Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Калейдоскоп событий в России на уровне НОО

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
(МОУ ЦО «Открытие»)
Принята на заседании
Педагогического совета
от «___»_______20___г.
Протокол №_________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ЦО «Открытие»
______________ Л.Н. Саулова
Приказ №_____ от ___________

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Калейдоскоп событий в России»
на уровне начального общего образования
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 2 год
Количество часов: 72 часов

Составитель: Чернозем Е.К.,
заместитель директора по ВР,
Проценко М.П.
педагог-организатор.

г. Комсомольск-на-Амуре,
2022 г.
1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
программы.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп
событий» (далее - Программа) социально-гуманитарной направленности.
Программа направлена на изучение культуры, традиций, достижений нашего
народа является неотъемлемой частью нравственного и патриотического воспитания
детей. Реализация Программы направлена на содействие развитию нравственного и
духовного потенциала детей и их творческой индивидуальности.
✓
Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
✓
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в
Российской Федерации»;
✓
Федеральным законом Российской Федерации от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях
воинской славы и памятных датах России»;
✓
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября
2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
✓
Письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и науки
Российской федерации «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендациях по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ), письмом Минобрнауки
России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
✓
СП 2.43648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молоджи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020г. №28, введённые в действие с 01 января 2021г.;
✓
Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от
26.09.2019 г. № 1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском
округе
✓
Устав образовательной организации
Актуальность, педагогическая целесообразность программы заключается в том,
что современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет
несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми.
Настоящий гражданин – это человек, не только имеющий права и обязанности и
достигший определенного возраста, но личность, которая осознанно относится к себе,
своему месту в обществе, активно участвует в общественной и политической жизни, знает
и понимает значимые даты и события в жизни большой и малой Родины. Одна из
основных задач современного образования – подготовка обучающихся к жизни в
постоянно меняющихся условиях, что предполагает не только наличие стремления к
приобретению новых знаний, саморазвитию, но и формирование у обучающихся основ
российской идентичности, ценностных установок и социально-значимых качеств
личности, активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа
позволяет детям в определенной системе познакомиться со значимыми датами в истории
и жизни России, вызвать
познавательный интерес и уважение
к ее истории,
сформировать положительное отношение к здоровью человека, семейным ценностям и
традициям.
Содержание программы вариативно и строится с учётом возрастных и
психологических особенностей и возможностей детей.
Адресат программы:
Программа рассчитана для учащихся 7 -11 лет.
Объём и сроки усвоения программы, режим занятий:

2

Период

Продолжительность
занятия
18 месяцев
1 час
Итого по программе: 72 часа

Кол-во занятий в месяц
4

Кол-во
часов
72

Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование у обучающихся ценностных представлений о значимых
событиях, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской
Федерации, событиям истории и культуры Хабаровского края.
Задачи программы:
- сформировать устойчивый интерес к историческим событиям, значимым датам
Российской Федерации;
- вызывать положительный эмоциональный отклик к общечеловеческим ценностям:
гражданственность, патриотизм, уважение к героическому прошлому своего народа,
любовь и верность семейным традициям
Учебный план 1 год обучения.
№
п/п

1.
2.
3.
4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.

11.

12.

Тема

День знаний/1 сентября
День окончания Второй мировой
войны /2 сентября.
День солидарности в борьбе с
терроризмом / 3 сентября.
День безопасности дорожного
движения/
25 сентября
Спортивная акция
«Мой город в движении»/
26 сентября
Персональная выставка
«Осенний переполох»/
23 сентября
Проект «От сердца к сердцу»/
4 октября
Акция, посвященная Дню
учителя, в рамках комплекса
акций в формате «Дни единых
действий»/
5 октября
Всероссийская акция,
посвящённая Дню отца/ 14
октября
Квест «Профессия
литературных героев»/ 17
октября
День рождения Хабаровского
края/
20 октября
Международный день школьных
библиотек/ 25 октября

Формы
проведения

Формы
аттестации/
контроля

1
1

интерактивная беседа,
праздничная линейка
интерактивная беседа,
праздничная линейка

опрос, наблюдение

1

интерактивная беседа,
праздничная линейка

опрос, наблюдение

1

Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Просмотр видеоролика,
викторина

опрос, наблюдение,
оценка знаний

1

Комплексное занятие
Беседа,
тест-викторина

Опрос, тестирование

1

конкурс, творческая
мастерская

оценка выполненной
работы

1

интерактивная беседа,
праздничная линейка

опрос, наблюдение

1

конкурс, творческая
мастерская, концерт

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы

1

конкурс, творческая
мастерская, концерт

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы

1

интерактивная беседа,
праздничная линейка

опрос, наблюдение

1

Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Квест, викторина,
практическое занятие
(творческая мастерская)
Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Квест, викторина,
практическое занятие
(творческая мастерская)

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы

Количество
часов

1

опрос, наблюдение

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы

3

1

Комплексное занятие
Беседа,
тест-викторина

Опрос, тестирование

1
1

15.

Международный день
толерантности/ 16 ноября

Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Просмотр и обсуждение
видеоролика
Викторина
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
видеоурок, презентация,
участие в акциях

опрос, наблюдение,
оценка знаний

14.

День интернета Всероссийский
урок безопасности школьников в
сети Интернет/28октября
День народного единства /
4 ноября

День матери в России /26 ноября

1

День Неизвестного солдата/
3 декабря

1

День добровольца (волонтера)/
5 декабря
День Героев Отечества/ 9 декабря

1

20.

День «Прав человека» / 10
декабря

1

21.

День конституции Российской
Федерации/12 декабря

22.

День заповедников и
национальных парков/ 11 января

1

23.

День полного освобождения
Ленинграда/ 27 января

1

24.

День российской науки/ 8
февраля

1

25.

Международный день родного
языка/21 февраля

1

День защитника Отечества/ 23
февраля
Всемирный день иммунитета/ 1
марта

1

Международный женский день/8
марта
Всемирный день здоровья/ 7
апреля

1

День космонавтики/12 апреля

1

День пожарной охраны/ 30 апреля

1
1

33.

День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне
1941-1945 годов/ 8 мая
День семьи, любви и верности/ 15
мая

34.

День Государственного флага

1

13.

16.
17.
18.

1

19.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

1

1

1

1

Комплексное занятие
Беседа, конкурс,
творческая мастерская,
концерт
Комплексное занятие
Инфочас с применением
интерактивной беседы
Изучение документов
Просмотр видеофильма
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
творческая мастерская
Комплексное занятие
Инфочас с применением
интерактивной беседы
Изучение документов
Просмотр видеофильма
Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Просмотр видеоролика,
викторина
Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Просмотр видеоролика,
викторина
Комплексное занятие
Просмотр видеоролика с
обсуждением,
интерактивная игра
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
видеоурок, презентация,
участие в акциях
Инфочас:
интерактивная беседа,
викторина, творческая
мастерская
Комплексное занятие
Просмотр фильма,
беседа,
интеллектуальная игра
Комплексное занятие
Просмотр фильма,
викторина
Комплексное занятие
Просмотр видеоролика с
обсуждением,
интерактивная игра
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
творческая мастерская
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
просмотр видеоролика,
спортивная эстафета
Инфочас:
интерактивная беседа,
викторина, творческая
мастерская
Инфочас:
интерактивная беседа,
викторина, творческая
мастерская
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
видеоурок, презентация,
участие в акциях
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
посещение библиотеки,
викторина
Комплексное занятие
Интерактивная беседа с

Опрос, оценка знаний

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы
опрос, наблюдение

Опрос, оценка
выполненной работы
опрос, наблюдение

опрос, наблюдение,
оценка знаний
опрос, наблюдение,
оценка знаний
опрос, наблюдение,
оценка знаний
Опрос, оценка знаний

Опрос, оценка знаний,
оценка выполненной
работы
опрос, наблюдение,
оценка знаний
опрос, оценка знаний

опрос, наблюдение,
оценка знаний
Опрос, оценка
выполненной работы
опрос, оценка
соревнований
Опрос, оценка знаний,
оценка выполненной
работы
Опрос, оценка знаний,
оценка выполненной
работы
Опрос, оценка знаний

Опрос, оценка знаний

Опрос, оценка знаний,
оценка выполненной

4

35.

Российской Федерации/ 22 мая
День славянской письменности и
культуры/ 24 мая

1

36.

Международный день защиты
детей/ 1июня.

1

Итого за год

36

презентацией, игра

работы

Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
посещение библиотеки,
викторина
Комплексное занятие
Беседа, конкурс,
творческая мастерская,
концерт

Опрос, оценка знаний

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы

Учебный план 2 год обучения.
№
п/п

Тема

Количество
часов

Формы
проведения

Формы
аттестации/
контроля

День знаний/1 сентября
День окончания Второй мировой
войны /2 сентября.
День солидарности в борьбе с
терроризмом / 3 сентября.
День безопасности дорожного
движения/
25 сентября
Спортивная акция
«Мой город в движении»/
26 сентября
Персональная выставка
«Осенний переполох»/
23 сентября
Проект «От сердца к сердцу»/
4 октября
Акция, посвященная Дню
учителя, в рамках комплекса
акций в формате «Дни единых
действий»/
5 октября
Всероссийская акция,
посвящённая Дню отца/ 14
октября
Квест «Профессия
литературных героев»/ 17
октября
День рождения Хабаровского
края/
20 октября
Международный день школьных
библиотек/ 25 октября

1
1

интерактивная беседа,
праздничная линейка
интерактивная беседа,
праздничная линейка

опрос, наблюдение

1

интерактивная беседа,
праздничная линейка

опрос, наблюдение

1

Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Просмотр видеоролика,
викторина

опрос, наблюдение,
оценка знаний

1

Комплексное занятие
Беседа,
тест-викторина

Опрос, тестирование

1

конкурс, творческая
мастерская

оценка выполненной
работы

1

интерактивная беседа,
праздничная линейка

опрос, наблюдение

1

конкурс, творческая
мастерская, концерт

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы

1

конкурс, творческая
мастерская, концерт

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы

1

интерактивная беседа,
праздничная линейка

опрос, наблюдение

1

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы

1

1

15.

Международный день
толерантности/ 16 ноября

Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Просмотр и обсуждение
видеоролика
Викторина
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
видеоурок, презентация,
участие в акциях

опрос, наблюдение,
оценка знаний

14.

День интернета Всероссийский
урок безопасности школьников в
сети Интернет/28октября
День народного единства /
4 ноября

Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Квест, викторина,
практическое занятие
(творческая мастерская)
Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Квест, викторина,
практическое занятие
(творческая мастерская)
Комплексное занятие
Беседа,
тест-викторина

1.
2.
3.
4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

1

1

опрос, наблюдение

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы
Опрос, тестирование

Опрос, оценка знаний

5

День матери в России /26 ноября

1

День Неизвестного солдата/
3 декабря

1

День добровольца (волонтера)/
5 декабря
День Героев Отечества/ 9 декабря

1

20.

День «Прав человека» / 10
декабря

1

21.

День конституции Российской
Федерации/12 декабря

22.

День заповедников и
национальных парков/ 11 января

1

23.

День полного освобождения
Ленинграда/ 27 января

1

24.

День российской науки/ 8
февраля

1

25.

Международный день родного
языка/21 февраля

1

День защитника Отечества/ 23
февраля
Всемирный день иммунитета/ 1
марта

1

Международный женский день/8
марта
Всемирный день здоровья/ 7
апреля

1

День космонавтики/12 апреля

1

День пожарной охраны/ 30 апреля

1

День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне
1941-1945 годов/ 8 мая
День семьи, любви и верности/ 15
мая

1

1

35.

День Государственного флага
Российской Федерации/ 22 мая
День славянской письменности и
культуры/ 24 мая

36.

Международный день защиты
детей/ 1июня.

1

Итого за год

36

16.
17.
18.

1

19.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1

1

1

1

1

Комплексное занятие
Беседа, конкурс,
творческая мастерская,
концерт
Комплексное занятие
Инфочас с применением
интерактивной беседы
Изучение документов
Просмотр видеофильма
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
творческая мастерская
Комплексное занятие
Инфочас с применением
интерактивной беседы
Изучение документов
Просмотр видеофильма
Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Просмотр видеоролика,
викторина
Комплексное занятие
Интерактивная беседа
Просмотр видеоролика,
викторина
Комплексное занятие
Просмотр видеоролика с
обсуждением,
интерактивная игра
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
видеоурок, презентация,
участие в акциях
Инфочас:
интерактивная беседа,
викторина, творческая
мастерская
Комплексное занятие
Просмотр фильма,
беседа,
интеллектуальная игра
Комплексное занятие
Просмотр фильма,
викторина
Комплексное занятие
Просмотр видеоролика с
обсуждением,
интерактивная игра
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
творческая мастерская
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
просмотр видеоролика,
спортивная эстафета
Инфочас:
интерактивная беседа,
викторина, творческая
мастерская
Инфочас:
интерактивная беседа,
викторина, творческая
мастерская
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
видеоурок, презентация,
участие в акциях
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
посещение библиотеки,
викторина
Комплексное занятие
Интерактивная беседа с
презентацией, игра
Комплексное занятие
Интерактивная беседа,
посещение библиотеки,
викторина
Комплексное занятие
Беседа, конкурс,
творческая мастерская,
концерт

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы
опрос, наблюдение

Опрос, оценка
выполненной работы
опрос, наблюдение

опрос, наблюдение,
оценка знаний
опрос, наблюдение,
оценка знаний
опрос, наблюдение,
оценка знаний
Опрос, оценка знаний

Опрос, оценка знаний,
оценка выполненной
работы
опрос, наблюдение,
оценка знаний
опрос, оценка знаний

опрос, наблюдение,
оценка знаний
Опрос, оценка
выполненной работы
опрос, оценка
соревнований
Опрос, оценка знаний,
оценка выполненной
работы
Опрос, оценка знаний,
оценка выполненной
работы
Опрос, оценка знаний

Опрос, оценка знаний

Опрос, оценка знаний,
оценка выполненной
работы
Опрос, оценка знаний

Опрос, наблюдение,
оценка выполненной
работы

6

В учебном плане можно изменить события, согласно календарю образовательных
событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской
Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, 2022/2025
учебный год.
Содержание программы
Тема 1. День знаний/1 сентября (на выбор).Инфочасы на тему «День встреч с огромным
миром знаний» (примерные вопросы для обсуждения): Почему День знаний отмечают 1
сентября? История и традиции с демонстрацией презентации PowerPoint, обсуждением
видеороликов.Игры, посвященные дню знаний (на выбор): «Прощай, лето!», «Правила
поведения на занятии», «В гостях у Знайки», «Азбука безопасности».
Тема 2. День окончания Второй мировой войны /2 сентября. Инфочас. (примерные
вопросы для обсуждения): Какое значение имело это событие для СССР и для всего мира?
Как данный факт повлиял на ход Второй Мировой войны в целом? Почему в России День
Победы отмечается 9 мая. Можем ли мы считать 9 мая 1945 года датой окончания Второй
мировой войны?Изучение документов: «Заявление правительства СССР правительству
Японии» от 8 августа 1945 года. Изучение исторических материалов об основных
участников Маньчжурской наступательной операции. Просмотр и обсуждение
видеоролика
«День
окончания
второй
мировой
войны»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16961317532674722397&text=День+окончания+Вто
рой+мировой+войны+%2C+видеоролики+для+детей&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yan
dex.ru%2Fplayer%2FvqfzNJXDaa1U
Тема 3. День солидарности в борьбе с терроризмом / 3 сентября. Как террористы и
экстремисты могут использовать подростков в своих преступных целях?», «Как не стать
жертвой терроризма?», «Что необходимо сделать, чтобы противостоять террористам?»,
«Угрозы в сети Интернет, как сделать интернет Безопасным».
Тема 4. День безопасности дорожного движения/25 сентября. Статистика дорожнотранспортных происшествий. Повторение прав и обязанностей пешехода. Правила
перехода перекрёстка. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.
Просмотр учебного фильма «Азбука Безопасности на дороге». Знакомство с историей
появления дорожных знаков. Повторение классификации дорожных знаков. Викторины
«Азбука безопасности» для обучающихся объединения. Разработка положения школьного
конкурса рисунков «Безопасность глазами детей». Итоговое занятие – диспут.
Тема 5. Спортивная акция «Мой город в движении»/ 26 сентября. В рамках проектов
РДШ реализуется Всероссийская спортивная акция «Мой город в движении».
Тема 6. Персональная выставка «Осенний переполох»/ 23 сентября. На выставку
предоставляются любые работы из природного не скоропортящегося материала (поделки
из шишек, кореньев, веточек деревьев, листьев и т.д.) и отражающие все осеннее
великолепие.
Тема 7. Проект «От сердца к сердцу»/4 октября.
✓
Городская акция «Макулатура, сдавайся!» #БУМБАТЛ — это возможность проявит
ь заботу о природе, сдав бумагу на переработку. Но, как и любой батл, это еще и соревнов
ание по количеству собранной макулатуры.
✓
Акция «Ветеран живет рядом», поздравление ветеранов педагогического труда.
✓
В рамках #Доброй субботы акция помоги «Зооспасу». В рамках #Доброй субботы а
кция помоги «Зоокванту», «Питону». Акция «Подари музею экспонат».
✓
Всероссийская акция «Всемирный день вторичной переработки». Акция «Батарейк
и сдавайтесь!».

7

✓
День работника налоговых органов. В преддверии праздничных дней участникам а
кции предлагается изготовить своими руками поздравительные открытки.
✓
Благотворительная акция подарки малышам из инклюзивного центра "Радость моя"
и дома – интерната, пациенты детского отделения противотуберкулёзного диспансера.
✓
Городская экологическая акция «Покормите птиц зимой!». «Птичья столовая». Изг
отовление кормушек и подкормка птиц. Конкурс фотографий «Птицы на кормушках». На
конкурс принимаются сделанные учащимися самостоятельно фотографии кормящихся на
кормушках птиц или фотоколлаж, на котором должно быть несколько фотографий о проц
ессе изготовления, размещения кормушки, подкормки птиц и их фото на кормушке.
✓
Международный день стоматолога. В преддверии праздничных дней участникам ак
ции предлагается изготовить своими руками поздравительные открытки.
✓
Акция «Собери посылку солдату». Акция «Письмо солдату».
✓
Всероссийская акция посвящённая «Дню Книгодарения». Предлагаем принять учас
тие в традиционной акции Российского движения школьников «Подари книгу».
✓
Благотворительная акция «Белая ромашка». Городская благотворительная ция «Бел
ая Ромашка» проводится с целью благотворительного сбора денежных средств для помощ
и в лечении больных туберкулезом. Проведение Акции координирует городское отделени
е общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Символ Дня
борьбы с туберкулезом – белая ромашка как символ здорового дыхания. Цель Акции – на
собранные средства оказать поддержку больным туберкулезом, которая будет выражаться
в компенсации оплаты проезда к месту лечения и обратно, приобретении белковых продук
товых наборов. Изготовленные ромашки собираются для продажи, собранные средства от
которых пойдут на благотворительные цели в рамках акции. «Белая Ромашка» может быть
изготовлена в различных техниках декоративно-прикладного творчества (кроме пачкающе
гося материала).
✓
День пожарной охраны. В преддверии праздничных дней участникам акции предла
гается изготовить своими руками поздравительные открытки.
✓
Благотворительная акция «Память в детских сердцах». В преддверии праздничных
дней, посвященных «Дню Победы», участникам акции предлагается изготовить своими ру
ками поздравительные открытки для ветеранов.
✓
«Всероссийская акция «Спасибо медикам», приуроченная ко Дню медицинского ра
ботника. В преддверии праздничных дней участникам акции предлагается изготовить свои
ми руками поздравительные открытки.
Тема 8. День учителя/ 5 октября. Изготовление поздравительных открыток и
пригласительных. Встреча учителей при входе в школу «Живой коридор». Классные часы
«Учитель, перед именем твоим…». Литературный конкурс «Мы ваши все ученики».
Выпуск стенгазет, посвященных Дню учителя. День самоуправления «Урок для
учителей». Концерт для учителей «Чествую тебя мой учитель». Чествование ветеранов
педагогического труда. Презентация ко Дню учителя «Имя твое-Учитель!».
Тема 9. Всероссийская акция, посвящённая Дню отца/ 14 октября.
В акции «День отца» дети оформляют истории и интервью со своими папами.
✓
«К отцу на работу» (содержит рассказ ФИО отца, его должность и его профессию,
в тексте рассказа должен ответить на вопросы: «Кем работает отец? Чем интересна и чем
важна его профессия в современном мире»);
✓
«Дело с папой» (вместе с отцом придумать и создать своими руками изделие из
подручных материалов, процесс создания запечатлеть на фото);
✓
«Отцово дерево» (сведения о родословной с фотографиями о себе, своего отца,
дедушки по отцовой линии, прадедушки по отцовой линии с кратким рассказом о
каждом).
Тема 10. Квест «Профессия литературных героев»/ 17 октября. Профессиональный
квест - это игра профессиональной направленности. Участники квеста оказываются в

8

ситуации, в которой перед ними стоит общая задача. Участникам игры предлагаются
разные задания или ситуации профориентационной направленности. Каждый из
участников получает индивидуальную роль в этой ситуации или выполняет
коллективное задание.
Тема 11. День рождения Хабаровского края/20 октября. Интерактивная беседа
(примерные вопросы для обсуждения, игры, викторины): Исторические сведения о
родном крае. Герб Хабаровского края. Административные районы. Города. Поселки.
Квест на знание Хабаровского края. Викторина «Знатоки Хабаровского края».
Изготовление герба Хабаровского края на занятиях объединений декоративноприкладного творчества и бумагопластики (на выбор).
Тема 12. Международный день школьных библиотек/ 25 октября Из истории Дня
библиотек: Когда появились первые библиотеки? Какие библиотеки получили название
публичных библиотек? От чего страдали первые библиотеки? Где находилась самая
большая в древности библиотека? Где началось увлечение сбором книг для собственных
библиотек? Где и как писались первые книги? Конкурс «Книга Фея». Ты, я и информация.
Игры.
Тема 13. День интернета Всероссийский урок безопасности школьников в сети
Интернет/28-30 октября.Беседа с просмотром презентации «Безопасный интернет».
Персональные данные и их защита. Тест «Безопасность в сети интернет». Учет
безопасности в создании паролей и логинов.
Тема 14. День народного единства /4 ноября. Интерактивная беседа или занятиепраздник, посвященное Дню народного единства и согласия (примерный ход занятия).
История возникновения данного праздника, события и герои тех времён, раскрытие
смысла словосочетания «единство народов». Просмотр и обсуждение видеоролика
«Фильм
для
школьников
ко
Дню
народного
единства»
https://www.youtube.com/watch?v=Fk4ya2UltU8 или проведение викторины «День
народного единства».
Тема 15. Международный день толерантности/ 16 ноября. «Все мы разные, но все мы
вместе» - беседа-обсуждение, посвященная воспитанию толерантного сознания и
культуры межнациональных отношений. Акция «Дерево дружбы». Флешмоб
#День_толерантности. Просмотр образовательных роликов и мультфильмов. Акция «Ни
дня без доброго дела».
Тема 16. День матери в России /26 ноября. Беседа (примерные вопросы для
обсуждения). Исторические корни празднования в Российской Федерации. Указ
Президента РФ Б. Н. Ельцина от 30.01.98 г. N 120 об учреждении ежегодного российского
праздника - День матери. Песни, сказки, рассказы, мифы, книги, посвященные дню
матери. Традиции, обычаи празднования Дня матери в России и за рубежом.
Работа творческих мастерских (на выбор): Изготовление своими руками подарка для
мамы. Создание видеопоздравления. Проведение праздничных концертов для мам.
Тема 17. День Неизвестного солдата/ 3 декабря. Проведение викторины, посвященной
памятной дате «Гордимся славою предков». Конкурс плакатов, посвященный памятной
дате Дню Неизвестного Солдата. Спортивные соревнования «Сильны не только духом».
Оформление стенда, посвященного памятной дате Дню Неизвестного Солдата. Неделя
военной книги, посвященная памятной дате Дню Неизвестного Солдата.
Тема 18. День добровольца (волонтера)/5 декабря. Информ-дайджест «История
волонтерского движения в России». Презентация направлений добровольчества. Акция

9

«День добрых дел». Единый урок с приглашением гостей «Истории неравнодушных».
Флешмоб РДШ «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Социальный проект «Добрая
суббота».
Тема 19. День Героев Отечества/ 9 декабря. Проведение патриотического часа
«Мужество, доблесть, слава». Организация тематической выставки книг «День героев
Отечества». Викторина «История Отечества: события, люди». Поздравление ветеранов и
участников Великой Отечественной войны и локальных войн современности.
Тема 20. День «Прав человека» / 10 декабря. Интерактивная беседа «Права и
обязанности школьника». Турнир знатоков «Конституция России»- основной закон
государства». Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках».
Тема 21. День Конституции Российской Федерации/12 декабря. Беседа (примерные
вопросы для обсуждения). Конституция — гарант свободы гражданина и человека.
Основной закон государства. Конституция: права и обязанности гражданина Российской
Федерации Государственное устройство страны. Государственные символы России.
Исторический экскурс. Проведение викторины (на выбор) «Знаешь ли ты Конституцию
Российской Федерации?», Деловая игра «Мои права», Правовая игра «Знатоки
Конституции», просмотр мультфильма «Азбука прав»
Тема 22. День заповедников и национальных парков/ 11 января. Интерактивная
беседа Просмотр видеоролика «Заповедники Хабаровского края» и беседа по материалу
видео. Знакомство с одним из заповедников Хабаровского края: заказник «Хехцирский»,
заказник «Удыль», национальный парк «Анюйский», заповедник «Ботчинский»,
заповедник «Буреинский», заповедник «Болоньский», заповедник «Джугджурский»,
заповедник «Комсомольский», Национальный парк «Шантарские острова», заказник
«Баджальский», заказник «Ольджиканский», заповедник «Большехехцирский», заказник
«Тумнинский». Интерактивная игра «Заповедники и парки».
Тема 23. День полного освобождения Ленинграда/ 27 января. Акция «Открытка
ветерану». Акция «Блокадный хлеб». Классные часы, посвященные Дню полного
освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Урок памяти, мастер-класс «Красная
гвоздика». Литературная гостиная «Я говорю с тобою, Ленинград».
Тема 24. День российской науки/ 8 февраля. В мире нано технологий. Страницы жизни
великого исследователя (Вавилов Н.И.). Познавательные лаборатории: Теория поколений.
Страницы жизни нобелевского лауреата Сахарова А.Д.. IT-достижения последнего
десятилетия. Важные физические открытия. Игра «Хочу все знать!».
Тема 25. Международный день родного языка/21 февраля. Беседа (примерные вопросы
для обсуждения): История памятной даты, угрозы вымирания языков, многообразие
языков, сохранения родного языка, языки народов России, государственные и
официальные языки в субъектах РФ. Мониторинг ЮНЕСКО.
Тема 26. День защитника Отечества/ 23 февраля. Интерактивная беседа (примерные
вопросы для обсуждения). История праздника. С XVIII века отмечали День памяти
русского воинства и День кавалеров ордена Святого Георгия. В 1922 г. был установлен
новый праздник, отмечавшийся ежегодно 23 февраля – День Красной Армии. С 1946 г. –
День Советской Армии. С 1949 и до 1992 года - День Советской Армии и ВоенноМорского Флота, 1992 г. - День Защитника Отечества. Значение праздника как символа
единства всех поколений вооруженных защитников Отечества от тех, кто посягает на ее
суверенитет и территориальную целостность.

10

Тема 27. Всемирный день иммунитета/ 1 марта. Беседа (примерные вопросы для
обсуждения): «Иммунитет и его укрепление». «Станции здоровья» с элементами квестигры. Выпуск газеты «Быть здоровыми хотим!».
Тема 28. Международный женский день/8 марта. Беседа (примерные вопросы для
обсуждения): История возникновения праздника. Исторические события, связанные с его
появлением. Современные традиции празднования. Стихи, песни, посвященные дню
девочек, женщин, бабушек.
Работа творческих мастерских: поделки для мам своими руками.
Тема 29. Всемирный день здоровья/ 7 апреля. Дискуссия (примерные вопросы для
обсуждения): здоровье – основа полноценной человеческой жизни, здоровый образ жизни
(ЗОЖ). Факторы здоровья. Вредные и полезные привычки. Просмотр видеоролика «7
апреля. День здоровья» (канал YouTube) или спортивная эстафета «Папа, мама, я –
здоровая семья».
Тема 30. День космонавтики/12 апреля. Интерактивная беседа (примерные вопросы для
обсуждения): история космонавтики «Мы были первыми». Юрий Алексеевич Гагарин –
первый космонавт. Выдающиеся космонавты России. Космос и его освоение.
Космические технологии Викторина «Звездный путь». Изготовление моделей ракет в
объединениях технического направления, проектная деятельность совместно с
родителями (на выбор).
Тема 31. День пожарной охраны/ 30 апреля. Информационная минутка «История
пожарного дела». Просмотр видеофильма по профилактике лесных пожаров «Сбережем
лес для потомков». Выпуск и распространение листовок «Нет пожарам!». Выход в
пожарную часть. Познавательно-игровая программа ко Дню пожарной охраны «Скажем
пожарам: «Нет!».
Тема 32. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945
годов. Вопросы для обсуждения: Великая Победа советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов. Героизм и потери ВОВ. Дети-герои ВОВ. Дети
войны. Ключевые, переломные моменты ВОВ. Уроки войны и Победы. Просмотр
видеоролика «Видеоурок для детей ко Дню Победы». Презентация «Спасибо деду за
Победу». Организация участия детей во Всероссийских онлайн акциях «Георгиевская
ленточка», «Свеча памяти», «Бессмертный полк».
Тема 33. День семьи, любви и верности/ 8 июля. Дискуссия (примерные вопросы для
обсуждения): История прекрасного праздника. Роль семьи в жизни ребенка, взрослого
человека. Семейные ценности: любовь, верность, ответственность. Викторина «Семья,
любовь, верность», конкурс на лучший видеоролик о семье, фотовыставка (на выбор).
Тема 34. День Государственного флага Российской Федерации. Беседа (примерные
вопросы для обсуждения): История становления российских государственных символов
(флаг, герб). Настольная игра-пазл «Собери флаг и герб», посещение музея, викторина.
Тема 35. День славянской письменности и культуры/ 24 мая. Информационная
минутка. Акция «От наскальной до настенной» (мастер-класс, интерактивные игры).
Конкурсы знатоков русского языка «Люби и знай русский язык», викторина «От черепицы
до письменности».
Тема 36. Международный день защиты детей/ 1июня. Большой праздничный концерт
выпускников подготовительного отделения. В рамках праздника День защиты детей.
Праздничная акция «Яркое лето». Фотоконкурс «Дети встречают лето».

11

Планируемые результаты
Предметные: знают основные исторические и праздничные даты Российской Федерации;
Личностные: положительно относятся к государственным праздникам, понимают и
принимают их ценность и значимость.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
✓
Учебное помещение
✓
Компьютер, проектор, экран
✓
Учебные фильмы и литература
✓
Комплекты игр и раздаточного материала к упражнениям и практическим работам
✓
Информационное обеспечение
✓
Использование ресурсов КГБНУК «Хабаровского краевого музея имени Н.И.
Гродекова», сайт http://www.hkm.ru/;
✓
сайт ФЦДЮТиК www.turcentrrf.ru;
✓
сайт Дальневосточного художественного музея www.двхм.рф.
✓
Использование ресурсов YouTube, Яндекс.
Формы аттестации:
- промежуточная аттестация, позволяющая выявить достигнутый на данном этапе уровень
знаний, умений, навыков учащихся, в соответствии с пройденным материалом программы
(декабрь);.
Формы представления результатов:
-участие в выставках, фестивалях, презентация проектов, выполнение творческих работ и
т. п.;
-отчетное занятие, концерт.
Оценочный материал: -фото-, видеоотчѐт и др.;
Список источников
Литература для педагога:
1.
Воспитательный
процесс:
изучение
эффективности:
методические
рекомендации/под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2011.
2.
Георгиевский А.В., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. –
М.: Просвещение, 1983.- 160 с.
3.
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. –
Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.
4.
Кутеева, О. Планирование воспитательной работы на основе личностноориентированного обучения/О.Кутеева// Классный руководитель. – 2001. - №1.
5.
Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. - М., 2012.
6.
Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные
программы. – Волгоград: Учитель, 2009. -263 с.
7.
Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/В.А.Сластенин. - изд.2-е.-М.,
2014.
8.
Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. – М.:АСТ-АТД, 1998. – 256 с.
9.
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. - 336 с
Интернет-источники:
1.
http://kcdod.tilda.ws/resource27 - интернет ресурс для педагогов дополнительного
образования
2.
https://pandia.ru/text/77/456/934.php - особенности воспитательной работы в системе
дополнительного образования;
3.
https://videouroki.net/razrabotki/rabochaya-programma-po-vospitatelnoy-rabote.html рабочая программа по воспитательной работе;
4.
https://infourok.ru/rabochaya-programma-vospitatelnoy-raboti-328614.html- рабочая
программа воспитательной работы.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».