Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
(МОУ ЦО «Открытие»)
Принята на заседании
Педагогического совета
от «___»_______20___г.
Протокол №_________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ЦО «Открытие»
______________
Л.Н. Саулова
Приказ №_____ от ____________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Кройка и шитье»
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кравченко А.Г. ,
учитель технологии.
г. Комсомольск-на-Амуре, 2022 г.
1
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Кройка и шитье» разработана на основании:
- Конституции Российской Федерации,
- Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации
Объединённых Наций 20 ноября 1989г.,
-Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 №223-ФЗ,
-Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ,
-Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
- государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017г. №1642,
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»,
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Программа «Кройка и шитье» имеет художественную направленность, является
модифицированной и составлена на основе программы Хороброва Е.И. «Кройка и
шитье» МОБУДОД «ДДЮТ» Волховского района,2014г.
Программа направлена на формирование у обучающихся практических трудовых
навыков, эстетического воспитания обучающихся, расширение их кругозора.
Обучающимся предоставляется возможность для освоения навыков ручного и
машинного шитья, конструирования, приобретения навыков работы с необходимыми
инструментами.
Рукоделие благотворно влияет на развитие ребенка, способствуют развитию мелкой
пальцевой моторики, координации движений рук и глаз.
Программа «Кройка и шитье» формирует начальный опыт обучения основам
конструирования и моделирования одежды, способствовать созданию условий для
формирования творческой личности, развития наглядно-образного мышления. Оно
может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого человека – рабочего,
ученого, инженера, художника, представителя творческой профессии.
Создание одежды — это занятие, способное воспитать эстетические чувства,
подготовить обучающихся к будущей семейной жизни, это мастерство, не знающее
границ в творчестве.
1.2. Цель и задачи программы
Данная программа «Кройка и шитье» направлена на формирование творческой
личности в процессе обучения основам конструирования и моделирования одежды.
Цель курса:
Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение
модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии
изготовления одежды.
2
Задачи программы:
Обучающие:
✓ обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;
✓ обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий;
✓ обучить качественно, выполнять работу, рационально используя материал и
✓ время;
✓ научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;
✓ научить читать чертежи;
✓ научить определять название и форму деталей кроя;
✓ научить выполнять разнообразные виды ручных швов;
✓ научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;
✓ научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;
✓ научить выбирать последовательность операций по изготовлению.
Воспитательные:
✓ воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
✓ воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных
✓ задач;
✓ воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;
✓ воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.
Развивающие:
✓ развивать моторику рук;
✓ развивать идейно-художественное мышление;
✓ развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
Главный принцип программы: идти от возможностей и способностей ребенка,
совершенствуя их; не от содержания предмета к ребенку, а с ребенком к вершинам
мастерства, вершинам творчество.
Новизна программы
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что она
предоставляет возможность обучающимся не только изучить технику конструирования
и моделирования одежды, но и применить их, используя комплексно, при
проектировании предметов одежды, интерьера, и всего того, что окружает нашу жизнь.
Направленность программы
Данная программа художественной направленности, включающая: освоение
навыков ручного и машинного шитья, работу с тканью, обучение конструированию и
моделированию одежды, овладение простейшими умениями и навыками на занятиях по
«Конструированию и моделированию одежды». На занятиях обучающиеся получают
основные знания, которые способствуют расширению их кругозора.
Концептуальная идея программы:
Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно - прикладного
творчества, более всех других видов искусств связано с человеческой жизнью.
Актуальность программы:
Актуальность программы «Юные дизайнеры» в том, что ее освоение дает
обучающимся возможность идти в ногу с быстроменяющейся модой и выглядеть
стильно, а также нацеливает на освоение в будущем любой из профессий швейной
3
отрасли. Реализация программы способствует успешной социализации ребенка, является
положительным фактором, влияющим на развитие художественного вкуса.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей
навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в
журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и
чертежи выкроек изделия с учетом особенности своей фигуры.
Программа предполагает решение обучающих, воспитательных и развивающих
задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Отличительной особенностью программы «Кройка и шитье» является то, что у
обучающихся в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки,
творческая активность, развивается художественный вкус. Занятия не только сочетают
различные виды практической деятельности, но способствуют и приобщению
обучающихся к прекрасному, к миру гармонии и красоты.
Во время обучения дети знакомятся с ручной швейной работой и машинной,
историей возникновения одежды, моды, с понятием интерьера, занимаются
моделированием, пошивом одежды.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей с 14 лет. Занятия проходят 1
раза в неделю по 1 часу (36 часов в год).
В проведении занятий используются формы коллективно - группового творчества
и индивидуальной работы. Основной формой работы являются комбинированные
занятия.
Теоретическая часть даётся в форме лекций, бесед с просмотром иллюстративного
материала, мультимедиа презентаций и подкрепляется практическим освоением темы.
1.3.
Содержание программы
Учебный план программы «Кройка и шитье»
1 год обучения
№ Темы. Разделы.
1.
2.
4.
5.
6.
7.
Вводное занятие
Техника безопасности
Работа с фурнитурой
Работа с выкройкой
Машинные швы и строчки
Вещи для дома
Всего:
1 год
1
1
2
3
5
24
36
Цель первого года обучения:
• Развитие интереса к шитью.
Задачи:
• Знакомство с историей швейного ремесла
• Обучение детей технике выполнения ручных швов и стежков
• Знакомство с основами цветоведения
• Воспитание подхода к качественному выполнению творческих работ
• Формирование умений и навыков, обучающихся в работе с тканью
4
Учебно-тематический план
(первый год обучения)
№ Темы. Разделы.
1.
2.
4.
5.
6.
7.
Вводное занятие.
• Знакомство с коллективом, обсуждение плана
работы на год. Вводный и первичный
инструктаж по ТБ.
Техника безопасности.
• Работа с инструментами. Правила поведения в
объединении.
Работа с фурнитурой.
• Знакомство с понятием «фурнитуры». Образцы
фурнитуры.
• Пришивание пуговиц.
• Пришивание бусин и бисера.
• Самостоятельная работа по пройденному
материалу.
Работа с выкройкой.
• Знакомство с понятиями – выкройка, лекало.
Копирование выкроек.
• Изготовление и хранение лекал.
• Рациональное использование материала.
• Правила раскроя ткани.
• Самостоятельная работа по пройденному
материалу.
Машинные швы и строчки
• ТБ при работе на швейной машине
• Подготовка швейной машины к работе.
• Заправка верхней и нижней нити
• Выполнение машинных швов
Вещи для дома.
• Кухонные прихватки
• Салфетки, полотенца
• Подушка – думка.
• Постельное белье
• фартуки
ИТОГО за период обучения:
Всего
часов
Теория Практика
1
1
_
1
1
_
4
1
2
0,5
2
_
1
1
1
0.5
0,5
0.5
0.5
1
0.5
6
1
2.5
0.5
3.5
0.5
1.5
1
1
1.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
2
0,5
0,5
0,5
0,5
22
4
4
4
7
3
36
0,5
0,5
1,5
7
0,5
0,5
0,5
22
4
4
4
7
3
29
Содержание программы
(1 год обучения)
1. Вводное занятие. Вводный и первичный инструктаж по Технике безопасности.
Теория: знакомство с коллективом. Беседа о целях кружка. Обсуждение плана работы на
год, наглядных пособий, литературы.
Практика: просмотр и обсуждение наглядных пособий и литературы.
2. Техника безопасности.
Теория: правила работы с колющими и режущими инструментами, порядок на рабочем
месте, правила поведения на занятиях в объединении.
Практика: игра на закрепление теоретического материала.
3. Ручные швы и стежки.
Теория: рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применения.
5
Практика: упражнения в выполнении стежков (сметочные, копировальные,
штуковочные, потайные) и швов («назад иголка», «через край», «тамбурный»).
Самостоятельная работа на закрепление знаний.
4. Работа с фурнитурой.
Теория: знакомство с понятием фурнитура. Образцы фурнитуры
( пуговицы, бусины, бисер, тесьма, атласные ленты и т. д.), назначение и применение в
декорировании изделий.
Практика: упражнения в пришивание фурнитуры, самостоятельная работа на
закрепление знаний.
5. Работа с выкройкой.
Теория: знакомство с выкройкой, лекалом. Рассказ о назначении, применении и
хранении лекал.
Практика: упражнение в снятии мерок, их запись. Копирование выкроек, изготовление
лекал, увеличение и уменьшение выкроек. Самостоятельная работа по разработке
выкроек и на закрепление знаний.
6. Машинные швы и строчки
Теория: рассказ о возникновении швейных машин.
Практика: Выполнение машинных швов.
7. Вещи для дома.
Теория: беседа о вещах, которые служат украшением интерьера дома, их декоративные и
полезные функции.
Практика: изготовление вещей для дома (салфетки, прихватки, подушки-думки,
игольницы и т. д.). Выставка изделий внутри объединения.
1.4. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты первого года обучения
Должны знать:
• Начальные сведения о видах декоративно – прикладного искусства
• Понятие «моделирование»
• Материалы и инструменты, используемые в работе
• Правила техники безопасности
• Основные виды и свойства тканей, основы цветоведения
Должны уметь:
• Выполнять ручные швы «назад иголка», «через край», «тамбурный», сметочные,
штуковочные, потайные и копировальные стежки
• Копировать выкройки, рационально использовать ткань, изготавливать лекала,
выкраивать детали изделия из ткани и других материалов
• Пришивать пуговицы, тесьму, бисер и другую фурнитуру
• Рисовать эскизы одежды, игрушек, сувениров, предметов интерьера.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
Учебный
период
Кол-во
учебных недель
Продолжительность
каникул
8 недель
Дата
начала/окончания
учебного периода
02.09.-25.10.
1
1 четверть
2
2 четверть
7 недель 4 дня
05.11.-27.12.
30.12.-12.01.
28.10.-04.11.
6
3
3 четверть
9 недель 3дня
13.01.-20.03.
23.03.-29.03.
4
4 четверть
8 недель 1 день
30.04.-29.05.
01.06.-31.08.
всего
33 недели 3 дня
2.2. Условия реализации программы
Приемы и
методы
организации
Вводное
занятие
Коллектив
ная
Беседа,
обсуждение
2.
Техника
безопасн
ости
Коллектив
ная,
игровая
инструктаж
3.
Ручные
швы
и
стежки
Объяснение,
разъяснение,
упражнение
4.
Работа с
фурнитур
ой
5.
Работа с
выкройко
й
Коллектив
ная,
индивидуа
льная
Коллектив
ная,
индивидуа
льная
Коллектив
ная,
индивидуа
льная
6.
Машинн
ые швы и
строчки
Коллектив
ная,
индивидуа
льная
7
Вещи для
дома
Коллектив
ная,
индивидуа
льная
Беседа,
объяснение,
разъяснение,
практическая
работа
Беседа,
объяснение,
разъяснение,
практическая
работа
Объяснение,
разъяснение,
упражнение
Объяснение,
разъяснение,
упражнение
Литература,
образцы швов
и
материала
Наглядные
пособия
Наглядные
пособия,
образцы швов,
литература
Образцы,
наглядные
пособия,
литература
Литература,
образцы лекал,
наглядные
пособия
Литература,
готовые
изделия
Литература,
готовые
изделия,
наглядные
пособия
Форма
подведения
итогов
Форма занятий
1.
Техническое
оснащение
занятий,
материалы,
инструменты
Темы, разделы.
№
Методический и
дидактический
материал
Материально-техническое обеспечение
(1 год обучения)
Кусочки
ткани,
иглы, ножницы и
т.д.
Беседа
Ручки, карандаши,
альбомы
для
записи
и
зарисовки.
Ткань,
иглы,
нитки, ножницы.
Беседа
Нитки,
иглы,
тесьма, пуговицы,
бисер, бусины и
т.д.
Сантиметровая
лента,
ткань,
ножницы, нитки,
мел,
карандаши,
бумага.
Ткань,
нитки,
иглы, фурнитура,
ножницы,
утюг,
мел, карандаши.
Ткань,
нитки,
иглы, фурнитура,
ножницы,
утюг,
мел,
карандаши,
бумага.
Самостоятель
ная
работа,
оформление
альбома
Самостоятель
ная работа.
Самостоятель
ная работа.
Готовые
изделия,
выставка
внутри
объединения .
Готовые
изделия,
выставка
внутри
объединения .
7
2.3. Формы аттестации
Методы диагностики, применяемые в ходе реализации программы «Юные дизайнеры»
следующие:
- педагогическое наблюдение и педагогический анализ;
- тестирование обучающихся промежуточное;
- анкетирование обучающихся;
- анкетирование родителей;
- оценочные листы в проектах;
- диагностика обученности;
- результаты участия в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и др.
Формами подведения итогов по программе являются выставки, участие в конкурсах.
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В течение всего периода обучения каждый участник кружка получает ряд знаний
и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни.
Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к
обучению учащихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков,
темперамента и особенностей характера.
Учебный процесс строится на принципах:
- доступности – от простого к сложному;
- наглядности – показ готовых изделий или иллюстраций книг и журналов;
- основывается на знаниях и умениях, полученных в более ранние сроки обучения.
Учащиеся в детском коллективе получают навыки конструирования,
моделирования и технологии изготовления швейных изделий, знакомятся с приемами
работы со швейными инструментами и материалами, получая необходимую базу для
дальнейшего обучения кройки и шитью.
Теоретический материал излагается дозировано и сразу же закрепляется
практическими занятиями.
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вольных В., Чебутина Т. Барби мода. Любимой кукле шью сама (12 моделей одежды
с выкройками): Журнал.- М., 1993.-32., ил.
2. Додж. В.//Пер. с англ. Г. И. Левитан. - Шьем одежду для кукол - Мн.: ООО
3. « Попурри», 2005.- 184 с.: ил. 16 с. цв. вкл.
4. Деон Сандрин, Блондель Анник Игрушки-помпоны своими руками/Пер. страниц.
В.А. Мукосеевой.- М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги», 2006.-64с.: ил.
5. Делаем куклы/Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006. – 128с.: ил.
6. Калинич М., Павловская Л., Савиных В. - Рукоделие для детей / - Мн.: Полымя,
1997.- 201с.: ил.
7. Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для
руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений. -2-е изд., дораб.М.: Просвещение, 1990.-176с.: ил.
8. Преображенская В.Н. . - Поделки из ниток, пуговиц, бусин /– М.:РИПОЛ классик,
2012. – 256 с.: ил. – (Поделки самоделки).
9. Брун В., М. Тильке «История костюма» М., Эксмо, 1995г.
10. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» Ярославль «Академия развития»,
1997г.
11. Орлова Л.«Азбука моды» Просвещение, 1998г.
12. Супрун А «Почему мы так одеты» М., Молодая гвардия, 1990г.
13. Чернякова В.Н. С-Петербург, 1997г. «Технология обработки ткани»
14. Юдина Е.Ю., «Для тех, кто шьет» Лениздат, 1985г.
15. Подборка журналов «Бурда» 2010-2019г.
8