РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛАБОРАТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Разработала: учитель начальных классов Троценко Н.Б.
г. Комсомольск-на-Амур
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
Введение.
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Внеурочная деятельность это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном
досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Рабочая программа «Лаборатория здоровья» по внеурочной деятельности, составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 №373;
Примерной основной образовательной программы начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015г. №1\15));
Основной образовательной программы начального общего образования
МОУ ЦО «Открытие»;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ ЦО «Открытие»;
На основе авторской программы: Багаутдинова, Р.Г. Я и моё здоровье. –
М. Изд-во «Просвещения», 2002г. – 210с. и программы для начальной школы
курс «Разговоры о правильном питании»/ М.М.Безруких; -Москва: Частная
коллекция, 2016.-100с.
Также использованы методические рекомендации и разделы программы
внеурочной деятельности «Две недели в лагере здоровья» Автор:
М.М.Безруких, А.Г.Макеев, Т.А.Филлипова,-М. :Нестле Россия, 2016г. 71с.
Актуальность изучаемой деятельности: заключается в том, что она
способствует углублению знаний школьников по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков, оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным. С другой стороны, программа направлена на
углубление понимания школьников биохимических и физиологических процессов, протекающих на уровне организма человека, различения нормы и патологии. На сегодняшний день в школах России нет универсальной системы
массового обучения медицинским аспектам оказания первой помощи. Информацию об опасности тех или иных состояний, охраны здоровья и медицинской
терминологии современный человек получает из научно-популярной литературы или теле- и радиопередач, которые зачастую носят формальный характер.
Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное невежество для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за безграмотности тех. кто оказывается рядом с пострадавшим. Для решения этой про-
блемы в программу включено много тем по приёмам оказания первой медицинской помощи.
Педагогическая целесообразность программы: заключается в том, что
занятия в кружке способствуют овладению школьниками системой медицинских знаний. Материалы данной программы знакомят школьников с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами,
направленными на сохранение здоровья людей, т.е. дополняет базовый курс
окружающего мира, а также включает новые знания, не входящие в базовую
программу. Содержание кружка направлено на обеспечение эмоциональноцелостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Программа включает как теоретические, так и практические знания и
они должны быть научными и доступными для понимания.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия при включении обучающихся в самостоятельную практическую деятельность и исследовательскую практику, трансформирование
процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка
путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование основ ПМП и ЗОЖ.
Задачи программы:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях здоровья человека и его образом жизни, единстве природы человека и его
среды обитания и образа жизни, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе, в быту, формирование и привычек их соблюдение в своей жизнедеятельности;
формирование ценностных ориентаций в деятельности детей
(способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые проблемы связанные с
оказанием ПМП и ЗОЖ и безопасным поведение в быту и общественных
местах);
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе,
жизни;
развитие способности формирования научных, эстетических,
нравственных и правовых суждений по вопросам сохранения жизни и здоровья;
развитие: альтернативного мышления в выборе способов оказания ПМП, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к своему здоровью и миру природы;
развитие потребности в необходимости и возможности решения проблем ЗОЖ, доступных младшему школьнику, ведения здорового
образа жизни, стремления к активной практической деятельности по
охране и сохранении здоровья
Структура и объём программы
Программа рассчитана на работу с группами учащихся 10-15 человек
продолжительностью 40 минут, во внеурочное время один раз в неделю, для
учащихся 3-х классов, с учетом индивидуальных особенностей детей начальной ступени обучения, направлена на личностно-ориентированное обучение и
воспитание школьников. Курс рассчитан на работу в течение года- 34 часа в 3
классе.
Направление программы «Лаборатория здоровья» - социальное направление. Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный, исследовательский и развивающий характер.
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие
в неделю с продолжительностью 40 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий. При необходимости
выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных
мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие.
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Формы занятий: беседа, дискуссия, диалог, экскурсия, видеолектория,
практические работы, круглые столы, деловые и ролевые игры, викторины,
конкурс, «мозговой штурм», презентация, основываются на различных видах
деятельности:
-создание и состав кружка, ТБ
-изучение правил гигиены, ЗОЖ и пропаганда их в классах;
-проведение практических занятий по медицине;
-участие в различных конкурсах тематической направленности;
- проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, практические
работы, моделирование, разработка и создание плакатов и листовок о ЗОЖ и
БЖД. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной
деятельности: семейные творческие домашние задания, помощь в оборудовании классного уголка, участие в организации викторин.
Основные методы, используемые для реализации программы: В
обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеолектории. В воспитании - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Объем и сроки освоения программы: Программа рассчитана на 1 год
обучения. Всего часов в год -34 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю по
1уроку. Продолжительность одного занятия – 40 мин.
Учебно-тематическое планирование.
3 класс (34 часов)
№ занятия
Тема раздела
Введение.
Раздел 1. Человек: основы строения организма и
ЗОЖ.
Раздел 2. Основы безопасного поведения осенью,
зимой и весной на улице и дома.
Раздел 3. Первая медицинская помощь
Раздел 4. Основы здорового питания
Итого:34
Количество часов
теория
практика
1
1.5
0.5
3.5
4.5
4
3
13
15
1
21
Календарно-тематический план 3 класс.
Количество часов
1
2
3
4
5
Электронные
Воспитательный
(цифрокомпонент соРаздел, Тема
вые)
пра
тео
Ито держания рабообразовакти
чей программы
рия
го
тельные
ка
ресурсы
1
1
Диагностика.
Введение.
Беседа.
Раздел 1. Человек: основы строения организма и ЗОЖ.
Факторы, влияющие на
1
1
Рассказ, показ,
https://resh.
здоровье человека.
презентация
edu.ru/subj
ect/
Понятия ЗОЖ
0.5 0.5 1
Рассказ, показ,
https://resh.
презентация
edu.ru/subj
ect/
Раздел 2. Основы безопасного поведения осенью, зимой и весной на
улице и дома.
Если ты один дома. Пра1
1
Рассказ, показ,
https://resh.
вила безопасного повепрезентация
edu.ru/subj
дения. Поражения элекect/43/
трическим током.
Правила безопасного
1
1
Рассказ, показ,
edu.seu.ru
поведения на улицах гопрезентация
рода.
6
7
8
9
10
11
12
13
Правила безопасного
0.5
поведения на осенних
каникулах.
Осторожно тонкий лёд!
Утопление, способы оказания первой доврачебной помощи
Мороз -будь осторожен!
0.5
1
Рассказ, показ,
презентация
edu.seu.ru
1
1
Рассказ, показ,
презентация,
Практикум
ecosystema
.ru
1
1
ecosystema
.ru
Правила безопасного
0.5
поведения при встречи с
незнакомцем.
Правила безопасного
0.5
поведения на зимних
каникулах
Осторожно фейерверк!
1
0.5
1
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
0.5
1
Рассказ, показ,
презентация
edu.seu.ru
1
Рассказ, показ,
презентация
ecosystema
.ru
Рассказ, показ,
презентация
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
edu.seu.ru
Раздел 3. Первая медицинская помощь
Препараты и материалы 1
1
аптечки первой помощи.
Общие правила ПМП.
Виды ран.
1
1
14
Кровотечения. Виды
кровотечений.
15
Способы остановки кровотечений.
16
Повязки. Виды повязок.
17
Способы наложения повязок
1
1
18
Круговая повязка. Спиральная повязка на палец.
Восьмиобразная повязка.
1
1
1
1
Ушибы. Способы оказания первой доврачебной
1
1
19
20
1
1
1
1
1
1
Рассказ, показ,
презентация.
Рассказ, показ,
презентация
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
edu.seu.ru
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
edu.seu.ru
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
https://resh.
edu.ru/subj
21
22
23
24
26
помощи
Растяжения связок. Способы оказания первой
доврачебной помощи
Вывихи. Способы оказания первой доврачебной
помощи
Оказание первой доврачебной помощи при
ушибах, растяжениях
связок, вывихах
Перелом. Виды переломов, способы оказания
первой доврачебной помощи.
Наложение шины из
подручных средств
1
1
1
1
1
1
1
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
1
1
Рассказ, показ,
презентация
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
edu.seu.ru
Ожоги, виды ожогов.
ПМП при ожогах
1
1
28
Отморожения. Виды отморожения.
1
1
29
Тепловой и солнечный
удары, способы оказания
первой доврачебной помощи.
Обморок. Шок.
1
1
1
1
31
Раздел 4. Основы здорового питания
3
Понятие
о сбалансиро0.5 0.5 1
ванном питании
3
Витамины
1
1
32
33
3Овощные и плодовоягодные культуры и лекарственные растения
как источники витаминов.
3О вреде для здоровья
1
0.5
ect/23/
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
edu.seu.ru
1
27
30
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
1
0.5
1
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
ecosystema
.ru
edu.seu.ru
Рассказ, показ,
презентация
Практикум
https://resh.
edu.ru/subj
ect/23/
Рассказ, показ,
презентация
Рассказ, показ,
презентация,
творческая работа
Рассказ, показ,
презентация,
творческая работа
https://resh.
edu.ru/
edu.seu.ru
Рассказ, показ,
ecosystema
edu.seu.ru
34
еды Фаст-фуда.
ИТОГО:
презентация,
творческая работа
13
21
.ru
34
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению своего
здоровья и организма методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру, здоровью и другим людям.;
- воспитание ответственного отношения к сохранению своей жизни и
здоровья, осознания необходимости сохранения ЗОЖ;
- формирование мотивации дальнейшего изучения организма человека и
ведения ЗОЖ
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу
действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным
обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению
— приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением
и будущей профессиональной деятельностью).
- Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную
деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить
самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление
его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных
приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя
умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой
форме — в виде таблиц, диаграмм, схем, рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
-в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений
об гигиене, ПМП и ЗОЖ, как одном из важнейших направлений сохранения здоровья человека, изучения взаимосвязей и взаимодействий между системами органов и образом жизни человека, как важнейшем элементе культурного опыта
человечества;
-в познавательной сфере: наличие углублённых представлений
о взаимосвязи системами органов человека, между самочувствием человека и его
образом жизни; об огромной значимости оказания правильной ПМП в первые минуты несчастных случаев с человеком; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной
жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в
социоприродной среде;
- в трудовой сфере: владение навыками ухода и гиены. Оказания простых
приёмов ПМП;
- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от
факторов окружающей среды.
Библиографический список литературы.
А) Учебно-методическая литература
1.
.Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» -2013гACT»:
2.
В.Н.Завьялов, М.И.Гоголев. В.С.Мордвинов «Медико-санитарная
подготовка учащихся»
3.
Багаутдинова, Р.Г. Я и моё здоровье. – М. Изд-во «Просвещения»,
2002г. – 210с.
4.
«Разговоры о правильном питании»/ М.М.Безруких; -Москва:
Частная коллекция, 2016.-100с.
5.
«Две недели в лагере здоровья» Автор: М.М.Безруких,
А.Г.Макеев, Т.А.Филлипова,-М. :Нестле Россия, 2016г. 71с.
6.
.Б.И.Мишин «Настольная книга учителя ОБЖ» М,: ООО «Издательство ACT» :
7.
.Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение,
2013
Б) Дополнительная литература
1. Анатасова Л.П, Гольнева Д.П «Человек и окружающая среда»
М«Просвещение» -1997 г. 2.Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М.
«Дрофа»- 2015г.
2. Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях» Владикавказ «Алания»- 2012г.
Материально-техническое оснащение курса
компьютер с экраном и проектором;
плакаты по медицине;
Оборудование и приборы
Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)