РП внеурочная деятельность Черчение для 7-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧЕРЧЕНИЕ»
(7-8 КЛАССЫ)

Разработал: Кузнецов М.А.

г. Комсомольск-на-Амуре
2023-2024 учебный год
1

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «черчение»
составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- концепцией развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 года № 1726-р);
- порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) МОУ ЦО
«Открытие».
Настоящая программа курса внеурочной деятельности по черчению
для 7-8 классов создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования и письмом
Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»и
программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д.
Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М.
Просвещение, 2019г. Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития,
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
черчения, которые определены стандартом.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая
система развития мышления, пространственных представлений и
графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает
школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет
большое значение для общего и политехнического образования учащихся;
приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в
области техники и технологии современного производства; содействует
развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся.
Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у
школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и
точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры
2

труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса
учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся
технического мышления, пространственных представлений, а также
способностей к познанию техники с помощью графических изображений.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении
как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный
инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным,
привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе
внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление
учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей,
изучение роли чертежа в современном производстве, установление
логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла,
выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству
графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда.
В результате этого будет совершенствоваться общая графическая
грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также
подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной
и
специальной литературой для решения возникающих проблем.
Курс по черчению во многом специфичен и значительно отличается от
других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов
обучения черчению отличается от методов обучения других предметов.
Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются
особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов
обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и
конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и
справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных
единиц, а также применять графические знания при решении задач с
творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении
аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения
технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;

3















-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму,
расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической
деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными
материалами;
-прививать культуру графического труда.
Личностные результаты освоения курса отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
4

























взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения курса отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;

5

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных
технологий
(далее
ИКТкомпетенции);
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами.
Место курса в учебном плане:
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных
школ. Изучение курса черчения рассчитано на три года обучения, один час в
неделю, в 7-8 классах отводится 68 часов: 7 класс- 34 часа (1 час в неделю),
8 класс-34 часа (1 час в неделю).

6

Содержание программы
1. Введение (предмет «черчение», из истории графических изображений,
материалы и инструменты, организация рабочего места, требования техники
безопасности и т.д.).
2. Роль графического языка в передаче информации о предметном мире
(стандарты ЕСКД, ГОСТ, форматы, основная надпись и рамка чертежа,
линии чертежа, чертежный и архитектурный шрифт, нанесение размеров в
соответствии с конструктивными особенностями объекта, масштаб).
3. Геометрические тела, предметы окружающего мира и геометрическая
информация о них
Понятие о предмете и его форме. Информация о предмете. Разнообразие
геометрических форм . Форма простых геометрических тел: состав, размеры
и т.д.. Анализ геометрической формы предмета с натуры, по графическим
изображениям.
4. Изделие (сборочная единица) и техническая информация о нём.
(определение сборочного чертежа, отличия сборочных чертежей от рабочих
чертежей деталей, особенности нанесения размеров на сборочных
чертежах,деталирование по сборочному чертежу, соединения деталей,
разъемные и неразъемные соединения, изображение и обозначение резьбы на
чертеже, условности и упрощения в изображении крепежных деталей, работа
со справочными материалами).
5 . Графическое отображение и чтение геометрической информации о
предмете (изделии). Геометрический анализ формы объектов,
развертывание как способ отображения поверхности предмета, чертеж и
эскиз объекта, условности и упрощения на чертежах. Определение, виды и
элементы проецирования, метод проецирования, плоскости проекций,
получение проекции, виды на чертеже, местные виды. Аксонометрические
проекции (прямоугольная изометрическая и фронтальная косоугольная
диметрическая проекция, положение и построение осей, аксонометрические
проекции многоугольников, окружностей, геометрических тел, различных
объектов, технический рисунок). Геометрические построения на чертеже (
деление отрезков и окружностей, сопряжения, циркульные и лекальные
кривые, пропорции «золотого сечения»).
6. Изображения соединений деталей на чертежах.
Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные и неразъемные
соединения. Стандартизация и взаимозаменяемость. Изображение и
обозначение резьбы .
7. Графические изображения и чтение технической информации о
сборочной единице.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Отличия от рабочего
чертежа детали. Спецификация. Изображения на сборочных чертежах (виды,
разрезы, сечения). Особенности нанесения размеров. Деталирование.
Масштабная шкала. Сборочные чертежи машиностроительных сборочных
7

единиц, бытовых предметов, моделей транспорта, игрушек.
8. Сечения и разрезы (определение, назначение, получение фигуры
сечения, вынесенные и наложенные сечения, наклонные сечения,
обозначение сечений, отличия сечений от разрезов). Определение и
получение разреза, классификация разрезов, простые и сложные разрезы,
положение на чертеже, обозначение разрезов, местные разрезы, соединение
части вида и части разреза на чертеже, соединение половины вида и
половины разреза, особенности нанесения размеров при соединении вида и
разреза, тонкие стенки на разрезе, разрезы в аксонометрических проекциях.
9. Резервное время .
В рамках каждой темы предлагается перечень обязательных учебных
и творческих работ.
Методика обучения должна быть построена таким образом, чтобы
максимально раскрыть и развить пространственное мышление и творческие
способности учащихся. Использование различных материалов и приемов
работы, элементов дизайна, примеров из истории предметного мира
направлено на активизацию познавательной и творческой деятельности
учащихся.
Данная программа предусматривает разноуровневое обучение, различные
методы и приемы обучения (проблемный метод, метод свободного выбора,
ассоциативно-сопоставительный метод и др.)
Предполагается использовать индивидуальные, групповые и коллективные
методы обучения.
В результате обучения по курсу «Черчение» у учащихся должны быть
сформированы такие качества, как трудолюбие, позитивное преобразующее
отношение к окружающей действительности.
Планируемые результаты освоения программы
«Занимательное черчение»
7 класс
Учащиеся должны иметь представление:
- о стандартизации и стандартах ЕСКД;
- об истории чертежа и графических изображений (шрифта и др.);
- о деталях и их конструктивных элементах;
- о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры), об их
положении и ориентации в пространстве.
Учащиеся должны знать:
- правила оформления чертежа (форматы, линии чертежа, правила нанесения
размеров, масштаб);
- способы графического отображения геометрической информации о
предмете;

8

- метод ортогонального проецирования на одну, две, три плоскости
проекций;
- аксонометрические проекции, технический рисунок.
Учащиеся должны уметь:
- рационально пользоваться чертежными инструментами;
- выполнять геометрические построения (деление окружности, построение
сопряжений – скругление угла, сопряжение прямой и окружности);
- выполнять построение разверток простых геометрических тел (призма,
пирамида, конус, цилиндр);
- читать и выполнять проекционные изображения моделей деталей.
8 класс
Учащиеся должны иметь представление:
 о роли графического языка в передаче информации об объекте;
 об этапах разработки проектной документации;
- об использовании и построении графиков, схем, диаграмм.
Учащиеся должны знать:
- способы построения аксонометрических проекций и технического рисунка;
- изображения на чертеже (виды, простые и сложные разрезы, прямые и
наклонные сечения);
- условности и упрощения на машиностроительных, сборочных чертежах;
- о построении наклонного сечения модели.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать форму предметов (с натуры и по графическим
изображениям);
- выполнять чертежи в системе ортогональных проекций, выполнять
аксонометрические проекции и технический рисунок;
- выполнять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД, выбирая
необходимое количество изображений на чертеже;
- читать и выполнять чертежи несложных изделий;
- выполнять деталирование сборочной единицы, состоящей из 9-15
несложных деталей;
- выполнять построение разверток геометрических тел (правильные и
звездчатые многогранники, усеченной призмы, пирамиды, конуса и
цилиндра);
- решать задачи на определение линии пересечения геометрических тел,
определение натуральной величины фигуры наклонного сечения.

9

Учебно-тематический план

Учебный материал представлен следующими основными темами:
№
Наименование темы
темы

7 класс

8 класс

1

Введение.

1

1

2

Роль графического языка в
передаче
информации о предметном
мире.

6

-

3

Геометрические тела, предметы 3
окружающего мира и
геометрическая
информация о них.

-

4

Изделие (сборочная единица) и техническая информация о нём.

2

5

Графическое отображение и
22
чтение
геометрической информации о
предмете (изделии).

29

6

Архитектурные и строительные чертежи.

-

7

Сечения и разрезы

-

-

8

Резервное время.

2

2

Итого

34

34

7 класс
№
Наименование темы
темы

Всего
часов

Теория Практи
ка

1

Введение.

1

1

-

2

Роль графического языка в передаче
информации о предметном мире.

6

2

4

3

Геометрические тела, предметы
окружающего мира и информация о
них.

3

1

2

4

Графическое отображение и чтение
геометрической информации о

22

8

14

10

предмете (изделии).
5

Итоговый урок.

2

1

1

Итого

34ч

13ч.

21ч.

Общие направления
К началу обучения школьники знакомы с элементарными
приёмами
графических изображений, геометрическими построениями, некоторыми
приемами работы с чертежными инструментами.
В 7 классе учащиеся знакомятся с правилами оформления чертежа,
методом проецирования, получением наглядного изображения на чертеже.
Зачет в 3 четверти по теме «Проецирование. Аксонометрические
проекции» включает 5 теоретических вопросов и графическую работу.
8 класс
6

Введение.

1

1

-

7

Изделие (сборочная единица) и
техническая информация о нём.

2

1

1

8

Графическое отображение и чтение
геометрической информации о
предмете (изделии).

29

19

10

9

Итоговый урок.

2

1

1

Итого

34ч

22ч

12ч

Общие направления
К началу 2-го года обучения школьники знакомы с приёмами
графических изображений, геометрическими построениями, системой
прямоугольного проецирования. В 8 классе учащиеся знакомятся с
понятием
изделия и сборочной единицы, чтением технической информации.

11

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс
№
п/п

Наименование
тем

Кол-во
Дата
Корректиров
часов
ка часов
I четверть (9 часов)
«Графическое оформление чертежей»
«черчение». 1

Деятельность
учащихся

1

Предмет
Краткие
сведения из истории
развития
чертежей.

Приёмы работы с
чертежными
инструментами.
Проведение линий с
помощью линейки,
угольников, циркуля.

2

Правила оформления 1
чертежей.
Стандарты. ГОСТ.
ЕСКД.
Линии чертежа. Виды 1
линий, их
начертание и
назначение.

Выполнение рамки и
основной надписи на
листе формата А4.

3

4

Чертежный
шрифт. 1
Прописные буквы,
цифры.

5

Чертежный
шрифт. 1
Строчные буквы.

6

Правила
размеров.

нанесения 1

Вычерчивание линий
различных типов (с
учетом допустимых
ГОСТом параметров).
Вычерчивание
композиции из
различных
типов линий.
Написание заглавных
букв чертежного
шрифта и цифр.
Написание слов
чертежным шрифтом
по
сетке («черчение»,
«шрифт»,
«техническая
графика» и т.п.).
Нанесение размеров
отдельных элементов
(отрезков,
окружностей, дуг,
углов разной
величины).
Чертеж плоской
детали (декоративного
элемента, игрушки и
т.п.) с нанесением
размеров.

12

7

Масштаб.

1

8

Масштаб.
Применение,
обозначение
на чертеже.

1

9

Итоговый
урок. 1
Проверочная работа.

10

11

12

13

1.Нанесение размеров
на чертежах,
выполненных с
применением
масштаба.
2. Определение и
обозначение масштаба
на
чертеже объекта.
Чертеж плоской
детали (декоративного
элемента, игрушки и
т.п.) с изменением
масштаба. Нанесение
размеров, обозначение
масштаба.
Система заданий по
теме
«Правила оформления
чертежа».

II четверть (7 часов)
«Метод проецирования и графические способы построения изображений.
Чертежи в системе прямоугольных проекций».
Анализ
1
1. Анализ
геометрической
геометрической
формы предмета.
формы
предложенных
деталей (по чертежу).
2. Выполнить анализ
геометрической
формы объекта
(бытового предмета,
модели транспорта,
игрушки и т.п.).
Построение чертежа 1
Чертеж предмета
на основе анализа
(бытового, игрушки,
формы предмета.
модели автомобиля и
т.п.) на основе
геометрических тел.
Нанесение размеров с 1
Чтение чертежа
учетом формы
детали (на основе
предмета.
геометрических тел).
Выполнить
комплексный чертеж
детали
с нанесением
размеров (по чертежу
с неполными
данными).
Развертывание
как 1
1.Выполнить чертежи

13

14

15

16

метод графического
отображения .

и развертки призмы
и пирамиды.

Развертки
1
плоскогранных
геометрических тел.
Чертежи и развертки 1
тел вращения.

1.Выклеить модели
геометрических тел.

Итоговый
урок. 1
Проверочная работа.

1.Выполнить
развертки цилиндра и
конуса.
Система заданий по
теме
«Анализ
геометрической
формы
предмета».

III четверть (10 часов)
«Метод проецирования и графические способы построения изображений.
Аксонометрические проекции».
17

Общие сведения
эскизах.

18

Последовательность
получения
изображения.
Наглядные
изображения .

1

20

Метод проекций.

1

21

Центральное
параллельное
проецирование.

и 1

22

Прямоугольное
проецирование.

1

23

Геометрические
построения. Деление
окружности.

1

19

об 1

Анализ детали по
карточкам.
Эскиз детали по
наглядному
изображению.
Эскиз детали
изображение с
натуры.
Решение задач на
определение вида и
элементов
проецизображений.
Построение проекций
плоского объекта
(буква, элемент
декора, игрушка и
т.п.).
Чертеж плоской
детали
(с применением
геометрических
построений).
Деление окружности с
помощью циркуля
на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12
частей.
Написание слов на
круге («черчение»,
«линия», «точка»,
«графика» и т.п.)
14

24

Геометрические
построения.
Сопряжения.

1

25

Геометрические
построения.
Сопряжения.

1

26

Итоговый
урок. 1
Проверочная работа.

27

28

IV четверть (8 часов)
«Чтение и выполнение чертежей».
1

Прямоугольное
проецирование. Метод
Монжа.
Проецирование
1
геометрических тел.

29

Проецирование на 3 1
плоскости проекции.

30

Виды на чертеже. 1
Местные виды.

31

Комплексный чертеж 1
детали.

32

Итоговая работа.
Комплексный чертеж
детали.
Итоговая работа.
Комплексный чертеж
детали.
Итоговый урок.

33

34

1

1

1

Построение
сопряжений
(скругление угла,
сопряжение прямой и
окружности). Работа
в тетради.
Вычерчивание
элемента декора (из
истории предметного
мира)
с использованием
сопряжений.
Система заданий по
теме
«Правила оформления
чертеж».
Работа по карточкам.
Чертежи
геометрических тел
(необходимое
количество видов).
Чертеж объекта
(детали, бытового
предмета, игрушки и
т.п.) по наглядному
изображению.
Чертеж модели (3
вида)
с натуры.
Чертеж детали (по
карточкам или с
натуры). Нанесение
размеров. Окончание
работ.
Чертеж детали (по
карточкам или с
натуры).
Чертеж детали (по
карточкам или с
натуры).
Система заданий по
теме
«Чтение и
выполнение
чертежей».

15

8 класс
№
п/п

Наименование
тем

Кол-во
Дата
Корректир
Деятельность
часов
овка часов
учащихся
I четверть (9 часов)
«Техническая информация об изделиях».
и 1
Решение задач на
построение
отсутствующих на
чертеже видов,
проекций точек.

1

Повторение
систематизация
материала первого
года обучения.

2

Техническая
информация
изделиях.

3

Общие сведения
детали и её
конструктивных
элементах.

4

Линии чертежа.

5

Виды
линий,
их 1
начертание и
назначение.
Правила оформления 1
чертежей.
Стандарты.
ГОСТ. 1
ЕСКД.

6
7

об

1

о 1

1

8

Нанесение размеров в 1
соответствии с
конструктивными
особенностями
деталей.

9

Масштаб.

1

1. Вычертить
спецификацию и
основную надпись для
сборочного
чертежа.
2. Прочитать сборочный
чертеж
предмета (по
карточкам).
3. Выполнить чертеж
несложной
сборочной единицы.
4. Выполнить
деалирование по
сборочному
чертежу предмета.

Вычерчивание линий
различных
типов (с учетом
допустимых
ГОСТом параметров).
Вычерчивание
композиции из
различных типов линий.
Выполнение рамки и
основной
надписи на листе
формата А4.
Выполнить чертеж
шариковой в
натуральную
величину и с
изменением
масштаба. Нанести
размеры.
Чертеж плоской детали
16

Применение,
обозначение на
чертеже.

10

11

(декоративного
элемента, игрушки
и т.п.) с изменением
масштаба.
Нанесение размеров,
обозначение
масштаба.

II четверть (7 часов)
«Передача информации о форме детали».
Геометрические тела.
1
Анализ геометрической
формы
предложенных деталей
(по чертежу)
Виды,
проекции 1
Выполнение чертежей
геометрических
пространственных
тел.
геометрических тел.

12

Правильные
многогранники.

13

Развертывание
как 1
способ
графического
отображения
поверхности.
Звездчатые
1
многогранники.
многогранника
Чертежи и развертки 1
правильных
многогранников.

14

15

16

17

18

Итоговый
Проверочная
работа.

1

урок. 1

Выполнение чертежей
правильных
многогранников.
1. Выклеить модели
правильных
многогранников .
1. Построить развертки
правильных
многогранников
1. Построить развертку
звездчатого
многогранника.
2. Выклеить модели
правильных
многогранников. (по
выбору
учащихся).
Система заданий по
теме
«Пространственные
геометрические
тела».

III четверть (10 часов)
«Выявление внешней и внутренней формы объекта на чертеже».
Проецирование
1
Выполнить чертеж и
группы
наглядное
геометрических тел.
изображение группы
геометрических тел
(призмы, пирамиды
,шара).
Проецирование
1
Выполнить чертеж и

17

группы
геометрических тел.

19

Проецирование
группы
геометрических тел.

1

20

Проецирование
группы
геометрических тел.

1

21

Выявление внешней и 1
внутренней
формы объекта на
чертеже.

22

Выявление внешней и 1
внутренней
формы объекта на
чертеже.

23

Соединение
разреза .

24

Вырез четверти детали 1
в изометрии.

25

Вырез
детали.

вида

и 1

половины 1

наглядное
изображение группы
геометрических тел
( конуса, цилиндра,
призмы).
Выполнить чертеж и
наглядное
изображение группы
геометрических тел.
Работа по карточкам.
Выполнить чертеж и
наглядное
изображение группы
геометрических тел
(призмы, пирамиды,
конуса, цилиндра).
Работа по карточкам.
1. Дочертить
недостающие линии на
чертеже и в
изометрической
проекции
детали, имеющей
внутренние элементы
(пазы, выемки,
отверстия).
1. Исправить заведомо
внесенные ошибки
на чертеже и в
изометрической
проекции
детали, имеющей
внутренние элементы.
1. По двум видам
выполнить чертеж
полой модели,
содержащий
соединение
вида и разреза.
1.Выполнить
аксонометрическую
проекцию с вырезом
четверти.
1. Выполнить чертеж
бытового предмета,
содержащий соединение
вида и разреза и
аксонометрическую
проекцию с вырезом
18

26

27

Итоговый
Проверочная
работа.

урок. 1

IV четверть (8 часов)
«Чтение и выполнение чертежей».
Технический рисунок . 1

28

Способы выявления 1
светотени .

29

Технический рисунок . 1

30

Технический рисунок . 1

31

Использование схем, 1
диаграмм,
графиков в черчении.

32

Творческая
работа 1
«Схемы и
диаграммы».
Итоговый
урок. 1
Проверочная работа.

33

четверти или половины.
Система заданий по
теме
«Выявление внешней и
внутренней
формы деталей».
Выполнить технический
рисунок
дизайн-объекта (по
наглядному
изображению).
Выполнить технический
рисунок объекта
(детали, бытового
предмета и т.л.) на
основе простых
геометрических тел (по
чертежу).
Нанести светотень
различными способами
на поверхности
куба, шара и конуса
(штриховкой,
шраффировкой,
шраффировкой
точками).
Выполнить технический
рисунок куба.
Выполнить технический
рисунок цилиндра,
конуса, пирамиды
(по выбору
учащегося).
Вычертить примеры
графиков и диаграмм.
Работа в тетради.
Построить схему,
диаграмму или график
(по выбору).
Построение схем,
диаграмм, графиков (по
выбору).
Творческая работа.
Конструирование
несложныъх деталей по
заданным параметрам,
условиям и
функциональному
19

34

назначению.
Творческая работа.
Выполнение чертежа
сконструированного
изделия.

Итоговый
урок. 1
Проверочная работа.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ.
Программой по черчению предусмотрено значительное количество
обязательных
графических
работ,
которые
позволяют
учителю
контролировать и систематизировать знания учащихся программного
материала.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её
целесообразно по следующему плану:
1.
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки,
основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом,
нанесение размеров).
2.
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение
проекционной связи, применение типов линий согласно их
назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные
учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс
№

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

п/п
учителя

1

Программы
общеобразовательных
учреждений 7-8 кл./автор А.Д.
Ботвинников, И.С.
Вышнепольский – М., 2019г.

2

Ботвинников А.Д. Черчение:
Учебник для 7-8 кл.

ученика

Ботвинников А.Д.
Вышнепольский В.И.
Методическое пособие Черчение: Рабочая
по черчению: К
тетрадь.-М.:Астрель:АСТ,
учебнику А.Д.
2019г.
Ботвинникова и др.
«Черчение» 7-8
В.Н. Виноградов. Учебнокл./А.Д. Ботвинников, методическое пособие к
В.Н. Виноградов, И.С. учебнику А.Д.
Вышнепольский и др. - Ботвинникова, В.Н.
20

общеобразовательных
учреждений/А.Д.
Ботвинников, В.Н.
Виноградов, И.С.
Вышнепольский – М.: ООО
«Издательство Астрель»,
2019г.

М.: ООО
«Издательство
Астрель», 2019 г.

Виноградова, И.С.
Вышнепольского
«Черчение» 7-8 классы. –
М.: Дрофа, изд.
«Экзамен», 2019г.

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
2) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
3) Миллиметровая бумага;
4) Калька;
5) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
6) Линейка деревянная 30 см.;
7) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
8) Рейсшина;
9) Транспортир;
10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
11) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
12) Ластик для карандаша (мягкий);
13) Инструмент для заточки карандаша.
Электронные учебники, ЦОРы, интернет- ресурсы
1. Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru/default.asp

2. Российский образовательный Федеральный портал
http://www.edu.ru/

3. Каталог учебников,оборудования, элетронных ресурсов.
http://ndce.edu.ru

4. ИКТ в образовании.
http://www.ict.edu.ru/

5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://window.edu.ru/

6. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
http://kataloq.lot.ru/

Список литературы:
1. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2019г.192с.
2.Вышнепольский
И.С.
Техническое
черчение:
Учебник
для
профессиональных учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая
школа; Издательский центр «Академия», 2019 г.-224с
21

3. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн. для учителя.- М.: Владос,
2019г.
4. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В.
Титов.-Волгоград: Учитель, 2019.-210с.
5. Левицкий В.С. Машиностроительное черчение: Учеб. для студентов
высших технических учебных заведений. – М.: Высшая школа.: 2017г.– 351с.
6. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей.
М.: Просвещение, 2020г.-109с.

22

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».