Описание адаптированной основной образовательной программы основного общего образования

ОПИСАНИЕ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ ЦО «ОТКРЫТИЕ»
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития Муниципального общеобразовательного учреждения Центра образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева (далее – АООП ООО обучающихся с ЗПР), представляет собой
документ, характеризующий главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - с задержкой психического развития (далее - ЗПР), - с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию казанных лиц.
Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития, способных усвоить адаптированную образовательную программу основного
общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий.
Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР направлена на создание
условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
АООП ООО обучающихся с ЗПР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР, а также способы определения
достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание ООО обучающихся с
ЗПР и включает направления и содержание программы коррекционной работы,
ориентированную на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Организационный раздел включает учебный план ООО; систему специальных
условий реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Программа адресована педагогическим работникам, обучающих детей с ОВЗ,
учителям, классным руководителям, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, учителям-логопедам и социальным педагогам.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения школьников на
основной ступени образования:

- Формирование социально-нравственного поведения обучающихся, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности
преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности,
гибкости мышления.
- Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности,
самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература) в целях
успешного осуществления учебно-познавательной деятельности.
- Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального
уровня развития обучающихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы
начальной школы, отработка основных умений и навыков).
- Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья обучающихся: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;
создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов
во фронтальной и индивидуальной работе школьников; занятия спортом.
- Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее
возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.
- Системный разносторонний контроль развития подростка с помощью специалистов (классный руководитель, психолог, социальный педагог). Осуществление
регулярной взаимосвязи с родителями ребенка, другими членами его семьи.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
- Динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование
заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового,
зрительного, кинестетического.
- Принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

- Принцип развития и коррекции высших психических функций основан на
включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания,
памяти, навыков чтения и устного высказывания.
- Принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание
должно быть четким, т. е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).
В общеобразовательной организации могут обучаться школьники с ОВЗ по заключению ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) по программе
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. Данная программа рекомендована для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, имеющих потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.
Программа направлена на обеспечение коррекции их психического развития и
эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития разрабатываются на основе
государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:
- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной
деятельности и речи обучающихся, преодоление индивидуальных недостатков развития;
- определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.
Подходы и организация образовательного пространства школы
Ученики, обучающиеся по программе для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, занимаются в общеобразовательном классе (инклюзивно) или в классах коррекции для детей с ЗПР.

Учитывая контингент детей, обучающихся по данной программе, школа использует учебные программы по предметам и УМК массовой общеобразовательной школы.
Данная категория детей нуждается в психолого-педагогическом и медицинском сопровождении, которое подразумевает помощь и поддержку ребенка в процессе его интеграции в образовательную среду. Психологическое направление ведет педагог-психолог. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение
психического здоровья каждого ученика, интегрированного в общеобразовательный класс. Также коррекционные занятия по устранению устных и письменных
ошибок в речи проводит учитель-логопед.
В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий,
встречи с родителями, консультации педагога – психолога, обследование семей социальным педагогом.
Психологические особенности школьников, обучающихся по программе
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой
психического развития:
• замедленный темп формирования обобщённых знаний;
• интеллектуальная пассивность детей;
• повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.
С учётом этих особенностей, в ОО намечены пути обучения:
• обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала);
• обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений;
• обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения;
• постепенное сокращение помощи со стороны;
• постепенное повышение трудности заданий;
• регулярное уделение внимания мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению
уровня интеллектуального развития обучающихся. Характерной особенностью
учебно - воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на
их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В целях успешного решения задач обучения в этих классах
активно используются организационно - педагогические технологии:

• Сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися
на уроке с целью устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание
индивидуальной помощи учащимся;
• Коммуникативно-диалоговая технология в целях развития коммуникативной
культуры, развития речи, памяти;
• Из предметных технологий используются в основном игровая технология
для развития познавательных интересов обучающихся в соответствии с возрастными особенностями детей.
Особенности обучения по предметам:
- небольшой (дозированный) объем подачи материала;
- подготовительные упражнения;
- постоянное повторение и закрепление материала;
- использование наглядности и связь с жизнью;
- смена видов деятельности на уроке.
На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового
материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения материалом строим на многократной тренировке в применении полученных знаний.
Уроки чаще всего имеют следующую структуру:
- обязательный психологический настрой на урок, мотивация;
- проверка домашнего задания;
- актуализация знаний;
- изучение новой темы с обязательным использованием наглядного, раздаточного материала;
- закрепление новой темы («сделай по образцу»);
- повторение, формирование умений (найди ошибку);
- подведение итогов уроков (оценка, самооценка).
При организации обучения детей по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития необходимо
учитывать методические рекомендации, которые даются для преподавания в общеобразовательных классах. Однако для успешного усвоения материала учащимися
необходимо учитывать их характерные особенности и соблюдать определенные
принципы и требования при проведении уроков.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач.
Объяснение нового материала следует проводить с опорой на практические
задания.

При изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные
схемы, карты и т.д. Рекомендуется систематическое включение блоков повторения
изученного материала перед основными темами курса.
Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в
большом многообразии ситуаций.
Закрепление изученного материала проводится с использованием вариативного дидактического материала, позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения: таблиц; карточек; карточек-опор.
Интеллектуальное развитие непосредственным образом связанно с развитием
речи. Поэтому важным и непременным принципом работы является внимание к речевому развитию. Обучающиеся в классе должны много говорить и записывать.
Они должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на
известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы. Необходимо поощрять их к этому. Желательно, чтобы вопросы и
замечания типа: «Почему?», «Как можно объяснить?», «Как ты думаешь?» - постоянно звучали на уроках.
Необходимо также постоянно формировать у детей умение работать с учебником, справочной литературой. Кроме того, данных обучающихся отличают ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, поэтому следует уделять внимание работе над терминами.
Рекомендуется использовать следующие приёмы:
- диктанты (записать и прочитать слова, поставить ударение);
- списывание определений и правил из учебника (выделить главные слова,
установить связи слов в тексте определения, подчеркнуть нужные слова, используя
разные цвета, выучить, привести примеры);
- работа с текстами учебников, слушание подготовленных сообщений о словах, терминах.
Каждое сформированное у школьников умение следует доводить до навыка,
побуждая их к выполнению работ различного характера: диктантов, практических,
самостоятельных, контрольных работ, зачётов. Часть этих работ можно проводить
в так называемой полу устной форме, когда на одни вопросы обучающиеся отвечают письменно, а на другие устно, подняв руку и дождавшись, когда учитель сможет подойти и выслушать ответ.
В процессе изучения каждый темы рекомендуется проводить самостоятельные
работы обучающего характера. Самостоятельные работы состоят из обязательной
и дополнительной частей. Выполнение заданий дополнительной части не является

обязательным. Но в силу того, что обучающиеся продвигаются в учёбе разными
темпами, им предоставляется возможность достичь более высокого уровня и, соответственно, получить более высокую оценку. В начале самостоятельные работы
необходимо проводить по образцу, алгоритму, впоследствии постоянно усложняя
материал: добавлять задания продуктивного характера, а для кого-то и творческого.
После изучения темы или раздела организуются контрольные работы.
Контрольные работы выполняются только письменно. После контрольной работы обязательна работа по коррекции знаний, умений и навыков обучающихся.
Форма зачёта может быть самой свободной, т.е. одни обучающиеся могут отвечать устно по специальным билетам, а другие выполнять задания в письменном
виде.
Таким образом, четкая постановка цели и задач, определение структуры и преемственности этапов, тщательный отбор методов и приёмов с опорой на несколько
анализаторов и определение их рациональной комбинации, организующая роль педагога, создание атмосферы психологического комфорта – необходимые условия
эффективного планирования и проведения урока по программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития.
Характеристика видов деятельности и задач, решаемых
субъектами образовательного процесса.
Задачи в области обучения:
- Развивать социальный интеллект школьников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя;
- Формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному
процесс;
- Осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе.
Задачи в области воспитания:
- Формировать умения самовоспитания, самообразования, обеспечить условия
для максимальной самореализации.
- Формировать умение использовать нравственные знания и соотносить их со
своими поступками.
- Закреплять в духовном сознании обучающегося с задержкой психического
развития групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических
установок и привычек через доступные формы социального поведения.
Задачи в области психического развития:
- Обеспечивать совместно с медицинским сопровождением систематическую
реабилитацию психического здоровья детей с задержкой психического развития.

- Обеспечить каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.
Задачи в области социализации:
- Развивать потребность в расширении адекватных социальных контактов,
снимать у обучающихся коммуникативную тревожность;
- Готовить обучающихся к профессиональному и жизненному выбору.
Задачи, решаемые педагогами:
- реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных
организационно-учебных формах;
- подготовить обучающихся к выбору профессии;
- организовать систему социальной жизнедеятельности, создать пространство
для реализации подростков, проявления инициативных действий, адаптации в обществе.
Планируемые результаты.
В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных
программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков обучающихся.
Ответственность за объективность оценки знаний обучающихся возлагается на
учителя. Вопросы качества обучения обучающихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
По результатам освоения основной общеобразовательной программы выпускники проходят государственную (итоговую) аттестацию и получают аттестат об основном общем образовании.
Модель выпускника школы
Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками, умеющий принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.
Выпускник основной школы – это ученик,
- который успешно освоил образовательную программу основного общего образования;
- который участвует в коллективных творческих делах;
- у которого сформированы психические процессы;
- который осознает характер межличностных отношений в коллективе;
- у которого сформированы основы правосознания;
- который профессионально ориентирован;
- который участвует в самоуправлении образовательным учреждением.

Социально-педагогическое направление осуществляет социальный педагог,
владеющий методами социально-педагогического обследования обучающихся и их
семей, теоретическими и практическими знаниями по оказанию педагогической
помощи школьникам и их семьям в решении вопросов социализации и адаптации.
Специфика деятельности социального педагога заключается в том, что он является
координатором всех линий взаимодействия специалистов и семьи, направленных
на максимально эффективную помощь ребенку с ограниченными возможностями
здоровья. Он отслеживает наличие преемственности между школой и семьей, консультирует родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье; изучает социальные условия развития и воспитания ребенка в семье; взаимодействует с педагогами, специалистами служб социальной защиты, по вопросам оказания социальной помощи обучающимся образовательного учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».