РП внеурочная деятельность Куклы своими руками для 1-3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КУКЛЫ СВОИМИ РУКАМИ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1- 3 КЛАССА

Разработала учитель начальных классов:
Дигор М.А.

г. Комсомольск-на-Амур
2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума
крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство
черпает свои силы в разуме…».
В. Сухомлинский.
Эти слова принадлежат замечательному педагогу В. Сухомлинскому. В них
выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного
значения. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребенок
познает радость творческого труда, и тем больше уверенности, что из него
вырастет умелец, которому будут чужды праздность, лень и скука.
В этих словах великого педагога заключена основная идея моей внеурочной
деятельности «Куклы своими руками».
Учитывая, что игрушка – постоянный спутник детей. Еще не умея сидеть,
ребенок уже следит глазами за игрушкой, пытается схватить ее руками.
Повзрослев, дети с радостью учатся шить, чтобы создать свою игрушкумечту.
Чем же их привлекает это занятие? Прежде всего, оно доступно: небольшие
лоскутки материала и иголка с ниткой всегда есть под рукой. Оно вызывает
светлые чувства.
Волнуют образцы, волнует радость создания, такой труд доставляет
наслаждение, приобщает к миру прекрасного в природе и искусстве. Оно
познавательно: помогает лучше разделять и узнать окружающий мир. Оно
продуктивно: шьешь – и обязательно что-то получится. Сшив игрушку,
можно украсить ею интерьер, подарить ее, а можно стать ее другом и
пошептаться когда одиноко.
Дети очень любят дарить родным и близким оригинальные игрушки, сшитые
самостоятельно, любят, когда их хвалят за терпение и мастерство. Они
увлеченно шьют игрушки, фантазируют. Очень часто их творческие изделия
отражают их внутренний мир.
Цель педагогов и родителей заключается в том, чтобы дети свободное время
проводим с пользой для себя и окружающих.
Факультативная работа изначально ориентирована на свободный выбор
ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных
представлений о мире, развитие способностей.
На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей
учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых
различных областей научного знания – философии, педагогики. Психологии,
лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими
потребностями современного общества в активных личностях, способных
ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях
неопределенности,
множественности
выбора,
постоянного
совершенствования накопленных обществом знаний, так как « в наши дни
талант и творческая одаренность становится залогом экономического
процветания и средством национального престижа».

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления
содержания
образования
становится
личностная
ориентация,
предполагающая
развитие
креативных
способностей
учеников,
индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к
творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается
в том, чтобы дать « возможность всем без исключения учащимся проявить
свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий
возможность реализации своих личных планов». Эти позиции соответствуют
гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой
характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Их
непрерывное «наращивание». При этом на первый план выдвигаются цели
развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как
средства их достижения.
Формирование основ творчества – одна из главных задач программы
факультативного курса «Куклы своими руками» в начальных классах.
Обучаясь труду младшие школьники
приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить
самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности,
способность доводить решение полученных задач до конца, желание
экспериментировать и накапливать все новый и новый опыт, смекалку и т. д.
Факультативные занятия в курсе «Куклы своими руками» в начальных
классах предусматривают определенные задачи воспитания и развития
учащихся; обеспечение школьников знаниями и способами трудовой
деятельности ( ручного труда); развитие творчества детей, их воображения;
формирование организованности детей, умение длительное время трудиться,
доводить дело до завершения; выработку у учащихся потребности трудиться.
Реализации этих задач способствует определенная направленность
организации факультативных занятий с младшими школьниками. На
занятиях изготавливаются интересные изделия, которые находят применение
в быту, выполняя определенную функциональную роль. Они должны быть
оригинальными, нестандартными, выражать индивидуальность автора.
Работа по выполнению мягкой игрушки содержит в себе творческое начало,
развивает художественное творчество. Изделия, которые мы предлагаем для
работы с младшими школьниками различны по внешнему виду, но их
объединяет общая направленность в творческом развитие детей.
Отсутствие
принуждения,
свобода
выбора,
делают
занятия
привлекательными для любого ребенка. Педагогический процесс происходит
в форме поиска решений как отдельных, так и общечеловеческих проблем. В
коллектив приходят дети, которые не могут и не хотят по разным причинам
(неуверенности в себе, стеснительность и т.д.), посещать другие
факультативы. Иной раз ребенок приходит заниматься по той причине, что в
семье не хватает денег для покупки игрушек, чтобы иметь красивые
игрушки, дети сами их шьют. А может быть и наоборот, чтобы подчеркнуть
свою индивидуальность и самоутвердиться. Для того, чтобы учесть все это в

обучении и построить систему, возникает необходимость написания
программы.
Задачи:
1. Развивающие:
-увлечь, заинтересовать, заинтриговать ребенка тайнами шитья
-открыть ребенку доступ для восприятия одного из популярнейших
видов декоративно-прикладного искусства – шитья мягкой игрушки.
-Познакомить детей с историей мягкой игрушки.
2. Обучающие:
-учить детей основным видам швов
-научить ребенка пользоваться учебным материалом (шаблоны, лекала,
выкройки, литературы).
-совершенствовать умения самостоятельно творить
3. Воспитательные:
формирование у ребенка таких качеств как:
вкус
чувство меры
творчество
способность видеть и воспринимать прекрасное
желание и умение вносить красоту в быт
прилежание тщательности в работе
дисциплинированность
трудолюбие
внимательность
способность к приобщению новых знаний
Принципы
1. Культуросообразности:
-через овладение ремеслом – к возвращению к истокам декоративноприкладного искусства шитья мягкой игрушки.
2. Креативности:
-чем шире, образнее и осмысленнее открывает для себя ребенок мир

творчества, тем естественнее и ограничение происходит овладение ремеслом.
3. Природосообразности:
-занятия не должны быть утомительные и должно иметь практический
смысл.
-вторичная переработка материалов – один из важнейших путей
экономичности, в природе это является выживанием.
4. Коллективности:
-введение на занятиях элементов коллективно-творческой деятельности.
Формы работы
1. Занятие
2. Игра
3. Коллективная работа
4. Индивидуальная работа
5. Групповая работа
6. Беседа
7. Творческая выставка индивидуальная выставка-коллекция
Методы обучения
1. Словесные:
рассказ
беседа
объяснение
убеждение
поощрение
2. Наглядные:
демонстрация образов
показ
примеры
3. Практические
упражнение
выполнение

4. Аналитические
наблюдение
анкетирование
самоконтроль
самоанализ
опрос
Учебно-материальная база
1. Кабинет
–В помещении должно быть естественное и электрическое освещение,
водопровод.
-Шкаф для хранения незаконченных изделий, ниток, фурнитуры и т.д.
-В учебном помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы
учащиеся при работе не мешали друг другу.
2. Оборудование
-швейная машина
-утюг
-гладильная доска, подставка для утюга, резиновый коврик.
3. Инструменты и приспособления.
-ножницы, иглы, наперстки, игольницы, линейка, мыло, мел, простой
карандаш, клей, картон, фломастеры, проволока, скотч.
4. Используемые материалы.
-хлопчатобумажная ткань
-мех, фетр, драп
-кружево, тесьма
-шелк, капрон
-кожа
-синтепон, поролон
-фурнитура
-нитки (х/б, шелковые)
5. Методический фонд

-конверты с выкройками и графическим изображением игрушки
-наглядные пособия
-стенды, папки
-образцы швов
-методическая литература
Перечень знаний, умений и навыков у учащихся
Учащиеся должны знать:
-Правила безопасного труда, правильной организации рабочего места.
-Краткие сведения из истории развития игрушки.
-Инструменты и материалы, необходимые для изготовления мягкой игрушки.
-Знать специальные термины: выкройка, лекало, детали кроя, заготовки,
элементы игрушки, выточка, проволочный каркас.
-Способы перенесения выкройки с помощью копировальной бумаги.
-По готовой выкройке сделать лекало.
-Увеличение выкройки способом квадратирования.
-Характеристику меха: трикотажная основа, ворс, долина ворса, направление
ворса.
-Этапы кроя и сшивания меха.
-Виды швов и их использование.
О крое симметричных и зеркальных деталей.
-Последовательность изготовления объемных игрушек с каркасом, с
вертикальной установкой ушей.
-Последовательность изготовления сложных глаз, способом аппликации.
-Последовательность изготовления носа-шарика.
-Последовательность подготовки и выполнение проектных работ их защиту.
Учащиеся должны уметь:
-Правильно организовать свое рабочее место
-Соблюдать правила безопасного труда;
-Понимать и оперировать терминами: выкройка, трикотажная основа,
направление ворса, длина ворса, основа, проволочный каркас, выточка,
основной и отделочный материал;
-Пользуясь одной выкройкой, сделать лекало, два лекала по одной выкройке;
-Грамотно раскроить детали их меха, ткани;
-По назначению использовать швы «вперед иголку», «назад иголку»,
«петельный шов», «соединительный шов»;
-Шить игрушки из меха и комбинированные – из меха и ткани;
-Сделать сложные глаза из цветной, бархатной бумаги, цветной клеенки;
-Сшить нос-шарик;
-Работать экономно, аккуратно, красиво, последовательно;

-Подобрать мех и ткань для игрушки с учетом длины ворса, структуры ткани,
цвета и количества материала;
-Проявить выдумку и изобретательность в оформлении игрушки.

Тематический план курса «Куклы своими руками» 1 класс
№

Тема

Теория

Практика Электронные

Воспитательный

(цифровые)

компонет

образователь

содержания

ные ресурсы

рабочей
программы

1. 1Введение
1
Инструменты
и
1
2. 1
приспособления
3. 2Ручные работы
3
7
4. 3
Изготовление игрушки простой формы
Игольница
1
3
https://strana
"Шляпка»
masterov.ru/
5. Изготовление
игрушки
.Изготовление

6. 4
Изготовление
7.
8. 5

игрушки «Рыбка»

1,4,5,6,7
1,4,5,6,7

1,4,5,6,7

Изготовление объемной игрушки из меха с каркасом
Изготовление

9.

1

игрушки - подушки
4
https://strana
masterov.ru/

1,4,5,6,7
1,4,5,6,7

1

4

игрушки «Гномик»

https://strana
masterov.ru/

1,4,5,6,7

10.6
Изготовление объемной игрушки стоящей на задних лапах
Изготовление
1
4
https://strana
1,4,5,6,7
masterov.ru/
11. игрушки
«Львенок»
12.7Творческий проект
Итого
Всего

9
33

2
24

1,4,5,6,7

Содержание программы
Введение (1 час)
Краткие сведения о мягкой игрушке: организация рабочего места;
программа и часы занятий в факультативном курсе «Мягкая игрушка»;
1. Инструменты и приспособления (1 ч.)
Организация рабочего места; техника безопасности при работе с
ножницами, иглой.
2. Ручные работы (10 ч.)
Виды швов;
а) шов «вперед иголку», закрепление шва.
б) шов "назад иголку», закрепление шва.
в) соединение деталей швом «назад иголку», «вперед иголку».
3.Изготовление игрушки простой формы
Игольница «Шляпка»( 4 ч.)
Выкраиваем детали игольницы и картона и х/б ткани; сметываем
большой круг, вставляем картон; сметываем малый круг, наполняем
набивочным материалом; пришиваем верх шляпки к полям; украшаем
лентой.
4.Изготовление игрушки - подушки
Игрушка «Рыбка» (5 ч)
Выкроить детали игрушки из меха, х/б ткани, сметать детали игрушки;
прошить детали, вывернуть игрушку, наполнить набивкой; оформить голову
игрушки.
5.Изготовление объемной игрушки из меха с каркасом
Игрушка «Гномик» ( 5 ч.)
Выкроить детали игрушки из меха, сметать детали игрушки; краевым
швом прошить детали; вставить каркас, вывернуть игрушку, наполнить
набивкой; пришить туловище к ногам, ручки к туловищу «потайным швом»,
оформить голову игрушки.

6.Изготовление объемной игрушки стоящей на задних лапах
Игрушка «Львенок» ( 3 ч.)
Выкроить детали игрушки из меха, сметать детали игрушки; краевым
швом прошить детали; вывернуть игрушку, наполнить набивкой; пришить к
туловищу «потайным швом» ноги, хвост, голову, пришить «потайным швом»
гриву к голове, пришить помпон к хвосту, оформить голову игрушки.
7. Творческий проект 9 часов.
Определение

потребности

и

формулировка

задачи,

набор

первоначальных идей, изготовление изделия, испытание и оценка изделия.

Тематический план курса «Куклы своими руками» 2,3 класс
№

Тема

Теория

Практика Электронные

Воспитательный

(цифровые)

компонет

образователь

содержания

ные ресурсы

рабочей
программы

1. 1Введение
1
Инструменты
и
1
2. 1
приспособления
3. 2Ручные работы
3
7
4. 3
Изготовление игрушки простой формы
Игольница
1
3
https://strana
"Шляпка»
masterov.ru/
5. Изготовление
игрушки
.Изготовление

6. 4
Изготовление
7.

игрушки «Рыбка»

1,4,5,6,7
1,4,5,6,7

1,4,5,6,7

Изготовление объемной игрушки из меха с каркасом

8. 5

Изготовление
9.

1

игрушки - подушки
4
https://strana
masterov.ru/

1,2,3,4,6,7,8
1,4,5,6,7

1

4

игрушки «Гномик»

https://strana
masterov.ru/

1,4,5,6,7

10.6
Изготовление объемной игрушки стоящей на задних лапах
Изготовление
1
2
https://strana
1,4,5,6,7
masterov.ru/
игрушки
«Львенок»
11.

Изготовление

1

2

игрушки
«Собачка»
12.7Творческий проект
Итого
Всего

10
34

2
24

1,4,5,6,7

Содержание программы
Введение (1 час)
Краткие сведения о мягкой игрушке: организация рабочего места;
программа и часы занятий в факультативном курсе «Мягкая игрушка»;
1. Инструменты и приспособления (1 ч.)
Организация рабочего места; техника безопасности при работе с
ножницами, иглой.
2. Ручные работы (10 ч.)
Виды швов;
а) шов «вперед иголку», закрепление шва.
б) шов "назад иголку», закрепление шва.
в) соединение деталей швом «назад иголку», «вперед иголку».
3.Изготовление игрушки простой формы
Игольница «Шляпка»( 4 ч.)
Выкраиваем детали игольницы и картона и х/б ткани; сметываем
большой круг, вставляем картон; сметываем малый круг, наполняем
набивочным материалом; пришиваем верх шляпки к полям; украшаем
лентой.
4.Изготовление игрушки - подушки
Игрушка «Рыбка» (5 ч)
Выкроить детали игрушки из меха, х/б ткани, сметать детали игрушки;
прошить детали, вывернуть игрушку, наполнить набивкой; оформить голову
игрушки.
5.Изготовление объемной игрушки из меха с каркасом
Игрушка «Гномик» ( 5 ч.)
Выкроить детали игрушки из меха, сметать детали игрушки; краевым
швом прошить детали; вставить каркас, вывернуть игрушку, наполнить
набивкой; пришить туловище к ногам, ручки к туловищу «потайным швом»,
оформить голову игрушки.

6.Изготовление объемной игрушки стоящей на задних лапах
Игрушка «Львенок» ( 3 ч.)
Выкроить детали игрушки из меха, сметать детали игрушки; краевым
швом прошить детали; вывернуть игрушку, наполнить набивкой; пришить к
туловищу «потайным швом» ноги, хвост, голову, пришить «потайным швом»
гриву к голове, пришить помпон к хвосту, оформить голову игрушки.
Игрушка «Собачка» ( 3 ч.)
Выкроить детали игрушки из меха, сметать детали игрушки; прошить
детали «краевым» швом, вывернуть игрушку, наполнить набивкой; оформить
голову игрушки, украсить бантиком, тесьмой шею собачки.
7. Творческий проект 2 часов.
Определение

потребности

и

формулировка

задачи,

набор

первоначальных идей, изготовление изделия, испытание и оценка изделия.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы и
инструменты
Материалы:
- ткани(трикотаж
обычный и ворсистый,
флис, драп, ситец…)
-мех искусственный,
кружева, тесьма. Лента
атласная.
-бижутерия( бисер, бусы,
пуговицы, пайетки…)
-нитки (швейные, пряжа)
-наполнитель (синтепон.
вата, халофайбер..)
-Глазки пластмассовые
(большие,маленькие),
рот, нос.
- выкройки- лекала
Инструменты:
-клей «Мастер клей»
-ножницы,-иголка,

Оборудование: Литература
Компьютер,
проектор
Презентации
Принтер

Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.
«Бумажный мир»
Самара:Издательский дом
«Фёдоров» 2014г
Проснякова ТН «Школа
волшебников» , «Волшебные
секреты» Издательство
«Фёдоров» г Самара 2012-14г
Черныкова Н.С. «Уроки
детского творчества»
издательство Астрель»
Парулина, О.В. Мир игрушек и
поделок / О.В. Парулина. –
Смоленск
Интернет ресурсы:
Сайт СТРАНА МАСТЕРОВ

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».