
Презентация
деятельности
добровольческого объединения
3 Специальная подготовка
10
4
6
Тестирование
волонтеров
4 Информационные технологии
8
2
6
Презентация
в работе волонтеров
социального ролика
5 Игровые технологии в работе
7
0
7
Новостная статья
волонтера
6 Итоговое занятие
2
0
2
Социальная акция
ИТОГО
36
11
25
ВСЕГО ЧАСОВ
36
Содержание модуля «Волонтерская деятельность
как одна из форм социального служения»
1. Вводное занятие.
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности. Экскурс в программу.
Практика: Игры на знакомство и взаимодействие «Снежный ком», «Расскажи мне о себе»,
«Часы», «Реверанс».
2. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения
Теория: Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Деятельность
общественного объединения волонтеров. Управление волонтерской деятельностью. Формы
волонтерской деятельности со сверстниками.
Практика: Как создать волонтерский добровольческий отряд. Отработка технологии
«фандрайзинг». Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды.
3. Специальная подготовка волонтеров.
Теория: Формы волонтерской деятельности со сверстниками. Особенности работы с детьми
сиротами, детьми и подростками, оставшихся без попечения родителей. Особенности работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особенности работы с пожилыми
людьми. Особенности работы с подростками асоциального поведения.
Практика: Подготовка к проведению тематического квеста для подростков «группы риска».
Оказание помощи ветеранам и пожилым людям.
4. Информационные технологии в работе волонтеров.
Теория: Новостная статья. Социальная акция.
Практика: Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды.
Социальная реклама. Социальный плакат. Социальный видеоролик.
5. Игровые технологии в работе волонтера.
Практика: Игры с залом. Конкурсная программа. Мастер-класс. Игровая программа.
Коллективное творческое дело. Социальная акция.
6. Итоговое занятие.
Практика: Социальная акция.
1. Модуль «Социально – значимая деятельность».
Образовательная задача: применение на практике технологии социальной акции и
проведения социальных дел, а также методики социального проектирования.
6

Учебная задача: ознакомить обучающихся с понятием, видами, алгоритмом
проведения социальной акции; научить разрабатывать социальные проекты, выступать в
роли организатора различных дел социальной направленности.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
- осознание личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране;
- развитие активной деятельности;
- формирование общественной активности, реализации в социуме.
Предметные результаты:
- знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
- владение методикой социального проектирования и умение применять данную методику на
практике.
Метапредметные:
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных
социальных категорий;
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
Образовательный продукт – создание мини – проектов обучающимися.
Учебный план модуля «Социально – значимая деятельность»
Общее
№
Наименование разделов
количество Т.О. П.О. Формы аттестации
п/п
часов
1 Школа социальных технологий
4
1
3
Сценарий
социального театра
2 Основы социального
6
2
4
Социальный проект
проектирования
3 Социально – значимая
20
0
20
Социальный проект
деятельность
4 Итоговое занятие
2
1
1
Видеопрезентация
5 Социальный проект
4
2
2
ИТОГО
36
6
30
ВСЕГО ЧАСОВ
36
Содержание модуля «Социально – значимая деятельность»
1. Школа социальных технологий.
Теория: Дискуссия. Социальный проект.
Практика: Технология «Равный обучает равного». Дискуссионные качели. Социальный
театр. Разработка социальных проектов. Реализация социальных проектов.
2. Основы социального проектирования.
Теория: Социальный проект.
Практика: Реализация социальных проектов.
3. Социально – значимая деятельность.
Теория: Анализ проведения акции «День защитника Отечества». Анализ проведения акции
«Бабушкины руки». Анализ проведения акции «Подросток - подростку».
Практика: Акция помоги Зооспасу, Акция «Помоги малютке», Акция «Дарите книги с
любовью», Акция «Цветочный миксбордер», «Поклонимся великим тем годам…», «Ветеран
живет рядом», Акция «Георгиевская ленточка», Операция «Поиск», «Субботник «Нашему
городу порядок и чистоту!», Акция, приуроченная к всемирному дню первой помощи
«Помоги первым», Всероссийская акция «Оберегая сердца», приуроченная ко Всемирному
дню сердца, День единых действий в рамках Федеральной программы по предупреждению и
раннему выявлению ухудшения зрения у школьников «ПРОзрение», Акция, приуроченная к
7

Международному дню отказа от курения, Всероссийская акция #СТОПВИЧ/СПИД,
Всероссийский день добровольца (волонтера), Всероссийская профориентационная акция
«Твой выбор», Всероссийская акция «Будь здоров!», Всероссийская акция «Следуй за мной!
#ЯОтветственныйДонор», Всероссийская акция #СТОПВИЧ/СПИД, Марафон ценностей
здорового образа жизни «Заряжайся на здоровье».
4. Итоговое занятие.
Теория: Итоги работы за год.
Практика: Презентация видеоролика о работе волонтерского объединения.
5. Социальный проект.
Теория: Разработка социального проекта. Составления плана мероприятий по реализации
социального проекта.
Практика: Реализация социального проекта (агитбригада, квест, флешмоб).
1.4.Планируемые результаты
Образовательные: сформированы знания из области практической психологии,
педагогики.
Предметные: освоены практические умения и навыки по работе с людьми различных
социальных категорий
Компетентностей: развиты лидерские качества и коммуникативные умения у
участников программы, способности применять социальные технологии в общественно –
полезной деятельности

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1

Учебный
период
1 четверть

Кол-во
учебных недель
8 недель

Дата начала/окончания
учебного периода
02.09.-25.10.

Продолжительность
каникул
28.10.-04.11.

2

2 четверть

7 недель 4 дня

05.11.-27.12.

30.12.-12.01.

3

3 четверть

9 недель 3дня

13.01.-20.03.

23.03.-29.03.

4

4 четверть

8 недель 1 день

30.04.-29.05.

01.06.-31.08.

всего

33 недели 3 дня

2.2. Условия реализации программы
Техническая платформа: Учебный кабинет. Актовый зал для проведения мастер – классов,
конференций, тематических встреч. Компьютер, проектор, домашний кинотеатр,
интерактивная доска - для визуального представления проектов.

2.3. Формы аттестации
Мониторинг реализации программы будет осуществляться через:
- анкетирование всех участников программы (волонтеров, участников целевых групп,
педагогов);
- выпуск отчетных буклетов;
- анализ результатов проведенных мероприятий;
8

- мониторинг достижений волонтёров.
Образовательные форматы
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓

Свободные дискуссии.
Беседа.
Игра.
Мастер-класс, творческая мастерская.
Конференция.
Встреча.
Тренинг.
Практикум.
Трудовая акция, уличная акция, информационная акция.
Экскурсии.
«Трудовой десант».
Лекция.

2.4. Методическое обеспечение
Средства индивидуальной диагностики
Модуль «Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения»
1.Анкетирование, тестирование, игры на выявление лидерских качеств.
2.Разработка и защита социальных проектов, творческие задания, игровой практикум.
3.Педагогическое
наблюдение
(критерии:
инициативность,
аккуратность,
самостоятельность, коммуникабельность).
Модуль «Социально – значимая деятельность»
1.Составление методических рекомендаций, контрольных вопросов, решение
ситуаций, проведение с обучающимися диагностик.
2.Разработка и защита социальных проектов; написание новостных статей.
3.Педагогическое наблюдение (критерии: умение грамотно выражать свои мысли,
анализировать проделанную работу, уверенность в себе, умение работать в команде).

9

Список литературы
Для педагога:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные
проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практикоориентированные
методы
психологической
подготовки добровольцев. Учебнометодическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки
противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
6. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Моё действие – мой
выбор. Методическое пособие.- М., 2005
7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
8. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание
школьников – 2008 - № 3
9. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М.,
2011
10. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/Воспитание
школьников – 2008 - № 3
11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная
деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
12. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9
классов. – Ростов н/ Д ., 2007
14. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового
алкоголизма.- М., 2004
15. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском
коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
16. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социальнопсихологических тренингов.- М.,1996
17. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание
школьников – 2009 - № 725
Для учащихся:
1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки
противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
2. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового
алкоголизма.- М., 2004
3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
Интренет – ресурсы:
https://fadm.gov.ru/
волонтерыпобеды.рф
http://volonter.ru/
10

http://www.isovet.ru/

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».