РП внеурочная деятельность Функциональная грамотность для 6 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Разработала: Л.Н.Кононова

г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность.
Естественнонаучная грамотность» подготовлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, реализует
его основные идеи, конкретизирует цели и задачи, отражает обязательное для усвоения
содержания обучения (предмет). Программа составлена на основе «Основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
муниципального
общеобразовательного учреждения «Центр образования имени Героя Советского Союза
А.П.Маресьева «Открытие».
Одним из направлений функциональной грамотности, в рамках внешней оценки
учебных достижений обучающихся, является естественнонаучная грамотность, под которой
понимается способность использовать естественнонаучные знания, умения, навыки и
доказательства, оценивать достоверность информации, выявлять главные проблемы,
составлять вероятные изменения и формулировать обоснованные выводы, необходимые для
восприятия окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека и общества.
Под естественнонаучной функциональной грамотностью понимается способность:
– изучать и использовать естественнонаучные явления, процессы и знания для распознания и
постановки вопросов, для применения приобретенных знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и процессов, а также формулирования выводов в связи с
естественнонаучной
проблематикой,
основанных
на
научных
доказательствах;
– понимать основные особенности биологических законов и явлений как формы
человеческого познания;
– демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
– проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
биологическими науками и процессами, явлениями и законами живой природой.
Естественнонаучная грамотность личности показывает общий уровень культуры
общества, в котором он находиться, охватывая его способности к использованию
естественнонаучных знаний; умению выявлять проблемы и делать логически обоснованные
выводы, необходимые для познания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в
него деятельность человека и общество в целом. Понимание естественнонаучных явлений,
умение их объяснять, описывать, оценивать, планировать исследовательскую деятельность,
научно интерпретировать данные и доказательства.
Особенности преподавания предмета в данном классе
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся
разного уровня сформированности естественно научных знаний и компетенций. Во время
внеурочной деятельности применяются различные методы, технологии и формы работы, а
также физминутки: динамические и зрительные.
Цель программы: сформировать всесторонне развитой личности в рамках
естественнонаучной картины мира.
Задачи программы:
• расширить знания обучающихся в области естественнонаучных предметов;



сформировать умение применять соответствующие естественнонаучные
знания для объяснения явления и процессов;
сформировать у обучающихся умение распознавать, использовать и создавать
объяснительные модели и представления;




развить умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании
процесса или явления;
сформировать у обучающихся школы умение оценивать c естественнонаучной
точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.

Реализация программы осуществляется по линейной схеме согласно учебному
графику внеурочной деятельности и рассчитана на один учебный год.
Адресат программы: обучающиеся 6 класса.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Формирование естественнонаучной функциональной грамотности реализуется на
основе предметных, личностных, метапредметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностные результаты:
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать
собственное целостное мировоззрение.
деятельности вне школы.
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на земле.
-исследовательской деятельности;
через участие в совместных мероприятиях научного профиля.
Метапредметные результаты:
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

ый результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
проекта).
ошибки самостоятельно.

ять

оценки.
Познавательные УУД:
выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций.
следственных связей.
ущественных характеристик
объекта.
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
-исследовательской деятельности;
новы смыслового чтения и работа с текстом.
Коммуникативные УУД:

деятельности; находить общее решение;
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
и естественнонаучного исследования.

дований.
методов.

анализировать события, явления и т.д.
Учащиеся должны знать:
пункта
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по
сохранению природы и защите растений и животных.
– исследовательской работы; учащиеся
должны уметь:

оценивать способы природопользования;

ными объектами, процессами и явлениями;

исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
животных;
своей работы.
.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(34 часа в год – 1 час в неделю)
Раздел 1: «Введение в функциональную грамотность» (2 часа)
Понятие функциональной грамотности. Цели и задачи развития функциональной
грамотности. Современное общество в разрезе изучения функциональной грамотности.
Понятие естественнонаучной грамотности. Применение естественнонаучных знаний в
современном мире на практике. Изучение естественнонаучной грамотности.

Раздел 2: «Живые системы» ( 10 часов)
Царства живой природы: растения, животные, бактерии, грибы. Отличительные
особенности живых организмов. Признаки царств живой природы. Клетка- основа жизни.
Микроскопическое строение животной растительной клетки. Группы клеток. «Клетки
санитары». Тайны природы, открытие при помощи микроскопа. Разнообразие водных
одноклеточных организмов. Растения - невидимки. Польза и вред одноклеточных
водорослей. Разнообразие бактерий. Регенерация как степень развития организма. Органы и
системы органов растений. Листья, жилкование, листорасположение. Корневая система.
Генеративная система растений: цветок, соцветие, плод. Органы и системы органов
животных.
Раздел 3: «Человек» ( 11 часов)

Виды здоровья. Здоровье и красота. Человек как часть живой природы. Черты
сходства человека и животных. Эталон красоты у разных народов. Правила ухода за кожей,
волосами. Гигиена волос. Маски для волос. Правила ухода за волосами. Ногти, гигиена
маникюра. Уход за телом, правила и значение. Заплетаем косы. Седина. окрашивание волос.
Кожа. Типы кожи. Экземы, акне, почему появляются угри. Гигиена кожи. Правила загара.
Фейсбилдинг. 3. Генетика человека. Генеалогическое древо. Понятия генетики.
Генеалогическое древо. Примеры наследования признаков(цвет волос, глаз, группы крови).
Родословные. Составление родословной. Понятие «внимание». Аналитико-синтетическая
функция коры больших полушарий. Определение объема внимания. Определение скорости
мышления. Нейробика – зарядка для ума. Органы пищеварения. Пищеварительные железы.
Ферменты. Витамины. Калории. Суточный рацион. Энергозатраты. Меню для
товарища. Гигиена питания. Канцерогены. Пищевые добавки. Определение содержания
крахмала, белков, жиров в чипсах. Изучаем этикетку. Срок годности. Психика. Условия
появления стрессов. Избежание и профилактика стрессов. Типы темперамента. Сангвиник,
холерик, меланхолик, флегматик.
Раздел 4: «Земля и космические системы» (6 часов)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и
первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного
шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки. Положение Земли в
солнечной системе. . Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и
компасу. Изображение неровностей земной поверхности. Реки, озера, болота, моря и океаны.
Сохранение водных объектов. Географическое положение Большереченского района

Раздел 5: «Химические системы» ( 5 часов)

Знакомство с понятием атом, молекула; вещество: простое и сложное, свойствами
веществ; металлами и неметаллами, великими химиками: М.В.Ломоносовым и Д. И.
Менделеевым. Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее
содержимого. А также использование средств народной медицины для лечения различных
заболеваний.

Учебно-тематический план

№

Тема

Раздел

1.
2.

Раздел 1:
«Введение в
функциональную
грамотность »

Кол-во
часов

Понятие функциональной грамотности

1

Понятие естественнонаучной грамотности

1

Итого

2

3.

Живой органической мир

1

4.

Клетка

1

5.

Одноклеточные живые организмы

1

6.

Бактерии. Виды Бактерий

1

7.

Растения и их разнообразие

1

Органы и системы органов растений

1

9.

Разнообразие животных

1

10.

Органы и системы органов животных

1

11.

Грибы и их разнообразие

1

12.

Роль грибов в жизни человека

1

8.

Раздел 2:
«Живые системы»

Итого

10

13.

Виды здоровья. Здоровье и красота

1

14.

Кожа. Гигиена кожи

1

15.

Генетика человека. Генеалогическое древо

1

16.

Нервная система. Стрессы

1

17.

Внимание и память

1

Пищеварительная система

1

19.

ГМО

1

20.

Нормы питания правильное питание

1

21.

Психика. Психология

1

22.

Темперамент

1

23.

Бодрствование и сон

1

18.

Раздел 3:
«Человек»

Итого
24.

Раздел 4:

Космические системы

11
1

Земля в солнечной системе

1

Изображения земной поверхности

1

27.

Формы рельефа

1

28.

Виды водных объектов

1

29.

Географическое положение Большереченского района

1

25.
26.

«Земля и
космические
системы»

Итого
30.
31.

Раздел 5:

32.

«Химические
системы »

33.
34.

6

Из чего состоят вещества

1

Химические элементы

1

Домашняя аптечка

1

Бытовая химия

1

Итоговое занятие

1

Итого

5

Всего

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.

Дата

Тема

Характеристика
деятельности
обучающихся
Понятие функциональной Изучение Понятия
грамотности
функциональной
грамотности.
Составление схем

2.

Понятие
естественнонаучной
грамотности

3.

Живой органической мир

4.

Клетка

Познавательные
УУД

Регулятивные
УУД

Коммуникативны
е УУД

Личностные УУД

Выделять объекты
и процессы с
точки зрения
целого и частей.
Извлекать
необходимую
информацию из
прослушанных и
прочитанных
текстов.
Изучение понятия Устанавливать
естественнонаучно причинной грамотности
следственные
связи
строения
организмов
и
среды
их
обитания.
Подготовка
Соблюдать
инфографики
правила поведения
во
время
экскурсии

Выделять и
осознавать то, что
уже усвоено и что
еще подлежит
усвоению,
осознавать
качество и уровень
усвоения.

Самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе.

Проявление
эмоционального
отношения в
учебнопознавательной
деятельности.

Выделять
и
осознавать то, что
уже усвоено и что
ещё
подлежит
усвоению. Ставить
учебную задачу.

Готовность
к
самообразованию,
самовоспитанию

Составление
модели
клетки
растений
и
животных

Составлять план
работы
с
учебником,
выполнять задания
в соответствии с

Использовать
адекватные
языковые средства
для отображения
своих
чувств,
мыслей
и
побуждений.
Осуществлять
постановку
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
учащимися, и того,
что
еще
неизвестно.
Планировать
учебное
сотрудничество с
учителем
и
сверстниками,

Использовать
приемы работы с
информацией:
поиск и отбор
источников

8

Планировать
учебное
сотрудничество с
учителем
и
сверстниками.

Понимание
осознание
разнообразия
живых
организмов.

и

Понимание
и
осознание
строения живого
мира

необходимой
информации.

уметь работать в
коллективе.

Корректируют
знания, оценивают
собственные
результаты.

Выражает
своё
мнение
и
оценивает
свою
работу в группе.

5.

Одноклеточные
организмы

6.

Выполнять
Планировать
Проявлять интерес
задания
в учебное
и
соответствии
с сотрудничество с Любознательность
поставленной
учителем
и к
изучению
целью, отвечать на сверстниками;
природы методом
вопросы.
использовать
естественных
речевые средства наук.
для дискуссии и
аргументации
своей позиции
Растения и их разнообразие Составление
Устанавливать
Принимать
Уметь слушать и
Понимание и
плаката
цели лабораторной учебную задачу,
слышать друг
осознание
работы.
воспринимать
друга делать
разнообразии
Анализировать
информацию
выводы при
значение живых
строение зелёных
учителя,
изучении
организмов
водорослей
составлять план
материала
работы с
учебником .
Органы и системы органов Самостоятельная
Действие
Осуществлять
Вступать в диалог, Проявление
растений
работа с текстом в целеполагания,
самопроверку,
участвовать
в эмоционального
учебнике,
умение
корректировать
коллективном
отношения
в
научнопопулярной преобразовывать
свои знания.
обсуждении
учебнолитературе
практическую
познавательной
задачу
в
деятельности.
познавательную
Разнообразие животных
Составление
Умение
Умение
Формирование и Осознанное,
кластера
определять
самостоятельно
развитие
уважительное
и
понятия,
определять цели компетентности в доброжелательное

7.

8.

9.

живые Отбор материала Предлагают
из
нескольких способы решения,
источников
анализируют
полученные
знания.
Бактерии. Виды Бактерий
Выполнение
Предлагают
лабораторной
способы решения,
работы
анализируют
полученные
знания, выделяют
главное
и
второстепенное в
росте и развитие
клетки.

поставленной
целью.

9

Формирование
представления о
разнообразии
цветов в России

10.

11.

12.

13.

устанавливать
причинноследственные
связи и делать
выводы
Органы и системы органов Выполнение
Анализировать,
животных
практической
сравнивать,
работы
классифицировать
и
обобщать
понятия.
Представлять
информацию
в
виде конспектов,
таблиц, схем.
Грибы и их разнообразие
Отбор материала Учатся сравнивать
из
нескольких объекты, обобщать
источников
полученные
сведения,
осваивают основы
исследовательской
деятельности
Роль грибов в жизни Просмотр
Формирование
человека
познавательных
знаний о роли
фильмов
человека
в
сохранении
биологического
равновесия,
как
необходимого
условия
дальнейшего
существования
биосферы.
Виды здоровья. Здоровье и Самостоятельная
Сравнение
красота
работа с текстом в биологических
учебнике,
объектов
и
научнопопулярной процессов, умение

10

обучения, ставить области
и формулировать использования
новые задачи
информационнокоммуникационны
х технологий.
Целеполагание.
Слушать
и
Умение выдвигать вступать в диалог,
версии
решения участвовать
в
проблемы,
коллективном
осознавать
обсуждении
конечный
проблем, умение
результат.
работать в группе.

отношение
животным

Учатся работать с Овладевать устной
разными
и
письменной
источниками
речью
информации

Осознанное,
уважительное
отношение
к
природе и живым
организмам

Сознавать
единство
целостность
окружающего
мира.

к

и

Учатся работать с Овладевать устной Формирование
разными
и
письменной экологической
источниками
речью
культуры
информации

Самостоятельно
формулировать
познавательную
цель и строить

Развивать умение
интегрироваться в
группу
сверстников
и

Проявление
эмоционального
отношения
в
учебно-

литературе

14.

15.

16.

17.

делать выводы и действия
умозаключения на соответствии
основе сравнения. ней.

в строить
с продуктивное
взаимодействие со
сверстниками.
Кожа. Гигиена кожи
Анализ
Анализировать,
Целеполагание.
Слушать
и
возникающих
сравнивать,
Умение выдвигать вступать в диалог,
проблемных
классифицировать версии
решения участвовать
в
ситуаций
и
обобщать проблемы,
коллективном
понятия.
осознавать
обсуждении
Представлять
конечный
проблем.
информацию
в результат.
виде конспектов,
таблиц, схем.
Генетика
человека. Составление
Умение выбирать Умение
Умение
Генеалогическое древо
генеалогического
наиболее
определять
цель воспринимать
дерева
эффективные
урока и ставить информацию
на
способы решения задачи,
слух,
строить
поставленных
необходимые для эффективное
задач.
ее достижения.
взаимодействие
Нервная система. Стрессы
Отбор материала Учатся сравнивать Учатся работать с Овладевать устной
из
нескольких объекты, обобщать разными
и
письменной
источников
полученные
источниками
речью
сведения,
информации
осваивают основы
исследовательской
деятельности
Внимание и память
Просмотр
Работать
с Самостоятельно
Адекватно
познавательных
различной
выдвигать
использовать
фильмов
информацией
и варианты решения речевые средства
преобразовывать
поставленных
для аргументации
ее из одной формы задач, предвидеть своей
позиции,
в
другую; итоговые
сравнивать разные
устанавливать
результаты работы точки
зрения,
соответствие
отстаивать свою
между объектами
позицию.
и функциями.

11

познавательной
деятельности.
Осознавать
единство
целостность
окружающего
мира

и

Формируются
ценности
здорового образа
жизни
Формируются
ценности
здорового образа
жизни

Проявление
любознательности
и
интереса
к
изучению природы

18.

Пищеварительная система

Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике,
научнопопулярной
литературе

19.

ГМО

Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций

20.

Нормы питания правильное Отбор материала
питание
из
нескольких
источников
Психика. Психология
Просмотр
Работа с текстом и
познавательных
иллюстрациями,
фильмов
обсуждение
с
одноклассниками,
конспектирование.
Выполнение
лабораторной
работы.
Темперамент
Самостоятельная
Работа с текстом и
работа с текстом в иллюстрациями,
учебнике,
обсуждение
с
научнопопулярной одноклассниками,
литературе
конспектирование.

21.

22.

Работать
с
различной
информацией
и
преобразовывать
ее из одной формы
в
другую;
устанавливать
соответствие
между объектами
и функциями.
Работать
с
различной
информацией
и
преобразовывать
ее из одной формы
в
другую;
устанавливать
соответствие
между объектами
и функциями.

12

Самостоятельно
искать варианты
решения
поставленных
задач, предвидеть
итоговые
результаты работы

Адекватно
использовать
речевые средства
для аргументации
своей
позиции,
сравнивать разные
точки
зрения,
отстаивать свою
позицию.

Проявление
любознательности
и
интереса
к
изучению природы

Самостоятельно
Адекватно
Проявление
выдвигать
использовать
любознательности
варианты решения речевые средства и
интереса
к
проблем
для аргументации изучению природы
своей
позиции,
сравнивать разные
точки
зрения,
отстаивать свою
позицию.

Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
понятия.. Представ
лять информацию
в виде конспектов,
таблиц, схем.
Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
понятия.. Представ

Соотносить,
что
уже известно и
усвоено учащимся,
с тем, что еще
неизвестно.

Отстаивать свою
точку
зрения,
приводить
аргументы.

Соотносить,
что
уже известно и
усвоено учащимся,
с тем, что еще
неизвестно.

Отстаивать свою
точку
зрения,
приводить
аргументы.

23.

Бодрствование и сон

24.

Космические системы

25.

26.

Выполнение
лабораторной
работы.
Анализ
Работа с текстом и
возникающих
иллюстрациями,
проблемных
обсуждение
с
ситуаций
одноклассниками,
конспектирование.
Выполнение
лабораторной
работы.
Отбор материала Умение выбирать
из
нескольких наиболее
источников
эффективные
способы решения
поставленных
задач.

лять информацию
в виде конспектов,
таблиц, схем.
Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
понятия.. Представ
лять информацию
в виде конспектов,
таблиц, схем.
Умение
определять
цель
урока и ставить
задачи,
необходимые для
ее достижения.

Соотносить,
что
уже известно и
усвоено учащимся,
с тем, что еще
неизвестно.

Отстаивать свою
точку
зрения,
приводить
аргументы.

Умение
воспринимать
информацию
на
слух,
строить
эффективное
взаимодействие с
одноклассниками
при выполнении
совместной
работы
Земля в солнечной системе Просмотр
Действие
Осуществлять
Вступать в диалог,
познавательных
целеполагания,
самоонализ своей участвовать
в
фильмов
умение
деятельности,
коллективном
преобразовывать
корректировать
обсуждении
практическую
свои знания и
задачу
в умения.
познавательную
Изображения
земной Самостоятельная
Самостоятельно
Работает
по Вступать в диалог,
поверхности
работа с текстом в обнаруживать
предложенному и участвовать
в
учебнике,
учебную
самостоятельно
коллективном
научнопопулярной проблему,
составленному
обсуждении
литературе
выполнять задания плану.
проблем; строить
по предложенному
продуктивное
алгоритму
и
взаимодействие со
делать выводы о
сверстниками
и

Осознание
значения
рационального
питания в жизни
каждого человека

13

Проявление
эмоционального
отношения
в
учебнопознавательной
деятельности.
Умение
аргументированно
и
обоснованно
отстаивать свою
точку зрения.

27.

Формы рельефа

28.

Виды водных объектов

29.

Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций

качестве
взрослыми.
проделанной
работы.
Умение работать с Учатся работать с Умение
текстом, выделять различными
воспринимать
в нем главное.
источниками
информацию
информации
слух.

Отбор материала Осуществлять
из
нескольких расширенный
источников
поиск информации
с использованием
ресурсов
библиотек
Географическое положение Просмотр
Определять цели
Большереченского района
познавательных
своего обучения
фильмов
Структурировать
информацию.

30.

Из чего состоят вещества

Самостоятельная
работа с текстом в
учебнике,
научнопопулярной
литературе

31.

Химические элементы

Анализ
возникающих
проблемных
ситуаций

32.

Домашняя аптечка

Определять цели
своего обучения
Структурировать
информацию.

Применение
биологического
кругозора
биологической
грамотности
Отбор материала Определять цели
из
нескольких своего обучения
источников
Структурировать
информацию.
Самостоятельный

14

Самостоятельно
устанавливать
учебную проблему

Участвовать
коллективном
обсуждении
проблем;

Формируется
научное
на мировоззрение на
основе изучения
биологии
в Формируется
биологическая
культура

Осуществлять
самоонализ своей
деятельности,
корректировать
свои знания и
умения.
Осуществлять
самоонализ своей
деятельности,
корректировать
свои знания и
умения.
Умение
выстаивать
и логические
умозаключения

Адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений.
Адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей

Развивают
познавательные
потребности на
основе интереса к
изучению
биологии
Развивают
познавательные
потребности на
основе интереса

Организация и
планирование
сотрудничества

Мотивация
к
обучению
и
познавательной
деятельности

Осуществлять
самоонализ своей
деятельности,
корректировать
свои знания и

Вступать в диалог,
участвать
в
коллективном
обсуждении

Проявление
эмоционального
отношения
в
учебнопознавательной

33.

Бытовая химия

Просмотр
познавательных
фильмов

34.

Итоговое занятие

Самостоятельная
работа

информационный
поиск.

умения.

Выделять
существенные
признаки
животных.
Сравнивать
представителей
царств природы
Определять цели
своего обучения
Структурировать
информацию.
Самостоятельный
информационный
поиск.

Осуществлять
самоонализ своей
деятельности,
корректировать
свои знания и
умения.

Вступать в диалог,
участвать
в
коллективном
обсуждении

Проявление
эмоционального
отношения
в
учебнопознавательной
деятельности.

Работая по плану,
сверять свои
действия с целью
и, при
необходимости,
исправлять
ошибки
самостоятельно.

Адекватные
языковые средства
для отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений.

Проявление
эмоционального
отношения в
учебнопознавательной
деятельности.

15

деятельности.

Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечениепрограммы
1.
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А.
Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. :
Просвещение, 2020.
2.
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А.
Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. :
Просвещение, 2021.
3.
Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7-9 классы:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред.
И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
4.
Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажёр. 7-9 классы:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред.
И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
5.
Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 7-9
классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С.
Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
6.
Медиабанк по функциональной грамотности ГК «Просвещение»
https://media.prosv.ru/fg/
7.
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся» http://skiv.instrao.ru/
8.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VIIIX
классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».