РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 КЛАССА
"ЭРУДИТ"
Разработал: Девицын Ю.В.
г. Комсомольск–на–Амуре
2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни
современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют,
чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное
формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном
образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок
выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью
решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются
проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются
знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как
целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность,
развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения
научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать
задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования
умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в
рамках предлагаемой программы.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 10 обладающим
определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия
кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к
деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и
умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности.
Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им
глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является
одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными
средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные
исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние
подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и
проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию
у них устойчивого интереса к физике.
Количество часов на год по программе: 35.
Количество часов в неделю: 1, что соответствует школьному учебному плану.
Цели и задачи элективного курса
Цели:
1.
2.
3.
4.
5.
Создание условий для развития личности ребенка.
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях,
умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем
физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки,
знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, формировать представителей
о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, научитьрешать
задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении
экспериментальных исследований с использованием информационных технологий, подготовить к
успешной сдачи ЕГЭ по физике.
2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к
творцам науки и техники, отношения к физике как к элементуобщечеловеческой культуры.
Развивающие: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; развитие
умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений
практически применять физические знания в жизни,развитие творческих способностей,
формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры
общения и поведения.
Виды деятельности:
Решение разных типов задач
Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
Применение ИКТ
Занимательные экскурсии в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Место предмета в учебном плане
Курс рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки
школьников по освоению основных разделов физики.
Количество часов на год по программе: 35.
Количество часов в неделю: 1, что соответствует школьному учебному плану.
Содержание программы:
1.Вводное занятие1ч
2. Теоретические основы общего подхода к решению произвольной задачи по физике (1ч).
-классификация задач по физике
- умение представлять условие задачи, делать рисунки
-общие методы решения задач
-этапы решения поставленной задачи
- правильность оформления задач
- правильность оформления справочного материала.
умение представлять условие задачи, делать рисунки
-схема решения качественных задач
-простые качественные задачи
-сложные качественные задачи как совокупность или комбинация
нескольких простых задач
-решение стандартных задач
-решение комбинированных задач
-решение нестандартных задач.
- задачи на чтение графиков
-задачи на построение графика движения.
-определение физической величины по её геометрическому смыслу.
Самостоятельная работа учащихся: Составление таблицы по классификации и типам задач с
использованием задачников, оформление, решение данной задачи (каждому учащемуся дается
индивидуальное задание на карточке по выбору учителя), решение задания на выделенные виды
деятельности. Постановка качественной задачи и составление схемы ее решения. Построение
цепи умозаключений для решения сложной качественной задачи.
3. Механика (20 ч)
Кинематика. Динамика. Статика. Законы сохранения
-решение задач по теме «Относительность движения, движение по прямой, по
окружности».
- решение качественных задач.
- постановка задачи при чтении графика, составление уравнения движения.
-решение задач по «Динамике». ( Движение тела под действием нескольких сил по
вертикали, по прямой, по наклонной).
- условия равновесия тел.
- использование законов сохранения в механике.
-определение физической величины по её геометрическому смыслу.
- применение производной при расчете основных характеристик движения.
Самостоятельная работа: Решение задач по теме «Механика», составить тест.
4. Молекулярная физика. Термодинамика.(5 ч)
- решение качественных задач по теме «Основы МКТ».
-решение аналитических задач по темам «Основное уравнение МКТ. Основное уравнение
состояния идеального газа. Изопроцессы. Работа газа. Внутренняя энергия. Первое и второе
начала термодинамики. Применение первого начала
термодинамики к изопроцессам.
Адиабатный процесс. Теплоемкости. Циклы»,
-задачи на чтение графиков.
-задачи на построение графика физического процесса, изображение графика процесса в других
координатах.
-определение максимального и минимального значения функции.
-определение физической величины по её геометрическому смыслу. Самостоятельная работа:
Решение качественных задач. Применение аналитического метода при решении задач по теме
«Молекулярная физика. Термодинамика».
5. Электричество (7 ч)
- решение качественных и аналитических задач по теме «Электростатика»,
- определение поля точечного заряда, тонкой заряженной нити, заряженной плоскости.
-графическое изображение электростатических полей, расчет напряженности, потенциала,
работы электростатического поля.
-решение качественных и аналитических задач по теме «Законы постоянного тока»
-расчет электрических цепей (параллельного, последовательного соединений, использование
правил Кирхгофа), закон Джоуля - Ленца.
- качественные задачи по теме «Электрический ток в различных средах»
Самостоятельная работа: Решение качественных задач. Решение задач по теме «Электростатика.
Законы постоянного тока. Ток в различных средах». Определение общего сопротивления
электрической цепи при смешанном соединении проводников. Определение КПД бытового
электронагревательного прибора. Изготовление полупроводникового термометра.
Планируемые результаты:
•
повышение качества знаний, формирование алгоритмических и творческих умений.
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
•
понимание сути физических явлений и закономерностей и умение применять их на
практике.
•
приобретение опыта по поиску методов решения задач заданной темы, навыков
проведения опытов с использованием простых физических приборов, анализа полученных
результатов и их обработку.
•
подготовка обучающихся к сдаче вступительных экзаменов и к дальнейшему обучению
выбранной специальности.
Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования должно
обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической
науки;
ценностное отношение к достижениям российских учёных физиков.
2.Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
3.Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности.
4.Ценности научного познания:
осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы
развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
5.Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и
тепловым оборудованием в домашних условиях;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права у другого человека.
6.Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических
знаний;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
7.Экологическое воспитание:
ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
8.Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической
направленности, открытость опыту и знаниям других;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы о физических объектах и явлениях;
осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том
числе с использованием физических знаний;
оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных
последствий.
Календарно -тематическое планирование
№
п/
п
1
Количество часов
Наименование разделов и тем
программы
Все
го
Тео
рия
Пр
акт
ика
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Воспитательн
ый
компонент
содержания
рабочей
программы
Вводное занятие.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Классификация физических задач
по
требованию,
содержанию,
способу задания, способу решения.
Работа с текстовыми задачами по
теме: «Уравнение равномерного
прямолинейного движения точки.»
Работа с текстовыми задачами по
теме: «Уравнение движения тела с
постоянным ускорением»
Работа с текстовыми задачами по
теме: «Криволинейное движение.
Движение по окружности»
Графическое
решение
кинематических задач. Чтение и
построение графиков.
Построение
графиков
кинематических
величин
с
использованием
компьютерных
программ
Аналитическое решение задач по
теме «Свободное падение»
Исследование
параметров
баллистического
движения
(
дальность полета, высота подъема,
поражение цели).
Экспериментальная
проверка
параметров
баллистического
движения.
Люди науки, внесшие вклад в
становление
и
развитии
баллистики.
Создание
мултимедийных презентаций и
проектов
Решение и анализ олимпиадных
задач по физике
Решение качественных задач по
теме: «Законы Ньютона»
Решение расчетных задач по теме:
«Законы Ньютона»
Аналитическое решение задач по
теме:
«Применение
законов
Ньютона»
1
http://experiment.edu.
ru
1, 4, 6, 7,8
4,6,7,8
1
1
http://schoolcollection.edu.ru
1
1
http://experiment.edu.
ru
1
1
1
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
4,6,8
http://www.fizika.ru
1,5,6,8
http://college.ru/fizika
/
http://fiz.1september.r
u
6,8
http://www.school.mi
pt.ru
1, 4, 6, 7,8
http://kvant.mccme.ru
/
4,6,7,8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4,6,8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://www.escience.ru/physics
http://nanoedu.ulsu.ru
http://metodist.lbz.ru/
4,6,8
http://elkin52.narod.ru 1,5,6,8
/
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
-движение в поле тяготения;
-движение под действием силы
упругости;
-движение с учетом силы трения;
-движение связанных тел;
-движение
по
наклонной
плоскости.
Экспериментальные задачи по
теме:
«Применение
законов
Ньютона»
Круглый стол по теме: «Законы
Ньютона». Подведение итогов и
рассмотрение
результатов
практической деятельности по
данной теме.
Работа с текстовыми задачами по
теме: «Равновесие тел»
Практикум по расчету технических
характеристик с использованием
условий равновесия тел.
Расчетные задачи по теме: «Законы
сохранения»
-работа и мощность;
-закон сохранения импульса;
-закон сохранения энергии.
Решение экспериментальных задач
на законы сохранения.
Семинар по теме: «Практическое
применение законов сохранения»
Работа с текстовыми задачами по
теме: «Молекулярная физика и
термодинамика»
-решение качественных задач;
-решение расчетных задач;
-графическое решение задач.
Решение
задач
по
теме:
«Молекулярная
физика
и
термодинамика» с использование
компьютерных программ»
Решение
задач
на
расчёт
количества теплоты
Решение задач на уравнение
теплового баланса
Беседы о физиках. Нобелевские
лауреаты по физике. Создание
мультимедийных презентаций.
Экскурсии по теме: «Интересные
явления в природе». Использование
местного материала для создания
задач с физическим материалом.»
Решение качественных задач по
теме «Электростатика»
1
1
1
http://experiment.edu.
ru
6,8
http://schoolcollection.edu.ru
4,6,8
http://fcior.edu.ru
1, 4, 6, 7,8
http://www.fizika.ru
4,6,7,8
1
1
1
1
1
1
http://college.ru/fizika
/
1
1
1
1
1
1
http://fiz.1september.r
u
http://www.school.mi
pt.ru
http://kvant.mccme.ru
/
4,6,8
1,5,6,8
1
1
6,8
1
http://www.escience.ru/physics
4,6,8
1
http://nanoedu.ulsu.ru
http://metodist.lbz.ru/
1, 4, 6, 7,8
1
1
1
1
http://elkin52.narod.ru 4,6,7,8
/
1
1
1
http://experiment.edu.
ru
29
30
31
32
33
34
35
Решение
задач
по
теме
«электростатика»
Принцип
суперпозиции полей
Практическое занятие по сборке
батареи конденсаторов
Решение
задач
по
теме
«Постоянный электрический ток»
Решение
задач
на
расчет
электрических цепей
Решение задач по правилам
Кирхгофа
Лабораторная работа (цифровая)
Сборка
электрической
цепи.
Определение
сопротивления
проводника
Подведение итогов за год. Выпуск
стенгазеты о работе кружка за год.
Создание
мультимедийных
презентаций.
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
4,6,8
http://www.fizika.ru
1,5,6,8
http://college.ru/fizika
/
http://fiz.1september.r
u
http://www.school.mi
pt.ru
6,8
1
4,6,8
4,6,8
1,5,6,8
1
35
11
24
Материально-техническое обеспечение
Технические средства: интерактивная доска, цифровая лаборатория «Научные развлечения»,
оборудование для выполнения лабораторных работ по физике.
Литература:
1. «Физика 10»,Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Сотский Н.Н.М.: Просвещение, 2020.
2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2021.
3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа,
2019.
4. Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 2021г.
5. О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 2019
6. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 2019