РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭКОПОИСК»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Разработала: учитель начальных классов,
Троценко Н.Б.
г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 уч. г.
Структура рабочей программы.
1. Пояснительная записка
- введение, место курса в образовательном процессе начальной школы, на основе какой
программы разработан курс;
- цели;
-основные формы и методы обучения;
- структура программы;
- объем;
2. Учебно-тематическое планирование
3.Содержание курса.
4.Организация диагностики результатов (методы входящей, промежуточной и итоговой
диагностики).
5.Планируемые результаты.
А) Личностные
Б) Метапредметные
В) Предметные
6.Библиографический список литературы.
А) Учебно-методическая литература
Б) Дополнительная литература
7. Материально-техническое оснащение курса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная
деятельность это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения
потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и
общественно полезной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экопоиск» для 1 класса
составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;
Примерной основной образовательной программы начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015г. №1\15));
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ ЦО
«Открытие»;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ ЦО «Открытие»;
На основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской
программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии,
экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи
экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного
образования (В. В. Сериков).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экопоиск» предназначена для
организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому
направлению в 1 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к
саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе
планеты, страны и родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Воспитание экологической культуры, через получение детьми первичных теоретических
знаний о природе родного края, появления и проявления большого интереса к вопросам
сохранения и преумножения природных богатств Хабаровского края. Актуальна духовнонравственная, экологическая и краеведческая направленность занятий. Программа
приводит обучающихся к пониманию взаимосвязи жизни человеческого общества и
жизни природы, к формированию основных правил по рациональному
природопользованию.
Актуальность программы заключена в создании условий для самореализации и
разностороннего развития личности учеников при изучении и исследовании природы
своей планеты, страны и малой родины. Социально-педагогические возможности
различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в
рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением
исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных
потребностей.
Новизна программы заключена в комплексном подходе к изучению
краеведческого, естественнонаучного, культурологического материала, а также в её
интегративности учебно-воспитательного процесса.
«Экопоиск» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании
которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей
природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое
восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение
данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших
школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как
важнейшего компонента экологической культуры.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена
тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных
характеристик выпускника начальной школы:
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
овладение основами умения учиться;
способность к организации собственной деятельности;
готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного
социального
действия
при
включении
обучающихся
в
самостоятельную
исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его
исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической
культуры.
Задачи программы:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека;
формирование
осознанных
представлений
о
нормах и правилах
поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей
(способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и
институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам;
развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения
экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств
удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по
отношению к здоровью и миру природы;
развитие потребности в необходимости и возможности
решения
экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового
образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране
окружающей среды;
развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
Структура и объём программы
Программа рассчитана на работу с группами учащихся 10-15 человек
продолжительностью 30 минут, во внеурочное время один раз в неделю, для учащихся 1-х
классов, с учетом индивидуальных особенностей детей начальной ступени обучения (7-
8лет), направлена на личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников и
опирается на уже имеющиеся базовые эколого-краеведческие знания. Курс рассчитан на
работу в течение года- 33 часа в 1 классе.
1-й год о б у ч е н и я - «Знакомые незнакомцы» (33 часа). 1 класс.
Направление программы «Экопоиск» - экологическое и социальное направление.
Содержание
программы
носит
личностно-ориентированный,
деятельностный,
исследовательский и развивающий характер.
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные
одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с
продолжительностью 30 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 %
от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия
участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически
увеличивается в эти дни и сокращается в другие.
Принципы построения программы.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к
природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру
природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство
как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Основные п р и н ц и п ы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческой направленности;
принцип практической направленности.
Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.
Программа включает и раскрывает основные содержательные л и н и и :
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств
реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоциональноповеденческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он
выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на
занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое
общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом
содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций,
ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования
последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к
природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через
исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Формы
проведения
занятий и виды
деятельности
игры
беседы
тесты,
анкетирование
круглые столы
просмотр
тематическим
видеофильмов
экскурсии
Тематика
«Угадай по описанию», «Давайте познакомимся», «Мы строим
дом», «Дом экологической моды», аукцион идей «Вторая жизнь
отходов»,
«Что такое гармония», «Что должен знать и уметь каждый из нас,
чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля»,
«Что и кто влияет на живой организм?», «Соседи по планете»
«Чему мы научились за год. Десять заповедей друзей леса», «Мое
отношение к загрязнению окружающей среды», «Дом, в котором я
хотел бы жить»
«Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе»
«Первобытные коллекционеры», «Экологические проблемы»,
«Диалоги с неживой природой», «Живая природа», «Вода»
«Как мы воспринимаем окружающий мир», «Лес - кормилец,
врачеватель»,
практические
«Изготовление кормушек для птиц «Экологический проект
занятия
«Почему нужно защищать природу?», Проект «Экологический
город будущего», , Экологический проект «Спасти и сохранить!»
экологические
«Я и моя окружающая среда», «Мы – жители планеты Земля»,
мероприятия
«Первые шаги по тропинке открытий», «Хлебные крошки»
конкурсы рисунков, «Мы-дети природы», «Мой город», «Рисуем впечатления»,
плакатов,
выпуск тематические выставки рисунков на экологическую тему
газет, листовок
решение
«Лесная аптека на службе человека», «Мы в ответе за тех, кого
ситуационных задач приручили»
участие в городских Экологическая акция «Спаси и сохрани»
районных
конкурсах
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» носит
комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными
дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология,
изобразительное искусство, физическая культура.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая,
звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические
фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и
позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид
деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение инди-
видуальных тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые,
дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы,
создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии
и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные
представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной
экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в
работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь
в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников
и в выполнении летних заданий.
предмет
литературное
чтение
окружающий
мир
технология
содержание учебной
дисциплины
Чтение произведений В. Зотова,
К.Паустовского, В.Бианки,
русские народных сказок, устное
народное творчество
Сезонные изменения в природе.
Организм человека. Растения.
Животные.
От замысла к результату.
Технологические операции.
изобразительное Мир фантазии.
искусство
содержание программы
«Экопоиск»
Просмотр кукольных спектаклей,
подбор пословиц и поговорок,
театрализованные представления.
Экскурсии и прогулки в природу
Изготовление оригами,
аппликаций, кормушек,
изготовление поделок из природных
материалов, моделирование,
разработка и создание экознаков
Выставки рисунков
Активные и интерактивные методы:
1.
интерактивные, дидактические игры;
2.
видеолектории
3.
творческие задания;
4.
проектно-исследовательский метод;
5.
метод практических работ
Учебно-тематическое планирование.
1 класс (33 часов)
№
занятия
Тема раздела
Введение.
Раздел 1. Дикие животные (19 часов)
Тема 2. Пернатые жители (13 часов)
Итого:
Количество часов
теория
практика
1
9
10
6,5
6,5
16,5
16,5
33
Календарно-тематический план 1 класс. «Экопоиск»
Количество
Электронн Воспитательны
Тема занятия
часов
ые
й компонент
(цифровые)
содержания
образовател
рабочей
ьные
программы
ресурсы
всего
теори практ
я
ика
Введение.
1
1
Вводное занятие: Что
0,5
0,5
forest.ru
такое Экология?
Игра «Поле чудес»
Тема 1. Дикие животные
9
10
(19 часов)
2
Заяц - «Длинное ухо»
1
0,5
0,5
ecosystema.
1,3,4
ru
3
Лисица. «Лиса
1
0,5
0,5
ecosystema.
1,3,4
Патрикеевна»
ru
4
Серый хищник - волк
1
0,5
0,5
edu.seu.ru 1,3,4
5
Хозяин леса - медведь
1
0,5
0,5
edu.seu.ru 1,3,4
6
Любознательный зверёк
1
0,5
0,5
forest.ru
1,3,4
- белка
7
Куница - охотник на
1
0,5
0,5
forest.ru
1,3,4
белок
8
Лесной красавец - лось
1
0,5
0,5
ecosystema.
1,3,4
ru
9
Сердитый недотрога - ёж
1
0,5
0,5
edu.seu.ru 1,3,4
10 Подземный житель 1
0,5
0,5
ecosystema.
1,3,4
крот
ru
11 Всеядное животное —
1
0,5
0,5
edu.seu.ru 1,3,4
барсук
12 Бобр-строитель
1
0,5
0,5
forest.ru
1,3,4
13 Запасливый бурундук
1
0,5
0,5
1,3,4
14 Кабан - дикий
1
0,5
0,5
ecosystema.
1,3,4
родственник домашней
ru
свиньи
15 Мышка-норушка
1
0,5
0,5
ecosystema.
1,3,4
ru
16 Рысь - родственник
1
0,5
0,5
ecosystema.
1,3,4
кошки
ru
17 Соболь - «дорогой»
1
0,5
0,5
forest.ru
1,3,4
зверёк
18 Тигр - самая большая
1
0,5
0,5
edu.seu.ru 1,3,4
кошка на Земле
19 Косуля - самый
1
0,5
0,5
forest.ru
1,3,4
маленький европейский
олень
20 Дикие животные
1
1
edu.seu.ru 1,3,4
Тема 2. Пернатые жители
(13 часов)
21
Воробей - самая
1
0,5
0,5
forest.ru
1,3,4
№
заняти
я
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
распространённая
птица на Земле
Ворона – красивая,
умная,
«интеллектуальная»
птица
Сорока-белобока «лесная сплетница»
«Лесной доктор» дятел
Соловей - «великий
маэстро»
Галка - городская
птица
Загадочная птица кукушка
«Пернатая кошка» сова
Любимая птица снегирь
«Сестрицы-синицы» самые полезные
птички России
Наш добрый сосед скворец
«Золотая птица» —
иволга
Пернатые жители
Итого:
1
0,5
0,5
ecosystema.
ru
1,3,4
1
0,5
0,5
edu.seu.ru -
1,3,4
1
0,5
0,5
edu.seu.ru -
1,3,4
1
0,5
0,5
forest.ru
1,3,4
1
1
1,3,4
1
0,5
0,5
ecosystema.
ru
edu.seu.ru -
1
0,5
0,5
1,3,4
1
0,5
0,5
ecosystema.
ru
edu.seu.ru -
1
0,5
0,5
ecosystema.
ru
1,3,4
1
0,5
0,5
forest.ru
1,3,4
1
0,5
0,5
ecosystema.
ru
edu.seu.ru -
1,3,4
1
1
1,3,4
1,3,4
1,3,4
33
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям
обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть
себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы
обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в
индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую
цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи экологической
исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными
мотивами, так и социальными.
Введение (1ч).
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (0,5 ч)
Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических
работ и экскурсий.
Практическая работа (0,5ч) « Путешествие в мир животных (игра «Поле чудес»).
Тема 1. Дикие животные (19ч).
Занятие 1: Заяц - «Длинное ухо» (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа
по содержанию рассказа.
Практическая работа (0,5ч): «Знакомство с народными приметами и пословицами»
(0,5ч).
Занятие 2: Лисица. «Лиса Патрикеевна» (0,5ч). Познакомить с особенностями
поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве. Чтение рассказа
В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Практическая работа (0,5ч): Разгадываем загадки о лисе.
Занятие 3: Серый хищник – волк (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по
содержанию рассказа, разбор фразеологизмов.
Практическая работа (0,5ч): работа в группах - «Раскрась волка». Разгадывание
ребусов.
Занятие 4: Хозяин леса – медведь (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по
содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета «Бурый
медведь».
Занятие 5: Любознательный зверёк – белка (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Белка»,
беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения белки.
Практическая работа (0,5ч): работа в группах – «Собери мозаику».
Занятие 6: Куница - охотник на белок (0,5ч). Чтение рассказа В.Бианки «Куница за
белкой», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения куницы.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай
загадку».
Занятие 7: Лесной красавец – лось (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по
содержанию рассказа.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах - Панно «Лесной
красавец».
Занятие 8:Сердитый недотрога - ёж (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Ёж».
Практическая работа (0,5ч): игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа
«Вылепи ёжика».
Занятие 9: Подземный житель – крот (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Земляные
холмики».
Практическая работа (0,5ч): игра: «Поле чудес».
Занятие 10: Всеядное животное — барсук (0,5ч). Рассказ учителя о барсуке. Чтение
рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу.
Практическая работа (0,5ч): Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с
изображением животных. Работа в группах «Собери мозаику».
Занятие 11: Бобр-строитель (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», знакомство со
скороговорками и народными приметами.
Практическая работа (0,5ч): отгадывание картинок с изображением бобра,
разгадывание загадок.
Занятие 12: Запасливый бурундук (0,5ч). Рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа
В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай
загадку».
Занятие 13: Кабан - дикий родственник домашней свиньи (0,5ч). Рассказ учителя о
диких кабанах. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием.
Практическая работа (0,5ч): конкурс «Кто? Где? Когда?».
Занятие 14: Мышка-норушка (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка»,
разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, загадок.
Занятие 15: Рысь - родственник кошки (0,5ч). Знакомство с дикой кошкой – рысью,
разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней
кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь».
Практическая работа (0,5ч): рисование домашней кошки или рыси.
Занятие 16: Соболь - «дорогой» зверёк (0,5ч). Знакомство с соболем, работа с картой
России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, игра «Эти забавные животные».
Занятие 17: Тигр - самая большая кошка на Земле (0,5ч). Знакомство с самой большой
кошкой – тигром. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова
«Тигр».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание ребусов, загадок. Составление портрета
тигра.
Занятие 18: Косуля - самый маленький европейский олень (0,5ч). Рассказ учителя о
косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и
спасённая косуля». Практическая работа (0,5ч): игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Занятие 19: Дикие животные.
Практическая работа (1ч): чтение стихов о животных, игра «Угадай по описанию»,
«Чьё это меню?», викторина «Эти забавные животные».
Тема 2. Пернатые жители(13ч)
Занятие 1:Воробей - самая распространённая птица на Земле (0,5ч). Знакомство с
маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал
воробей?»
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета воробья.
Занятие 2: Ворона - «интеллектуальная» птица (0,5ч). Чтение и анализ рассказа В. Зотова
«Ворона».
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах «Рисование
вороны».
Занятие 3: Сорока - белобока - «лесная сплетница» (0,5ч). Слайды с изображением
сороки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока», стихотворения «Сорока - Трещётка».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, игра «Пословицы и поговорки о
сороке» .
Занятие 4: «Лесной доктор» - дятел (0,5ч). Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?
Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Практическая работа (0,5ч): отгадываем загадки, работа над скороговорками
пословицами, поговорками, народными приметами.
Занятие 5: Соловей - «великий маэстро» (1ч). Знакомство с соловьём, сообщения
учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ
рассказа В. Зотова «Соловей».
Занятие 6: Галка - городская птица (0,5ч). Беседа о галке, сообщения учеников,
разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.
Зотова «Галка».
Практическая работа (0,5ч): работа в группах «Собираем мозаику».
Занятие 7: Загадочная птица - кукушка (0,5ч). Слайды с изображением кукушки,
сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки
«Кукушонок». Беседа «Гнёзда и птенцы».
Практическая работа (0,5ч): игра «Народные приметы и поговорки».
Занятие 8: «Пернатая кошка» - сова (0,5ч). Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой,
сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова».
Работа над народными приметами.
Практическая работа (0,5ч): игра «Кто и что ест?»
Занятие 9: Любимая птица – снегирь (0,5ч). Беседа о маленькой и красивой птице –
снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».
Практическая работа (0,5ч): рисование ярких птиц.
Занятие 10: «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (0,5ч). Беседа о
красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова
«Синица». Пословицы и народные приметы. Чтение стихотворения «Дружные сестрички
– жёлтые синички».
Практическая работа (0,5ч): рисование птиц с яркими клювами.
Занятие 11: Наш добрый сосед - скворец (0,5ч). Знакомство с первой весенней птицей –
скворцом. Сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Знахари». Чтение
стихотворения «Скворец».
Практическая работа (0,5ч): изготовление кормушек из пластиковых бутылок.
Занятие 12: «Золотая птица» — иволга (0,5ч). Беседа учителя, сообщения учеников,
разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга».
Народные приметы.
Практическая работа (0,5ч): игра «птичьи расцветки».
Занятие 13: Пернатые жители.
Практическая работа (1ч): КВН - крылатая компания.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами
искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность
выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами
(художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного
искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения
окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство
необходимости учения);
- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок;
представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих
возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание
необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая
успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов;
интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия;
сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и
социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность
учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и
умений; установление связи между учением и будущей профессиональной
деятельностью).
- Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в
себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать
собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных
достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей
младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного
исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов,
использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и
отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание
информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм,
графиков, рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации,
корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в
соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
-в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как
одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между
природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
-в
познавательной
сфере:
наличие
углублённых
представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях
природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний,
необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и
умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного
соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном
участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами
из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья
человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения является природное и
социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как
целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные
компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой
природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников
наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание
курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение,
моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в
своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение
учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний,
преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических
занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок,
микрорайон школы, ближайший парк, водоём).
Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его
изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного,
эстетического характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные
(всеобщие) и утилитарные ценности;
использовать все возможности для становления привычек следовать научным и
нравственным принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер
сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы
не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и
несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях:
приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует
своя образовательная форма.
Формы достижения воспитательных результатов на занятиях:
Приобретение социальных знаний 1 класс:
Коллективная творческая игра, познавательные беседы, тематические экскурсии,
познавательные опыты, интеллектуальный конкурс, тренинг, продуктивная игра, аукцион
идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая
мастерская, интеллектуальный марафон
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности:
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической
допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.
Специальные умения, навыки и способы деятельности
обучающиеся должны знать/понимать
- планета Земля - наш большой дом;
- солнце – источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к
условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними
(примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила
ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д);
- организмы, приносящие вред хозяйству человека, некоторые виды борьбы с ними;
- человек – существо природное и социальное
- разносторонние связи человека с окружающей средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую среду;
- способы сохранения окружающей среды;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
Уметь
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- составлять экологические модели, трофические цели;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества
жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической
допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в
виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни):
знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях
межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях
взаимодействия;
социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах
самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об
области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;
стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия):
опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой,
творческой и продуктивной деятельности;
опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения
к другому;
опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой
общественной среде;
опыт самоорганизации.
Организация диагностики результатов .
Формы подведения итогов реализации программы:
Вид работы
Познавательные
процессы
Форма предъявления
результата
Общественный смотр
достижений
Форма контроля
Батарея тестов
Инструмент для
оценки
Психологические
тесты
Исследовательские
умения
Коллективное
творчество
Самостоятельная
исследовательская
практика
Наблюдения, опыты и
эксперименты
Папка исследователя
Наличие материала
по исследованию.
Мониторинг
исследовательских
умений.
Критерии написания
исследования.
Методики
А.И.Савенкова
Коллективная
творческая работа
Педагогическое
наблюдение
Карта наблюдений
Публичная
презентация
результатов
проведенного
исследования
Отчет о проведении
опыта. Протокол
эксперимента
Конференция
Критерии публичного
выступления
Педагогическое
наблюдение
Карта наблюдений
Универсальные учебные действия:
планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие
взаимосвязь растений и животных;
изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об
окружающей среде;
проводить
наблюдения
за
природными
объектами;
составлять описания объекта изучения;
выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с
помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;
оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
выявлять
в
ходе
наблюдений
характерные
особенности
природных
объектов;
соотносить форму и свойства различных природных объектов;
выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния
природных объектов;
устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов
от внешних факторов среды.
В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные
действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса:
в результате реализации программы обучающиеся должны
Знать/понимать:
- строение цветкового растения;
- несколько видов комнатных растений;
- способы ухода за комнатными растениями;
- распознавать виды некоторых цветковых растений;
- роль цветковых растений в жизни человека.
Уметь:
- выполнять правильный полив, очистку листьев;
- проверять семена на всхожесть;
- выполнять правильную посадку и пересадку комнатных растений
Эмоциональный уровень:
Создание благоприятной базы для развития творчества, воспитание любви к живому через
интерес к растительному миру.
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 1
класса:
Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой
информации,
находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты,
запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться
различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами
самоконтроля, самооценки.
Личностные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в
общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:
художественные, конструктивные, аналитические.
Межпредметные:
умение применять полученные знания в различных видах
деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из
разных областей, различной направленности.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности
Обучающиеся будут знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования:
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Обучающиеся будут уметь:
самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении;
исследовательской работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.
Обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по
волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающиеся научаться проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных
категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Библиографический список литературы.
Литература
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании
птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.:
Агропромиздат, 1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. —
М. : Просвещение, 1991.
5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и
его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5—7 классов //Биология в
школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.:
Центр «Экология и образование», 1993.
8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.
Материально-техническое оснащение курса (по требованиям ФГОС)
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
аудио- и видеозаписи;
тексты художественных произведений;
специальные тетради, альбомы;
таблицы, плакаты;
видеофильмы ;
разработки занятий;
сборник познавательных опытов и экспериментов;
банк презентаций для проведения мини-курсов;
банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий;
сборник игр и упражнений для проведения тренингов;
макет портфолио обучающегося;
макет «Папки исследователя»;
рекомендации для оформления исследовательских работ;
памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
Интернет-ресурсы
1. ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF).
3. edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова
В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах
5. zmmu.msu.ru — кружок юных натуралистов зоологическогомузея МГУ.
6. ecosystema.ru -- экологическое образование детейи изучение природы
России.
7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических
исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)