РП внеурочная деятельность Малая Родина для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАЛАЯ РОДИНА»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Разработали: учителя начальных классов,
Крылова О.В.
Тулейкина И.Б.
Бутолина Е.В.

г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка.
Введение.

Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Внеурочная деятельность это деятельность, организуемая во
внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном
досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и
творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и
отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как
способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей
ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей
интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно
организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности в рамках данной
программы: творческой, познавательной, исследовательский, игровой –
обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом
аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект
Рабочая программа «Малая родина» по внеурочной деятельности, составлена
в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального Государственного Образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009
№373;
Примерной основной образовательной программы начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015г. №1\15));
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ
ЦО «Открытие»;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ ЦО
«Открытие»;
На основе авторской программы: Багаутдинова, Р.Г. Туристскокраеведческая деятельность в начальной школе. – М. Изд-во «Просвещения»,
2002г. – 210с. и программы для начальной школы курс «Край, в котором я жив»/
С.Л.Посмитная; -Хабаровск: Частная коллекция, 2008.-100с.
Также использованы методические рекомендации и разделы программы
внеурочной деятельности «Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Автор: Казаченко Ирина Александровна, 2011г. и рабочей программы кружка
«Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина,
Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по
курсу « Малая Родина» относится к социальному направлению внеурочной
деятельности, предназначена для работы с детьми 2-3 классов.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе
родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание
патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком
причастности ко всем процессам, происходящем в родном крае, через выбор
активной жизненной позиции, через осознание своей значимости,
неповторимости. Воспитание экологической культуры, через получение детьми
первичных теоретических знаний о природе родного края, появления и
проявления большого интереса к вопросам сохранения и преумножения
природных богатств Хабаровского края. Актуальна духовно-нравственная,
экологическая и краеведческая направленность занятий. Программа приводит
обучающихся к пониманию взаимосвязи жизни человеческого общества и жизни
природы, к пониманию связи нынешнего поколения людей с прошлыми
поколениями и истерией развития общества, региона, формированию основных
правил по рациональному природопользованию и патриотизма.
Актуальность программы заключена в создании условий для
самореализации и разностороннего развития личности учеников при изучении и
исследовании своей малой родины. Изучение данного курса актуально также в
связи с её практической значимостью. Учащиеся могут применить полученные
знания и практический опыт при работе над проектами, исследовательскими
работами в классах средней ступени обучения по предметам биологии, географии,
истории, обществознании, а также при подготовке к олимпиадам и т.д.
Новизна программы заключена в комплексном подходе к изучению
краеведческого, естественнонаучного, фольклорного и культурологического
материала, а также в её интегративности учебно-воспитательного процесса.
Цель программы: формирование у учащихся широкого кругозора
посредством изучения и исследования родного края и региона, воспитание
гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,
город, (его традиции, особенности природы, истории и культуры), бережно
относящегося к природным богатствам своей родины и желающего принять
активное участие в его развитии. Совершенствование духовного мира
обучающихся и нравственной культуры.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с географическим положением, символикой,
административным устройством, природой, культурой и традициями жителей,
историей родного края и города;
- повысить интерес к изучению окружающего мира, своей малой родины;
- сформировать исследовательские навыки;
-развивать
у
воспитанников
личностные
качества,
патриотизм,
экологическую культуру и творческие способности.
Образовательные задачи:
• формирование представлений об уникальности природы родного края, о
различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной
структуры;
• показать место Хабаровского края как одного из перспективных
субрегионов Дальнего Востока;
• ознакомление с природой, историей и современной жизнью своего
населенного пункта.

Воспитательные задачи:
• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и
своему краю, городу;
• формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
• пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
• формирование толерантности и толерантного поведения;
• укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не
только учащихся, но и их родителей;
• изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение
краеведческой литературы, книг местных писателей, традиций коренного
населения, общая работа детей и родителей в деле охраны природы, городской
среды, памятников истории и культуры;
• формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и
социально-ответственного поведения в ней;
воспитание отзывчивости и бережное отношение к окружающему миру,
умение видеть красоту природы, способствовать развитию экологической
культуры;
Развивающие задачи:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей;
• создать условия для развития личностных качеств учащихся компетенции
личностного самосовершенствования учащихся.
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,
интереса уч-ся к краеведению через тематические игры, творческие задания и
работы, олимпиады и другие специализированные краеведческие проекты;
• адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и
социокультурной ситуации;
• формирование способности и готовности к использованию краеведческих
знаний и умений в повседневной жизни.
• Развитие и тренировка воображения, наблюдательности, фантазии, мелкой
моторики.
Структура и объём программы
Программа кружка рассчитана на работу с группами учащихся 10-15 человек
продолжительностью 35 минут, во внеурочное время один раз в неделю, для
учащихся 2-х и 3-х классов, с учетом индивидуальных особенностей детей
начальной ступени обучения (8-10лет), направлена на личностноориентированное обучение и воспитание школьников и опирается на уже
имеющиеся базовые эколого-краеведческие знания. Курс рассчитан на работу в
течение года- 34 часа во 2 классе и 34часа в 3 классе.
Направление программы «Малая родина» - социальному направлению и
краеведческое. Содержание программы носит личностно-ориентированный,
деятельностный, исследовательский и развивающий характер.
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать
материал в деятельности, в творчестве, в непосредственном знакомстве с
историей города, природными объектами. Создание творческих работ,

организация викторин, интерактивных игр, экскурсий и наблюдений за природой,
жизнью города и своей малой родины в целом.
С учетом возрастных психологических особенностей детей программа
рассчитана на сочетание интеллектуального труда и познавательно-досуговой и
творческой деятельности. Например, при изучении отдельных тем о Дальнем
Востоке и Хабаровском крае, из истории города в программе используются
ролевые игры, викторины, «игры-путешествия», видеолектории, виртуальные
экскурсии, творческие задания и задания прикладного характера , в процессе
которых учащиеся смогут не только закрепить и углубить свои знания, но и при
этом отдохнуть от основной учебы.
В предлагаемой программе соотношение теории и практики представлено
таким образом, чтобы учащиеся изучали абстрактный для них материал большей
частью через практические занятия. Это поможет участникам пропустить
изучаемый материал через себя, приобрести определённый опыт для активного
применения в различной деятельности.
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать
материал в деятельности, в творчестве, в непосредственном контакте с природой.
Создание творческих работ, организация викторин, интерактивных игр, экскурсий
и наблюдений за природой на пришкольном участке.
Принципы построения программы.
 Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности
(от простого к сложному)
 Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного
эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
 Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к
новому объёму материала на основе сформированности какого-либо
умения, разнообразия и увеличения материала по этапно)
 Принцип интеграции и дифференциации обучения
 Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Для реализации цели данной программы особо важное значение имеют
различные формы учебной работы:
- беседы;
- рассказы;
- практическая самостоятельная творческая работа;
- викторины;
-творческие задания,
-экскурсия
-наблюдения в природе
- практическая работа по разработке игры, макета, плаката
-изготовление поделок из прикладных и природных материалов,
-разработка рекомендаций, листовок

Используются различные средства обучения:
- электронные презентации;
- учебные видеофильмы;
- слайды;
- иллюстрации;
- фотографии;
- гербарии;
-коллекции –полезных ископаемых, предметов быта.
- натуральные объекты природы.
Основные формы работы с учащимися по основным блокам программы:
1. Блок - «Географическое положение и населённые пункты Хабаровского края» групповая и индивидуальная работа с картами и атласами, работа в паре,
экскурсии, практические работы, познавательные викторины,. практические
работы на контурной карте,
2. Блок «Природа Хабаровского края» беседы, диалоги, объяснения, групповая и
индивидуальная работа с картами и атласами экскурсии, творческие работы,
викторины, интерактивные игры, наблюдения за природой, «игрыпутешествия», видеолектории, виртуальные экскурсии, творческие задания и
задания прикладного характера,
3. Блок - «Население Хабаровского края. Особенности
и традиции» интерактивные игры, викторины, рассказы, беседы. Работа осуществляется
индивидуально, в парах, в малых группах, с последующим обсуждением.
творческие задания и задания прикладного характера, видеолектории,
чтение сказок
4. Блок - «Мой город» - учебные фильмы, беседы, экскурсии. творческие работы,
викторины, интерактивные игры, наблюдения за
жизнью города,
Виртуальные экскурсии,
5. Блок - «Жители моего города»- встреча с ветеранами, беседы, экскурсия,
учебные фильмы, праздник.
Основные методы обучения, используемые в данной программе:
Пассивные методы:
1.
метод рассказа (педагог знакомит детей с событиями, предметами и
явлениями, как возможными, так и недоступными непосредственному
наблюдению и исследованию);
2.
метод беседы (педагог, опираясь на имеющиеся у учащихся знания,
умения и опыт, с помощью вопросов и ответов подводит их к пониманию,
усвоению новых знаний, к повторению учебного материала);
3.
метод наблюдения (планомерное, целенаправленное, сознательно
организованное восприятие предметов и явлений окружающей действительности
в целях выявления их существенных признаков, причин и взаимосвязей);
4.
иллюстративный метод (позволяет наиболее наглядно представить
изучаемый материал при помощи изобразительных средств).

Активные и интерактивные методы:
1.
интерактивные, дидактические игры;
2.
видеолектории
3.
творческие задания;
4.
проектно-исследовательский метод;
5.
метод практических работ
Учебно-тематическое планирование.
2 класс (34 часов)
№
1

2-3

4
5

6

7

8

9-10

11

Наименование тем
разделов и тем
программы

Количество часов
теори
практика
я

Введение.
Удивительный мир
природы,
дальневосточная
природа.
«Дары золотой осени».

1

2

Деревья и кустарники
моего края.
Особенности листопада
деревьев моего города.

1

наблюдение наших
предков за погодой
осенью. Сундучок
народных мудростей
Образ "мисс осень" и
"мистера осени".

1

"В ожидании зимы" .

1
1

Осенний урожай.

особенности жизни
животных тайги осеню.

Ито
го

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Воспитательный
компонент
содержания
рабочей
программы
1,2,6,7,8

1

Беседа, видеолектория

2

Экскурсия по
сбору гербария.
Творческая
мастерская «осенний
натюрморт» –
поделки из
природного
материала и
пластилина.
видеолектория

1,2,6,7,8

Оформление
осеннего
гербария
Беседа.
Познавательная
викторина.

1,2,6,7,8

Творческая
мастерскаяаппликация из
листьев или
цветной бумаги
Поделки из
овощей.
Познавательная
викторина.
Рассказ, беседа
Познавательная
викторина.
Интерактивная
игра
Творческая

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

12
13
14

15-16

Хвойные растения
нашего края
Охрана хвойных лесов
края.
Охрана хвойных лесов
края. Искусственная
елочка.
Новогодние
украшения из
бросового материала.

1
1

1
1

1

1

2

2

17

Пернатые друзья –
птицы города и края

18

Зимующие и оседлые
пернатые обитатели
моего двора.
Экологическая акция
«Помоги зимующей
птице».

1

1

1

1

Особенности жизни
животных тайги зимой.
"Зимние узоры".

1

1

1

1

19

20
21

22

23

24-2526

27
28

1

наблюдения наших
предков за погодой
зимой. Сундучок
народных мудростей.
зимние традиции
народов России.

1

встречай перелётных
птиц.

1

жизнь животных в
тайге весной
Первоцветы и
красивоцветущие
растения Хабаровского

1

1

1

1

1

2

3

1
1

мастерскаярисунок
Познавательная
викторина
видеолектория

1,2,6,7,8
1,2,6,7,8

Создание
экологического
знака и листовок
Творческая
мастерскаяподелка из
бросового
материала.
Выставка
поделок.
Беседа
Познавательная
викторин
Экскурсия

1,2,6,7,8

Творческая
мастерскаясоздание
рисунков и
листовок
Познавательная
викторина
Творческая
мастерскаяаппликация.
викторина

1,2,6,7,8

Эстафета и игры
на свежем
воздухе
Экскурсия.
Познавательная
викторина.
Загадки, ребусы
о птицах края
Творческая
мастерская -.
создание
изображения
птицы в технике
рванная
аппликация.
Интерактивная
игра
Творческая
мастерскаярисунки .

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8
1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8
1,2,6,7,8

края.
Игра-викторина
«Подснежники края» в
рамках экологической
операции
«Первоцветы»
Защитим лес от
пожара.

1

1

Игра-викторина

1,2,6,7,8

2

2

1,2,6,7,8

32

"Охраняй и береги!".

1

1

33

Мой вклад в
природоохранную
деятельность моего
города, района.
"Удивительная
природа рядом".

1

Викторина.
Творческая
мастерская плакат и
листовки.
Работа на
пришкольном
участке
Рассказы,
презентации
учащихся

1,2,6,7,8

Итого

познавательная
викторина,
подведение
итогов.

10

29

30-31

34

1

1

1

24

34

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

3 класс (34 часов)
Количество часов
№

Наименование тем
разделов и тем
программы

1

Мой край на карте
России. Знакомство с
физической картой
Хабаровского края.
Географическое
положение
Хабаровского края.

2

Уникальность
географического
положения
Хабаровского края.

ито
го

теория

практ
ика

1

1

1

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Беседа, знакомство
с атласами и
картами
(физической,
административной
и д.р.)
Хабаровского края.
практическая
работа с
физической картой
края и работа на
контурной карте.
Оформление ГП
края на контурной
карте.
Игра «Чем наш
край уникален?»,
практическая
работа с

Воспитательны
й компонент
содержания
рабочей
программы
1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

3

Знакомство с городами
края. Столица краяХабаровск.

1

4

Символика
Хабаровского края и
Хабаровска;
особенности
составления гербов.

1

1

5

Дальний Восток
начинается с Амура.
Реки нашего района.
Творческая работа

1

1

6

Рельеф края.

1

1

7-8

Полезные ископаемые
края.
Творческое занятие

2

1

9

Климат и погода.
Наблюдения за погодой
в городе. Экскурсия.

1

Растительный мир
края. Древесные
насаждения моего
города.

2

10-11

1

1

1

1

1

физической картой
края и работа на
контурной карте.
Оформление ГП
края на контурной
карте.
Беседа.
Презентация«Горо
да Дальнего
Востока».
Знакомство с
административной
картой ДВ и
Хабаровского
края., справочные
материалы о
Хабаровске.
Работа с атласами
и справочниками о
Хабаровском крае.
Презентация «Герб
и флаг моего
края.» Выполнение
рисунка герб и
флаг Хабаровского
края. Рассказ,
беседа
Практическая
работа с
физической картой
края и контурными
картами.
Видеолектория,
работа с
физической картой
края
Познавательная
викторина
Творческое
заданиесоставление карты
полезных
ископаемых края в
виде аппликации.
Экскурсия и
наблюдения.
на пришкольном
участке по
фиксации
параметров
погоды.
Беседа, работа с
атласом «Люби и
знай свой край».
Экскурсия.
Рисунки учащихся

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

Насекомые края.
Птицы моего двора
Экскурсия.
Творческая работа.

1
2

1

Четвероногие
обитатели лесов края.

2

1

1

17-18

2
«Диалог культур».
Коренные народы края.

1

1

19-20

Орнаментальное
искусство народов
Приамурья и славян.
Творческое занятие

2

2

21-22

Игры и игрушки
коренных народов и
славян. Творческое
занятие

2

2

«Мой город – моя
Малая Родина».
Экскурсия

1

1

«Это наша история».
История моего города.

2

12
13-14

15-16

23

24-25

2

1

1

«Мое любимое
дерево»
видеолектория
Экскурсия и
наблюдение.
Творческая работа
по изготовлению
птицы моего двора
в технике рваная
аппликация.
Практическая
работа с атласом
«Люби и знай свой
край.»
Делаем викторину«Звери
дальневосточных
лесов.» Загадки,
ребусы о зверях
края
Презентация,
работа с книгами,
справочниками о
народах
хабаровского края.
Нанесение на карту
основных мест
проживания
малочисленных
народов края.
Познавательная
викторина.
Работа с бумагой
по изготовление
традиционных
элементов
орнамента
нанайцев и нивхов.
Творческое
практическое
занятие по
изготовлению
национальных
куколок-оберегов
славян и нанайцев.
Экскурсия по
улицам
прилегающим к
школе.
Видеолектория
просмотр
фрагментов
фильма о
строительстве
города. Рисунки
учащихся о

1,2,6,7,8
1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

первостроителях
города
26-27

Ворота города.

2

28-29

Первые улицы города.
Экскурсия

2

2

Площади моего города.
Экскурсия

2

2

32-33

«Достопримечательнос
ти моего района».
Творческая работа

2

34

«Достопримечательнос
ти моего города».
Творческая работа

1

Итого

34

30-31

1

Презентация,
беседа о Ж/Д,
речном ,
автовокзале и
аэропорте города.
Интерактивная
игра «ворота
города»
Экскурсия по
улице Кирова,
микрорайону
«брусчатка»
Экскурсия по
площади Юности и
на площадь
Кирова,
Металлургов.
Презентация
«удивительные
уголки моего
города» Рисунки,
аппликации
«Достопримечател
ьности моего
района».
Праздник,
познавательная
игра и выставка
творческих работ
Моя малая Родина.

1

1

1

1

10

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

24

Учебно-тематическое планирование.
4 класс (34 часов)
Количество часов
№

1
2-3

Наименование тем
разделов и тем
программы
Государственная
символика.
История возникновения
города

теори
я

практи
ка

1

Ито
го
1

2

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Беседа, видеолектория
Экскурсия по сбору
гербария.
Творческая
мастерская «осенний
натюрморт» –

Воспитатель
ный
компонент
содержания
рабочей
программы
1,2,6,7,8
1,2,6,7,8

Родная земля: далекие
1
были.
Хронология Комсомольскна-Амуре.
Заочное путешествие по
1
Комсомольску-на-Амуре.

1

7

Заочное путешествие по
Комсомольску-на-Амуре

1

1

8

Заочное путешествие по
Комсомольску-на-Амуре

1

1

1

2

4
5
6

9-10

Из истории городских
улиц.

1

1
1
1

11

Городская архитектура.

1

1

12

Православные храмы.

1

1

13

Памятники. Памятные
знаки.
История промышленности
города Комсомольска-наАмуре.
История промышленности
города Комсомольска-наАмуре.

1

17

Экскурсия в
краеведческий музей.

1

18

Суровые годы Великой
Отечественной Войны.
Герои-земляки.

1

1

1

1

Послевоенный
Комсомольск-на-Амуре.
Комсомольск-на-Амуре в
50-70 годы.

1

1

1

1

14

15-16

19

20
21

22
23

Современный город:
жизнь и быт.
История Комсомольска-на
Амуре предприятий.

1
1

1

2

2

1

1

1
1

1

поделки из
природного
материала и
пластилина.
видеолектория

1,2,6,7,8

Оформление
осеннего гербария
Беседа.
Познавательная
викторина.
Творческая
мастерскаяаппликация из
листьев или цветной
бумаги
Поделки из овощей.
Познавательная
викторина.
Рассказ, беседа
Познавательная
викторина.
Интерактивная игра
Творческая
мастерская-рисунок
Познавательная
викторина
видеолектория

1,2,6,7,8

Создание
экологического
знака и листовок
Творческая
мастерская-поделка
из бросового
материала. Выставка
поделок.
Беседа
Познавательная
викторин
Экскурсия

1,2,6,7,8

Творческая
мастерскаясоздание рисунков и
листовок
Познавательная
викторина
Творческая
мастерскаяаппликация.
викторина

1,2,6,7,8

Эстафета и игры на
свежем воздухе

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8
1,2,6,7,8
1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8
1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

2425-26

Экскурсии на предприятия 1
города.

27

Имена героев города.

28

Очерки истории школ.

29

Образование в городе.

30-31

2

1

3

1

Экскурсия.
Познавательная
викторина. Загадки,
ребусы о птицах
края Творческая
мастерская -.
создание
изображения птицы
в технике рванная
аппликация.
Интерактивная игра

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1

Творческая
1,2,6,7,8
мастерская-рисунки .

1

1

Игра-викторина

1,2,6,7,8

Почётные граждане
города.

2

2

1,2,6,7,8

32

Улицы родного города.

1

1

33

Конкурс
исследовательских работ
«Юный краевед».
Обобщающие уроки
«Знатоки родного края».
Конкурс
исследовательских работ
«Юный краевед».
Итого

Викторина.
Творческая
мастерская - плакат
и листовки.
Работа на
пришкольном
участке
Рассказы,
презентации
учащихся
познавательная
викторина,
подведение итогов.

34

1

10

1

1

1

24

34

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

1,2,6,7,8

Содержание курса.
Занятие 1. Тема: Мой край на карте России. Знакомство с физической картой
Хабаровского края. Географическое положение Хабаровского края. (1час)
Знакомство с картой Хабаровского края и Дальнего Востока. Современный
Дальний Восток на карте России. Беседа, просмотр презентации, знакомство с
атласами и картами (физической, административной и д.р.) Хабаровского края.
Географическое положение: границы, площадь, административный центр. Соседи
края в России и за рубежом. Практическая работа с физической картой края и
работа на контурной карте.
Занятие 2 Тема: Уникальность географического положения Хабаровского
края.(1час)
Особенности морской границы и сухопутной границы края. Особенности влияния
ГП на климат, природу и экономику, жизнь населения края.
Игра «Чем наш край уникален?», практическая работа с физической картой края
и работа на контурной карте. Оформление ГП края на контурной карте.
Занятие 3. Тема: Знакомство с городами края. Столица краяХабаровск.(1час)
-Административное устройство края.
Знакомство и работа на административной карте края. Беседа. Презентация.
Презентация, видеолектория «Города Дальнего Востока», справочные материалы
о Хабаровске. Практические задания: Оформление контурных карт-; нанесение на
контурную карту городов края.
Занятие 4. Тема: Символика Хабаровского края и Хабаровска; особенности
составления гербов.(1часа)
Работа с атласами и справочниками о Хабаровском крае. Презентация «Герб и
флаг моего края.» Выполнение рисунка герб и флаг Хабаровского края.
Хабаровска, Комсомольска-на Амуре. Рассказ, беседа
Занятие 5. Тема: Дальний Восток начинается с Амура. Реки нашего
района. Творческая работа (1час)
Реки нашего края, их расположение. Река Амур – главная речная артерия
Хабаровского края. Значение реки для жителей края. Хозяйственное
использование рек в прошлом и сейчас (для коммунальных нужд,
промышленности, рекреационных целей).
Практическая работа с физической картой края и контурными картами. Нанесение
крупных рек на карту края.
Занятие 6. Тема: Рельеф края.(1час)
Знакомство с обозначением форм рельефа на физической карте края. Средняя
высота местности, максимальные и минимальные точки края. Основные хребты и
низменности края. Видеолектория «Хребты и низменности Дальнего Востока»
работа с физической картой края

Занятие 7-8. Тема: Полезные ископаемые края.
Творческое занятие. ( 2час)
Горные породы, слагающие основные формы рельефа в крае. Полезные
ископаемые. Знакомство с термином, условными обозначениями на карте, с
виртуальной коллекцией п/и Хабаровского краеведческого музея. Применение
полезных ископаемых края в жизнедеятельности населения края и страны в
целом. Работа в парах «Вопрос-ответ»
Практическая работа: «Нанесение на контурную карту основных месторождений
Дальнего Востока и Хабаровского края».
Творческое задание-составление карты полезных ископаемых края в виде
аппликации.
Занятие 9. Тема: Климат и погода.
Наблюдения за погодой в городе. Экскурсия. (1час)
Видиолектория «Климат Дальнего Востока и Хабаровского края». Понятие
«климат» и «погода».
Средние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее
годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания
и вскрытия водоёмов. Календарь погоды. Народные приметы. Экскурсия и
практическая работа на пришкольном участке по фиксации параметров погоды и
метеонаблюдения за погодой. Метеорологические наблюдения Определение
средней температуры за месяц для своего города.
Занятие 10-11. Тема: Растительный мир края Древесные насаждения моего
города. (2часа)
Видовой состав растительного покрова, растительные сообщества края и нашего
района. Беседа, работа с атласом «Люби и знай свой край».. Экскурсия. Рисунки
учащихся «Мое любимое дерево»
Занятие 12. Тема: Насекомые края.(1час)
Видовой состав мира насекомых края, природные комплексы края основные
их представители из мира насекомых. Опасные насекомые края. видеолектория
Беседа и познавательная викторина «Незаметные жители края».
Занятие 13-14. Тема: Птицы моего двора Экскурсия. Творческая работа.
(2часа)
Видовой состав мира птиц края. Экскурсия и наблюдение. Особенности видов
птиц города. Творческая работа по изготовлению птицы моего двора в технике
рваная аппликация.
Занятие 15-16. Тема: Четвероногие обитатели лесов края. (2часа)
Видовой состав животного мира края, природные комплексы края основные их
представители из мира животных. Практическая работа с атласом «Люби и знай
свой край.» Делаем викторину- «Звери дальневосточных лесов.» Загадки, ребусы
о зверях края
Занятие 17-18. Тема: «Диалог культур». Коренные народы края. (2часа)
Народы Севера края. Южные народы края. Презентация, работа с книгами,

справочниками о народах Хабаровского края. Нанесение на карту основных мест
проживания малочисленных народов края (4 ч.).Познавательная викторина.
Занятие 19-20. Тема: Орнаментальное искусство народов Приамурья и
славян. Экскурсия. Творческое занятие (2часа)
Понятие орнамент. Основные элементы орнамента и его виды и назначение у
нанайцев эвенов, удэгейцев, нивхов, улчей. Экскурсия в музей. Работа с бумагой
по изготовление традиционных элементов орнамента нанайцев и нивхов.
Занятие 21-22. Тема: Игры и игрушки коренных народов и славян.
Творческое занятие(2час)
Традиционные верования коренных народов края и пришлого русского населения
.Творческое практическое занятие по изготовлению национальных куколокоберегов славян и нанайцев.
Занятие 23. Тема: «Мой город – моя Малая Родина». Экскурсия (1час)
Значение города в истории и экономике края. Знакомство с историей создания
юного города на берегу великого Амура. Происхождение наиболее значимых
названий улиц, проспектов и мест отдыха горожан Центрального округа.
Легенды и предания. Экскурсия по улицам прилегающим к школе.
Занятие 24-25 . Тема: «Это наша история». История моего города (2часа)
Знакомство с историей создания юного города на берегу великого Амура.
Видеолектория просмотр фрагментов фильма о строительстве города. Знакомство
с именами известных и ныне живущих первостроителей города. Особенности и
трудности становления города Комсомольска-на-Амуре. Рисунки учащихся о
первостроителях города.
Занятие 26-27. Тема: Ворота города. (2часа)
Знакомство с особенностями и историей постройки Ж/Д, речном , автовокзале и
аэропорте города, их значении в жизни города.
Презентация, беседа о Ж/Д, речном, автовокзале и аэропорте города.
Интерактивная игра «ворота города»
Занятие 28-29. Тема: Первые улицы города. Экскурсия. (2часа)
Загадочный мир названий улиц. Происхождение и объяснение наиболее
значимых названий улиц, проспектов Центрального и Ленинского округов.
Легенды и предания.
Экскурсия по улице Кирова, микрорайону «брусчатка» Викторина «Улицы
города».
Занятие 30-31. Тема: Площади моего города. Экскурсия. (2часа)
Загадочный мир названий улиц. Особенности постройки главных площадей
города. Легенды и предания. Экскурсия по площади Юности и на площадь
Кирова, Металлургов.

Занятие 32-33. Тема: «Достопримечательности моего района».
Творческая работа.(2часа)
История, застывшая в камне. (памятники, памятные доски, мемориалы)
Земляки, прославившие родной край, посвящённые им памятники, памятные
доски, мемориалы. Почётные граждане г. Комсомольска-на-Амуре. Творческая
работа: Рисунки, аппликации «Достопримечательности моего района».
Занятие 34. Тема: Итоговое занятие. Праздник.(1час)
Подведение итогов учебного года. Итоговая игра «В поисках сокровищ
Дальнего Востока». Праздник, познавательная игра и выставка творческих работ
Моя малая Родина.
Организация диагностики результатов .
Формы и методы входящего, промежуточного контроля и итогового контроля
уровня усвоения программы:
- традиционные – тестовые задания, фронтальный опрос, сообщения
учащихся и электронные презентации, викторина, самоконтроль. взаимоконтроль;
- нетрадиционные - творческие задания в виде кроссвордов, загадок, ребусов;
составление викторин и игр учащимися; создание рисунков и аппликаций,
плакатов и буклетов, подбор фото и видеоматериалов, участие в олимпиадах и
городском проекте «Малая Родина», «Я Комсомолчанин».
Для контроля уровня освоенности содержания программы, а также уровня
сформированности гражданственности, патриотизма и экологической культуры у
школьников используются следующие диагностические методики:
- творческие задания по темам программы;
- методика «Ценностные ориентации» (А.И. Шемшурина);
Планируемые результаты освоения программы во 2 классе.
Ожидаемые результаты.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы своей малой родины,;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
-осознание уникальности природы родного края;
Личностные результаты:
- развитие морально-этического сознания, патриотических чувств;
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к
базовым
ценностям общества,
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

Метапредметные результаты:
- овладение навыками прикладного творчества;
-развитие в детях фантазии и игры воображения
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
- воспитать чувство бережного отношения к природе и природному материалу.
Планируемые результаты освоения программы в 3 классе.
Ожидаемые результаты.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы своей малой родины, истории своего народа.
Края города и семьи;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере, социальном обществе;
-осознание уникальности природы и культуры родного края;
Личностные результаты:
- развитие морально-этического сознания, патриотических чувств;
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества,
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
Метапредметные результаты:
-развитие в детях фантазии и игры воображения
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
- воспитать чувство патриотизма, любви к людям и отчизне, бережного
отношения к природе окружающей человека каждый день.
Планируемые результаты освоения программы в 4 классе.
Ожидаемые результаты.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы своей малой родины, истории своего народа.
Края города и семьи;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере, социальном обществе;
-осознание уникальности природы и культуры родного края;
Личностные результаты:
- развитие морально-этического сознания, патриотических чувств;
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества,
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
Метапредметные результаты:
-развитие в детях фантазии и игры воображения
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.

- воспитать чувство патриотизма, любви к людям и отчизне, бережного
отношения к природе окружающей человека каждый день.
Основные владения, умения, навыки учащихся в результате освоения
программы
 различать основных представителей растительного и животного мира
своего края;
 продолжить формирование патриотических чувств к своему краю, городу;
 появление познавательного интереса, уважения и бережного отношения к
природе своей малой родины, Хабаровского края, Дальнего Востока;
 развитие творческих способностей, эстетических и этических качеств в
личности учащихся;
 уметь бережно относиться к Земле, природе в общем и своего края в
частности;
 знать перелётных и оседлых птиц, основные виды деревьев и кустарников
родных мест (края, города, пригорода)края;
 знать основных представителей насекомых края, познакомит учащихся с
хозяевами дальневосточной тайги: гималайским медведем и амурским
тигром.
 освоить навыки природоохранной деятельность в своём городе.
 уметь экологически грамотно вести себя в природе.
Занятия курса способствуют обучению навыкам общения, развития речи,
наблюдательности, сообразительности, творческому походу в решении учебных
задач.
Формирование ключевых компетенций у младших школьников в
процессе реализации программы
Ценностно-смысловые компетенции:
младший школьник должен:
 сопоставлять свою деятельность с принципами и правилами гражданского
общества;
 направлять свою жизненную энергию на полезные дела;
 проявлять готовность к непосредственному участию в созидательной
деятельности на благо своей Родины (семьи, классного коллектива, города и
т.п.);
 интересоваться новостями и событиями, происходящими в городе и крае;
 осознавать важность учебы, как основного вида деятельности на данном
этапе его жизни;
 творческая
сфера:
участие
в
мероприятиях
природоохранной
направленности (экологических акциях, операциях), конкурсах.
Учебно-познавательные компетенции:
младший школьник должен:
 хорошо владеть первоначальными знаниями и умениями по программе;
 знать содержание таких понятий и категорий, как «Малая Родина»,

«Отечество», «патриотизм» и др.;
 понимать роль, место и значение своего города в крае, а края в России.
Социокультурные компетенции:
младший школьник должен:
 выполнять правила поведения в природе;
 рассказывать о родном крае, городе.
 владеть знаниями и опытом выполнения таких социальных ролей как
ученик, сын (дочь), гражданин, потребитель;
 определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе,
государстве;
 быть
толерантным
в
многонациональном,
многокультурном,
многоконфессиональном обществе;
 применять свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности.
Коммуникативные компетенции:
младший школьник должен:
 объяснять свои взгляды и выражать мнение относительно гражданскопатриотического поведения своего и окружающих людей;
 выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести
учебный диалог;
 владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в
ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
 ответственно подходить к учебе, как к своему гражданскому долгу и
оценивать ее результаты;
 брать ответственность на себя и разделять ее с другими.
Информационные компетенции:
младший школьник должен:
 владеть навыками работы с различными источниками информации:
книгами,
справочниками,
атласами,
картами,
определителями,
энциклопедиями, словарями;
 уметь осознанно воспринимать информацию;
 иметь опыт наблюдений, выступлений.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
младший школьник должен:
 иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в
лесу, в поле, на водоемах и др.);
 позитивно относиться к своему здоровью;
 знать и применять правила личной гигиены;
 иметь опыт участия в соревновательной деятельности, в организации
активного отдыха и досуга.
Библиографический список литературы.
Используемая литература для учителя:
1) Бородина Е.А., Дзюба Л.В., «Экскурсия по паркам и скверам города –
средство экологического воспитания», Комсомольск-на-Амуре, 1996

2) Бородина, Е.А. Географические названия на карте Хабаровского края.
Краткий топонимический словарь: учебное пособие / Екатерина Андреевна
Бородина. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2007. – 113 с.
3) Ван В.М., Бабкина С.В., «Определитель деревянистых растений
окрестностей Комсомольска-на-Амуре», Комсомольск-на-Амуре, 1997
4) Голубева А., «Занимательное естествознание» С- Петербург, 1997
5) Тагирова В.Т. «Жизнь приамурских птиц» учебное пособие, Хабаровск,
1997
6) Тихонова А.Е. Живой мир Приамурья (краеведческие материалы к
школьным курсам биологии и экологии) Хабаровск, «Риотип», 2004
7) Тихонова А.Е. «Учите любить родную землю» Хабаровск ,1996
8) Яхонтов В.Д. «В стране птиц» Хабаровск, 2005
9) Усенко М.В. «Тропинка в лес», «Времена года», Хабаровск, 2003
10)
Мой край (Учебное пособие для 6 класса) Г.М. Паневина. Хабаровск,
2000
11)
Кучеренко С.П. Звери Уссурийской Тайги.- Хабаровск: Изд.дом
«Приамурские ведомости», 2007.
12)
Вредные и полезные насекомые Дальнего Востока. – Л.: Наука. - 1967.
13)
Государственный музей этнографии народов СССР. Альбом. –
Ленинград. Изд-во «Аврора». – 1989. – 191 с. – ISBN 5-7300-0303-Х.
14)
Данюкова, Н. А. Роль растений и животных в жизни коренных
народов Приамурья: Учебно-методическое пособие / Н.А. Данюкова. –
Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос. пед. ун-та. – 2004. – 117 с.
- ил. – библ.
15)
Плешаков А.А. «Зеленые страницы: книга для учащихся начальных
классов» М., Просвещение ,1994
16)
Донских М.В. «Кедрово-широколиственный лес – уникальное
природное сообщество», Комсомольск-на-Амуре, 2000.
17)
Астапенко, П.Д. Вопросы о погоде / П.Д. Астапенко. – Л.:
Гидролметеоиздат. – 1986. – 392. – ил.
18)
Ивенкова М.А., Сешина И.П. «Древняя история Дальнего Востока»
(учебное пособие для 6 класса), Хабаровск, 1998.
19)
Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? СПб,
«Союз», 1998.
20)
Планета Земля – большой дом человечества (Программа по
природоведению, краеведению и охране природы Хабаровского края) З.Н.
Зверева, Хабаровск, 1997.
21)
Программа «Природные жемчужины Хабаровского края – редкие и
исчезающие растения и животные» А.Е. Тихонова, М.М. Нащочина,
Хабаровск, 2002.
22)
Шпотова Т.В. Игровая экология: курс программ для работы с детьми
младшего школьного возраста. М.: ИСАР, 1999.
23) Нагишкин Д. Амурские сказки – Хабаровск, книжное издательство, 1990.
24) Коренные народы края. Быт и традиции.- Хабаровск: Изд.дом «Приамурские
ведомости», 2009.

25) Жуков, Ю. А. Первостроители: Документальная повесть / Ю.А. Жуков, Р.Н.
Измайлова. – М.: Молодая гвардия. – 1982. – 303 с. – ил. – фотогр. (Антология комсомольских строек).
26) Зуев, В.Ф. Первопроходцы восточных магистралей России./ В.Ф. Зуев. –
Комсомольск-на-Амуре, 1999.- 447 с.
27)
Кандауров, И.И. Символика Хабаровского края./ И.И. Кандауров,
О.Ю. Стрелова. - Хабаровск, 1998.- 36с.
28)
Карманный справочник туриста. – М.: Профиздат, 1982.
29)
Комсомольская магистраль. / Сост. Зуев В.Ф.– Хабаровск: Хаб.-ое кн.
изд.-во. - 1996.
30)
Комсомольск-на-Амуре / Отв. ред. Шмакова М.О.– Хабаровск: Хаб.ое кн. изд.-во. - 1982.
31)
Конвенция о правах ребенка.
32)
Кузьмина, М.А. И вырос город на Амуре / М.А. Кузьмина. –
Комсомольск-на-Амуре. -1989.
33)
Кузьмина, М.А. Комсомольск-на-Амуре: конец двадцатого века / М.А.
Кузьмина. – Комсомольск-на-Амуре. - 1998.
34)
Кузьмина, М.А. Комсомольск начинался с палаток / М.А. Кузьмина. –
2007. – 125 с.
35)
Куприн, А.М. На местности и по карте / А.М. Кузьмин. – М.: Недра. –
1982. – 112 с.
36)
Легенды народов Приамурья. Камни Сикачи-Аляна. Науки –
помощницы истории: Учебное пособие (видеокассета) в 2-х частях. –
Хабаровск: ХК ИППКПК, 1999.
37)
Махинов, А.Н. Физическая география Хабаровского края / А.Н.
Махинов, Г.Н. Паневина. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские
ведомости». – 2003. – 160 с. – ил. – ISBN 5-8003-0089-5.
38)
Мохова, С.П. Обучение детей работе с приамурским орнаментом:
Учебно-методическое пособие./ С.П. Мохова. – Хабаровск: ХК ИППК ПК,
2002. – 18 с.
39)
Мы из Комсомольска-на-Амуре. 50-летию города Комсомольска – на
– Амуре посвящается. – М.: Мол. гвардия, 1982. – 128 с.
40)
Паневина Г.Н. Мой край / Г.Н. Паневина. А.Н. Махинов. – Хабаровск:
Издательский дом «Частная коллекция». – 2000. – 128 с. – ил. – ISBN 57875-0025-3.
41)
Панфилов, Д.В. В мире насекомых / Д.В. Панфилов. – М. - 1977.
42)
Песня моя Комсомольск. Воспоминания, стихи, очерки. – Хабаровск;
Кн. изд. – 1982. – 200с.
43)
Подвиг на Амуре продолжается. / Сост. Кирюхин Н.К. – Хабаровск:
Хаб.-ое кн. изд.-во. - 1967.
Список литературы для учащихся:

1. Арсеньев В.К. «По Уссурийскому краю» Хабаровск, 1969.
2. Гутнев Р.Г. С рюкзаком по краю. Спутник туриста. Хабаровское книжное
издательство, 1971.
3. Древний свет. Сказки, легенды, предания (Зап. И лит. Обработка Чадаевой
А.) Хабаровск, 1990.
4. Клипель В.И. «Лесные узоры» Новеллы и очерки о природе Приамурья.
Хабаровск, 1981.
5. Кучеренко С.П. «Звери у себя дома» Записки дальневосточного охотоведа.
Хабаровск, 1978.
6. Мой край (Учебное пособие для 6 класса) Г.М. Паневина. Хабаровск, 1998.
7. Нагишкин Д. Амурские сказки – Хабаровск, книжное издательство,
1980,1990.
8. Нечаев А.П. «Зеленые стрелы» Рассказы амурского ботаника. Хабаровск,
1975.
9. Плешаков А.А. «Зеленые страницы: книга для учащихся начальных
классов» М., Просвещение, 1994.
10.Пришвин М.М. «Женьшень» Хабаровск, 1976.
11.Тихонова А.Е., Востриков Л.А. «Твой родной край» Владивосток, Уссури,
1998.
12.Усенко Н.В. «Дары Уссурийской тайги» Хабаровск, 1979.
13.Усенко Н.В. «Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока», Хабаровск,
1984.
14.Усенко Н.В. «Тропинка в лес», Хабаровск, 1971.
15.Яхонтов В.Д. «В стране птиц» Хабаровск, 1979.
Дидактические пособия и наглядный материал:
1. Физическая и административная карта Хабаровского края, Российской
Федерации, Евразии.
2. Атлас «Люби и знай свой край», «Атлас Комсомольск-на-Амуре»
3. Гербарий «Деревья и кустарники Хабаровского края»,
4. фотоматериалы «Деревья и кустарники Комсомольска-на-Амуре»,
5. Видеофильм «Природа родного края», «Птицы» (часть 1 и 2).
6. Иллюстрации, фотографии животных Хабаровского края, Дальневосточной тайги,
коренных народов края, славян и их предметов быта.
7. Символика края и города.
ЦОРы:
1) Видеофильмы «Птицы» (часть 1 и 2), «Млекопитающие» (части 1 и 2)
2) Интерактивные экологические игры-викторины для школьников. Диск 1 и
2.,составитель Иванов В.А.,ДЭБЦ «Натуралист», Амурск,2009.
3) Школа защиты природы. (Справочники, фильмы, метод. пособия) Центр
охраны дикой природы, Москва, 2009, 2010.
4) Презентация «Правила поведения в лесу»,
5) Природа Дальнего Востока- цветы и растения. WWF и экологическое
объединение «Зов тайги», 2009.
6) Горелова Е.В. Виртуальные экскурсии по городу Комсомольску-на-Амуре.
Диск с презентациями.

7) Леса Хабаровского края. (диск 1 и диск 2)
8) Виртуальная экскурсия «Промышленные предприятия города»
9) видеоролик «Подвиг трудовых коллективов предприятий в годы ВОВ.»
Презентация «Ворота города: Ж/Д, речной , автовокзал и аэропорт города».
10) Интерактивная игра «ворота города»
11) Фрагменты фильма о строительстве Комсомольска-на Амуре.
12) Мультфильмы «Гора самоцветов» по мотивам амурских сказок.
13) Видеолектория «Они нуждаются в защите.»
14) видеолектория «Климат и погода.»
15) презентация « Насекомые края»
16) Видеолектория «Река черного дракона.».
17) фильм «Горы и долины Дальнего Востока»
18) Презентация «Герб и флаг моего края.»
19) Презентация «Хабаровский край-край больших возможностей»
20) Видеоролик «Города Дальнего Востока».

Материально-техническое оснащение курса.
1. Кабинет для теоретических и практических занятий.
2. Методическая литература по краеведению.
3. Мультимедийный комплекс.
4. Фотоаппарат.
5. Ножницы.
6. Линейки.
7. Бумага цветная, белая.
8. Картон цветной, белый.
9. Альбом.
10. Фломастеры, краски, карандаши, ручки.
11.

Контурные карты Хабаровского края.

12.

Оборудование для практической работы по наблюдения за погодой

13.

Медицинская аптечка.
Дидактический материал:

1. Иллюстративный материал (изображения животных, растений, фотографии
исторических личностей, фотоматериалы предприятий города и края, карты,
атласы и др.)

2.
Наглядный материал (коллекции минералов, полезных ископаемых,
гербарий)
3.

Презентации МРР, видеоролики.

4.

Виртуальные экскурсии

5.

Фотоматериал.

6.

Альбомы.

7.

Документальный материал из СМИ.

8.
Сценарные разработки массовых мероприятий, игр, викторин, мастерклассов, экскурсий.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».