РП внеурочная деятельность Мир шахмат для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА « МИР ШАХМАТ »
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Разработала: учитель начальных классов,
Томилина Л Г.

г. Комсомольск-на-Амуре
2023-2024 учебный год

Пояснительная записка.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств.
Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно,
проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость,
умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах.
Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить
время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к
сопернику, но и к самому себе. Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки
и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает
в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их
творческого мышления.
Рабочая программа «Мир шахмат» по внеурочной деятельности, составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 08 апреля 2015г. №1\15));
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ ЦО «Открытие»;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ ЦО «Открытие»;
На основе авторской программы: «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК
(учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы
И.Г.Сухиным).
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по курсу «Мир
шахмат» относится к социальному направлению внеурочной деятельности, предназначена для
работы с детьми 3-4классов.
Актуальность программы
Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей
младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
— массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
— приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
— выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные
спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.
Образовательные задачи способствуют:
— приобретению знаний из истории развития шахмат;

— постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур,
особенностях их взаимодействия;
— овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
— знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
— изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
— представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
— первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
— приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; — формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Структура и объём программы
Программа разработана для учащихся 1—4 классов и рассчитана на изучение материала в
3 или 4 классах — в течение 34 ч в каждом. Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на
практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии,
где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При
изучении дебютной теории основным методом является частично поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы
ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования
тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности
детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.

Тематическое планирование курса.

1

Шахматная доска

Количество часов
пра
теоИто
кти
рия
го
ка
3
3
3

2

Шахматные фигуры

20

20

3

Шах

2

4

Мат

5

№

Тема занятия

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Воспитательный
компонент содержания рабочей программы

https://chessway.ru/video/

1,3,5

20

https://www.shahimat.org/vi
deouroki-po-shahmatam/

1,3,5

2

2

https://www.shahimat.org/vi
deouroki-po-shahmatam/

1,3,5

5

5

5

https://www.shahimat.org/vi
deouroki-po-shahmatam/

1,3,5

Шахматная партия

4

4

4

https://www.shahimat.org/vi
deouroki-po-shahmatam/

1,35

итого

34

34

34

Календарно-тематическое планирование курса (34 часа)
Дата
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Тема занятия
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля
Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали
Диагональ. Большие и короткие диагонали
Белые и черные фигуры
Виды шахматных фигур
Начальное положение
Ладья. Место ладьи в начальном положении
Ход ладьи
Слон. Место слона в начальном положении
Ход слона
Ладья против слона
Ферзь. Место ферзя в начальном положении
Ход ферзя
Ферзь против ладьи и слона
Конь. Место коня в начальном положении
Ход коня
Конь против ферзя, ладьи, слона
Пешка. Место пешки в начальном положении
Ход пешки
Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня
Король. Место короля в начальном положении
Ход короля
Король против других фигур
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха
Открытый шах. Двойной шах
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой (простые примеры)
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных
фигур.
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей
Рокировка. Длинная и короткая рокировка

Количество часов
пра
теоИто
кти
рия
го
ка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1

1
1

1
1

31.
32.
33.
34.

Игра всеми фигурами из начального положения
Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта
Демонстрация коротких партий.
Повторение программного материала.

1
1
1
1
34

1
1
1
1
34

1
1
1
1
34

Содержание курса.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги
в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной
доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах
доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах,
шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность
самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на
шахматной доске.
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски
кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных
линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый
из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. "Угадайка".
Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На
столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3.Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка
шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает
мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур.
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны,
одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые,
ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограничен-

ным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной
доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью
установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет
победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так,
чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли
одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка
и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король
под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать
шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом
следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Организация диагностики результатов
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития.
На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических зада-

ний и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
К концу первого года обучения дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,
начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная
и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Планируемые результаты
Программа «Мир шахмат» предусматривает достижение школьниками начальных классов
в процессе обучения определённых результатов.
К личностным результатам относят:
формирование основ российской, гражданской идентичности;
наличие чувства прекрасного;
формирование основ шахматной культуры;
понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
уважительное отношение к иному мнению;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к
работе на результат;
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
— умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
— владение способом структурирования шахматных знаний;
— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
— умение находить необходимую информацию;
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно
создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
— способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-

следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать
внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а
также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем
и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Мир шахмат».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы должны:
— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их
значении в жизни человека;
— владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
— приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Библиографический список литературы.
Учебно-методическая литература
Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для
1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение,
1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное
возрождение, 1999.
Дополнительная литература
Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и
детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-наДону: «Феникс», 2002. - 224с.
Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990. 10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы СанктПетербург -2001.
В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.

И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.

Материально-техническое оснащение курса.
шахматные доски с набором шахматных фигур
демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
шахматные часы
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».