РП внеурочная деятельность Азбука профессий для 1 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССОВ

Разработали учителя начальных классов: Швецова А.А.
Гаврилова Г.А
Богаева М.В.
Седымова Л.Е
Пешкова К.С.

г. Комсомольск-на-Амуре
2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Проблема профессиональной ориентации младших школьников в учебно –
воспитательном процессе актуальна для образования в целом. В настоящее время в школе
накоплен достаточно большой опыт работы по профориентации старших школьников.
Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной
становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации
уже с
воспитанниками младших классов.
В начальной школе, когда учебно - познавательная деятельность становится
ведущей, важно дать представление детям о различных профессиях. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем. Представления о профессиях ребёнка 6-8 лет ограничены его пока небогатым
жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество
видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном
социальной адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас
осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа
должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения
обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование
представлений ребенка о мире труда и профессий.
Курс внеурочной деятельности «Азбука профессий»
уже на ранних
стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка знакомит
младших школьников с профессиями и обеспечивает пропедевтику профориентационной
подготовки младших школьников. Таким образом, предлагаемая нами программа может
стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное
обучение.
Реализация программы осуществляется через систему внеурочной и внеклассной
деятельности.
Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных
предметных
областей
психологии,
литературы,
истории,
экологии,
ОБЖ,
изобразительного искусства, художественного труда. Программа рассчитана на 1 год
Цель: создать условия для расширения знаний учащихся о мире профессий,
формирование интереса к познанию мира и успешной социализации младших
школьников.
Задачи:
 познакомить с миром профессий, особенностями разных профессий;
 способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий
и результатам их труда;
 способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
 способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки,
внимания, справедливости и т.д.;
 способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
На реализацию данной программы «Азбука профессий» в 1-м классе отводится
33 часа (1 раз в неделю).
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определённой профессии. Многие уроки урочной деятельности, такие как математика,
русский язык, окружающий мир наполнены профориентационным содержанием.
4

Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире
профессий, игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную.
Занятия проводятся в активной форме. Важна смена различных видов деятельности
на протяжении всего занятия. Продуктом занятий может быть: рисунок, аппликация,
сообщение, модель, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание
сценок, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ по ИЗО и
технологии.
Формы работы:
1. Классные часы и беседы о профессиях.
2. Тематические занятия, сообщения, презентации.
3. Конкурсы рисунков и стихов.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Письменные работы: мини-сочинения.
9. Диагностика учащихся.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Информация об изменениях:
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Содержание
1 класс, 33 часа
Все работы хороши (2 ч). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит из
разрезанной на части картинок). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент»,
конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак),
ртомас (матрос), явше (швея). Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбака), без дела
жить-…(только небо коптить). Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб
убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
6

Кому что нужно(2 ч). Дидактическая игра.
Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы
соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, поваркастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу, в театр, в спортзал... (2ч). Дидактическая игра.
Практическое занятие - рисуем одежду для куклы.
Мы строители (2ч). Занятие с элементами игры, легоконструирование спецмашин.
Строим модели спецмашин. Что нужно знать, чтобы стать строителем? Какую пользу
приносят спецмашины?
Магазин (2ч). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2ч). Экскурсия. Беседа по содержанию, рисунки.
Аптека (2ч).Ролевая игра. О пользе лекарственных растений.
Больница (2ч). Встреча с медработником школы. Атрибуты врача. Ролевая игра.
В школьной библиотеке. Какие бывают профессии (2 ч). Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в
стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без
труда..(не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях.
Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч).Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия..Обсуждение прочитанного.
Ответы на вопросы.
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер»(3ч).Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение
поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях. Конкурс рисунков.
К.Чуковский «Доктор Айболит»- (2ч) Просмотр м/ф по произведению.
Игра-демонстрация, викторина, рисунки.
Профессия «Повар»(2ч). Экскурсия в школьную столовую.
Вступительное слово воспитателя. Презентация профессий. Знакомство со столовой
школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной
столовой.
Проект "Профессия моих родителей" (5ч). Представление продукта.
Праздник "Все работы хороши" (2ч)
Тематическое планирование 1 класс
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Теори
я

1

«Все работы
хороши»
«Все работы
хороши»
«Кому, что
нужно»
«Кому, что
нужно»
«Оденем куклу на
работу, в театр, в

1

1

2
3
4
5

1
1

https://edsoo.ru/
1

1

1
1

Практи
ка

https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/

1
1

Электронные(ци
фровые)
образовательные
ресурсы.

https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/

Воспитательны
й компонент
содержания
рабочей
программы
Гражданскопатриотическо
е:
любить свой
народ, свой
край и свою
Родину;
уважать и
принимать
ценности

7

спортзал, в
школу»
«Оденем куклу на
работу, в театр, в
спортзал, в
школу»
«Мы строители»

8

«Мы строители»

1

9

«Магазин»

1

10
11

«Магазин»
«Мы идем в
магазин»
«Мы идем в
магазин»

1
1

13
14
15

«Аптека»
«Аптека»
"Больница"

1
1
1

16

"Больница"

1

17

В школьной
библиотеке:
«Какие бывают
профессии»
В школьной
библиотеке:
«Какие бывают
профессии»
С.Михалков
«Дядя Степа»
С.Михалков
«Дядя Степа»

1

6

12

18

19
20

21

К.Чуковский
«Доктор
Айболит»

1

1

2,4,8

1

https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/

1,2,3,6
1,2,3,6

1

https://edsoo.ru/

1,2,3,6

1

https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/

1,2,3,6
3,6
3,4,5,6,7

1

https://edsoo.ru/

3,4,5,6,7

https://edsoo.ru/

3,4,5,6,7

https://edsoo.ru/

1,6,8

https://edsoo.ru/

1,2,6

https://edsoo.ru/

1,2,6

https://edsoo.ru/

1,2,6

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1
1

https://edsoo.ru/

https://edsoo.ru/

1

1

1

https://edsoo.ru/

1

1

1

https://edsoo.ru/

семьи и
общества.
Духовнонравственное:
Развивать
умение
работать с
текстом.
Трудовое:
Формирование
мотивации к
творческому
труду, работе
на результат.
2,4,8

22
23

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33

К.Чуковский
«Доктор
Айболит»
В школьной
столовой
"Профессия
повар"
В школьной
столовой
"Профессия
повар"
Проект
"Профессия моих
родителей"
Проект
"Профессия моих
родителей"
Проект
"Профессия моих
родителей"
Проект
"Профессия моих
родителей"
Проект
"Профессия моих
родителей"
Проект
"Профессия моих
родителей"
Проект
"Профессия моих
родителей"
Праздник "Все
работы хороши"
Праздник "Все
работы хороши"
Итого

1
1

1
1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

33

17

https://edsoo.ru/

1,2,3,6,7

https://edsoo.ru/

1,2,3,6,7

https://edsoo.ru/

1,2,3,6,7

https://edsoo.ru/

1,2,3,6,7

https://edsoo.ru/

1,3,4,6,7

https://edsoo.ru/

1,3,4,6,7

https://edsoo.ru/

1,2,6,7

https://edsoo.ru/

1,2,6,7

https://edsoo.ru/

1,2,6,7

https://edsoo.ru/

1,2,6,7

https://edsoo.ru/

1,2,6,7

https://edsoo.ru/

1,2,3,6,8

16

1,2,3,6,8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барсева Л.Б. Обучение сюжетно- ролевой игре детей с проблемами
интеллектуального развития / Л.Б. Барсева – Санкт- Петербург. Издательство «СОЮЗ»,
2001 – 412с.
2. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград. Издательство
« Учитель», 2009 – 159с.
3. Козлова М.А. Классные часы 1- 4 кл. /М.А. Козлова-М: Изд. «Экзамен», 2009. - 317с.
4. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в

развитии / А.А. Катаева – М.: ВЛАДОС, 2001 – 220с.
5. Стребеляева В.А. Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. /
В.А. Стребеляева–М.: Издательство ВЛАДОС, 2001 -180с.
6. Сасова И.А. Экономика 2 кл. [ текст], тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова,
В.Н. Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
7. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ
и Д, 2007 -96с.
8. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство
«Детская литература», 1987 – 192с.
9. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство
«Детская литература», 1989 -310с.
10. Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство
«Детская литература», 1987 – 160с.
11. РодариД. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари–М.: Издательство «Детская
литература», 1989 -15с.
12. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский –
«Стрекоза», 2000 – 79с.
13. Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская
литература», 1986 – 56с.
14. Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство
«Детская литература»,1989с.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».