Описание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования

ОПИСАНИЕ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ ЦО «ОТКРЫТИЕ»
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития МОУ ЦО «Открытие» (далее – АООП НОО
обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения в МОУ ЦО
«Открытие» данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Адаптированная
основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с ЗПР (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
— ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и
планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной
программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре
АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют
федеральному государственному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС
НОО). Адаптация программы обусловлено введение программы коррекционной работы,
ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы
коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ МОУ ЦО «Открытие»
создало АООП НОО обучающихся с ЗПР по варианту 7.1
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4
классы).
АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной
программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий
получения образования.
Определение варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных
по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР
и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного
подхода обеспечивает:
•
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
•
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
•
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
•
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены следующие

принципы:
•
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
•
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
•
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
•
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
•
онтогенетический принцип;
•
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального
общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
•
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
•
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
•
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
•
принцип сотрудничества с семьей.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации МОУ ЦО «Открытие» АООП
НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию
их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы,
организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий
и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и др. соревнований;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей)
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды (района, города).

Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития
(вариант 7.1) адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных
средах.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО отражают:
- способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и
соответствовать общему темпу занятий;
- способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях
общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком, умение задавать вопросы;
- способность к наблюдательности, умение замечать новое;
- стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно- практической
деятельности;
- умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и
сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять
словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат
деятельности;
- сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО
предметные, метапредметные и личностные результаты;
- сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО и системой
оценки МОУ ЦО «Открытие».
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при
завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть
индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых
результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения
АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
•
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
•
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
•
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
•
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно

прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
•
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный
шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.);
•
при
необходимости
предоставление
дифференцированной
помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
•
увеличение времени на выполнение заданий;
•
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
•
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы.
В структуру АООП НОО введена программа коррекционной работы. Она
предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР.
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с
учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК,
индивидуальной программы реабилитации.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с
ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и
речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
-создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
-осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико- педагогического
сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
-оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
-возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного
учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об
окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы содержит:
-перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
и освоение ими АООП НОО;
-систему
комплексного
психолого-медико-педагогического
и
социального
сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего
психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых
образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в
освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;
-механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских
работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других
институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие
эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция
нарушений устной и письменной речи;
- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации
к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса,
при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих
занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с
ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении
АООП НОО в целом.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП
НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, предполагается
оперативное дополнение структуры программы коррекционной работы соответствующим
направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления
возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении,
взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР
направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью
выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
-оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации,
обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
-социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие
образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств,
общественными организациями и другими институтами общества).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют
специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог,
имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог
дополнительного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».