РП внеурочная деятельность Юный химик для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ХИМИК»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Разработала: учитель начальных классов Чердинцева Я.Д.
Шайдурова А.Н.
Седымова Л.Е.

г. Комсомольск-на-Амур
2023-2024 учебный год

Пояснительная записка.
При разработке программы «Юнный химик» были использованы авторские программы
внеурочной деятельности: «Чудеса химии», Горожаниной Е.С., учителя химии МБОУ СОШ
№11 города Абакана, «Химический многогранник», Троц Н.М., учителя химии ГБОУ СОШ
№2поселка городского типа Усть-Кинельский, программы А.Е.Гуревича «Физика. Химия. 5–6
классы».
Программа курса «Химическая лаборатория» предназначена в качестве внеурочной
деятельности для учащихся, не начавших изучать химию в рамках школьной программы (10-13
лет) и является пропедевтикой предмета «Химия».
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 1 год обучения).
Основополагающими принципами построения курса «Химическая лаборатория»
являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность,
метапредметность и межпредметность.
Цели
изучения
курса
«Химическая
лаборатория»формирование
естественнонаучного мировоззрения школьников, устойчивого познавательного интереса
учащихся к предмету«Химия» и развитие интеллектуальных способностей в процессе
наблюдения физических и химических явлений, проведения химического эксперимента,
подготовка учащихся к восприятию нового предмета,формирование у учащихся знаний и
умений, необходимых в повседневной жизни, воспитание экологической грамотности.
Задачами курса являются следующие:
1. Формирование основ научного мировоззрения и химического мышления:
- сформировать первоначальные знания о веществах живой и неживой природы, химических
явлениях;
- сформировать химический взгляд на все, что окружает, - от продуктов питания до материалов
для живописи;
2. Формирование устойчивого познавательного интереса к предмету химии:
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения
химического эксперимента;
- формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе,
быту, демонстрируемые учителем;
3.Подготовка учащихся к восприятию нового предмета, сокращение и облегчение
адаптационного периода:
- подготовить учащихся к изучению учебного предмета «Химия» в 8 классе;
- формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты,
соблюдать правила техники безопасности.
4. Формирование функционально грамотной личности, т.е. личности, которая способна
использовать уже имеющиеся у неё знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности:
- научить применять полученные знания и умения для решения практических задач
повседневной жизни.
5. Воспитание экологической грамотности:
- формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека на
окружающую среду;
- формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность.

Для достижения поставленной цели используются следующие формы проведения
занятий:

учебные занятия с демонстрацией опытов;

работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении практических работ;

показы учебных фильмов по химии, презентации;

беседы;

химические игры;

экскурсии.
Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по
соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности и
личной гигиены.
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел
Введение. Понятная химия
Разноцветная химия
Полезная химия
Поучительная химия
Съедобная химия
Лекарственная химия
Экологическая химия
Интеллектуальная химия
ИТОГО

Содержание программы

Количество часов
13
11
15
8
9
5
4
3
68

Обучение проводится на безотметочной основе. Проверка знаний учащихся осуществляется
на итоговых уроках, проходящих в форме игр.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Химическая лаборатория» учащиеся должны овладеть
универсальными учебными действиями на личностном, метапредметном и предметном уровне.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы
Обучающийся получит возможность
для формирования
Внутренняя позиция школьника
внутренняя позиция школьника на уровне внутренней позиции школьника на уровне
положительного
отношения
к
школе, положительного
отношения
к
школе,
ориентации на содержательные моменты понимания
необходимости
учения,
школьной действительности и принятия выраженного
в
преобладании
учебнообразца «хорошего ученика»
познавательных мотивов и предпочтений
социального способа оценки знаний

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные действия
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков
анализировать
объекты
с
выделением
существенных и несущественных признаков
Умение выбрать основание для сравнения объектов
сравнивает по заданным критериям два три осуществлять сравнение, самостоятельно
объекта, выделяя два-три существенных выбирая основания и критерии
признака
Умение выбрать основание для классификации объектов
проводит классификацию по заданным осуществлять классификацию самостоятельно
критериям
выбирая критерии
Умение доказать свою точку зрения
строить рассуждения в форме связи простых строить логические рассуждения, включающие
суждений об объекте, свойствах, связях
установление причинно-следственных связей
Умение определять последовательность событий
устанавливать последовательность событий
устанавливать последовательность событий,
выявлять недостающие элементы
Умение определять последовательность действий
определять последовательность выполнения определять последовательность выполнения
действий, составлять простейшую инструкцию действий, составлять инструкцию (алгоритм) к
из двух-трех шагов
выполненному действию
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде
понимать информацию, представленную в понимать информацию, представленную в
неявном виде (выделяет общий признак неявном виде (выделяет общий признак
группы элементов, характеризует явление по группы элементов, характеризует явление по
его описанию).
его описанию) и самостоятельно представлять
информацию в неявном виде.
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи
Принимать и сохранять учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи
Умение контролировать свои действия
осуществлять контроль при наличии эталона
Осуществлять
контроль
на
уровне
произвольного внимания
Умения планировать свои действия
планировать и выполнять свои действия в планировать и выполнять свои действия в
соответствии с поставленной задачей и соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации
условиями ее реализации в новом учебном
материале
Умения оценивать свои действия
оценивать правильность выполнения действия самостоятельно
адекватно
оценивать
на уровне ретроспективной оценки
правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по

ходу его реализации, так и в конце действия
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
Умение объяснить свой выбор
строить понятные для партнера высказывания строить понятные для партнера высказывания
при объяснении своего выбора
при объяснении своего выбора и отвечать на
поставленные вопросы
Умение задавать вопросы
формулировать вопросы
формулировать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы «Химическая лаборатория» являются
следующие знания и умения:
- умение использовать термины «вещество», «химические явления», «индикаторы»,
«химическая реакция», «скорость химической реакции», «кислота», «щелочь», «соль», «оксид»,
«адсорбция», «адсорбент»«катализатор», «ингибитор», «коррозия», «кристаллы», «растворы».
- умение обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, соблюдать правила
техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
- умение определять признаки химических реакций;
- знание о ряде химических веществ, наиболее часто используемых человеком в быту, их
свойствах
и
мерах
безопасности
при
обращении
с
этими
веществами;
- умение проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение
крахмала, глюкозы в продуктах питания, определение реакции среды);
- умение проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и
умений (например, выведение пятен, удаление накипи, уменьшение жесткости воды, получение
растительных красителей, и др.);
- умение проводить несложные опыты и наблюдения за ними;
- умение проводить наблюдение за химическим явлением;
- знание роли химии в охране и загрязнении окружающей среды.

Учебно-тематическое планирование
№
заня
тия

Дата

Раздел, Тема

Количество часов
теория

практика

Итого

Раздел 1. Введение. Понятная химия (13 ч)
1

1я неделя

Химия – наука о веществах, их свойствах и
превращениях.

1

-

1

2

1я неделя

Практическая работа №1 «Знакомство с
лабораторным оборудованием, химической
посудой и правилами нагревания».

-

1

1

2я неделя

Правила техники безопасности при проведении
опытов.

1

-

1

3

2я неделя

Практическая работа №2 «Простейшие
операции с веществом.»

-

1

1

4

3я неделя

Как устроены вещества?

1

-

3

-

1

3я неделя

Практическая работа №3 «Наблюдение за
каплями воды. Наблюдение за каплями
валерианы».

4я неделя

Практическая работа №4 «Растворение
перманганата калия и поваренной соли в воде».

-

1

4я неделя

Признаки химических реакций. Практическая
работа №5 «Признаки химических реакций».

0,5

0,5

1

8
9

5я неделя

Группы химических веществ.

1

-

1

0,5

0,5

2

0,5

0,5

-

1

0,5

0,5

5-7

Индикаторы. Практическая работа №6
«Испытание индикаторами различных сред».
10-11

5-6я
неделя

Природные индикаторы. Практическая работа
№7 «Определение реакции среды с помощью
природных индикаторов».
Скорость химических реакций. Влияние
температуры на скорость химической реакции.

12-13

6-7я
неделя

Катализаторы и ингибиторы. Практическая
работа №8 «Влияние катализатора на скорость
химической реакции».
Разноцветная химия (11 ч)

2

14

7я неделя

Практическая работа №9 «Химическая радуга».

-

1

1

15

8я неделя

Практическая работа №10«Получение меди».

-

1

1

8я неделя

Окрашивание пламени. Практическая работа
№11 «Окрашивание пламени солями».

0,5

0,5

1

16

9я неделя

Химический ластик. Практическая работа №12
«Обесцвечивание чернил».

-

1

1

17

0,5

0,5

2

-

1

Пигменты. Практическая работа №15 «Вытяжка
хлорофилла».

0,5

0,5

1

Химия и живопись. Практическая работа №16
«Приготовление красок с помощью
неорганических веществ».

0,5

0,5

2

Химические картинки. Практическая работа
№17 «Создание рисунков из красок
собственного изготовления».

-

1

Секрет тайнописи.Практическая работа
№18«Создание невидимых чернил».

-

1

1

Практическая работа №19 «Химический
светофор».

-

1

1

0,5

0,5

3

Практическая работа №21 «Опыты с мылом».

-

1

Практическая работа №22 «Изучение свойств
хозяйственного мыла».

-

1

0,5

0,5

Красильные растения. Практическая работа
№13 «Получение красителей».
18-19

20

21-22

9-10я
неделя

10я
неделя

11я
неделя

23

12я
неделя

24

12я
неделя

Практическая работа №14 «Окрашивание ткани
натуральными красителями собственного
изготовления».

Полезная химия (15 ч)
Почему мыло моет? Практическая работа №20
«Щелочной характер мыла».
25-27

28-29

13-14я
неделя

14-15я
неделя

Жесткость воды. Практическая работа
№23«Влияние жесткости воды на образование
мыльной пены. Устранение жесткости».
Практическая работа №24 «Исследование

2

30-32

33

34-38

39

15-16я
неделя

17я
неделя

17-19я
неделя

20я
неделя

жёсткости воды из разных источников».

-

1

Домашняя химчистка. Как удалить пятна?
Практическая работа №25 «Удаление пятен чая,
кофе, ягод, жира, йода, зеленки».

-

1

Что такое накипь и как с ней бороться?
Практическая работа №26 «Удаление накипи».

0,5

0,5

Основы химической чистки. Практическая
работа №27 «Очистка металлической посуды».

-

1

Когда вода не тушит огонь.

1

-

1

Адсорбция и адсорбенты.

1

-

5

Практическая работа №28«Адсорбция
активированным углем красящих веществ».

-

1

Практическая работа №29 «Адсорбция влаги
силикагелем».

-

1

Практическая работа №30 «Поглощение запаха
различными адсорбентами».

-

1

Практическая работа №31 «Обесцвечивание
раствора бриллиантового зеленого различными
адсорбентами».

-

1

Коррозия. Практическая работа №32 «Удаление
ржавчины».

0,5

0,5

1

Растворы насыщенные и ненасыщенные.
Практическая работа №33 «Приготовление
насыщенного раствора соли».

0,5

0,5

1

Кристаллы. Практическая работа №34
«Выращивание кристаллов поваренной соли».

0,5

0,5

3

Практическая работа №35 «Выращивание
кристаллов сахара».

-

1

Практическая работа №36 «Выращивание
кристаллов соды».

-

1

Практическая работа №37 «Опыт с желатином».

-

1

1

0,5

0,5

1

3

Поучительная химия (8 ч)
40

41-43

20я
неделя

21-22я
неделя

44

22я
неделя

45

23я
неделя

Какой газ тушит огонь?Практическая работа
№38«Опыты с углекислым газом».

46-47

23-24я
неделя

0,5

0,5

-

1

Поваренная соль и её свойства. Практическая
работа №41 «Очистка загрязнённой поваренной
соли».

0,5

0,5

1

Сахара. Практическая работа №42 «Получение
искусственного мёда».

0,5

0,5

2

-

1

-

1

1

0,5

0,5

2

-

1

0,5

0,5

1

Жидкое стекло. Практическая работа №39
«Химические водоросли или коллоидный сад».
Практическая работа №40 «Получение
силикатного каучука».

2

Съедобная химия (9 ч)
48

4950

51

24я
неделя

25я
неделя

26я
неделя

Конфетная фабрика. Практическая работа №43
«Карамелизация сахара».
Практическая работа №44 «Определение
глюкозы в овощах и фруктах».
Крахмал. Практическая работа №45
«Определение крахмала в продуктах питания».

5253

26-27я
неделя

54

27я
неделя

Немного о кислом. Практическая работа №47
«Определение кислотности яблок».

28я
неделя

Практическая работа №48 «Приготовление
съедобного клея».

-

1

1

55

28я
неделя

Фабрика лимонада. Практическая работа №49
«Получение газированной воды».

-

1

1

56

Крахмальный завод на дому. Практическая
работа №46 «Получение крахмала и опыты с
ним»

Лекарственная химия (5 ч)
29я
неделя

Лекарственные вещества. Меры безопасности
при обращении с ними.

1

-

1

29я
неделя

-

1

1

58

Практическая работа №50 «Опыты с раствором
бриллиантового зелёного, аспирином,
перекисью водорода».

30я
неделя

Аптечный йод и его свойства. Практическая
работа №51 «Опыт Египетская ночь».

0,5

0,5

1

59
60

30я
неделя

Знакомый запах нашатырного спирта.

0,5

0,5

1

57

Практическая работа 52«Опыты с нашатырным
спиртом».
61

31я
неделя

Физраствор и его применение. Практическая
работа №53 «Приготовление физраствора».

0,5

0,5

1

Экологическаяхимия (4 ч)
Тайна пыли. Практическая работа №54
«Определение состава пыли школьных
помещений».

0,5

0,5

1

62

31я
неделя
32я
неделя

Нитраты. Практическая работа №55
«Определение нитратов в овощах и фруктах».

0,5

0,5

1

63

Загрязнение воды. Практическая работа №56
«Очистка воды: отстаивание, фильтрование,
выпаривание».

0,5

0,5

1

64

32я
неделя
33я
неделя

Кислотные дожди. Практическая работа №57
«Действие кислот на растения».

0,5

0,5

1

65

Интеллектуальнаяхимия (3ч)
33я
неделя

Химические ребусы, шарады, кроссворды и
загадки.

1

-

1

66
67

34я
неделя

Игра «Путешествие в страну Химию».

1

-

1

34я
неделя

Итоговое занятие. Экскурсия в химическую
лабораторию.

0,5

0,5

1

68

23,5

44,5

68

ИТОГО

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».