Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
(МОУ ЦО «Открытие»)
Принята на заседании
Педагогического совета
от «___»_______20___г.
Протокол №_________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ЦО «Открытие»
______________ Л.Н. Саулова
Приказ №_____ от ___________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юный инспектор движения»
по изучению правил дорожной безопасности
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Кузнецов Михаил Александрович,
педагог-организатор.
г. Комсомольск-на-Амуре, 2022 год.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы»
дополнительной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
инспектор движения» относится к социально-гуманитарной направленности.
Нормативной основой программы являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», утвержденным Приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 № 196;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
-Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском
крае, утвержденная распоряжением Правительства Хабаровского края от 05 августа 2019 г. №
645-рп;
- Распоряжение Правительства Хабаровского края от 15 августа 2019 г. № 693-рп «Об
основных направлениях реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в
Хабаровском крае, утв. Приказом министерства образования и науки Хабаровского края
(КГАОУ ДО РМЦ) № 383П от 26 сентября 2019 г.
1.1.
Актуальность программы «Юный инспектор дорожного движения»
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную
реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные
случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких
дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной
дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что
обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая
опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в детях
потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом
и состоит задача объединения ЮИД. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы
и игры
на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное
впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества всё усваивается
намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные
ситуации.
Конкурсы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям
проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты
знаешь в творческой форме, не такое уж лёгкое дело, а главное интересное. Соревнования по
фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают
возможность проявить себя на практике. Когда обучающийся чувствует себя водителем,
отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать
поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причём, знание основ
медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной
ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных
соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного
2
объединения. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях
«Безопасное колесо».
Отличительные особенности программы «Юный инспектор движения» в том, что с
целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные
педагогические технологии: проектирование, организаторские методы, информационные
технологии обучения.
Главные принципы:
1. Деятельность объединения не должна нарушать учебного процесса школы;
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности;
3. Предполагает постепенное усложнение материала;
4. Добровольность участия в данном виде деятельности;
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий;
6. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы объединения.
Социально-гуманитарная целесообразность программы «Юный инспектор
движения» состоит в том, что изучение детьми правил дорожного движения, приобщение
к культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст
возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного дорожного
движения: пешеходами, пассажирами, водителями.
Адресат программы. Предлагаемая дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «ЮИД» - модифицированная (педагог работает по авторской
программе «ЮИД» разработанной Капцовой А.В.) для обучающихся 10-13 лет адресована
педагогическим
работникам
отделения
дополнительных
образования
детей
образовательных учреждений. Программа нацелена на создание условий для личностного
развития, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни подростков
средствами обучения правилам дорожного движения, рассчитана на 2 года обучения.
Количество обучающихся в группе 1 года обучения - 15 человек, 2 года обучения –
15 человек.
Объём и срок реализации программы:
Программа рассчитана на два года и содержит 72 часа:
-1год
обучения:
2
часа
в
неделю
продолжительностью
45
минут;
- 2 год обучения: 2 часа в неделю продолжительностью 45 минут.
Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую части.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы является формирование обязательного минимума знаний
и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника
дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут
осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа
дорожно - транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Обучающие:
- Научить основным правилам дорожного движения;
- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на
улицах и дорогах;
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному
вопросу;
- Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою
собственную безопасность.
Развивающие:
- Развивать мотивацию к безопасному поведению;
3
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность.
Формы проведения занятий: Программа предполагает групповые занятия, а также
проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание
пропаганде знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков,
то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
✓ тематические занятия;
✓ игровые тренинги;
✓ разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
✓ экскурсии;
✓ конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
✓ изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного
движения;
✓ выпуск стенгазет;
✓ разработка проектов по правилам дорожного движения;
✓ встреча с работниками ГИБДД;
✓ просмотр видеофильмов.
Основные формы деятельности объединения по данной программе: обучение,
применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры,
практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через
конкурсы, викторины, шоу-программы. Создаётся актив детей для оказания помощи
изучения правил дорожного движения во всех классах начального и среднего звена через
агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
1.3.
Содержание программы
Учебный план «Юный инспектор движения»
1 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
2
Теория
2
Практика
0
1.
Вводное занятие.
Правила техники
безопасности
2.
Юный инспектор
движения
5
2
3
3.
История ГИБДД
4
2
2
4.
Правила дорожного
движения (ПДД)
8
5
3
5.
Дорожные знаки
8
5
3
6.
Акция - как форма
2
0
2
Формы промежуточной
аттестации и контроля
Учебное
тестирование для
эрудитов по истории
правил дорожного
движения
Интерактивные
учебное
тестирование по
правилам дорожного
движения
Встреча и беседа с
инспектором ГИБДД
Просмотр
презентаций по
пропаганде правил
дорожного движения
Учебное
тестирование по
теме «Дорожные
знаки»
Акция по пропаганде
4
7.
8.
9.
10.
11.
12.
профилактики детского
дорожно-транспортного
травматизма
Велосипед. Правила
велосипедиста.
Техническое состояние
велосипедиста
Повторение правил
безопасности на улице
зимой
Пропаганда изучения
правил дорожного
движения
Основы медицинских
знаний
Виды транспорта
Проверка знаний по
правилам дорожного
движения
ИТОГО:
6
1
5
2
2
0
5
1
4
18
8
10
8
4
4
4
4
0
72
36
36
правил дорожного
движения среди
детей, их родителей
Учебное
тестирование
«Правила движения
на велосипеде»
Конкурс рисунков
«Осторожно - дорога
зимой! »
Оформление стенда
«Уголок
безопасности»
Встреча и беседа с
врачом школы
Фотоконкурс «Виды
транспорта »
Участие в конкурсе
«Безопасное колесо»
Учебный план «Юный инспектор движения»
2 года обучения
№
п/п
1.
2.
Название раздела, темы
Инструктаж о технике
безопасности
Юный инспектор
движения
Количество часов
Всего
2
Теория
1
Практика
1
2
1
1
3.
Изучение ПДД:
- дорожные знаки;
- правила поведения на
дорогах и улицах
15
10
5
4.
Велотехника (устройство
велосипеда)
5
1
4
5.
Вождение велосипеда
16
3
13
6.
Основы медицинских
знаний
История ПДД, ЮИД,
ГИБДД
9
5
5
2
7.
4
3
Формы промежуточной
аттестации и контроля
1 раз в месяц
Интерактивные
учебное тестирование
по правилам
дорожного движения
Теоретические
занятия, практические
занятия, классные
часы по правилам
дорожного движения
для учащихся
младших классов
Разборка и сборка
велосипеда
(практические
занятия)
Знакомство с
препятствиями
(практические
занятия)
Оказание
практической помощи
Теоретические
занятия, учебное
5
8.
Выступление
агитбригады
11
3
8
9.
Агитационная работа
6
-
6
10.
Итоговое занятие
1
-
1
72
26
46
ИТОГО:
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
тестирование
Составление
сценариев;
разучивание
выступлений
агитбригады
Выступление перед
учащимися школы,
родителями.
Рисование плакатов и
рисунков.
Практические
занятия, тестовые
задания
Рабочая программа 1 года обучения
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков
безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и
осознанное к ним отношения;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Повысить интерес школьников к велоспорту;
Развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах;
Выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Особенности 1 года обучения:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
формирование умений обучающихся по данному виду обучения;
применение групповых форм обучения.
Содержание программы 1 года обучения
Тема № 1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год.
Тема № 2 «История развития ЮИД»
Теория. Изучение истории возникновения и развития ЮИД.
Практика. Работа с 1-2 взводом. Оформление стенда.
Тема №3 «История ГИБДД»
Теория. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами
профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД.
Практика. Встреча с сотрудниками ГИБДД.
Тема №4 «Правила дорожного движения»
Теория. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Повторение прав и обязанностей
пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения пассажиров в общественном
транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука Безопасности на дороге».
Практика. Подбор материала для презентации на тему «Правила дорожного движения».
Подготовка презентаций на тему: «Правила дорожного движения».
Тема №5 «Дорожные знаки»
Теория. Знакомство с историей появления дорожных знаков. Повторение классификации
дорожных знаков.
6
Практика. Викторины «Азбука безопасности» для обучающихся объединения. Разработка
положения школьного конкурса рисунков «Безопасность глазами детей». Итоговое занятие
– диспут.
Тема №6 «Акция - как форма профилактики ДДТТ»
Теория. Что такое акция, виды акций, особенности их проведения.
Практика. Проведение акции «Письмо водителю».
Тема №7 «Правила велосипедиста»
Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей
велосипедиста.
Практика. Решение тематических карточек. Отработка технических элементов на велосипеде
(«качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа конкурса
«Безопасное колесо». Сборка и разборка велосипеда.
Тема №8 «Повторение правил безопасности на дорогах зимой»
Теория. Гололед. Пурга. «Осторожно сосульки!».
Тема №9 «Пропаганда изучения правил дорожного движения»
Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения.
Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Просмотр учебного
фильма «Азбука безопасности на дороге».
Тема №10 «Основы медицинских знаний»
Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ
накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах.
Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и
отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах
змей и насекомых.
Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение веселых стартов
«Оказание первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка фотоотчета о
проделанной работе.
Тема №11 «Виды транспорта»
Теория. Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах транспорта, на
водном и воздушном транспорте.
Практика. Проведение тестов для проверки знаний. Просмотр учебного фильма
«Азбука дороги».
Тема №12 «Проверка знаний по правилам дорожного движения»
Теория. Знакомство с формами проверки знаний по правилам дорожного движения.
Практика. Проверка знаний по правилам дорожного движения. Подведение итогов обучения
по программе «ЮИД». Награждение лучших обучающихся ЮИД.
Рабочая программа 2 года обучения
Цель: Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит
развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры
поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях
дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных
происшествий, участниками которых становятся школьники.
Задачи:
✓ Закрепление полученных знаний по правилам дорожного движения обучающимися на
классных часах;
✓ Выработка навыков поведения на дороге, перекрёстках, через решение проблемных
ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения;
✓ Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на
дороге;
✓ Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на
специально отведённой площадке;
✓ Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного
7
агитатора безопасности дорожного движения;
✓ Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
o Особенности 2 года обучения:
✓ использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности;
✓ постепенное усложнение материала;
✓ добровольное участие в данном виде деятельности;
✓ активный и творческий подход к проведению мероприятий;
✓ доброжелательная и непринужденная обстановка работы объединения.
Содержание программы 2 года обучения
Тема № 1. Инструктаж о ТБ.
Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год.
Тема № 2.Юный инспектор
Теория. Разработка изучения положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год.
Практика. Оформление стенда «ЮИД».
Тема №3. Изучение правил дорожного движения
Теория. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный
переход, проезжая часть, участник дорожного движения. Знакомство с группами знаков, их
назначение, установка. Изучения значений и особенностей групп знаков: предупреждающие,
знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки
сервиса.
Практика. Подготовка к акции посвящённой памяти жертв дорожно-транспортных
происшествий. Подготовка рисунков для конкурса «Безопасность глазами детей».
Тема №4. Велотехника
Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей
велосипедиста.
Практика. Разборка и сборка велосипеда.
Тема №5. Вождение велосипеда
Теория. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов.
Порядок
движения
на
велосипеде
по
проезжей
части.
Практика. Отработка технических элементов на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг»,
«слалом» и др.) с участниками школьного этапа конкурса «Безопасное колесо».
Тема №6 «Основы медицинских знаний»
Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ
накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах.
Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и
отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах
змей и насекомых.
Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение весёлых стартов «Оказание
первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка фотоотчёта о проделанной
работе.
Тема №7 «История ПДД,ЮИД, ГИБДД»
Теория. Изучение истории возникновения и развития правил дорожного движения и ЮИД.
Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами профессии
сотрудника
ГИБДД.
Знакомство
с
символикой
ГИБДД.
Практика. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД.
Знакомство с задачами отряда. Работа с 1-2 взводом. Встреча с сотрудниками ГИБДД.
Тема №8 «Выступление агитбригады»
Теория. Составление и разучивание сценариев. Заучивание стихов, песен.
Практика. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по правилам дорожного
движения.
Тема №9 «Агитационная работа»
Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения.
8
Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Рисование дорожных знаков
для воспитанников детского сада. Изготовление поделок на тему ЮИД. Рисование плакатов
по предупреждению правонарушений на дороге.
Тема №10 «Итоговое занятие»
Практика. Подведение итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших
обучающихся ЮИД.
1.4.
Планируемые результаты
Планируемые результаты «Юный инспектор движения» 1 года обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в
результате освоения программы:
У обучающихся будут сформированы личностные результаты:
✓ Самостоятельность в принятии правильного решения;
✓ Убеждённость и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил
дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
✓ Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного
движения;
✓ Здоровый образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования;
✓ Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям
«Безопасное колесо».
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
✓ определять цель деятельности;
✓ учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
✓ устанавливать причинно-следственные связи;
✓ вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
✓ навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера.
Познавательные УУД:
✓ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
✓ информации, свой жизненный опыт;
✓ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
✓ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
✓ высказывать и обосновывать свою точку зрения;
✓ слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
✓ корректировать свою точку зрения;
✓ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
✓ задавать вопросы.
Предметные результаты:
✓ знание основных частей дорог, общие правила ориентации, правила перехода дорог;
✓ знание названий, назначений и возможные места установки изучаемых дорожных
знаков; знание значений сигналов светофора и регулировщика.
✓ определение наиболее опасных участков дорог; определение безопасного маршрута
«Дом-школа-дом»;
✓ знание правил безопасного поведения обучающихся при движении группой и
колонной по дороге/
9
Планируемые результаты «Юный инспектор движения» 2 года обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностные результаты
Обучающиеся научаться:
✓ выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями
своего поведения как участника движения;
✓ объяснять значение и функции конкретного знака;
✓ находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
✓ разыгрывать различные роли участников движения, передавать особенности их
поведения в зависимости от ситуации.
✓ уметь анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждения;
✓ планировать и оценивать результаты своего поведения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Формируемые УУД:
✓ ориентирование и поведение в окружающей среде (определять пространственное
положение и взаимоотношения объектов окружающего мира, сравнивать
предметы, объяснять свой путь от дома до школы);
✓ умение определять безопасное поведение в условиях дорожного движения
(выделять из многообразия объектов транспортное средство, выделять знаки
дорожного движения, различать цвет и форму знаков, объяснять сигналы
светофора, находить места переходов по дорожным знакам, группировать
транспортные средства по видам).
Предметные результаты:
✓ развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой
доврачебной помощи;
✓ формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение
спортивного мастерства;
✓ формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в
общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
✓ формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
✓ формирование у детей желание вести работу по профилактике дорожнотранспортных происшествий и навыков пропагандисткой работы.
Результаты обучающихся от реализации программы
«Юный инспектор движения» 1 года обучения
Предметные результаты:
✓ знают опасные места вокруг школы, домов и на дорогах;
✓ знают безопасные участки дорог;
✓ знают типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным
случаям и авариям;
✓ знают опасности на дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
✓ знают места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
✓ знают названия и назначения дорожных знаков для пешеходов и некоторых
знаков для водителей.
Знают правила:
✓ перехода дорог по пешеходным переходам;
✓ перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и
светофоров в зоне видимости;
✓ воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с
включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым
сигналом;
10
✓ движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии по обочине и
краю проезжей части с взрослыми);
✓ передвижения группы детей в сопровождении взрослых;
✓ безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно
выезжать на дороги.
Умеют:
✓ правильно переходить дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
✓ правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при передвижении в
группе;
✓ правильно вести себя в транспорте, при езде на велосипеде.
Результаты обучающихся от реализации программы
«Юный инспектор движения» 2 года обучения
Предметные результаты:
✓ знают историю детского объединения Юные Инспектора Движения;
✓ знают правила дорожного движения;
✓ знают классификации дорожных знаков: информационных, предписывающих,
особых предписаний, дополнительной информации;
✓ знают новые формы агитаций и пропаганды правил дорожного движения:
викторины, игры, конкуры, пятиминутки, акции;
✓ знают устройство велосипеда;
✓ знают правила поведения в различных видах транспорта;
✓ знают символику одежды сотрудника ГИБДД.
Умеют:
✓ самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
✓ работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
✓ читать информацию по дорожным знакам;
✓ работать по карточкам, предложенным преподавателем;
✓ оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение;
✓ оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
✓ представление о профессии сотрудника ГИБДД.
Имеют:
✓ имеют навыки дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода,
пассажира, велосипедиста;
✓ имеют навыки взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных
мероприятий;
✓ имеют навыки участия в конкурсах, соревнованиях.
Формы и методы контроля:
✓ организация тестирования и контрольных опросов по правилам дорожного
движения;
✓ проведение викторин, смотров знаний по правилам дорожного движения;
✓ организация игр-тренингов;
✓ анализ результатов деятельности.
11
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
Учебный
период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
всего
Кол-во
учебных недель
8 недель
7 недель 4 дня
9 недель 3дня
8 недель 1 день
33 недели 3 дня
Дата начала/окончания
учебного периода
02.09.-25.10.
05.11.-27.12.
13.01.-20.03.
30.04.-29.05.
Продолжительность
каникул
28.10.-04.11.
30.12.-12.01.
23.03.-29.03.
01.06.-31.08.
2.2. Условия реализации программы:
Основные методы, используемые для реализации программы «Юный инспектор
движения»:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации
деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования
поведения и деятельности.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и
применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Материально- техническое обеспечение программы:
✓ Светлое и просторное помещение
✓ Большие столы (15 штук)
✓ Стулья (30 штук)
✓ Компьютер
✓ Мультимедийный проектор
✓ Тёмные шторы
✓ Магнитная доска, набор магнитов
✓ Фотоаппарат
Кадровое обеспечение: Педагоги, работающие по данной программе, должны
соответствовать квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного
образования».
2.3.Формы аттестации:
При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых
результатов:
✓ дорожные знаки – вопросы;
✓ медицина – билеты;
✓ знания устройства велосипеда – тестовая работа;
✓ соревнования;
✓ конкурсы;
✓ круглый стол;
12
✓ конкурсы рисунков;
✓ конкурсы стенгазет.
Методическое обеспечение образовательной программы для 1 года обучения.
Деятельность объединения «ЮИД» строится по методике коллективной творческой
деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
✓
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа
при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение
правил дорожного движения, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой
помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с
книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод
(просмотр, обучение);
✓
в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на
формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
(воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и
деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать
следующие формы деятельности:
✓
Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории правил дорожного движения);
✓
Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий);
✓
Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихотворений
по правилам дорожного движения, рисование рисунков, плакатов, выступление
с
агитбригадами);
✓
Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой
медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортных происшествиях);
✓
Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа
в группах);
✓
Викторины, конкурсы, кроссворды;
✓
Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам дорожного движения);
✓
Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе,
в своих классах;
✓
Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом»;
✓
Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по
правилам дорожного движения.
Методическое оснащение:
✓
билеты по правилам дорожного движения, страхованию, медицине;
✓
рисунки ребят с конкурсов по правилам дорожного движения;
✓
разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных
представлений;
✓
методические рекомендации по организации профилактики детского дорожнотранспортного травматизма;
✓
методические пособия для изучения правил дорожного движения по программе
в классах;
✓
видеоматериалы для проведения пропаганды изучения правил дорожного движения
в начальных классах.
✓
Подведение итогов осуществляется путём конкурсных встреч, проводимых по
специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде,
в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества,
самостоятельности.
13
Методическое обеспечение образовательной программы для 2 года обучения.
✓
Инструкции по технике безопасности.
✓
История развития ЮИД. Беседа, рассказ, практическая работа.
Ватман.
Канцелярские принадлежности, интерактивная доска, мультимедийный проектор. Анализ,
оформление уголка ЮИД.
✓
История ГИБДД.
Рассказ, беседа, презентация.
Презентация,
компьютер,
мультимедийный проектор. Встреча с сотрудниками ГИБДД.
✓
Правила дорожного движения.
Беседа,
практическая
работа,
просмотр
видеофильма.
✓
Видеоматериал, телевизор, компьютер, учебная литература, правила дорожного
движения. Презентация.
✓
Дорожные знаки.
Рассказ, беседа, практическая работа.
Брошюра
«Правила
дорожного движения», ватман. Канцелярские принадлежности.
Диспут «Дорога и
дорожные знаки».
✓
Акция – как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Правила велосипедиста.
Практические задания.
✓
Регулирование дорожного движения.
Практические
задания
Беседа,
игра,
просмотр видеофильма.
Литература по правилам дорожного движения, компьютер,
учебный фильм «Кто главный на дороге», телевизор, плакаты по правилам дорожного
движения «Виды регулирования дорожного движения», «Дорожные знаки». Презентация.
✓
Повторение правил безопасности на улице зимой.
Беседа.
Плакаты
по
ОБЖ «Правила поведения во время гололеда», «Правила поведения в городе зимой».
✓
Пропаганда изучения правил дорожного движения у обучающихся в начальной
школе. Рассказ, игра, конкурс.
Спортивный
инвентарь,
ватман,
канцелярские
принадлежности, ватман, фотоаппарат, карточки с заданиями по правилам дорожного
движения.
Участие в городских соревнованиях.
✓
Основы медицинских знаний.
✓
Виды транспорта. Безопасность. Практические задания, беседа, презентация,
просмотр фильма.
14
Список литературы для педагога
1.
Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
2.
Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними
изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
3.
Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д,
2011г.
4.
Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми
последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.
5.
Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
6.
Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
7.
Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и
учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г.
8.
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
9.
Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по
правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
10.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма. - Вологда, 2011г.
11.
Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и
школьниками. - Новосибирск – 2012г.
12.
Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Методические материалы. - Вологда, 2012г.
13.
Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.: ТЦ
Сфера, 2013-64с.
14.
У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
15.
Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации
внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г.
16.
Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)/А.Е.
Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.
17.
Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.
18.
Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Список литературы для обучающихся
Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.
Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.-231с.
Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия.
Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.:
Цветной мир, 2014. - 533 c.
Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми
изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/
Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников
отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности
дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных
документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы
непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и
профилактики
детского
дорожно-транспортного
травматизма
(http://минобрнауки.рф/документы/4965).
Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на
период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).
15