РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Для 5-11 классов
Разработала: педагог-психолог
МОУ ЦО «Открытие
Димова О.В.
г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 уч. г.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Конституцией Российской Федерации (от 12.12.1993 г., поправки от
04.07.2020г.);
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2013г.
№273 – ФЗ (ред. от 04.08.2023)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.,
24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.
Уставом МОУ ЦО «Открытие»
Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в
жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и
способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров,
ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.
Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во
многом определяют последующую судьбу. Важно, чтобы у подростков была возможность
поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Групповые
психологические занятия необходимы современным подросткам.
Старший подростковый возраст — важнейший этап жизни человека, время
самоопределения, поиска своего «Я», и своего места в окружающем мире.
Особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние
накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как
правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находится
большинство современных российских подростков. Подростки с особой остротой
переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание,
алкоголь, трудности в обучении или какими-то иными способами. Поэтому так важно, чтобы
у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые
знания о себе. Групповые психологические занятия необходимы современным подросткам,
обучающимся в учебных заведениях различного профиля.
Дополнительной
задачей
учащихся
9
класса
является
необходимость
профессионального самоопределения и подготовки к ГИА. Данная ситуация формирует
дополнительные условия для проявления личностной тревожности, формирования
индивидуальных комплексов и проблемных переживаний. Поэтому в указанном возрасте
особенную актуальность приобретает формирование навыков управления стрессом, навыков
саморегуляции и навыков установления межличностного взаимодействия.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе
направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она
способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит
находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки,
способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать
свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы
психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для
полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих
исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и
средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка
является его успешная адаптация к социуму.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы,
которая включает три основных компонента:
• аксиологический (связанный с сознанием);
• инструментально-технологический;
• потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами.
Он предполагает осознание подростком ценности, уникальности себя и окружающих,
идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во
всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством
самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и
своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у обучающихся
потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними
осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все
направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
3. Сроки реализации
Рабочая программа реализуется для учащихся 5-11 классов, по 1 часу в неделю, всего
34 академических часа в год для каждого класса.
4. Цель рабочей программы: формирование и сохранение психологического
здоровья школьников через развитие ряда личностных компетенций: процессов
самопознания и создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни и
социализации.
Достижение указанной цели будет осуществляться в процессе решения ряда задач:
1. Развитие навыков самопознания учащихся
2. Формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей установки преодоления.
3. Мотивирование к самопознанию и познанию других людей.
4. Развитие самосознания, самопринятия учащихся.
5. Способствование формированию эго-идентичности.
6. Развитие навыков самоанализа и прогнозирования последствий поступков.
7. Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления
межличностных отношений и адаптации в социальной среде.
8. Развитие навыков проявления толерантности и терпимости к недостаткам и
особенностям других людей.
9. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения.
10. Обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов.
5. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья
школьников, их успешная школьная социализация: приобретение чувства уверенности в
себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного
взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате обучающийся будет познавать не
только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь
будет более успешным и радостным.
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- основные понятия социальной психологии;
- основные понятия конфликтологии;
- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены
эмоциональной жизни;
- важность положительного самоотношения, самопринятия, самопрограммирования;
- основные состояния человека и их поведенческие проявления;
- правила эффективного общения с окружающими;
- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)
- важность профессионального и жизненного самоопределения;
Личностные УУД:
- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор
- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои
мировоззренческие позиции
- понимать чувства других людей
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях
- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и
контролировать их в общении
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных
источниках информации
- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)
- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи
(поступков, ситуаций)
- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека,
их роли в жизни
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)
- выдвигать версии в группе и индивидуально
- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать
степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять
ошибки
- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях
- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков
Коммуникативные УУД:
- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины
действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность
- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями
- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку
Метапредметные результаты:
-умение анализировать;
-умение работать с текстом;
-развитие воображения;
-развитие внимания и памяти.
Форма занятий: групповая. Занятия теоретические и практические. Занятия проходят
в форме: бесед, тестирований, тренингов, творческих встреч.
Учебно-тематический план для 5 класса
№ п/п
1
Темы занятий
Введение в мир психологии
Блок 1. Самопознание
Дата
проведения
Кол-во часов
1
5
2
Я – это я
1
3
Я в будущем
1
4
Я имею право чувствовать
1
5
Я и мой внутренний мир
1
6
Кто в ответе за мой внутренний мир?
1
Блок 2. Позитивное общение
10
7
Я и Ты
1
8
Что такое одиночество
1
9
Ярмарка достоинств
1
10
Ищу друга
1
11
Почему люди ссорятся?
1
12
Барьеры общения
1
13
Предотвращение конфликтов
1
14
Способы снятия нервно-психического напряжения
1
15
Учимся слушать друг друга
1
16
Уверенное и неуверенное поведение
1
Блок 3. Проблемы общения
9
17
Нужна ли агрессия?
1
18
Буллинг
1
19
Пойми меня
1
20
Мои проблемы
1
21
Обиды
1
22
Критика
1
23
Комплименты или лесть?
1
24
Груз привычек
1
25
Вежливость
1
Блок 4. Безопасность
9
26
Принятие решений
1
27
Как распознать манипуляцию
1
28
Профилактика курения
1
29
Профилактика употребления наркотиков
1
30
Профилактика употребления алкоголя
1
31
Технология отказа
1
32
Осторожно! Финансовые мошенники!
1
33
Кибербезопасность
1
34
До свидания, ребята!
1
Итого:
34 часа
Учебно-тематический план для 6 класса:
№ п/п
Темы занятий
Блок 1. Самопознание
Дата
проведения
Кол-во часов
13
1
Что значит «Я – подросток»?
1
2
Как узнать эмоцию?
1
3
Я – наблюдатель
1
4
Мои эмоции
1
5
Эмоциональный словарь
1
6
Чувства «полезные» и «верные»
1
7
Сказка «Страна чувств»
1
8
Нужно ли управлять своими эмоциями?
1
9
Что такое «запретные чувства»
1
10
Какие чувства мы скрываем?
1
11
Маска
1
12
Я в «бумажном зеркале»
1
13
«Бумажное отражение»
1
Блок 2. Межличностное общение
14
14
Что такое страх?
1
15
Побеждаем все тревоги
1
16
Злость и агрессия
1
17
Как справиться со злостью
1
18
Обида
1
19
Как простить обиду?
1
20
Почему люди ссорятся?
1
21
Предотвращение конфликтов
1
22
Учимся слушать друг друга
1
23
Что такое эмпатия?
1
24
Зачем мне нужна эмпатия?
1
25
Способы выражения чувств
1
26
Тренировка «Я – высказываний»
1
27
Комплименты
1
Блок 3. Безопасность
7
28
Принятие решений
1
29
Как распознать манипуляцию
1
30
Профилактика курения
1
31
Профилактика употребления наркотиков
1
32
Профилактика употребления алкоголя
1
33
Технология отказа
1
34
Подведение итогов
1
Итого:
34 часа
Учебно-тематический план для 7 класса:
№ п/п
Темы занятий
Блок 1. Самопознание
Дата
проведения
Кол-во часов
11
1
Знакомство. Наедине с собой.
1
2
Что я знаю о себе
1
3
Моё имя
1
4
Мои имена
1
5
Моё уникальное «Я»
1
6
Я глазами других.
1
7
Мои ценности
1
8
Наши ценности
1
9
Я в «бумажном зеркале»
1
10
Отражение
1
11
Планирование времени
1
Блок 2. Межличностные отношения
15
12
Что такое страх?
1
13
Побеждаем все тревоги
1
14
Злость и агрессия
1
15
Как справиться со злостью
1
16
Что такое дружба?
1
17
Ищу друга
1
18
Что такое любовь?
1
19
Барьеры общения
1
20
Конфликт. Способы выхода из конфликтной ситуации
1
21
Буллинг
1
22
Учимся слушать друг друга
1
23
Вежливость
1
24
Что такое уверенность в себе?
1
25
Тренируем уверенность в себе
1
26
Уверенное выступление
1
Блок 3. Безопасность
8
27
Риск
1
28
Умение сказать «Нет»
1
29
Чем уверенность отличается от самоуверенности
1
30
Как распознать манипуляцию
1
31
Профилактика курения
1
32
Профилактика употребления наркотиков
1
33
Профилактика употребления алкоголя
1
34
Заключительное занятие
1
Итого:
34
Учебно-тематический план для 8 класса:
№ п/п
Темы занятий
Блок 1. Самопознание
Дата
проведения
Кол-во часов
11
1
Знакомство. Наедине с собой.
1
2
Что я знаю о себе
1
3
Моё имя
1
4
Мои имена
1
5
Моё уникальное «Я»
1
6
Я глазами других
1
7
Мои ценности
1
8
Наши ценности
1
9
Я в «бумажном зеркале»
1
10
Отражение
1
11
Планирование времени
1
Блок 2. Межличностные отношения
8
12
Что такое дружба?
1
13
Ищу друга
1
14
Что такое любовь?
1
15
Барьеры общения
1
16
Конфликт. Способы выхода из конфликтной ситуации
1
17
Буллинг
1
18
Учимся слушать друг друга
1
19
Вежливость
1
Блок 3. Профориентация
7
20
Время взрослеть
1
21
Мои представления о будущей профессии.
1
22
Моя будущая профессия.
1
23
Игра «Торг»
1
24
Что такое уверенность в себе?
1
25
Тренируем уверенность в себе
1
26
Уверенное выступление
1
Блок 4. Безопасность
8
27
Риск
1
28
Умение сказать «Нет»
1
29
Чем уверенность отличается от самоуверенности
1
30
Как распознать манипуляцию
1
31
Профилактика курения
1
32
Профилактика употребления наркотиков
1
33
Профилактика употребления алкоголя
1
34
Заключительное занятие
1
Итого:
34 часа
Учебно-тематический план для 9 класса
№
п/п
1.
Тема занятия
Вводное занятие. Психология общения.
Блок 1. Самопознание
Дата
проведения
Кол-во
часов
1
8
2.
Оценка типа мотивации и уровня интеллектуальной лабильности
1
3.
Формирование запроса на занятия в группе
1
4.
Психологическое здоровье человека. Сохранение и укрепление
здоровья
1
5.
Я - Личность. Мои сильные и слабые стороны
1
6.
Потребности человека
1
7.
Мотивация личности
1
8.
Возможности и способности
1
9.
Анализ ценностей
1
Блок 2. Межличностные отношения
9
10.
Диагностика особенностей межличностных взаимоотношений в
группе
1
11.
Виды и зоны общения.
1
12.
Роли в процессе общения
1
13.
Когнитивные искажения, их влияние на принятие решений
1
14.
Процесс принятия решения.
1
15.
Манипуляции. Как противостоять манипуляторам
1
16.
Межличностные отношения. Привлекательность в отношениях
1
17.
Выстраивание взаимоотношений в группе
2
Блок 3. Конфликт. Урегулирование конфликта
5
18.
Копинг стратегии для разрешения проблемных ситуаций
1
19.
Эмоции. Плохие и хорошие
1
20.
Я-высказывания
1
21.
Конфликт. Понятие, типы
1
22.
Способы урегулирования конфликта
1
Блок 4. Управление стрессом
5
23.
Стресс
1
24.
Способы управления стрессом
1
25.
Саморегуляция
2
26.
Наши страхи, как жить с этим
1
Блок 5. Профессиональное самоопределение
6
27.
Мой профессиональный выбор
1
28.
Выстраивание картины будущего
1
29.
Моя профессия
1
30.
Моя карьера
1
31.
Мое счастливое будущее
1
32.
Итоговое занятие: В добрый путь!
1
Итого:
34 часа
Учебно-тематический план для 10 класса
№
п/п
1.
Тема занятия
Вводное занятие. Психология общения.
Дата
проведения
Кол-во
часов
1
2.
Психологическое здоровье человека. Сохранение и укрепление
здоровья
1
Блок 1. Я концепция
3.
Оценка типа мотивации и уровня интеллектуальной лабильности
1
4.
Диагностика особенностей межличностных взаимоотношений в
группе
1
5.
Формирование запроса на занятия в группе
1
6.
Я - Личность. Мои сильные и слабые стороны
1
7.
Потребности человека
1
8.
Мотивация личности
1
9.
Возможности и способности
1
10.
Анализ ценностей
1
Блок 2. Межличностное общение
11.
Виды и зоны общения.
1
12.
Роли в процессе общения
1
13.
Когнитивные искажения, их влияние на принятие решений
1
14.
Процесс принятия решения.
1
15.
Манипуляции. Как противостоять манипуляторам
1
16.
Межличностные отношения. Привлекательность в отношениях
1
17.
Выстраивание взаимоотношений в группе
2
Блок 3. Эмоциональная саморегуляция
18.
Эмоции. Плохие и хорошие
1
19.
Саморегуляция
1
20.
Я-высказывания
1
21.
Конфликт. Понятие, типы
1
22.
Способы урегулирования конфликта
1
23.
Копинг стратегии для разрешения проблемных ситуаций
1
Блок 4. Управление стрессом
24.
Стресс
1
25.
Способы управления стрессом
1
26.
Наши страхи, как жить с этим
1
27.
Мой профессиональный выбор
1
28.
Выстраивание картины будущего
1
29.
Моя профессия
1
30.
Моя карьера
1
31.
Мое счастливое будущее
1
32.
Итоговое занятие: В добрый путь!
1
33. Итого:
34 часа
Учебно-тематический план для 11 класса
№
п/п
1.
Тема занятия
Вводное занятие. Психология общения.
Блок 1. Я личность
Дата
проведения
Кол-во
часов
1
8
2.
Самопознание личности, значение и смысл
1
3.
Я - Личность. Мои сильные и слабые стороны
1
4.
Оценка типа мотивации и уровня саморегуляции
1
5.
Потребности человека
1
6.
Мотивация личности
1
7.
Возможности и способности
1
8.
Анализ ценностей
1
9.
Моя самоценнность в обществе
1
Блок 2. Межличностное общение
11
10.
Понятие и значение общения
1
11.
Виды и зоны общения.
1
12.
Роли в процессе общения
1
13.
Как выйти из состояния негативной роли
1
14.
Когнитивные искажения, их влияние на принятие решений
1
15.
Процесс принятия решения.
1
16.
Манипуляции. Как противостоять манипуляторам
1
17.
Токсичные взаимоотношения, что с эти делать
1
18.
Межличностные отношения. Привлекательность в отношениях
1
19.
Выстраивание взаимоотношений в группе
2
Блок 3. Управление временем
3
20.
Таймменеджемент, эффективные техники
1
21.
Распределение задач, приоритеты
1
22.
Планирование
1
Блок 4. Эмоциональная саморегуляция
10
23.
Эмоции. Плохие и хорошие
1
24.
Саморегуляция
1
25.
Конфликт. Понятие, типы
1
26.
Способы урегулирования конфликта
1
27.
Я-высказывания
1
28.
Копинг стратегии для разрешения проблемных ситуаций
1
29.
Стресс
1
30.
Способы управления стрессом
1
31.
Наши страхи, как жить с этим
1
32.
Стресс во время экзамена, что с ним делать
1
33.
Итоговое занятие: В добрый путь!
1
34. Итого:
34 часа
Методическое обеспечение:
Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей», Саратов, 2005
Анн Л. «Психологический тренинг с подростками», Питер, 2007
Атоян А. Конфликтология (конспект лекций). М., 2005.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений;
Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
7. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. Минск,2004.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? – М., 2012.
9. Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников», Питер, 2007
10. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2005.
11. Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникационной мотивации учащихся»,
Москва, 2004
12. Ефимова Н. «Психология взаимопонимания», Питер, 2004
13. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий М.: Просвещение,
1991.
14. Зайцев Г. «Регуляция психики», Санкт-Петербург, 2003
15. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
16. Ильин Е. Мотивация и мотивы. СПб, 2000.
17. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
18. Ключникова Г. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии. 1984. - №1. - С.25-29.
19. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.
20. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
21. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа
курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области
“Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
22. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков по психологии
(8 класс). – СПб.:Речь, 2003. -119 с.
23. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
24. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
25. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
26. Понаморенко Л. Белоусова Р.В. психология для старшеклассников. М., 2001.
27. Потёмкина О. «Тесты для подростков», Москва, 2005
28. Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х
классов.//Школьный психолог, № 14, 1999.
29. Рудестам К. Групповая психотерапия, 2-е изд. М., 1993.
30. Рязанова Д. «Тренинг с подростками», Москва, 2003
31. Савченко М. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.
М., 2005.
32. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
33. Сартан Г. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1999.
34. Сидоренко Е. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб, 2004.
35. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ А.Л.Тертель М.:
Проспект, 2005.
36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший
подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
37. Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения», Санкт-Петербург,
2003
38. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х
частях. М.: Генезис, 2000.
39. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии средней школе (5-6 классы). – 4-е
изд. М.: Генезис, 2012
40. Шевандрин Н. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
41. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)