РП внеурочная деятельность Учись писать сочинение для 10 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «УЧИСЬ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»
ДЛЯ 10 КЛАССА
( базовый уровень)

Разработали:
учитель русского языка и литературы
Кислицина Т.Г.,
Сергиенко Н.А.

г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части
ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Анализ результатов ЕГЭ (части С) и анализ итоговых сочинений
показал, что
наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением:
-понимать информацию, заложенную в тексте;
-ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли,
-аргументировано доказывать свою позицию,
-с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому
языку и литературе.
Элективный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует
литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует.
Работа над сочинением приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою
позицию, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны
быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же
необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и
письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что часть С - небольшое
сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности
выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинениерассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам
образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или
сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык
необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или
искусства он реализовался в будущем.








ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «УЧИСЬ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
развитие творческих способностей личности;
развитие логического мышления;
развитие связной монологической речи;
овладение учащимися свободной письменной речью;










ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания
части С на ЕГЭ;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать
общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
привитие способности к самостоятельной деятельности.

МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10 классах основного среднего образования в учебном
плане отводится 34 часов: в 10 классе – 36 часов (1 часа в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе.
Понятия "направление" и "тема сочинения". Многообразие форм сочинений. Подходы к
трактовке художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии
оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы.
Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание
привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями
разных жанров. Проблемный вопрос в темах различной формулировки. Преобразование
темы-понятия в вопрос. Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах
различной формулировки, преобразование темы- понятия в вопрос. Ключевые слова темы.
Работа
с
темой-цитатой,
темой-афоризмом.
Средства
художественной
выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темыафоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных
цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в
рамках темы.
Лекция с элементами беседы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи:
рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура
рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров
используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным
сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых

вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к
написанию вступления. Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным
сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ
образцовых заключений. Творческая работа. Главная часть сочинения: аргументация. Работа
с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинениирассуждении. Способы цитирования и привлечение литературного материала. Фактические
ошибки. Анализ аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в формате
допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками. Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией
сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением текста. Формулирование проблемы исходного текста. Комментарий к
сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев.
Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции автора.
Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение иллюстративного
материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству,
его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);




формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав
и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
 физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым























можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
3. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
состороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности у обучающихся
должны сформироваться навыки творческого письма;




















навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста,
так и по заданной теме;
развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную
мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые
средства с учетом стиля и типа речи;
знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения,
уметь применять такие коммуникативные умения: интерпретировать содержание
исходного текста или формулировку темы;
уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм;
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции,
необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и
ситуациях общения;
у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки
конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по
заданной теме ученик научится понимать и интерпретировать прочитанный текст,
создавать свое высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь
отслеживать основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию,
отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи;
будет знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения,
уметь
применять
следующие
коммуникативные
умения:
интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы;
будет уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной
форме;
будет свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
научится владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах,
жанрах и ситуациях общения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Количество часов

№

Наименование
разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы

Раздел 1. Введение
1

Введение в элективный курс

Понятие «направление ,
проблема и тема сочинения.»
2
Подходы к трактовке
художественного и
3
публицистического текста
Требования к написанию
сочинения. Критерии
4
оценивания сочинения
Итого по разделу
Раздел 2. Подходы к анализу текста
Логический анализ и
осмысление формулировки
темы, проблемы. Анализ
1
формулировки темы,
проблемы. Понимание темы,
проблемы.
Знание и понимание
2
привлекаемого литературного
материала.

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4
2, 3, 4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1, 2, 3, 4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1, 2, 3, 4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

5

9

Проблемный вопрос в темах
Библиотека ЦОК
1
различной формулировки.
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Преобразование темыБиблиотека ЦОК
4
1
понятия в вопрос.
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Итого по разделу
4
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Тема- афоризм, тема – цитата.
Библиотека ЦОК
1
1
Работа с темой –цитатой,
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
темой афоризмом
Средства художественной
Библиотека ЦОК
выразительности в теме,
2
1
1
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
цитате. Урок - практикум
Итого по разделу
2
Раздел 4. Анализ текста
Широкое и узкое понимание
Библиотека ЦОК
1
1
темы, проблемы. Работа с
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
текстами .
Ассоциативные цепочки и
ключевые слова к теме.
Выстраивание ассоциативных
цепочек из ключевых слов и
Библиотека ЦОК
2
1
вопросов к теме. Синквейн,
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
диамант и штрих к ключевым
словам темы. Тонкие и
толстые вопросы в рамках
темы.
Выстраивание ассоциативных
Библиотека ЦОК
3
цепочек из ключевых слов и
1
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
вопросов к теме.
3

2, 3, 4
2, 3, 4

2, 3, 4

2, 3, 4

2, 3, 4

2, 3, 4

2, 3, 4

1
0

Выстраивание ассоциативных
4
цепочек из ключевых слов и
вопросов к теме.
Структура сочинениярассуждения. Структура
5
рассуждения: тезис доказательство – вывод.
Итого по разделу
Раздел 5. Композиция сочинения
Композиция сочинения с
учетом различия родов и
жанров используемых для
аргументации произведений.
1
Композиция образов в
произведении. Композиция
отдельных частей
произведения.
Композиция образов в
произведении. Композиция
отдельных частей
2
произведения. Примеры
сочинений с разной
композицией
Вступление к сочинению.
Написание вступления к
сочинению-рассуждению.
3
Анализ вступлений к
школьным сочинениям
Виды вступления к
4
сочинению. От вопроса темы к

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

6

1
1

вступлению. Анализ
образцовых вступлений.
Итого по разделу
Раздел 6. Аргументация.
Главные части сочинения: тема
1
и аргументация.
Работа с вопросами темы.
Формулировка аргументов.
Виды и структура агументов в
2
сочинении-рассуждении.
Анализ аргументации в
школьном сочинении
Способы цитирования и
привлечение литературного
3
материала. Фактические
ошибки.
Заключения к сочинению.
Анализ заключений к
школьным сочинениям. Виды
заключений. От главного
4
вопроса темы к заключению.
Анализ образцовых
заключений
Промежуточная
аттестация. Сочинение.
Пробное сочинение в
5
формате допуска к ЕГЭ
по темам этого учебного
года.
Итого по разделу

5

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

2

2

8

1
2

Раздел 7. Критерии оценивания сочинения.
Анализ работ. Работа над
1
1
ошибками.
Анализ направлений ,
предложенных для подготовки
2
1
к сочинениям в учебном году
Критерии оценивания
3
1
сочинения.
Урок-практикум «Оцени
4
2
сочинение по критериям».
Итого по разделу
5
Итоговый контроль
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

2, 3, 4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2, 3, 4
2, 3, 4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2

2

1
3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС (1 час в неделю, всего – 34 часа)
№
п/п

Тема урока

1

Введение в элективный курс. Требования к итоговому
сочинению по литературе

2

Понятия "направление" и "тема сочинения".

3
4
5
6

7

Подходы к трактовке художественного текс Введение в
элективный курс. Требования к итоговому сочинению по
литературе.
Требования к написанию сочинения.
Критерии оценивания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы.
Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический
анализ ее формулировки. Понимание темы.
Знание и понимание привлекаемого литературного
материала. Обобщение опыта работы над сочинениями
разных жанров

Количество часов
Контр.
Практ.
Всего
работы
работы
1
1

3-я
неделя

1
1

4-я
неделя

1

5-я
неделя

1

6-я
неделя

Проблемный вопрос в темах различной формулировки

1

9

Преобразование темы-понятия в вопрос.

1

11

Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум). Работа с
темой-цитатой, темой- афоризмом.
Средства художественной выразительности в теме-цитате.
Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темыафоризма.

1
1

12

Урок-практикум

1

13

Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.

1

Электронные
цифровые
обр. курсы

1-я
неделя
2-я
неделя

1

8

10

Дата
изучения

7-я
неделя
8-я
неделя
9-я
неделя
10-я
неделя
11-я
неделя
12-я
неделя

1
4

14

15
16
17

18

19

20
21
22
23

24
25
26

Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме.
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и
вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым
словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и
вопросов к теме.
Структура
сочинениярассуждения.
Структура
рассуждения: тезис - доказательство – вывод.
Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их
основные признаки и различия.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом
различия родов и жанров используемых для аргументации
произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения.
Композиция образов в произведении. Композиция
отдельных частей произведения. Примеры сочинений с
разной композицией.
Вступление к сочинению. Написание вступления к
сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным
сочинениям.
Виды вступления к сочинению. От вопроса темы к
вступлению. Анализ образцовых вступлений.
Главные части сочинения: тема и аргументация
Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды
и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ
аргументации в школьном сочинении.
Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды
и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ
аргументации в школьном сочинении.
Способы цитирования и привлечение литературного
материала. Фактические ошибки.
Заключения к сочинению. Анализ заключений к школьным

1

1
1
1

13-я
неделя
14-я
неделя
15-я
неделя
16-я
неделя

1

17-я
неделя

1

18-я
неделя

1

19-я
неделя

1
1

20-я
неделя
21-я
неделя

1

22-я
неделя

1

23-я
неделя

1
1

24-я
неделя
25-я

1
5

27
28
29

сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к
заключению. Анализ образцовых заключений.
Заключения к сочинению. Анализ заключений к школьным
сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к
заключению. Анализ образцовых заключений.
Промежуточная аттестация. Пробное сочинениерассуждение ЕГЭ по темам этого учебного года.
Промежуточная аттестация. Пробное сочинениерассуждение ЕГЭ по темам этого учебного года.

неделя

27-я
неделя
28-я
неделя
29-я
неделя
30-я
неделя
31-я
неделя
32-я
неделя
33-я
неделя

1
1

30

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

31

Анализ направлений, предложенных для подготовки к
сочинениям в учебном году.

1

32

Критерии оценивания сочинения.

1

33

Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям».

1

34

Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям».

1

ОБЩЕЕ ЧИСЛО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

26-я
неделя

1

34

1
6

Учебно-методическое
образовательного процесса.

и

материально-техническое

обеспечение

1. ЕГЭ 2023 Русский язык (Ирина Цыбулько)
2. ЕГЭ 2023 Русский язык. 10–11 класс. Тематический тренинг. Модели сочинения (Н.А.
Сенина, С.В. Гармаш)
3. Русский язык. Курс интенсивной подготовки. Сочинение на ЕГЭ (Н.А. Сенина, А.Г.
Нарушевич)
4. Универсальный справочник по русскому языку (Д.Э. Розенталь)
5. В погоне за русским языком (Е. Первушина)
6. Думай, что говоришь (Е. Первушина)
7. Русский язык на грани нервного срыва (М. Кронгауз)
8. Я люблю русский язык (издательство АСТ)

Материально-техническое обеспечение:
1.
2.

Компьютер.
Интерактивная доска.

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».