РП внеурочная деятельность За страницами географии 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Разработала: Л.Н.Кононова

г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 уч.г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа «За страницами учебника географии» разработана в
соответствии с положением Федерального образовательного стандарта общего
образования, на основе примерной программы основного общего образования
«География 5 -6 классы» под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева. Е.К.Липкиной,
издательство «Просвещение» 2012г. В программе учтены идеи и положения Концепции
духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы
развития и формирования универсальных учебных действий. Современное общество
нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к
индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков
для себя, для других людей и для окружающего мира. География в школе – это учебная
дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет и
естественные (физическая география) и общественные (социальная и экономическая
география) ветви знания. Картографическая составляющая школьной географии сближает
ее с группой информационно – технических наук. География является мостиком между
естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно
используется в решении естественно – научных, экологических и социально –
экономических проблем современности.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью
образования является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится
личность ребенка, а не просто набор информации, обязательный для изучения. Одним из
способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в
исследовательской деятельности. Ее главные цели – установление истины, развитие
умения работать с информацией. Результатом деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний и
способов деятельности.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность
посмотреть на проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному
исследованию. Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время –
компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы.
Программа курса «Проектная деятельность по географии» рассчитана на 34 часа (1раз
в неделю), год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО,
предназначена в качестве курса по выбору естественно – научного цикла
общеинтеллектуального направления для учащихся 6 классов, изучающих географию в
рамках школьной программы. Возраст учащихся: 12 – 13 лет.
Цель программы: через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить
уровень самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания
творческих проектов, подготовить учащихся к ведению исследовательской работы в
старшей школе, к разработке более сложных проектов, расширить географический
кругозор.

Задачи:










Развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам
окружающего мира;
Научить применять знания на практике при изучении природы Земли и человека;
Проводить различные эксперименты под руководством учителя, самостоятельно и
с помощью родителей;
Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных
природных ситуациях;
Сформировать навыки поиска, обработки представления информации;
Развивать у учащихся познавательные умения и навыки, творческие и
коммуникативные способности;
Интегрировать знания из различных областей наук,
Сформировать умение критически мыслить.

Основные формы и методы обучения:










Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками
информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно – популярной
литературой для подросткового возраста, ресурсами интернет и др.,
Работа в малых группах (2 – 5человек ).
Проектная работа,
Подготовка сообщений, рефератов,
Исследовательская деятельность,
Информационно – поисковая деятельность,
Выполнение практических работ,
Работу с привлечением родителей.

Содержание программы курса «За страницами учебника географии» представляет
широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся для
развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности и логического
мышления.
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология,
технология, география, ИЗО, литература, информатика.
Межпредметные связи на занятиях:
 С уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из
текстов изучаемых произведений;
 С уроками изобразительного искусства и информатики: оформление творческих
работ, участие в выставках рисунков при защите проектов, создание презентаций;
 С уроками биологии: для создания межпредметного модуля.
Ожидаемый результат:
 Проявление интереса к предметам естественно – научного цикла;
 Понимание целостности окружающего мира при изучении различных
предметов;
 Расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся,
 Умение рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;



Стремление
добиваться
лучших
индивидуальные способности.

результатов,

развивать

свои

Календарно – тематическое планирование внеклассных занятий
34 час ( 1ч/н )
№

Дата

Тема

1

04 – 08.09

Путешествие на орбиту.

2

11 – 15.09

Ориентирование по карте.

3

18 – 22.09

Игра «Зашифрованный объект».

4

25 – 29.09

Особые дни года.

5

02 – 06.10

6

09 – 13.10

Географическая карта.
Определение направлений и
расстояний по карте.
Топографический план и
топографическая карта.

7

16 – 20.10

Работа с компасом.

8

23 – 27.10

Ориентирование на местности.

9

06 – 10.11

Движение по азимуту.

10

13 – 17.11

Глазомерная съемка местности.

11

20 – 24.11

Изображение рельефа на
топографических планах и картах.

12

27 – 01.12

Путешествие к центру Земли.

Операционный
компонент (что
научаться делать)
Виртуальное путешествие
в космос. Формирование
представлений об орбите
Земли и влиянии Космоса и
Солнца на жизнь планеты.
Определение по карте
географических координат.
Расширяют
географический кругозор.
Понимание роли и
значения географических
координат.
Продолжают расширять
географический кругозор.
Выясняют , почему Солнце
в течение года по –
разному освещает Землю?
Решение проблемы: как
сорентироваться по карте.
Изучают условные знаки
планов и карт. Знакомятся
с масштабом.
Определение сторон
горизонта с помощью
компаса.
Учатся определять азимут.
Определение азимута и
расстояния на местности.
Знакомятся с маршрутной
и полярной съемками
местности.
Выясняют, как
изображается рельеф на
топографических картах и
планах.
Формирование
представлений о
внутреннем строении
Земли.

13

04 – 08.12

14

11 – 15.12

Изучение минералов и горных
пород.
Виды движения земной коры.

Изучение горных пород
своей местности.
Знакомятся с прибором,
регистрирующим
колебания земной коры.
Знакомятся с техногенным
или антропогенным
выветриванием.
Характеризуют горы по
географической карте.
Характеризуют равнины по
географической карте.

15

18 – 22.12

Еще одна сила.

16

25 – 29.12

17

10 -12.01

18

15 -19.01

Определение по карте
географического положения гор.
Определение по карте
географического положения
равнин.
Погружение в Мировой океан.

19

22 – 26.01

Географические карты и
навигация в жизни человека.

Рассматривают примеры
использования карт.

20

29 – 02.02

Закрепление темы «Изображение
земной поверхности»

19

05 – 09.02

Литосфера. Минералы.

20

12 – 16.02

Выветривание и перемещение
горных пород.

21

19 – 22.02

Горы суши.

22

26 – 01.03

Равнины и плоскогорья суши.

23

04 – 07.03

Рельеф дна Мирового океана.

24

11 – 15.03

Атмосфера. Изменение
температуры воздуха.

25

18 – 22.03

Атмосферное давление.

26

01 – 05.04

Движение воздуха.

27

08 – 12.04

Вода в атмосфере.

28

15 – 19.04

Климат.

Выполняют проверку
приобретенных навыков в
рамках изученной темы.
Описывают свойства
минералов.
Сравнивают виды
разрушения горных пород
по преобладающему
фактору.
Выясняют, как
различаются горы по
высоте и по картам
составляют описание гор.
Выясняют, как
различаются равнины по
высоте и по картам
составляют описание
равнин
Определяют глубины
океанов.
Определяют суточную
амплитуду, строят график
хода температуры воздуха.
Решают задачи на
изменение атмосферного
давления.
Знакомятся с видами
ветров.
Знакомятся с абсолютной и
относительной
влажностью, видами
облаков и осадков.
Знакомятся с причинами,
влияющими на климат.

Изучение глубин океана.

29

22 – 26.04

30

06 – 10.05

Гидросфера. Воды Мирового
океана.
Воды суши. Реки.

31

13 – 17.05

Воды суши. Озера.

32

20 – 24.05

Биосфера.Почва.

33

27 – 28.05

Взаимосвязь оболочек Земли.
Географическая оболочка.

Знакомятся со свойствами
вод Мирового океана.
Описывают
географическое положение
рек.
Знакомятся с причинами
образования озер.
Знакомятся со свойствами
почв и причинами ее
образования.
Изучают свойства
географической оболочки.

34

29 – 31.05

Географическая оболочка и
человек. Расселение человека.

Изучают районы
образования рас.

Библиографический список литературы.
1. Учебник «География» 6класс, Москва, «Русское слово».
2. Павловская Т.В. Исследовательская работа на уроках географии.
3. Харитонов Н.П. Метеонаблюдения при проведении натуралистических
исследований.
4. Харитонов Н.П. Методическое руководство для начинающих исследователей
природы..
5. Герасимова С.И. Взаимодействие школьников с природными объектами.
6. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».