Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Готовимся к сдаче норм ГТО

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
(МОУ ЦО «Открытие»)
Принята на заседании
Педагогического совета
от «___»_______20___г.
Протокол №_________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ЦО «Открытие»
______________ Л.Н. Саулова
Приказ №_____ от ___________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
« Готовимся к сдаче норм ГТО».
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кротова Ольга Валентиновна,
учитель физической культуры

г. Комсомольск-на-Амуре, 2022г.
1

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как
формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве
общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в
Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели с учетом специфики
предмета.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3
отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных
учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в
пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными
образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий
физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных
программ. 24 марта 2014 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ
«О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Актуальность данной программы определяется необходимостью достижения
образовательных результатов в соответствии с требованиями современных нормативных
документов, определяющих деятельность педагога в рамках предмета «Физическая культура».
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения целью физического воспитания
учащихся общеобразовательных школ является содействие всестороннему физическому
развитию личности ребенка посредством обеспечения его необходимым уровнем общего
физического образования и общей физической подготовленности. В основе физического
воспитания школьников лежит формирование физической культуры личности, которая
достигается сочетанием следующих форм обучения – урок физической культуры и
внеурочные занятия для учащихся. Физическое воспитание направлено на формирование
мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в
овладении основными видами физкультурно-спортивной деятельности, в разносторонней
физической подготовленности занимающихся.
Данная программа создана на основе положения «О всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Цель комплекса ГТО:
Целью внедрения комплекса ГТО является повышение эффективности использования
возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, всестороннем развитии
личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении
физического воспитания населения.
Основные задачи комплекса ГТО:
1.
Увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой
и спортом;
2.
Повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни
граждан;
3.
Формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях
физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни;
4.
Повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах
организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
2

5.
Модернизация системы физического воспитания и системы развития массового,
детско-юношеского, школьного и студенческого спорта.
Принципы комплекса ГТО:
1.
Государственный характер и оздоровительная направленность;
2.
Личностно-ориентированная направленность;
3.
Добровольность и доступность;
4.
Принцип комплексности оценок, научная доказательность;
5.
Обязательность медицинского контроля;
6.
Непрерывность и преемственность;
7.
Вариативность и адаптация;
8.

Учет региональных и национальных особенностей.

Характеристика программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - «Готовимся к
сдаче норм ГТО»
Направленность программы – физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся – 10-14 лет
Срок обучения – 1 года
Особенности состава обучающихся - неоднородный (смешанный), переменный
Форма обучения - очная
Особенности организации образовательного процесса - традиционная
По уровню усвоения - общекультурный (базовый)
Форма организации детского образовательного объединения – 15 человек
Режим занятий: 1 час в неделю
Объем программы: 36 часов.
Нормативная база.
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании детей»
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.№ 1008 г. Москва
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
5.Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки
России, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт
развития образования», 2015 год (проект)
6. Письмо МОиН РФ от 18.11.15 года № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для физического развития учащихся, укрепления
их здоровья и подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
3

Задачи программы:
- оздоровительная работа с детьми, проявляющими интерес к физической культуре
и спорту;
- укрепление здоровья;
- повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- здоровьесбережение;
- снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.

1.3.

Содержание программы
Учебно-тематический план
«Готовимся к сдаче нормативов ГТО»

№ п/п
1.
2.
3.

4.

Наименование
Всего часов
разделов программы
Физические качества, техника
2
безопасности на занятиях.
Развитие быстроты. Техника
12
безопасности на занятиях.
Развитие силовых и скоростносиловых
способностей.
11
Техника
безопасности
на
занятиях.
Развитие гибкости. Техника
11
безопасности на занятиях.
ИТОГО:
36

Лекции

Практические
занятия

1

1

2

10

2

9

2

9

7

29

1.
Физические качества, техника безопасности на занятиях
Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности
человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные
действия.
Использование физических упражнений в процессе физического воспитания направлено,
прежде всего, на решение задач двух видов:
- освоение двигательных действий
- содействие развитию физических качеств.
Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость -пять видов физических качеств.
Все эти качества отражают различные стороны двигательной функции и поэтому весьма
неоднородны по психофизиологическим механизмам проявления, а также по особенностям
состава тех двигательных действий, для которых они имеют ведущее значение. Поэтому и
подходы к целенаправленному их развитию существенно отличаются.Правила техники
безопасности на занятиях.
Личностные результаты
- сформироватьпонимание о двигательных качествах и их значимости для
самосовершенствования;
- сформировать мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры;
4

- умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в
физическом совершенстве;
- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма;
- овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
- сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, показателями развития основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости).
2. Развитие быстроты. Техника безопасности на занятиях
Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное
действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и
импульсивностью. Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая
большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег. Для совершенствования
этого физического качества необходимо подбирать упражнения:
- развивающие быстроту ответной реакции;
- способствующие возможно более быстрому выполнению движений;
- облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения. Выполняют их в
максимально быстром темпе. Для этого используютсяповторные ускорения с постепенным
наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень
полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.
Упражнений для развития быстроты:
- Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и
т.д.) по зрительному сигналу.
- Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).
- Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления движения и резкими
остановками способствуют развитию быстроты перемещения.
- Имитационные упражнения с акцентированно-быстрым выполнением какого-то
отдельного движения.
Личностные результаты
- сформировать понимание о двигательном качестве - быстрота и ее значимости для
самосовершенствования;
- сформировать мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры;
5

- умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в
физическом совершенстве;
- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма;
- овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
- сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, показателями развития физического качества - быстрота.
3.Развитие силовых и скоростно-силовых способностей. Техника безопасности на
занятиях
Средствами развития силовых способностей в целом являются различные несложные по
структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три
основных вида:
- упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах,
упражнения с сопротивлением партнера, упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в
гору, по песку, в воде и т.д.)
- упражнения с преодолением собственного тела (гимнастические силовые упражнения:
сгибание - разгибание рук в упоре лежа, на брусьях, в висе; легкоатлетические прыжковые
упражнения и т.д.)
- изометрические упражнения (упражнения статического характера).
В качестве основных средств развития скоростно-силовых способностей применяют
упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений, для них
типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором
значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято
называть скоростно-силовыми. Эти упражнения отличаются от силовых повышенной
скоростью и, следовательно, использованием менее значительных отягощений. В числе их
есть немало упражнений, выполняемых и без отягощений.
Методы развития скоростно-силовых способностей:
- игровой метод предусматривает воспитание скоростно-силовых способностей в игровой
деятельности, где игровые ситуации вынуждают проявлять большую силу в минимально
короткие промежутки времени.
- соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний.
Эффективность данного метода очень высокая, поскольку соревнующимся приставляется
6

возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом,
проявляя максимально волевые усилия.
- методы строго регламентированного упражнения включают в себя: методы повторного
выполнения упражнения и методы вариативного (переменного) выполнения упражнения с
варьированием скорости и веса отягощения по заданной программе в специально созданных
условиях.
Личностные результаты
- сформировать понимание о двигательном качестве - сила и скоростно-силовые
способности и их значимость для самосовершенствования;
- сформировать мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры;
- умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в
физическом совершенстве;
- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма;
- овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
- сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, показателями развития силы и скоростно-силовых
физических качеств.
4. Развитие гибкости. Техника безопасности на занятиях
Гибкость - характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного
аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Упражнения,
направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений:
сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Упражнения могут
выполняться самостоятельно или с партнером, с отягощениями, на тренажерах, у
гимнастической стенки, с гимнастическими палками, скакалками, обручами и т.д. Одним из
показателей качества гибкости служит амплитуда движений, которая влияет на проявление
быстроты, ловкости и других физических качеств. Для развития гибкости эффективны
различные упражнения с предметами и без них, выполняемые с большой амплитудой;
различные виды ходьбы и бега длинными шагами; прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая
ноги к груди; глубокие приседания на всей стопе и др. Развитию активной гибкости
способствуют самостоятельно выполняемые упражнения; выполнение упражнений на
растягивание с относительно большими весами увеличивают пассивную гибкость. Пассивная
гибкость развивается в 1,5 – 2,0 раза быстрее, чем активная.
7

Основным средством развития гибкости являются упражнения на растягивание. Эти
упражнения делятся на две группы: активные и пассивные. К активным относятся однофазные
и пружинящие движения (наклоны); маховые и фиксированные; без отягощений; с партнером
(парные). Пассивные – упражнения в самозахват, на снарядах, с партнером, с отягощением.
Упражнения на растягивание рекомендуется выполнять сериями по нескольку повторений в
каждой. Число повторений должно возрастать постепенно. Упражнения для развития
активной гибкости выполняются в темпе «одно повторение в секунду». Темп упражнений на
пассивную гибкость несколько реже. Для развития гибкости наиболее целесообразны маховые
движения с постепенным увеличением амплитуды, пружинящие движения с выпадами,
приседания, наклоны. Упражнения на гибкость наиболее эффективны, если их выполнять
ежедневно, поэтому их полезно давать при проведении других форм воспитания или в виде
домашних заданий.
Личностные результаты
- сформировать понимание о двигательном качестве-гибкость и ее значимость для
самосовершенствования;
- сформировать мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры;
- умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в
физическом совершенстве;
- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма;
- овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
- сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, показателями гибкости, как одного из физических качеств.
Календарно - тематический план

8

9

№ п.п.

1.
2.

Сроки
(дата)

Тема
Инструктаж по ТБ. Прыжок в
длину с места, бег 60 метров
Бег 1000 метров, челночный бег
3*10 метров.

Кол-во
часов

Характеристика деятельности
учащихся

1

Описывать технику беговых
упражнений.
Выявлять характерные ошибки в
технике выполнения беговых
упражнений.
Осваивать технику бега различными
способами.
Осваивать универсальные
умения по взаимодействию в парах и
группах при разучивании
и выполнении беговых упражнений.
Проявлять качества силы,
быстроты, выносливости и
координации при выполнении
беговых упражнений.
Соблюдать правила техники
безопасности при выполнении
беговых упражнений.
Описывать технику прыжковых
упражнений.
Осваивать технику прыжковых
упражнений.
Выявлять характерные ошибки в
технике выполнения прыжковых
упражнений.
Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах
при разучивании и выполнении
прыжковых упражнений.
Соблюдать правила техники
безопасности при выполнении
прыжковых упражнений.

1

3.

Общеразвивающие упражнения
без предметов, с предметами,
упражнения для развития
быстроты

1

4.

Упражнение для развития
прыгучести, упражнения для
развития выносливости.

1

5.

Виды бега. Анализ техники.
Обучение основам техники бега
на короткие дистанции.

1

6.

Техника бега на короткие
дистанции (100, 200, 400 м) старт
и стартовый разгон.

1

7.

Низкий старт, варианты низкого
старта, стартовый разгон.

1

8.

Переход со стартового разгона к
бегу по дистанции, бег по
повороту.

1

9.

Бег по дистанции,
финиширование
Техника бег на средние
дистанции (800, 1000, 1500, 2000

1

10.

Планируемые результаты
Предметные
- сформировать
первоначальное
представление о значении
физической культуры для
укрепления здоровья
человека, о её позитивном
влиянии на развитие
организма;
- овладеть умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность;
- сформировать навык
систематического
наблюдения за своим
физическим состоянием,
величиной физических
нагрузок, показателями
развития физического
качества - быстрота.

Метапредметные
- сформировать умение
планировать,
контролировать и
оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями её
реализации; определять
наиболее эффективные
способы достижения
результата;
- определять общую
цель и путь её
достижения; уметь
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности,
адекватно оценивать
собственное поведение
и поведение
окружающих.

1

10

Техника метания мяча на
дальность.
Техника метания мяча на
дальность.
Прыжок в длину с разбега
способом «прешагивание»
Прыжок в длину с разбега
способом «прешагивание»
Прыжок в длину с разбега
способом «прешагивание»
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Лазание
по канату.

1

17.

Акробатические упражнения,
упр. на бревне

1

18.

Лазание по канату без помощи
ног
ОРУ. Прыжки через скакалку.

1

Упражнения на брусьях, на
перекладине.
Упражнения на брусьях, на
перекладине.

1

Упражнения на развитие
гибкости.
Упражнения на развитие
гибкости.
ОРУ. Прыжки через скакалку.

1

25.

Упр. с гантелями, набивными
мячами, прыжки

1

26.

Упр. с гантелями, набивными
мячами, прыжки

1

11.
12.
13.
14.
15.
16.

19.
20.
21.
22.
23.
24.

1
1
1
1
1

1

1

1
1

Осваивать технику акробатических
упражнений и акробатических
комбинаций.
Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах
при разучивании акробатических
упражнений. Выявлять характерные
ошибки при выполнении
акробатических упражнений.
Соблюдать дисциплину и правила
техники безопасности в условиях
учебной и игровой деятельности.
Осваивать умения выполнять
универсальные физические
упражнения.
Развивать
такое физическое качество, как
гибкость

- сформировать
первоначальное
представление о значении
физической культуры для
укрепления здоровья
человека, о её позитивном
влиянии на развитие
организма;
- овладеть умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность;
- сформировать навык
систематического
наблюдения за своим
физическим состоянием,
величиной физических
нагрузок, показателями
гибкости, как одного из
физических качеств

- сформировать умение
планировать,
контролировать и
оценивать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями её
реализации; определять
наиболее эффективные
способы достижения
результата;
- определять общую
цель и путь её
достижения; уметь
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности,
адекватно оценивать
собственное поведение
и поведение
окружающих.

11

27.

Круговая тренировка на развитие
силы.

1

28.

Инструктаж по ТБ. Изучение
техники попеременного
двухшажного лыжного хода

1

29.

Подъемы «полуёлочкой»,
«елочкой».

1

30.

Одновременный одношажный
ход (стартовый вариант).

1

31.

Прохождение дистанции 2 км.

1

32.

Торможение «плугом», упором.

1

33.

Одновременный одношажный,
бесшажньий ход. Дистанция 2
км.

1

34.

Коньковый ход,
совершенствование
одновременного одношажного
хода.

1

35.

Инструктаж по ТБ. Упражнения
на гимнастической стенке

1

36.

Кувырки вперед, назад, стойка на
лопатках, «мост».

1

Осваивать технику лыжных ходов.
Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах.
Выявлять характерные ошибки при
выполнении лыжных перестроений.
Соблюдать дисциплину и правила
техники безопасности в условиях
учебной и игровой деятельности.
Осваивать умения выполнять
универсальные физические
упражнения.
Развивать
такое физическое качество, как
выносливость.

12

1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию
индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе подготовка к сдаче
нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(ГТО). Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию
к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности
физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты отражаются в умении самостоятельно определять цели и
задачи своего обучения и подготовки к сдаче нормативов, планировать пути достижения
целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности, работать индивидуально и в группе, разрешать
конфликты.
Предметные результаты отражаются в понимании роли и значения физической
культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ
жизни, в приобретении опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой, форм активного отдыха и досуга.
Образовательный процесс по физической культуре направлен на решение следующих
задач:
*содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной
осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды,
воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной
гигиены;
*обучение основам базовых видов двигательных действий;
*дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
*формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
*выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
*углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и
инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой
помощи при травмах;
*воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
избранными видами спорта в свободное время;
*выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира
отделения, капитана команды, судьи;
*формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
*воспитание
инициативности,
самостоятельности,
взаимопомощи,
дисциплинированности, чувства ответственности;
*содействие развитию психических процессов и обучение основам психической
саморегуляции.
Принимая главную цель развития отечественной системы школьного образования и
необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся в области физической
культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной
программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса,
13

педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация,
расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и
каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном
раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и
гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и
психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от
подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных
способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным
опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны
предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения
материал программы.
Деятельный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение
готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и
спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.
Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности
учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в
разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и
усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и
творческих методов и форм обучения; в развитии навыков учебного труда; широком
использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия
взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической
культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных
предметов.
Программа «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» адресована учителям для проведения
занятий внеурочной деятельности, дополнительного образования с учащимся 6-7 классов.

14

Планируемые результаты
3 ступень ГТО 2018 — для 11-12 лет
Возраст 11-12 лет
№ п/п

Виды испытаний (тесты)

Мальчики
б

с

Девочки
з

б

с

з

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)
1.
2.

3.

Бег на 60 м (сек.)

11,0

10,8

9,9

11,4

11,2

10,3

Бег на 1,5 км (мин., сек.)

8.35

7.55

7.10

8.55

8.35

8.00

или на 2 км (мин., сек.)

10.25

10.00

9.30

12.30

12.00

11.30

Подтягивание из виса на высокой
перекладине (кол-во раз)

3

4

7
9

11

17

7

8

14

или подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине (кол-во раз)
или сгибание и разгибание
рук упоре лежа на полу (кол-во раз)

4.

12

14

Наклон вперед из положения, стоя с
прямыми ногами на полу

20

Касание пола пальцами рук
ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) ПО ВЫБОРУ

5.
6.

Прыжок в длину с разбега (см)

280

290

330

240

260

300

или прыжок в длину с места толчком двумя
ногами (см)

150

160

175

140

145

165

Метание мяча весом 150 г (м)

25

28

34

14

18

22

15

Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.)
7.

8.
10.

14.10

13.50

13.00

14.50

или на 3 км

Без учета времени

или кросс на 3 км по пересеченной
местности*

Без учета времени

Плавание 50 м (мин., сек.)

Без учета времени

14.30

13.50

Без учета времени

0.50

1.05

Туристический поход с проверкой туристических
на дистанцию 5 км
навыков
4 ступень ГТО 2018 — для 13-15 лет
Возраст 13-15 лет

№ п/п

Виды испытаний (тесты)

Мальчики
б

с

Девочки

з

б

с

з

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)
1.

Бег на 60 м (сек.)

10,0

9,7

8,7

10,9

10,6

9,6

2.

Бег на 2 км (мин., сек.)

9.55

9.30

9.00

12.10

11.40

11.00

или на 3 км (мин., сек.)
3.

Подтягивание из виса на высокой перекладине
(кол-во раз)

Без учета времени
4

6

—

—

—

10

16

4.

или подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине (кол-во раз)

—

—

—

9

11

18

или сгибание и разгибание рук упоре лежа на
полу (кол-во раз)

—

—

—

7

9

15

Наклон вперед из положения стоя с прямыми
ногами на полу (достать пол)

Пальцами

Ладонями

Пальцами

Ладонями

ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) ПО ВЫБОРУ
5. Прыжок в длину с разбега (см)
или прыжок в длину с места толчком двумя
ногами (см)
6.

Поднимание туловища из положения лежа на
спине (кол-во раз 1 мин.)

7. Метание мяча весом 150 г (м)
8. Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.)
или на 5 км (мин., сек.)
или кросс на 3 км по пересеченной местности *

330

350

390

280

290

330

175

185

200

150

155

175

30

36

47

25

30

40

30

35

40

18

21

26

18.45

17.45

16.30

22.30

21.30

19.30

28.00

27.15

26.00

—

—

—

Без учета времени

17

9.

10.

Плавание на 50 м (мин., сек.)
Стрельба из пневматической винтовки из
положения сидя или стоя с опорой локтей
о стол или стойку, дистанция — 10 м
(очки)

Без учета

15

или из электронного оружия из положения
сидя или стоя с опорой локтей о стол или
стойку, дистанция — 10 м (очки)
11.

Туристический поход с проверкой
туристических навыков

12.

Самозащита без оружия (очки)

18

1.05

20

25

15

20

25

25

30

18

25

30

21-25

26-30

на дистанцию 10 км
15-20

21-25

26-30

Кол-во видов испытаний видов (тестов) в
возрастной группе
Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо
выполнить для получения знака отличия
Комплекса**

Без учета

0.43

15-20
12

6

7

8

6

7

8

** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и
выносливость.

18

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№
п/п

Учебный
период

Кол-во
учебных недель

Продолжительность
каникул

8 недель 2 дня

Дата
начала/окончания
учебного периода
01.09-29.10.2018

1

1 четверть

2

2 четверть

7 недель 4 дня

06.11.-30.12.2018

31.12.2018-13.01.2019

3

3 четверть

9 недель 4дня

14.01.-24.03.2019

25.03.-31.03.2019

4

4 четверть

8 недель

01.04.-31.05.2019

01.06.-31.08.2019

всего

30.10.-05.11.2018

34 недели

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов материально-технического
Кол-во
обеспечения
Набивные мячи
15
Скакалки
30
Гимнастическая скамейка
2
Гимнастическая стенка
1
Гимнастические маты
10
Канат
2
Гимнастический конь
1
Обручи
30
Лыжи
15
Технические средства обучения
Музыкальный центр
1

Примечание

2.3. Формы аттестации
Формы оценки результатов физической подготовки школьника, осуществляется в ходе
сдачи норм ГТО. В программе представлены контрольные тесты для школьников по
физической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание
видов спортивной подготовке, определенно исходя из содержания федеральной программы
Готов к Труду и Обороне (ГТО).
Основными показателями выполнения программных требований по уровню
подготовленности обучающихся являются следующие: овладение теоретическими
знаниями и практическими навыками, выполнение нормативов комплекса ГТО на знак
отличия, соответствующего возрастной ступени. В результате освоения содержания
программы учащиеся должны: Знать- что такое ГТО; виды обязательных испытаний (тестов)
и испытаний (тестов) по выбору комплекса ГТО; технику и правила выполнения видов
испытаний (тестов) комплекса ГТО; правила безопасного поведения во время занятий
физическими упражнениями, подвижными играми, эстафетами и причины травматизма.
Уметь - соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
физическими
упражнениями
прикладной
направленности, подвижными
играми,
эстафетами; правильно выполнять тестовые упражнения комплекса ГТО; максимально
19

проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса
ГТО; самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, способствующими
разностороннему физическому развитию. Иметь навык- приобретенные знания и умения в
практической деятельности в повседневной жизни для включения занятий спортом в
активный отдых и досуг и для успешного выполнения нормативов по возрастной ступени
комплекса ГТО на знак отличия в Центре тестирования по месту жительства.
Формы контроля и подведение итогов реализации программы.
В течение года проводится три вида контроля: стартовый; промежуточный; итоговый.
Стартовый контроль выполняет функцию первичного среза обучености и качества
умений, навыков обучающихся группы и определения перспектив дальнейшего обучения
каждого воспитанника и группы в целом с целью сопоставления этих результатов с
предшествующими и последующими показателями и выявления результативности работы
тренера в целом с группой. Выявляется остаточный уровень умений, навыков на начало
учебного года. Проводится он в начале учебного года до 15 сентября.
Формы контроля: опрос, выполнение нормативов по ОФП.
Промежуточный контроль умений, навыков проводится в группе и предназначен для
отслеживания динамики обучености обучающихся и коррекции деятельности тренера преподавателя и обучающихся для улучшения физических показателей. Время проведения вторая половина декабря.
Формы контроля: тестирование по нормативам ВФСК ГТО, анализ результатов.
Итоговый контроль умений, навыков предназначен для определения уровня подготовленности
каждого обучающегося и группы в целом к дальнейшему обучению, а также для
выявления типичных пробелов в умениях, навыках обучающихся с целью организации
работы по ликвидации этих пробелов. Данный контроль проводится с целью оценки уровня и
качества освоения обучающимися комплекса учебных задач, поставленных на учебный год.
Формы контроля: теоретический опрос- июнь, выполнение нормативов по ГТО- по графику
Центра тестирования по месту жительства. Итоги освоения дополнительной образовательной
программы анализируются администрацией совместно с педагогами. Подведение итогов
освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы обучающимися
является неотъемлемой частью образовательного процесса и имеет целью повышение его
результативности, а также уровня профессионализма педагогических работников.
Подведение итогов освоения дополнительной общеразвивающей образовательной
программы обучающимися строится на принципах:
• научности;
• учета индивидуальных и возрастных особенностей детей;
• необходимости, обязательности и открытости проведения;
• свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
• обоснованности критериев оценки результатов.
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы
основной общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Деятельность педагога осуществляется на основе личностной ориентации педагогического
процесса, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления
20

и организации учебного процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования
материала, с учетом выбранной педагогической технологии. Под педагогической технологией
следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него
действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение
представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер.
Во деятельности по физической культуре используются следующие педагогические
технологии:
1.
Здоровьесберегающие технологии (внедрение адаптивной системы обучения с
учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья).
2.
Технологии коллективного обучения (обучение в сотрудничестве, предполагающее
организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы,
темы, вопроса, обеспечение диалогического общения в процессе обучения не только между
учителем и учениками, но и между учащимися, то есть включать механизм адаптации к
индивидуальным особенностям товарищей, устанавливая социальные контакты с другими
членами коллектива).
3.
Технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения
собственной учебной деятельности обучающихся с учетом уровня обучаемости, необходимого
времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс к
индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания
обучения).
4.
Технология проблемного обучения (необходимость обеспечения более глубокого
учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых).
5.
Технология встречных усилий учителя и ученика (обеспечение свободы в выборе
средств, форм и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны детей,
посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи, возможность
проектирования учебного процесса, организационных форм воздействия учителя на ученика,
обеспечивающих гарантированные результаты обучения).
6.
Компьютерные технологии(использование ЭОР в образовательном процессе).
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные документы Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической
культуре, спорту и туризму, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного
образования детей спортивной направленности. Письма МО и РТ от 18.08.2010 г. №6871/10
«О введении ФГОС НОО»
2. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.»
3. ФГОС нового поколения.
4. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ»
5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор.- М.: Просвещение, 2010.
6. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И.
Лях, А.А. Зданевич, М.: «Просвещение», 2010).
7. Физическая культура (Физкультурно-оздоровительная работа в школе): Методическое
пособие под редакцией В.С Кузнецова, Г.А. Колодницкого – М. «Издательство НЦ ЭНАС».
21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».