Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
(МОУ ЦО «Открытие»)
Принята на заседании
Педагогического совета
от «___»_______20___г.
Протокол №_________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ЦО «Открытие»
______________ Л.Н. Саулова
Приказ №_____ от ___________
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Пеший туризм»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Категория и возраст обучающихся:12-15 лет
Срок освоения программы: 2023-2024г.
Объем часов: 72 часа.
Фамилия И.О., должность разработчика (ов) программы:
Вильский Р.С., педагог дополнительного образования
г. Комсомольск-на-Амуре, 2023 год.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
дополнительной
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
(статья 5.п.5.1) в целях реализации права каждого человека на образование в РФ, создаются
необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и
социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов
общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию
этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования для лиц с
ограниченными возможностями.
Направленность и актуальность программы: программа направленна на
формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и
элементами спортивного ориентирования на местности. создание условий для
самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого
развития и профессионального самоопределения личности. Актуальность данной
адаптированной дополнительной образовательной программы заключается в том, что
занятия в туристско-краеведческом кружке способствует формированию у детей
представлений о взаимодействии общества и окружающей среды, навыков здорового
образа жизни, любви к родному краю, росту уровня физической подготовленности ребят.
Программа «Пеший туризм» разработана в соответствии с нормативно - правовыми
документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепция
развития
дополнительного образования
детей
(Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы, образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Стандарт услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
(дополнительным
общеразвивающим)
программам детям в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на
территории Хабаровского края приказ министерства образования и науки Хабаровского
края от 30.01.2019 № 2;
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в
Хабаровском крае (Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края № 383П
от 26.09.2019 г.);
Письмом Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий
доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»;
Уставом МОУ ЦО «Открытие».
Педагогическая целесообразность: туризм обладает огромным воспитательным
потенциалом, он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные
трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к
родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени,
сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию
самостоятельности учащихся.
Пройдя обучение по программе, обучающиеся смогут свободно ориентироваться в
дикой природе, стойко переносить тяготы бытовой неустроенности, приобретут навыки
поведения в экстремальных ситуациях, научатся оказывать первую доврачебную помощь
Новизна программы состоит в широком сочетании туристической, спортивной и
краеведческой подготовки учащихся.
Адресат программы: программа «Пеший туризм» предназначена для проведения кружка
в общеобразовательной школе, рассчитана на учащихся 12-15лет.
Объем и сроки усвоения программы, режим занятий:
Программа базового уровня рассчитана на один год обучения.
Объем программы и режим работы:
Период
Продолжительность
занятия
Кол-во
занятий в
неделю
Кол-во
часов в
неделю
Кол-во
недель
Кол-во часов в
год
1 год
45минут
1
2
36
72
Формы организации занятий: групповая и индивидуальная, практическое занятие,
туристические походы. Занятия проводятся на базе МОУ ЦО «Открытие», понедельник:
15.00-16.30.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у учащихся компетенций в области организации и
проведения туристических походов, воспитание бережного отношения к природе,
создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного
творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи кружка.
1. Способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям туризмом.
2. Расширить спектр специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования,
доврачебной медицинской помощи;
3. Сформировать умения в области проведения туристических походов;
4. Развивать коммуникативные умения.
1.3
Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Название раздела
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1
Введение
1
1
1
2
11
7
4
2
4
7
14
8
1
1
3
3
3
1
3
4
5
5
Индивидуальный зачет
Индивидуальный зачет
Командное соревнование
Конкурс
8
Организация и подготовка
похода.
Туристское снаряжение.
Гигиена туриста.
Туристический бивак.
План и карта.
Определение расстояний
простейшими способами.
Краеведение.
8
3
5
9
Физическая подготовка
13
-
11
Презентации о крае, районе,
поселке.
Индивидуальные
соревнования.
3
4
5
6
7
Оформление
дидактического стенда.
Конкурс соревнование.
Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю).
Содержание программы.
1. Вводное занятие. 1 ч.
Теория. Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного
ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.
Практика. Оформление информационного стенда.
2. Организация и подготовка похода. 11 ч
Теория. Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в
походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по
построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при
движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые,
пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и
приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки.
Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации
питания туристов в сложном спортивном походе. Весовые и калорийные нормы дневного рациона.
Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность,
стоимость, вес. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода
продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы,
различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных
блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и
гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.
Практика. Проведение туристических походов и отработка полученных знаний на местности.
Проведение конкурса туристического мастерства. Викторина «Съедобные растения нашего края»,
Индивидуальные зачеты по основным теоритическим моментам раздела.
3. Туристское снаряжение. 2 ч.
Теория. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам
снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных
предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету.
Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование
рюкзака. Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы,
рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для
похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели
(спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального
мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования.
Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной
местности. Типы палаток, как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки,
амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка
и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование
для дежурных по кухне (хознабор) Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и
переноска посуды. Топоры, пилы.
Практика. Отработка полученных навыков в выходах на местности. Командный конкурс на самый
уютный бивуак. Индивидуальные соревнования по установке палатки, укладки рюкзака, ремонту
различного туристического оборудования и снаряжения.
4. Гигиена туриста. 4 ч.
Теория. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода.
Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение
охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах.
Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в
путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний
и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения
на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии
лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание
и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи,
растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание. Первая помощь при термических и
солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях,
желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу.
Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы
обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.
Практика, Отработка приобретенных навыков в туристическом походе. Викторина «Ядовитые
растения Хабаровского края. Викторина «Лекарственные растения Хабаровского края».
Презентации на тему «Оказание первой медицинской помощи в походе», конкурс знатоков
походной аптечки.
5. Туристский бивак. 7 ч.
Теория. Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и
бивака. Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в
холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация
бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке.
Место для установки палаток. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. место для
разделки дров. Поведение туристов у костра, сушка где запрещается разводить костер. Типы
костров и их назначение. Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора,
гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах.
Практика. Отработка полученных навыков в выходах на местности. Командный конкурс на самый
уютный бивуак. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра,
способы регулирования пламени костра. Отработка приемов установки палатки в различных
условиях. Конкурс на звание лучшего кострового.
6. План и карта. 14 ч.
Теория. Виды и свойства карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение
определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать
карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и
топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и
географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр.
Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных
расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Виды
ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и
азимутальный маршруты, ориентирование по легенде.
Практика. Ориентирование с помощью карты и компаса на местности. Самостоятельное
изготовление простейших планов местности и карт. Конкурс знатоков условных знаков
топографической карты. Составление памяток по работе с картой.
7. Определение расстояний простейшими способами. 8 ч.
Теория. Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры
подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер.
Видимый горизонт. Походные дальномеры. Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон
горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды.
Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование без компаса и
карты. Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой.
Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных
космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование.
Практика. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным
признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на
заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по
заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.
8. Краеведение. 8 ч.
Теория. История Хабаровского края. г. Комсомольск-на-Амуре и его окрестности. Наиболее
интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности п. Хор и его
окрестностей. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения,
используя данные современных космических технологий, сбор и оформление краеведческого
материала. Ведение полевого дневника. Географическое положение, рельеф и климат. История
заселения и освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и
зодчества.
Практика. Практические работы с картами атласа Хабаровского края. Составление маршрутов
путешествий по Хабаровскому краю. Викторина «Люби и знай свой край». Оформление полевого
дневника. Презентации по истории нашего поселка.
9. Физическая подготовка. 13 ч.
Теория. Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских
соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований.
Контрольно-туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение.
Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём
и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка
и самостраховка.
Практика. Игры на местности. Индивидуальный и командный зачет. Спортивные эстафеты.
Соревнования.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы
Условия реализации программы
Формы
аттестации
1.
Материально-техническое
обеспечение
Личное
туристическое
снаряжение
ребят.
Спортивный зал
школы.
Спортивный
школьный
инвентарь.
По отдельным
разделам
программы
2.
Информационное
обеспечение
По итогам года
3.
Кадровое обеспечение
2 фотоаппарата, 1
видеокамера,
принтер, сканер
1 педагог
Формы
предоставления
результатов
1.Участие в
школьном
туристическом слете
2. Организация и
участие в школьных
конкурсах «Шаги к
профессии», «Шаги
к профессии – мы
вместе!» (для детей с
ОВЗ).
3 Участие в
городском
туристическом
слете.
5. Участие в
школьной НПК
«Шаги в науку».
Оценочные
материалы
Спортивные и
туристические
нормативы.
2.2. Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение программы
Раздел
программы
Темы программы
Форма
занятий.
Вводное
занятие
Организация и
комплектование группы.
Введение в
образовательную
программу История
туризма и спортивного
ориентирования как вида
спорта.
Организация похода.
Питание в походе.
Составление рациона.
Упаковка и хранение
продуктов.
Приготовление пищи.
Вязание узлов. Укладка
рюкзака.
Снаряжение. Личное
снаряжение Групповое
снаряжение.
Вводная
лекция
Организация
и подготовка
похода
Туристское
снаряжение
Гигиена
туриста
Первая медицинская
помощь. Ожоги и
обморожения. Помощь
Лекция.
Беседа.
Практическое
занятие.
Лекция,
беседа,
практическое
занятие.
Лекция.
Беседа.
Практическое
Методы и
приемы
обучения
Работа с
новыми
понятиями.
Образовате
льные
технологии
Дидактич
еский
материал
Виды
туризма
Формы
подведения
итогов
Оформлени
е
дидактическ
ого стенда
Работа с
литературо
й,
видеоматер
иалами.
Интернет
источника
ми.
Работа с
литературо
й,
видеоматер
иалами.
Интернет
источника
ми
Практичес
кие
занятия по
отработке
навыков.
Работа с
литературо
й,
Групповая
работа.
Работа с
консультант
ами.
Туристиче
ское
снаряжени
е,
продукты
питания.
Конкурссоревновани
е.
Групповая
работа.
Работа с
консультант
ами
Туристиче
ское
снаряжени
е.
Видеомат
ериалы.
Презентац
ии.
Индивидуал
ьный зачет.
Групповая
работа.
Работа с
Видеомат
ериалы.
Презентац
Индивидуал
ьный зачет.
Групповая
работа.
7
утопающему
Заболевания.
занятие.
видеоматер
иалами.
Интернет
источника
ми
Туристский
бивак
Устройство бивака.
Работа с палаткой
Свёртывание лагеря.
Костёр, его виды.
Разведение и
поддержание костра.
Костровое хозяйство.
Меры предосторожности
Практическое
занятие.
Отработка
навыков
работы по
обустройст
ву бивака.
План и карта
Условные знаки.
Условные знаки
спортивных карт
Изготовление условных
знаков. Сигналы
бедствия. Закрепление
навыка чтения условных
знаков.
Определение расстояний
и работа с компасом.
Определение расстояний
и работа с компасом
Ориентирование. Второй
способ ориентирования
Сопоставление двух
способов ориентирования
Краеведение. История
района имени Лазо, его
культурное наследие.
Выполнение
краеведческих заданий
Лекции.
Практические
занятия.
Беседы.
Работа с
топографи
ческой
картой и
планом
местности.
Лекции.
Практические
занятия.
Беседы
Работа с
компасом и
картой.
Групповая
работа.
Работа с
консультант
ами
Лекции.
Виртуальные
экскурсии
Беседы.
Поездка в
краеведчески
й музей.
Спортивные
тренировки
Сбор
информаци
и из
литературн
ых
источников
.
Спортивны
е игры.
Групповая
работа.
Индивидуал
ьные
задания.
Определение
расстояний
простейшим
и способами
Краеведение
Физическая
подготовка
Физическая подготовка
(техника бега
ориентировщика).
консультант
ами.
Индивидуал
ьные
задания по
сбору
информаци
и.
Групповая
работа.
Работа с
консультант
ами.
Индивидуал
ьные
задания по
сбору
информаци
и
Групповая
работа.
Индивидуал
ьные
задания по
работе с
картой.
Командные
занятия.
ии.
Туристиче
ское
снаряжени
е.
Командное
соревновани
е.
Топограф
ические
карты.
Карточки
сигналов
бедствия.
Компас.
Топограф
ические
карты.
Индивидуал
ьные
соревновани
я.
Презентаци
и о крае.
Спортивн
ый
инвентарь
.
Спортивные
соревновани
я.
2.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
месяц
план
сентябрь
04.09.
факт
Тема занятия
Организация и
комплектование
группы.
04.09.
Введение в
образовательную
программу.
11.09.
История туризма и
спортивного
ориентирования как
Форма
проведения
Кол-во
часов
Форма контроля
Теоритичес
кое занятие
1
Индивидуальный
зачет
Беседа
1
Индивидуальный
зачет
Теоритичес
кое занятие
1
Индивидуальный
зачет
Примечание
8
ноябрь
октябрь
вида спорта.
11.09.
Организация похода.
Беседа
1
Командные
соревнования
18.09.
Питание в походе.
Составление рациона.
Практическ
ое занятие
1
Викторина
18.09.
Упаковка и хранение
продуктов.
Приготовление пищи
Практическ
ое занятие
1
Индивидуальный
зачет
25.09.
Снаряжение. Личное
снаряжение
Практическ
ое занятие
1
Командные
соревнования
25.09.
Групповое
снаряжение.
Теоретичес
кое занятие
1
Индивидуальный
зачет
02.10.
Первая медицинская
помощь.
Работа в
парах
1
Командные
соревнования
02.10.
Заболевания.
Теоретичес
кое занятие
1
Индивидуальный
зачет
09.10.
Ожоги и
обморожения.
Помощь
утопающему.
Практическ
ое занятие
1
Командные
соревнования
09.10.
Устройство бивака.
Практическ
ое занятие
1
Викторина
16.10.
Работа с палаткой.
Практическ
ое занятие
1
Командные
соревнования
16.10
Работа с палаткой.
Практическ
ое занятие
1
23.10.
Свёртывание лагеря.
Практическ
ое занятие
1
Индивидуальный
зачет
23.10.
Костёр, его виды
Практическ
ое занятие
1
Викторина
Практическо
е занятие
1
Командные
соревнования
Беседа
1
Викторина
30.10.
Разведение и
поддержание костра.
30.10.
Костровое хозяйство.
Меры
предосторожности.
06.11.
Топографические
карты.
Работа в
группах
1
Викторина
06.11
Спортивные карты.
Работа в
группах
1
Индивидуальный
зачет
13.11.
Компас. Строение и
работа с ним.
Практическо
е занятие
1
Викторина
13.11.
Приёмы
ориентирования карты
по компасу.
Практическо
е занятие
1
Командные
соревнования
9
декабрь
янва
рь
20.11.
Определение
расстояний и работа с
компасом.
20.11.
Беседа
1
Индивидуальный
зачет
Определение
Практическо
расстояний и работа с
е занятие
компасом.
1
Викторина
27.11.
Ориентирование.
Первый способ
ориентирования.
Практическо
е занятие
1
Командные
соревнования
27.11.
Ориентирование.
Второй
способ
ориентирования
Беседа
1
Индивидуальный
зачет
04.12.
Сопоставление двух
способов
ориентирования.
Практическо
е занятие
1
Викторина
04.12.
Азимут истинный и
азимут магнитный.
Теоретическ
ое занятие.
1
Командные
соревнования
11.12.
Краеведение. История
района имени Лазо,
его культурное
наследие.
Беседа.
Подготовка
презентаций.
1
Индивидуальный
зачет
11.12.
Поселок Хор и его
окрестности.
Беседа.
Подготовка
презентаций
1
Викторина
18.12.
Выполнение
краеведческих
заданий.
Составление
маршрутов
путешестви.
1
Индивидуальный
зачет
18.12.
Условные знаки.
Теоретическ
ое занятие
1
Командные
соревнования
25.12.
Условные
знаки Практическо
спортивных карт.
е занятие
1
25.12.
Изготовление
условных знаков.
Практическо
е занятие
1
Индивидуальный
зачет
15.01
Сигналы бедствия.
Теоретическ
ое занятие
1
Викторина
15.01.
Закрепление навыка
чтения условных
знаков.
Практическо
е занятие
1
Зачет по карте
22.01.
Закрепление навыка
чтения условных
знаков.
Практическо
е занятие
1
Индивидуальный
зачет
22.01.
Рельеф местности.
Чтение карт
1
Викторина
29.01.
Географические
особенности
Хабаровского края
Подготовка
презентаций.
1
Индивидуальный
зачет
29.01.
Географические
особенности района
имени Лазо.
Составление
туристическ
ого буклета
1
Викторина
10
февраль
мар
т
ап
ре
ль
05.02.
Изображение рельефа
местности на
спортивных картах
Чтение карт
1
Командные
соревнования
05.02.
Закрепление практических
Чтение
навыков
карт
1
12.02.
Чтение карты.
Чтение карт
1
Индивидуальный
зачет
12.02.
Выработка навыка
беглого чтения карты.
Комплексное чтение
карты.
Теоретическ
ое занятие
1
Викторина
19.02.
Перенос КП.
Теоретическ
ое занятие
1
Командные
соревнования
19.02.
Учебные
соревнования.
Командные
соревновани
и
1
26.02.
Учебные
соревнования.
Командные
соревновани
и
1
Индивидуальный
зачет
26.02.
Приёмы
ориентирования карты.
Парная
работа
1
Викторина
05.03.
Приёмы
ориентирования карты.
Парная
работа
1
Индивидуальный
зачет
05.03.
Способы определения
точки стояния.
Парная
работа
1
Викторина
12.03
Способы определения
расстояний на
местности.
Практическо
е занятие.
1
Индивидуальный
зачет
12.03.
Движение по азимуту.
Практика
1
Викторина
19.03.
Движение по азимуту.
Практика
1
Викторина
19.03
Отклонение при
движении по азимуту.
Выход по азимуту на
КП.
Практика
1
Индивидуальный
зачет
26.03
Учебные
соревнования.
Инд зачет
1
Викторина
26.03
Тактико-технические
приёмы выбора пути
движения
Инд зачет
1
Индивидуальный
зачет
02.04.
Тактико-технические
приёмы выбора пути
движения
Теория
1
Индивидуальный
зачет
02.04.
Узлы.
Теория
1
Викторина
09.04.
Узлы.
Практика
1
Командные
соревнования
09.04.
Туристская песня.
Выбор песен
1
Конкурс
11
для конкурса
Физическая
подготовка (техника
бега ориентировщика).
Поселковый парк.
Практика
1
Индивидуальный
зачет
16.04.
Развитие
выносливости.
Школьный стадион
Практика
1
Викторина
23.04.
Игры на местности.
Школьный стадион.
Практика
1
Командные
соревнования
23.04.
Техника и практика
движения в сложном
пешеходном
путешествии по
окрестностям
Теория
1
Викторина
30.04.
Техника и практика
движения в сложном
пешеходном
путешествии
Практика
1
Командные
соревнования
30.04.
Игры на местности.
Школьный стадион.
Соревновани
я
1
Командные
соревнования
07.05
Игры на местности.
Школьный стадион.
Соревновани
я
1
Командные
соревнования
07.05
Физическая
подготовка (техника
бега ориентировщика).
Поселковый парк.
1
Игры на местности.
Школьный стадион.
14. 05
Физическая
подготовка (техника
бега ориентировщика).
Поселковый парк.
1
Игры на местности.
Школьный стадион.
14.05
Физическая
подготовка (техника
бега ориентировщика).
Поселковый парк.
1
Игры на местности.
Школьный стадион.
21.05
Игры на местности.
Школьный стадион.
1
Игры на местности.
Школьный стадион.
21.05
Учебные
соревнования.
1
Игры на местности.
Школьный стадион.
май
16.04.
2.4. Планируемые результаты
Личностные:
развитие познавательных интересов и активности при изучении курса «Юный турист» готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к
обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок:
формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению и мировоззрению;
12
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности,
готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Понимать цель выполняемых действий.
Проговаривать и осуществлять последовательность действий.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
учебные пособия, интернет-ресурсы.
Умения самостоятельно определять цели своего обучения.
ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Анализировать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов.
Умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Выработка умений и навыков коммуникативной культуры в процессе занятий физической
культурой.
Предметные:
- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной
медицинской помощи;
- основные разделы пройденной программы;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
2.5 Список литературы
1. Нормативная:
1.1. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО
РФ, 2013г.
1.2. В.И. Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и
внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 2014г.
1.3. К.В. Бардин «Азбука туризма». М., Просвещение, 2013.
2. Туризм:
2.1. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 2013г.
2.2. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». – М.: Владос, 2014г.
3. Топография и ориентирование. Туристская техника:
3.1. Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические
рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 2015г.
3.2. А.М. Куприн «Умей ориентироваться на местности». – М.: ДОСААФ, 2014г.
13
4. Подготовка и проведение похода:
4.1. Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 2013г.
4.2. А.Ю. Остапец «На маршруте туристы- следопыты». – М.: «Просвещение», 2014г.
5. Краеведение.
5.1. И.А. Юньев «Краеведение и туризм». – М.: Знание, 2013г.
14