РП внеурочная деятельность для 5-11 классов Психологический центр

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Для 5-11 классов

Разработала: педагог-психолог
МОУ ЦО «Открытие
Димова О.В.

г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 уч. г.

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:

Конституцией Российской Федерации (от 12.12.1993 г., поправки от
04.07.2020г.);

Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2013г.
№273 – ФЗ (ред. от 04.08.2023)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.,
24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.

Уставом МОУ ЦО «Открытие»
Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в
жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и
способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров,
ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.
Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во
многом определяют последующую судьбу. Важно, чтобы у подростков была возможность
поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Групповые
психологические занятия необходимы современным подросткам.
Старший подростковый возраст — важнейший этап жизни человека, время
самоопределения, поиска своего «Я», и своего места в окружающем мире.
Особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние
накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как
правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находится
большинство современных российских подростков. Подростки с особой остротой
переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание,
алкоголь, трудности в обучении или какими-то иными способами. Поэтому так важно, чтобы
у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые
знания о себе. Групповые психологические занятия необходимы современным подросткам,
обучающимся в учебных заведениях различного профиля.
Дополнительной
задачей
учащихся
9
класса
является
необходимость
профессионального самоопределения и подготовки к ГИА. Данная ситуация формирует
дополнительные условия для проявления личностной тревожности, формирования
индивидуальных комплексов и проблемных переживаний. Поэтому в указанном возрасте
особенную актуальность приобретает формирование навыков управления стрессом, навыков
саморегуляции и навыков установления межличностного взаимодействия.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе
направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она
способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит
находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки,
способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать
свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы
психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для
полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих
исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и
средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка
является его успешная адаптация к социуму.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы,
которая включает три основных компонента:
• аксиологический (связанный с сознанием);
• инструментально-технологический;
• потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами.
Он предполагает осознание подростком ценности, уникальности себя и окружающих,
идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во
всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством
самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и
своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у обучающихся
потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними
осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все
направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
3. Сроки реализации
Рабочая программа реализуется для учащихся 5-11 классов, по 1 часу в неделю, всего
34 академических часа в год для каждого класса.
4. Цель рабочей программы: формирование и сохранение психологического
здоровья школьников через развитие ряда личностных компетенций: процессов
самопознания и создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни и
социализации.
Достижение указанной цели будет осуществляться в процессе решения ряда задач:
1. Развитие навыков самопознания учащихся
2. Формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей установки преодоления.
3. Мотивирование к самопознанию и познанию других людей.
4. Развитие самосознания, самопринятия учащихся.
5. Способствование формированию эго-идентичности.
6. Развитие навыков самоанализа и прогнозирования последствий поступков.
7. Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления
межличностных отношений и адаптации в социальной среде.
8. Развитие навыков проявления толерантности и терпимости к недостаткам и
особенностям других людей.
9. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения.
10. Обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов.
5. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья
школьников, их успешная школьная социализация: приобретение чувства уверенности в
себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного
взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате обучающийся будет познавать не
только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь
будет более успешным и радостным.
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- основные понятия социальной психологии;
- основные понятия конфликтологии;
- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены
эмоциональной жизни;

- важность положительного самоотношения, самопринятия, самопрограммирования;
- основные состояния человека и их поведенческие проявления;
- правила эффективного общения с окружающими;
- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)
- важность профессионального и жизненного самоопределения;
Личностные УУД:
- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор
- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои
мировоззренческие позиции
- понимать чувства других людей
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях
- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и
контролировать их в общении
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных
источниках информации
- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)
- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи
(поступков, ситуаций)
- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека,
их роли в жизни
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)
- выдвигать версии в группе и индивидуально
- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать
степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять
ошибки
- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях
- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков
Коммуникативные УУД:
- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины
действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность
- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями
- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку
Метапредметные результаты:
-умение анализировать;
-умение работать с текстом;
-развитие воображения;
-развитие внимания и памяти.
Форма занятий: групповая. Занятия теоретические и практические. Занятия проходят
в форме: бесед, тестирований, тренингов, творческих встреч.

Учебно-тематический план для 5 класса
№ п/п
1

Темы занятий
Введение в мир психологии
Блок 1. Самопознание

Дата
проведения

Кол-во часов
1
5

2

Я – это я

1

3

Я в будущем

1

4

Я имею право чувствовать

1

5

Я и мой внутренний мир

1

6

Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

Блок 2. Позитивное общение

10

7

Я и Ты

1

8

Что такое одиночество

1

9

Ярмарка достоинств

1

10

Ищу друга

1

11

Почему люди ссорятся?

1

12

Барьеры общения

1

13

Предотвращение конфликтов

1

14

Способы снятия нервно-психического напряжения

1

15

Учимся слушать друг друга

1

16

Уверенное и неуверенное поведение

1

Блок 3. Проблемы общения

9

17

Нужна ли агрессия?

1

18

Буллинг

1

19

Пойми меня

1

20

Мои проблемы

1

21

Обиды

1

22

Критика

1

23

Комплименты или лесть?

1

24

Груз привычек

1

25

Вежливость

1
Блок 4. Безопасность

9

26

Принятие решений

1

27

Как распознать манипуляцию

1

28

Профилактика курения

1

29

Профилактика употребления наркотиков

1

30

Профилактика употребления алкоголя

1

31

Технология отказа

1

32

Осторожно! Финансовые мошенники!

1

33

Кибербезопасность

1

34

До свидания, ребята!

1

Итого:

34 часа

Учебно-тематический план для 6 класса:
№ п/п

Темы занятий
Блок 1. Самопознание

Дата
проведения

Кол-во часов
13

1

Что значит «Я – подросток»?

1

2

Как узнать эмоцию?

1

3

Я – наблюдатель

1

4

Мои эмоции

1

5

Эмоциональный словарь

1

6

Чувства «полезные» и «верные»

1

7

Сказка «Страна чувств»

1

8

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

9

Что такое «запретные чувства»

1

10

Какие чувства мы скрываем?

1

11

Маска

1

12

Я в «бумажном зеркале»

1

13

«Бумажное отражение»

1

Блок 2. Межличностное общение

14

14

Что такое страх?

1

15

Побеждаем все тревоги

1

16

Злость и агрессия

1

17

Как справиться со злостью

1

18

Обида

1

19

Как простить обиду?

1

20

Почему люди ссорятся?

1

21

Предотвращение конфликтов

1

22

Учимся слушать друг друга

1

23

Что такое эмпатия?

1

24

Зачем мне нужна эмпатия?

1

25

Способы выражения чувств

1

26

Тренировка «Я – высказываний»

1

27

Комплименты

1
Блок 3. Безопасность

7

28

Принятие решений

1

29

Как распознать манипуляцию

1

30

Профилактика курения

1

31

Профилактика употребления наркотиков

1

32

Профилактика употребления алкоголя

1

33

Технология отказа

1

34

Подведение итогов

1

Итого:

34 часа

Учебно-тематический план для 7 класса:
№ п/п

Темы занятий
Блок 1. Самопознание

Дата
проведения

Кол-во часов
11

1

Знакомство. Наедине с собой.

1

2

Что я знаю о себе

1

3

Моё имя

1

4

Мои имена

1

5

Моё уникальное «Я»

1

6

Я глазами других.

1

7

Мои ценности

1

8

Наши ценности

1

9

Я в «бумажном зеркале»

1

10

Отражение

1

11

Планирование времени

1

Блок 2. Межличностные отношения

15

12

Что такое страх?

1

13

Побеждаем все тревоги

1

14

Злость и агрессия

1

15

Как справиться со злостью

1

16

Что такое дружба?

1

17

Ищу друга

1

18

Что такое любовь?

1

19

Барьеры общения

1

20

Конфликт. Способы выхода из конфликтной ситуации

1

21

Буллинг

1

22

Учимся слушать друг друга

1

23

Вежливость

1

24

Что такое уверенность в себе?

1

25

Тренируем уверенность в себе

1

26

Уверенное выступление

1

Блок 3. Безопасность

8

27

Риск

1

28

Умение сказать «Нет»

1

29

Чем уверенность отличается от самоуверенности

1

30

Как распознать манипуляцию

1

31

Профилактика курения

1

32

Профилактика употребления наркотиков

1

33

Профилактика употребления алкоголя

1

34

Заключительное занятие

1

Итого:

34
Учебно-тематический план для 8 класса:

№ п/п

Темы занятий
Блок 1. Самопознание

Дата
проведения

Кол-во часов
11

1

Знакомство. Наедине с собой.

1

2

Что я знаю о себе

1

3

Моё имя

1

4

Мои имена

1

5

Моё уникальное «Я»

1

6

Я глазами других

1

7

Мои ценности

1

8

Наши ценности

1

9

Я в «бумажном зеркале»

1

10

Отражение

1

11

Планирование времени

1

Блок 2. Межличностные отношения

8

12

Что такое дружба?

1

13

Ищу друга

1

14

Что такое любовь?

1

15

Барьеры общения

1

16

Конфликт. Способы выхода из конфликтной ситуации

1

17

Буллинг

1

18

Учимся слушать друг друга

1

19

Вежливость

1
Блок 3. Профориентация

7

20

Время взрослеть

1

21

Мои представления о будущей профессии.

1

22

Моя будущая профессия.

1

23

Игра «Торг»

1

24

Что такое уверенность в себе?

1

25

Тренируем уверенность в себе

1

26

Уверенное выступление

1
Блок 4. Безопасность

8

27

Риск

1

28

Умение сказать «Нет»

1

29

Чем уверенность отличается от самоуверенности

1

30

Как распознать манипуляцию

1

31

Профилактика курения

1

32

Профилактика употребления наркотиков

1

33

Профилактика употребления алкоголя

1

34

Заключительное занятие

1

Итого:

34 часа
Учебно-тематический план для 9 класса

№
п/п
1.

Тема занятия
Вводное занятие. Психология общения.
Блок 1. Самопознание

Дата
проведения

Кол-во
часов
1
8

2.

Оценка типа мотивации и уровня интеллектуальной лабильности

1

3.

Формирование запроса на занятия в группе

1

4.

Психологическое здоровье человека. Сохранение и укрепление
здоровья

1

5.

Я - Личность. Мои сильные и слабые стороны

1

6.

Потребности человека

1

7.

Мотивация личности

1

8.

Возможности и способности

1

9.

Анализ ценностей

1

Блок 2. Межличностные отношения

9

10.

Диагностика особенностей межличностных взаимоотношений в
группе

1

11.

Виды и зоны общения.

1

12.

Роли в процессе общения

1

13.

Когнитивные искажения, их влияние на принятие решений

1

14.

Процесс принятия решения.

1

15.

Манипуляции. Как противостоять манипуляторам

1

16.

Межличностные отношения. Привлекательность в отношениях

1

17.

Выстраивание взаимоотношений в группе

2

Блок 3. Конфликт. Урегулирование конфликта

5

18.

Копинг стратегии для разрешения проблемных ситуаций

1

19.

Эмоции. Плохие и хорошие

1

20.

Я-высказывания

1

21.

Конфликт. Понятие, типы

1

22.

Способы урегулирования конфликта

1

Блок 4. Управление стрессом

5

23.

Стресс

1

24.

Способы управления стрессом

1

25.

Саморегуляция

2

26.

Наши страхи, как жить с этим

1

Блок 5. Профессиональное самоопределение

6

27.

Мой профессиональный выбор

1

28.

Выстраивание картины будущего

1

29.

Моя профессия

1

30.

Моя карьера

1

31.

Мое счастливое будущее

1

32.

Итоговое занятие: В добрый путь!

1

Итого:

34 часа

Учебно-тематический план для 10 класса
№
п/п
1.

Тема занятия
Вводное занятие. Психология общения.

Дата
проведения

Кол-во
часов
1

2.

Психологическое здоровье человека. Сохранение и укрепление
здоровья

1

Блок 1. Я концепция
3.

Оценка типа мотивации и уровня интеллектуальной лабильности

1

4.

Диагностика особенностей межличностных взаимоотношений в
группе

1

5.

Формирование запроса на занятия в группе

1

6.

Я - Личность. Мои сильные и слабые стороны

1

7.

Потребности человека

1

8.

Мотивация личности

1

9.

Возможности и способности

1

10.

Анализ ценностей

1
Блок 2. Межличностное общение

11.

Виды и зоны общения.

1

12.

Роли в процессе общения

1

13.

Когнитивные искажения, их влияние на принятие решений

1

14.

Процесс принятия решения.

1

15.

Манипуляции. Как противостоять манипуляторам

1

16.

Межличностные отношения. Привлекательность в отношениях

1

17.

Выстраивание взаимоотношений в группе

2

Блок 3. Эмоциональная саморегуляция
18.

Эмоции. Плохие и хорошие

1

19.

Саморегуляция

1

20.

Я-высказывания

1

21.

Конфликт. Понятие, типы

1

22.

Способы урегулирования конфликта

1

23.

Копинг стратегии для разрешения проблемных ситуаций

1

Блок 4. Управление стрессом
24.

Стресс

1

25.

Способы управления стрессом

1

26.

Наши страхи, как жить с этим

1

27.

Мой профессиональный выбор

1

28.

Выстраивание картины будущего

1

29.

Моя профессия

1

30.

Моя карьера

1

31.

Мое счастливое будущее

1

32.

Итоговое занятие: В добрый путь!

1

33. Итого:

34 часа

Учебно-тематический план для 11 класса
№
п/п
1.

Тема занятия
Вводное занятие. Психология общения.
Блок 1. Я личность

Дата
проведения

Кол-во
часов
1
8

2.

Самопознание личности, значение и смысл

1

3.

Я - Личность. Мои сильные и слабые стороны

1

4.

Оценка типа мотивации и уровня саморегуляции

1

5.

Потребности человека

1

6.

Мотивация личности

1

7.

Возможности и способности

1

8.

Анализ ценностей

1

9.

Моя самоценнность в обществе

1

Блок 2. Межличностное общение

11

10.

Понятие и значение общения

1

11.

Виды и зоны общения.

1

12.

Роли в процессе общения

1

13.

Как выйти из состояния негативной роли

1

14.

Когнитивные искажения, их влияние на принятие решений

1

15.

Процесс принятия решения.

1

16.

Манипуляции. Как противостоять манипуляторам

1

17.

Токсичные взаимоотношения, что с эти делать

1

18.

Межличностные отношения. Привлекательность в отношениях

1

19.

Выстраивание взаимоотношений в группе

2

Блок 3. Управление временем

3

20.

Таймменеджемент, эффективные техники

1

21.

Распределение задач, приоритеты

1

22.

Планирование

1
Блок 4. Эмоциональная саморегуляция

10

23.

Эмоции. Плохие и хорошие

1

24.

Саморегуляция

1

25.

Конфликт. Понятие, типы

1

26.

Способы урегулирования конфликта

1

27.

Я-высказывания

1

28.

Копинг стратегии для разрешения проблемных ситуаций

1

29.

Стресс

1

30.

Способы управления стрессом

1

31.

Наши страхи, как жить с этим

1

32.

Стресс во время экзамена, что с ним делать

1

33.

Итоговое занятие: В добрый путь!

1

34. Итого:

34 часа

Методическое обеспечение:
Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей», Саратов, 2005
Анн Л. «Психологический тренинг с подростками», Питер, 2007
Атоян А. Конфликтология (конспект лекций). М., 2005.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений;
Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
7. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. Минск,2004.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? – М., 2012.
9. Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников», Питер, 2007
10. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2005.
11. Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникационной мотивации учащихся»,
Москва, 2004
12. Ефимова Н. «Психология взаимопонимания», Питер, 2004
13. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий М.: Просвещение,
1991.
14. Зайцев Г. «Регуляция психики», Санкт-Петербург, 2003
15. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
16. Ильин Е. Мотивация и мотивы. СПб, 2000.
17. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
18. Ключникова Г. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии. 1984. - №1. - С.25-29.
19. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.
20. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
21. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа
курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области
“Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
22. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков по психологии
(8 класс). – СПб.:Речь, 2003. -119 с.
23. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

24. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
25. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
26. Понаморенко Л. Белоусова Р.В. психология для старшеклассников. М., 2001.
27. Потёмкина О. «Тесты для подростков», Москва, 2005
28. Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х
классов.//Школьный психолог, № 14, 1999.
29. Рудестам К. Групповая психотерапия, 2-е изд. М., 1993.
30. Рязанова Д. «Тренинг с подростками», Москва, 2003
31. Савченко М. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.
М., 2005.
32. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
33. Сартан Г. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1999.
34. Сидоренко Е. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб, 2004.
35. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ А.Л.Тертель М.:
Проспект, 2005.
36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший
подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
37. Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения», Санкт-Петербург,
2003
38. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х
частях. М.: Генезис, 2000.
39. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии средней школе (5-6 классы). – 4-е
изд. М.: Генезис, 2012
40. Шевандрин Н. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
41. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».