Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности ДЮП Добрый огонь

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
(МОУ ЦО «Открытие»)
Принята на заседании
Педагогического совета
от «___»_______20___г.
Протокол №_________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ЦО «Открытие»
______________ Л.Н. Саулова
Приказ №_____ от ___________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
ДЮП «Добрый огонь»
по изучению правил пожарной безопасности
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Кравченко И.А.,
педагог – организатор.

г. Комсомольск-на-Амуре
2022 год.

1

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1.

дополнительной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В целях повышения безопасности жизнедеятельности воспитанников и в рамках
плана
учебно-воспитательной
работы
была
разработана
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
социально-гуманитарной
направленности ДЮП «Добрый огонь» по изучению правил пожарной безопасности.
Данная программа может быть рекомендована учреждениям дополнительного
образования для обучения детей младшего школьного возраста правилам пожарной
безопасности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая социально-гуманитарной
направленности ДЮП «Добрый огонь» по изучению правил пожарной безопасности
разработана на основании:
-Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017г. №1642,
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»,
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Направленность программы - социально-педагогическая.
Она предполагает освоения знаний и практических навыков пожарной
безопасности;
по функциональному предназначению - учебно-познавательная;
по времени реализации - одногодичная.

1.2.

Цель и задачи программы

Цель - создание условий для организации деятельности школьников по изучению
правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды
пожаробезопасного поведения среди детей и населения в городе.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучение правилам пожарной безопасности.
2. Привитие навыков осознанного безопасного поведения, правильных действий в случае
возникновения пожара.
3. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих.
4. Улучшения правовой и экологической подготовки.

2

5. Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Развивающие:
1. Активизировать познавательный интерес к трудной профессии пожарного.
2. Развивать мышление, внимание, память.
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях ориентировку на лучшие нравственные качества: мужество,
находчивость, самоотверженность, скромность;
2. Воспитывать чувство самоконтроля, самодисциплины и сотоварищества.
Актуальность данной программы. Анализ причин пожаров показывает, что
возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или
халатности, а также по причине детской шалости. Опасность возникновения пожаров и
тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности
окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов,
созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в
своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в
керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи. Именно поэтому
важно изучать правила пожарной безопасности в дополнительном образовании, так как
приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения,
внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети
пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых
связано с незнанием этих правил.
Новизна. Программа социально-педагогической направленности
позволяет
закрепить знания по пожарной безопасности в течение двух лет и организовать дружины
юных пожарных. Она включает как познавательные и спортивные занятия, так и
декоративно-прикладные занятия с детьми.
Педагогическая целесообразность. Программа позволит выработать в детях
стремление получить знания, практические навыки осторожного пользования огнём,
электроприборами и другими предметами, вызывающими пожар. Данное обучение
позволит детям быть дружными, внимательными, сильными и ответственными за личную
безопасность, безопасность окружающих и за сохранение окружающей среды.
Форма и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения.
В соответствии с данной образовательной программой:
Форма занятий групповая. Программа предусматривает реализацию и
организацию других форм занятий - игра, беседа, презентация, лекция в сочетании с
практическими занятиями, спортивные соревнования, выставки творческих работ,
индивидуальная работа. Во время занятий проводятся спортивные разминки, игры и
прогулки на свежем воздухе. При подготовке к занятиям необходимо подбирать
наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы,
различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия
программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются
экскурсии в пожарную часть, встречи с сотрудниками государственной противопожарной
службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и
преступлений несовершеннолетних.
Наполняемость групп – 10-15 человек.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю, 72 часов в год.
Уровень-общекультурный (ознакомительный)
Продолжительность занятий – 45 минут.

1.3.

Содержание программы

Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных
основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по

3

предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической
работе и оказанию помощи при тушении пожаров.
Учебные занятия с дружинниками проводит педагог-организатор с привлечением
работников пожарной охраны добровольных пожарных обществ, общественные
организации по работе с дружинами юных пожарных.
Программа является примерной. В зависимости от условий в содержание тем могут
вноситься необходимые изменения.
Члены дружин юных пожарных к учебным занятиям и работе в дружине
привлекаются с учетом их возраста.
На каждую тему занятий рекомендуется отводить не менее одного часа.
На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту
руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности.
В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны
приобрести практические навыки проверки. Здесь же, в ходе проверки, надо рассказывать
о первичных средствах пожаротушения и, по возможности, показывать на практике
способы их применения во время пожара.
Примерная учебная программа
ДЮП «Добрый огонь» по изучению правил пожарной безопасности
Тема 1. Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг.
Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил
огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение
огня и пара в промышленности.
Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся
уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей.
Опустошительная сила атомного огня.
Основные причины пожаров. Конкретные примеры пожаров в области, районе,
городе. Человек сильнее огня. Демонстрация видеофильмов.
Тема 2. С огнем не шути.
Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами,
хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.
Взрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая
плита.
Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования
огнетушителей.
Тема 3. Единая служба спасения 01.
Бедствия от огненных стихий. История создания противопожарной службы.
Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части,
государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Дружины
юных пожарных.
Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Телефон “01”.
Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества. Экскурсии в
пожарную часть.
Тема 4. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и
противопожарное оборудование.
Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств
тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические
характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их
применения. Выбор огнетушащих веществ, при тушении различных материалов и
веществ. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.

4

Тема 5. Чтобы ёлка принесла только радость.
Правила установки ёлки. Использование электрических гирлянд. Правила ухода за
естественными и искусственными ёлками.
Тема 6. Творчество на противопожарную тематику.
Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может быть
поделка из любого материала, мягкая игрушка, рисунок, макет, конструкторское изделие и
прочее. Работы должны иметь противопожарную направленность.
Занятия проводятся в виде конкурса. Лучшие работы могут составить экспозицию
и быть выставлены в Центре детского творчества, для показа. Лучшие поделки
принимают участие в муниципальном, краевом конкурсе «Служба Спасения 01».
Тема 7. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.
Причины загорания одежды. Действия человека, если на нём загорелась одежда.
Первая доврачебная помощь при ожогах.
Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Первая медицинская
помощь при ожогах.
Тема 8. Дым над лесом.
Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления
уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в
горящем лесу. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность
торфяников. Самовозгорание торфа. Основные причины пожаров в лесу. Последствия от
сжигания сухой травы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес. Выбор
места для розжига костра и правила его тушения.
Тема 9. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации.
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в
период опасности. План эвакуации людей в случае возникновения пожара. Знакомство со
знаками пожарной безопасности. Урок – презентация «Огонь – друг, огонь – враг».
Тема 10. Профессиональная подготовка пожарных.
Экскурсия в пожарную часть. Беседы с людьми, выбравшими опасную профессию
– пожарного. Показ профессиональных умений и навыков. Индивидуальное и групповое
обучение детей. Основа профессиональной подготовки пожарных.
Тема 11. Пожарно-спасательный спорт.
Физическая подготовка учащихся. Нормы и требования спортивной
классификации. Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного
спорта. Организация спортивных соревнований между отрядами юных пожарных школ,
города, района, края. Спортивные игры.
Учебно-тематический план. Первый год обучения.
№
п/п

Тема занятий

Кол-во
часов

Кол-во
часов
теории

Кол-во часов
практики

1.

Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг.

6

3

3

2.

С огнем не шути

6

3

3

3.

Служба 01

7

3

4

4.

Первичные средства тушения пожаров.
Пожарные автомобили и противопожарное
оборудование

6

2

4

5.

Чтобы ёлка принесла только радость

6

2

4

5

6.

Творчество на противопожарную тематику

7

4

3

7.

Что делать, если загорелась одежда. Действия
при ожоге

6

3

3

8.

Дым над лесом

6

2

4

9.

Главное- самообладание. Практические
занятия по эвакуации

6

2

4

10.

Профессиональная подготовка пожарных.

8

4

4

11.

Пожарно-спасательный спорт

8

3

5

Всего:

72

31

41

1.4.

Планируемые результаты

Личностные:
Учащиеся должны быть:
✓ сформированы чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного
долга; уважение к профессии пожарного;
✓ воспитано бережное отношение к своей жизни и жизни окружающих;
✓ воспитаны самодисциплина, сила воли, мужество, стойкость, стремление к
преодолению трудностей;
✓ воспитаны чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки;
Метапредметные:
✓ развита инициатива и эрудиция в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований;
✓ развито мышление, внимание, память;
✓ развит познавательный интерес в процессе организации встреч с работниками
пожарной охраны.
Предметные:
✓ получены знания по правилам пожарной безопасности;
✓ привиты навыки осознанного безопасного поведения, правильных действий в
случае возникновения пожара;
✓ обучены умениям и навыкам по предупреждению и тушению пожаров, оказанию
первой помощи пострадавшим;
✓ приобретены знания, умения и навыки работы с первичными средствами
пожаротушения.

6

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4

Учебный
период
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
всего

Кол-во
учебных недель
8 недель
7 недель 4 дня
9 недель 3дня
8 недель 1 день
33 недели 3 дня

Дата начала/окончания
учебного периода
02.09.-25.10.
05.11.-27.12.
13.01.-20.03.
30.04.-29.05.

Продолжительность
каникул
28.10.-04.11.
30.12.-12.01.
23.03.-29.03.
01.06.-31.08.

2.2. Условия реализации программы:
✓ занятия проходят в специально оборудованном классе;
Материально-техническое обеспечение:
✓ кабинет для занятий;
✓ спортивный зал, спортивная площадка;
✓ пожарно-технический инвентарь;
✓ огнетушитель;
✓ план эвакуации;
✓ марлевая повязка, медицинская аптечка, шины, бинты, резиновый жгут, носилки;
✓ «Уголок безопасности»;
✓ персональный компьютер.
✓ мультимедийный проектор
✓ фотоаппарат.

2.3.Формы аттестации:
✓ опрос, зачет, тестирование, соревнование, выпуск «боевого листка», викторина,
молнии на противопожарную тематику, практическая работа;
✓ журнал посещаемости, материал тестирования, методическая разработка, протокол
соревнований, фото, отзыв детей и родителей;
✓ конкурс, выступление агитбригады, соревнование, итоговое задание, итоговый
отчет, открытое занятие.

7

Список литературы для педагогов:
1.Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: методические
рекомендации: 1-4 кл. / Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова.- М.:
Просвещение,2009-143с.- (Школа России).
2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности:
2 класс.- М.: ВАКО, 2008.-272 с.
3. Неменок Ю.П. Справочные материалы по некоторым темам курса «Основы
безопасности жизнедеятельности». Пособие для преподавателей –организаторов ОБЖ 511 классов. М., Издательство «Фирмы Глянц», 1995 – 68с.
4.Правила пожарной безопасности (ППБ01-03). - М.: ИНФРА-М, 2007.- 161 с.
5.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.- М.:
«Просвещение», 1987.-97с.
6. А.Т. Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, И.Ф.Богоявленский, В.Н.Латчук, С.В.Петров
Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.; Учебник для общеобразовательных
учреждений / А.Т.Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов и др. - М.: ООО «Издательство
Астрель»; 000 «Издательство ACT», 2002. -155, (5) с: ил.

Список литературы для детей:
1. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности.1 класс: учеб. для
общеобразовательных учреждений/ Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.- М.:
Просвещение,2009-55 с.(Школа России).
2. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности.2 класс: учеб. для
общеобразовательных учреждений/ Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.- М.:
Просвещение,2009-56 с. (Школа России).
3. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности.3 класс: рабочая тетрадь для
общеобразовательных учреждений/ Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.- М.:
Просвещение,2006-31с.(Школа России).
4. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности.4 класс: рабочая тетрадь для
общеобразовательных учреждений/ Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.- М.:
Просвещение,2006-35с.(Школа России).

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».