РП внеурочная деятельность Функциональная грамотность для 5-6 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Разработали:
учитель русского языка и литературы
Малкова А.В.
Меркулова Н.А.
Кислицина Т.Г.

г. Комсомольск – на – Амуре
2023– 2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 5-6
классов составлена на основе следующих нормативных документов :
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012, № 273 – ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от 25.12 2014 г., от 31.12 2015 г. 11
декабря 2020 г.)
3. Письма Министерства образования и науки РФ « Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственногостандарта общего образования
» от 12 мая 2011года №03-2960.
4. Авторская программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной
грамотности обучающихся»/ А.В. Белкин,
И.С. Манюхин,О.Ю.Ерофеева, Н.А.
Родионова, С.Г. Афанасьева, А.А. Гилев и др. – Самара: СИПКРО;
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях".
Постановление № 189 от 29.12.2010 г.
6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г № 16 « Об
утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.43598-20 « Санитарно –
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
общеобразовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID–
19)»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21
"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических
(профилактических) мероприятий";
Общая
характеристика
курса
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот
подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более
широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность
и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования,
призванным ответить на вопрос:
«Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями
и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е.
для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И
функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного
функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 5 видов
грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную, креативное мышление и
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018
году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в
2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для
развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности
подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному
российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои
потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести
пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы
развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных
исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA
показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются
надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их
благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на
высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
Цели и задачи
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и
навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с
жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Программа нацелена на развитие: любознательности (активного интереса к обучению, заданиям)
как способности к самостоятельному поиску ответов; воображения как способности к
продуцированию собственных идей; способности оценивать предложенные идеи и умения быстро
перестраивать своюдеятельность в изменившихся условиях.
Описание места учебного курса в учебном плане.
По учебному плану МБОУ сош им. Карла Маркса на преподавание курса внеурочной
деятельности «Основы функциональной грамотности» в 6классе отводится 34 часа, из расчета 1 час
в неделю. (34 недели).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных,
финансовых и общественных явлениях для решенияпоставленных перед учеником
практических задач.
Личностные результаты:
Грамотность
Читательская
Математическая

Естественнонаучная

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали
и
общечеловеческих ценностей; формулирует
собственную позицию по отношению к прочитанному
объясняет гражданскую позицию
в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе математических знаний спозиции норм
морали и общечеловеческих ценностей
объясняет гражданскую позицию
в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе естественнонаучных знаний спозиции норм морали
общечеловеческих ценностей

Финансовая

оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и
общечеловеческих ценностей,
прав и обязанностей гражданина
страны

Метапредметные и предметные результаты:
Грамотность
Читательская

Применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем.
Математическая Применяет математические знания для решения
разного рода проблем .
ЕстественноОбъясняет
и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся
научная
научных знаний.
Финансовая
Применяет финансовые знания для решения
разного рода проблем .
Глобальные
Освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных
компетенции
ситуациях
Креативное
Предлагать адекватные способы решения различных социальных
проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в областиэкологии, в
мышление
области заботы о людях с особыми потребностями, в области
межличностных взаимоотношений;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрол
ьные
работы

Практич
еские
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы

Раздел 1. Креативное мышление

1.1

Что такое креативно мышление.
Знакомство
с
креативными
решениями различных проблем.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
413034

1

Учимся
выполнять задания
нестандартно,
выразительно,
1.2

1.3

эффективно.
Креативное
самовыражение. Создаём рисунки
Креативное самовыражение. Создаём
тесты.

1,2,3,4,9

3,4,5
2

1

1

1,2,5

1.4

Креативное самовыражение. Решение
естественно-научных

2,3,7,8
1

проблем.
1,3,4

1.5

Креативное самовыражение. Решение
социальных проблем

1

1.6

Итоговая работа.

1

Итого по разделу

3,5,6,7

1

7

Раздел 2. Основы финансовой грамотности

2.1

2.2

Семейный бюджет. Расходы и доходы

2

1

2.3

Акции в
рассрочка

1

1

2.4

магазине.

грамотность

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
413034

Финансовая
современного человека

Кредит

Выгодный обмен. Ценные
бумаги. Векселя и

и

1

1

облигации.

1,2,3,4

3,5,6
1,2,3,4

1,3,4

Инвестиции
2.5

Фальшивые деньги. Обмен валюты

1

2.6

Личные сбережения.
безопасность

1

2.7
2.8

Финансовая

Налоговая
система.
Государственное инегосударственное
страхование.
Итоговая работа.

Итого по разделу

2,3,4,5
1,2,4

1,2,5,6

1
1

3,5,6,7

1

9

Раздел 3. Основы математическойграмотности
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
413034

1,2,3,4,8,9

3.1

Математическая грамотность. Учимся
для жизни.

1

3.2

Ситуация
«Поступление
предпрофильный класс».

2

1

3.3.

Ситуация «Новая квартира».

2

1

1,2,3

3.4

Ситуация «Вязаные вещи».

2

1

1,2,5,6

в

3,5,6

3.5

Ситуация
покрытие».

«Новое

3.6

Итоговая работа

дорожное

Итого по разделу

2
1

1,2,3,7

1

3,5,6,7

1

10

Раздел 4. Глобальные компетенции

4.1

Знакомимся с глобальными
компетенциями. Что значит
«быть
глобально компетентным?»

1

4.2

Человек и природа.

1

4.3

Здоровье.

1

1

1,4,6,7,9

4.4

Традиции и обычаи.

1

1

1,4,5,9

4.5

Права человека.

1

4.6

Семья.

1

4.7

Образование.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
413034

3,4

2,4,5,6

1,2,7,8
1

2,4,6,7
1,3,9

Итоговая работа.

4.8

1

Итого по разделу

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

24

3,5,6,7

1

4

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1 «Основы читательской
грамотности»

Всего

Контроль
ные
работы

Практич
еские
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы

http://www.licey.net/
russian/culture/7_1

2,3,4,9

Раздел 2 «Основы естественнонаучной грамотности»

http://www.licey.net/r
ussian/culture/7_2

5,6,7

2

http://www.licey.net/r
ussian/culture/7_3

4,5

3

Раздел 3 « Основы креативного
мышления»

4

Раздел 4 «Основы математической

http://www.licey.net/

5,8

грамотности»
5

Раздел 5 «Основы финансовой
грамотности»

russian/culture/7_
http://www.licey.net/r
ussian/culture/7_

7,8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Вводный урок.
Что такое креативно мышление.
Знакомимся
с
креативными
решениями различных проблем

2

Учимся
выполнять
задания
нестандартно,
выразительно,
эффективно. Креативное
самовыражение. Создаем рисунки.

1

3

Креативное
самовыражение.
Создаемрисунки. Практикум

1

4

Креативное
Создаем
тесты.

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1 неделя

1

2 неделя

самовыражение.
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251ffa

1

3 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252126

4 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252252

5

Креативное
Решение
проблем.

6

Креативное
самовыражение.
Решение
социальных проблем.

7

самовыражение.
естественно-научных

Итоговая работа.

5 неделя
1
6 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252522

7 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2526f8

1

1

1

8

Финансовая грамотность
современного человека

9

Семейный
доходы.

бюджет.

Расходы

и

10

Семейный бюджет.
доходы. Практикум.

Расходы

и

11

Акции в
рассрочка

Кредит

и

12

Выгодный обмен. Ценные бумаги.
Векселя и облигации. Инвестиции

1

12 неделя

13

Фальшивые деньги. Обмен валюты

1

13неделя

магазине.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2523b0

8 неделя

1

9 неделя

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25286a

10 неделя
11 неделя

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa252ea0
14

Личные сбережения. Финансовая
безопасность

1

15

Налоговая
система.
Государственное
и негосударственное страхование

1

16

Итоговая работа.

1

17

Математическая
Учимся
для жизни

14 неделя
15 неделя

1

грамотность.

1

предпрофильный класс»
Ситуация «Поступление в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa253350

17 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2534cc

18 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25362a

19 неделя

19

предпрофильный
Практикум.

20

Ситуация «Новая квартира»

1

21

Ситуация

1

«Новая

16 неделя

1

Ситуация «Поступление в
18

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252b4e

класс».

квартира».

1

1

20 неделя
1

21 неделя

Библиотека ЦОК

Практикум.

https://m.edsoo.ru/fa253a30
22 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa253bac

23 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa254002

22

Ситуация «Вязаные вещи»

23

Ситуация
Практикум.

24

Ситуация «Новое дорожное
покрытие»

1

25

Ситуация «Новое дорожное
покрытие». Практикум.

1

26

Итоговая работа.

1

27

Знакомимся с глобальными
компетенциями. Что значит «быть
глобально компетентным?»

1

28

Человек и природа.

1

29

Здоровье. Практикум.

1

1

29 неделя

30

Традиции и обычаи. Практикум.

1

1

30 неделя

31

Права человека

1

«Вязаные

1
вещи».

1

1

24 неделя

1

25 неделя
26 неделя

1

27 неделя

28 неделя

31 неделя

32

Семья. Практикум.

1

33

Образование.

1

34

Итоговая работа.

1

1

34

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

32 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25491c

33 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256ed8

34 неделя
10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Введение
1.

2.

Нас ждёт путешествие
(Путешествие по родной земле)

3.

Открываем
тайны планеты (Изучение планеты)

4.

Открываем мир науки (Человек и
природа)
По страницам биографий
(Великие люди нашей страны)

5.

Практически
е работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
http://www.licey.net/russian/cultur
e/7_1

1

1 неделя

1

2 неделя

http://www.licey.net/russian/cultur
e/7_2

1

3 неделя

http://www.licey.net/russian/cultur
e/7_3

1

4 неделя

1

неделя

http://rusmir.philarts.spbu.ru/umk/
tekstkak-obekt/lection_4/view

1

неделя

http://rusmir.philarts.spbu.ru/umk/
tekstkak-obekt/lection_4/view

http://festival.1september.ru/artic
les/573 373/

6.

Наши
поступки
взаимодействия)

7.

Мои увлечения

1

неделя

http://festival.1september.ru/artic
les/500 472/

1

неделя

8.

Растения и животные в нашей
жизни

http://www.prosv.ru/ebooks/Zag
orovsk
_Grig_Rus_yaz_EG_C/3.html

Загадочные явления

1

неделя

9.

(межличностные

Контрольн
ые работы

Дата
изучения

http://soshinenie.ru/temaurokaslozhnyj-plan-gotovogoteksta/

10.
11.
12.
13.

14.

15.

Креативность в бытовых и учебных
ситуациях: модели и ситуации.
Выдвижение разнообразных идей.

1

неделя

http://be.convdocs.org/docs/inde
x-21475.html

1

неделя

http://festival.1september.ru/artic
les/573 373/

Креативность в бытовых и
учебных ситуациях: модели и
ситуации
Учимся проявлять гибкость и
беглость мышления.

1

неделя

1

неделя

http://4brain.ru/pismo/logichnost.
php

Выдвижение
креативных идей и их доработка.

1

неделя

http://www.testsoch.com/razvitie
-rechitekst-struktura-tekstaobobshhenie-

1

неделя

http://www.nado5.ru/ebook/tekst-egostroenie-i-vidyego-reobrazovaniyatezisy

1

неделя

1

неделя

От выдвижения до доработки идей
Диагностика и рефлексия.
Самооценка

16.

17.

18.

19.

20.

Подведение итогов первой части
программы.
Самооценка результатов
деятельности на занятиях
Новое об известном
(«Футбольное поле»,
«Электробус»)
Геометрические формы вокруг нас
(«Поделки из пластиковой
бутылки»,
«Ковровая дорожка»)
Здоровый образ жизни
(«Калорийность питания», «Игра на
льду»)

1
1

неделя

1

неделя

1

неделя

http://4brain.ru/pismo/logichnost.
php

http://nsportal.ru/shkola/russkiyya
zyk/library/2013/04/17/urokrazviti
ya-rechi-rassuzhdenievpovestvovanii
http://yaissleduu.ucoz.ru/index/sov
ety/0-8
http://experiment4.narod.ru/zak.h
tm
https://ege49.ru/EGE/Podgotovk
a/Zanyatie-9-A--Podtekst
http://shikardos.ru/text/zanyatieo
bobshenie-informacii-dannoj-v-

21.

22.
23.

24.
25.
26.
27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.

В школе и после школы
(«Игры в сети»,
«Занятия Алины»)

1

неделя

Семейный бюджет: по доходам – и
расход

1

неделя

Непредвиденные расходы: как
снизить риски финансовых
затруднений
На чем можно
сэкономить: тот без нужды
живет, кто деньги бережет
Самое главное о правилах
ведения семейного бюджета
«Копейка к копейке – проживет
семейка»

1

неделя

1

неделя

1

неделя

1

неделя

1

неделя

http://novargym.smartlearn.ru/mod
/page/view.php?id=529

1

неделя

http://novargym.smartlearn.ru/mod
/page/view.php?id=529

Узнаем
традиции и обычаи и
учитываем их в общении. Соблюдаем
правила
Участвуем в самоуправлении

1

неделя

1

неделя

Соблюдаем правила. Участвуем в
самоуправлении
Глобальные проблемы в нашей жизни

1

неделя

1

неделя

Подведение итогов программы.
Самооценка результатов
деятельности на занятиях

1

неделя

«Семейный бюджет»»
Мы разные, но решаем общие задачи

http://nsportal.ru/shkola/russkiyy
azyk/library/2013/04/14/urokrazv
itiya-rechi-v-5-klassevsootvetstvii-s-fgos-po

http://lit.1september.ru/view_arti
cle.php?ID=200901911

pedakademy.ru/konferenciya/43.
docx

http://festival.1september.ru/artic
les/633 601/

34.

Итоговая работа

1

1

неделя

Рекомендуемая литература

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе . Педагогика. № 10. 2003.
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная
выпускников школ .Социологические исследования. № 5. 2007.

грамотность

3. Пермилова Р.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный
урок.М,2009.
4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности. Образовательная
программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла . Сборник материалов
.Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом
РАО, 2003.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».