РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗА СТРАНИЦАМИ РАССКОГО ЯЗЫКА» ДЛЯ 9 КЛАССОВ
Разработали:
учитель русского языка и литературы
Власюк К.В.,
Кислицина Т.Г.,
Красикова Н.Г.,
Малкова А.В.,
Меркулова Н.А.,
Сергиенко Н.А. ,
г. Комсомольск – на – Амуре
2023– 2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по русскому языку «За страницами русского языка» разработана на основе
нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями по состоянию на 30 декабря 2021 года.);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями от 11.12.2020 № 712);
- Основной образовательной программой основного общего образования МОУ ЦО «Открытие»
Цели и задачи программы
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса,
повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса,
сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к
условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа курса определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности на уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего
образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
Программа курса на 2023-2024 учебный год создаёт условия для повышения качества образования,
обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе
профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Цели:
- подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку,
- обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению государственной(итоговой)
аттестациипо русскому языку.
Общей задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение
итоговой аттестации.
Одна из задач (по подготовке учащихся к устной части) – выявление возможностей, позволяющих
обучающимся овладеть чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности,
формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические
высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух,
пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности
языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых
норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Экзаменационная работа
построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх
предложенных тем монолога (беседы).
В ходе занятий обучающиеся должны научиться
в устной части:
читать текст не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно
интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические
ударения;
- пересказывать прочитанный текст с введение цитаты;
- в монологическом высказывании уметь создавать текст определённого типа, чётко следуя его
композиции, используя накопленные знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской
литературы, искусства, а также жизненный опыт;
- принимать участие в интервью: уметь составлять условный диалог по заданной теме; отвечая на
предложенные вопросы, давать полный ответ, излагать мысли логично, последовательно, следить за
богатством и точностью лексики, разнообразием синтаксических конструкций;
в письменной части:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического или научного стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать
формулировкузадания и вникать в её смысл;
чётко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
-
Особенностью данной программы является модульный подход к подготовке ОГЭ. Программа
состоит изчетырёх модулей:
1.
Подготовка к устной части экзамена (итоговое собеседование по русскому языку).
2.
«Учимся писать сжатое изложение».
3.
«Учимся писать сочинение – рассуждение».
4.
«Учимся выполнять тестовые задания». Он отвечает важным целям:
знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты
подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки
владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при
организации занятий, ориентированных на подготовку к государственной (итоговой) аттестации,
где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты
овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных
случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение
различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки).
Согласно учебному плану школы на занятия курса по программе «Сдам ОГЭ» отводится 33
часа,по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформальногомежличностного и межкультурного общения.
Предметные
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
В
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
результате обучения у учащихся будет сформировано:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой втексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой
передачисодержания.
умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.
умение понимать глубину и точность понимания содержания текста.
умение определяющее уровень языковой и лингвистической компетенции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1
2
3
Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. Подготовка к итоговому
7
Библиотека ЦОК
1,2,3,4,9
9
Библиотека ЦОК
5,6
собеседованию по русскому языку
Раздел 2. Учимся писать сжатое
изложение
Раздел 3. Учимся писать сочинение –
рассуждение
Раздел 4. Учимся выполнять тестовые
4
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
задания
5
13
Контрол
ьные
работы
Практич
еские
работы
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)
№
п/п
1.
2.
Количество часов
Тема урока
Всего
4.
5.
6.
7.
8.
Практически
е работы
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
http://www.licey.net/russian/cultur
e/7_1
Устное собеседование по русскому
языку в 9 классе.
1
1 неделя
Задание 1. Чтение
текста вслух.
1
2 неделя
http://www.licey.net/russian/cultur
e/7_2
2. Пересказ текста
спривлечением
дополнительной
информации (с включением цитаты).
Задание
3.
Как
построить
монологическое высказывание по
одной из выбранных тем с опорой на
план.
Задание
3. Монологическое
высказывание. Использованиеклише.
1
3 неделя
http://www.licey.net/russian/cultur
e/7_3
1
4 неделя
1
неделя
http://rusmir.philarts.spbu.ru/umk/
tekstkak-obekt/lection_4/view
Задание 4. Диалог
(интервью).
Диалог по заданной теме.
1
неделя
http://rusmir.philarts.spbu.ru/umk/
tekstkak-obekt/lection_4/view
1
неделя
http://festival.1september.ru/artic
les/500 472/
1
неделя
http://www.prosv.ru/ebooks/Zag
orovsk
_Grig_Rus_yaz_EG_C/3.html
небольшого
Задание
3.
Контрольн
ые работы
Дата
изучения
Работа с демоверсиями по устному
собеседованию в 9 классе.
Итоговая работа по разделу
1
http://festival.1september.ru/artic
les/573 373/
Структура экзаменационной работы в
формате ГИА.
1
неделя
Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий с развернутым
ответом.
Задание С1. Сжатое изложение. Что
такое
микротема.
Микротемы
исходного
текста.
Абзацное
членение текста.
Задание С1. Сжатое изложение.
Структурные особенности сжатого
изложения.
Основные
приёмы
компрессии
исходного
текста.
Отработка приёма исключение.
Задание С1. Основные приёмы
компрессии исходного текста.
Отработка приёма обобщение.
Отработка приёма упрощение.
Задание С1. Практическое занятие.
Выбор
приемов
компрессии
исходного текста.
1
неделя
1
неделя
1
неделя
Задание С1. Практическое занятие.
Работа с примером изложения из КИМ
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Итоговая работа по разделу
http://soshinenie.ru/temaurokaslozhnyj-plan-gotovogoteksta/
http://be.convdocs.org/docs/inde
x-21475.html
http://festival.1september.ru/artic
les/573 373/
http://4brain.ru/pismo/logichnost.
php
1
неделя
1
неделя
http://www.testsoch.com/razvitie
-rechitekst-struktura-tekstaobobshhenie-
1
неделя
http://www.nado5.ru/ebook/tekst-egostroenie-i-vidyego-reobrazovaniyatezisy
1
неделя
1
http://4brain.ru/pismo/logichnost.
php
http://nsportal.ru/shkola/russkiyya
zyk/library/2013/04/17/urokrazviti
ya-rechi-rassuzhdenievpovestvovanii
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Задание
С2
Сочинение
на
лингвистическую тему. Критерии
оценки задания С2. Структура
сочинения на лингвистическуютему.
1
неделя
Задание С2. Учимся формулировать
тезис.
Учимся
аргументировать.
Учимся писать вывод сочинения на
лингвистическую тему.
Фактические
ошибки.
Речевые
ошибки. Грамматические ошибки
1
неделя
1
неделя
Практическое занятие по написанию
сочинения-рассуждения по
пониманию смысла предложения,
взятого из авторского текста
Практическое занятие по написанию
сочинения-рассуждения на заданную
проблему с умением приводить
аргументы из текста и из
собственного опыта.
1
неделя
1
неделя
Итоговая работа по разделу
1
1
http://yaissleduu.ucoz.ru/index/sov
ety/0-8
http://experiment4.narod.ru/zak.h
tm
https://ege49.ru/EGE/Podgotovk
a/Zanyatie-9-A--Podtekst
http://shikardos.ru/text/zanyatieo
bobshenie-informacii-dannoj-vhttp://nsportal.ru/shkola/russkiyy
azyk/library/2013/04/14/urokrazv
itiya-rechi-v-5-klassevsootvetstvii-s-fgos-po
неделя
Понимание текста. Задание 6
1
неделя
Средства выразительности речи.
Задание 7
Синонимы. Задание 8
1
неделя
1
неделя
Правописание безударной гласной в
корне слова.
Задание 5
1
неделя
http://lit.1september.ru/view_arti
cle.php?ID=200901911
Правописание приставок. Задание 5
1
неделя
http://novargym.smartlearn.ru/mod
/page/view.php?id=529
1
неделя
28.
Правописание суффиксов различных
частей речи.
Задание 5
http://novargym.smartlearn.ru/mod
/page/view.php?id=529
29.
-Н- и –НН- в различных частях речи.
Задание 5
1
неделя
pedakademy.ru/konferenciya/43.
docx
Правописание окончаний различных
частей речи.
Задание 5
Словосочетание. Виды
подчинительной связи (согласование,
управление, примыкание). Задание 4
Грамматическая основа предложения.
Задание 2
Обособленные члены предложения.
Знаки
препинания
в
простом
осложненном предложении Задание 3
Знаки препинания в
сложносочиненном предложении, в
сложноподчиненном предложении.
Задание 3
Сложные предложения с различными
видами связи. Сложные бессоюзные
предложения. Задание 3. Проверочная
работа
1
неделя
1
неделя
1
неделя
1
неделя
1
неделя
27.
30.
31.
32.
33.
34.
1
http://festival.1september.ru/artic
les/633 601/
Учебно-методическое
процесса.
и
материально-техническое
обеспечение
образовательного
Литература для учителя:
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:
Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой
аттестации в новой форме /ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые
задания:10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой
форме):Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая
аттестация(в новой форме). М.: "Экзамен".
5. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный
подход. М.:КНОРУС, 2019.
6. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение,
2019.
7. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2019.
8. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Интерактивная приставка.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)