Описание основной образовательной программы основного общего образования

ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ ЦО «ОТКРЫТИЕ»
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального
общеобразовательного учреждения Центра образования имени Героя Советского Союза
А.П.Маресьева «Открытие» города Комсомольска-на-Амуре (далее Программа), разработана
педагогическим коллективом в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки
России от 17.12.2010 №1897, на основе Примерной основной образовательной программы
основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)), рассмотрена и
принята на заседаниях педагогического совета (протокол №1 от 30.08.2017г.) и Управляющего
совета (протокол №1 от 31.08.2013г.), утверждена приказом директора МОУ ЦО «Открытие» от
02.09.2017г. №117/1.
Данная программа является рабочей, т.е. по мере изменения федеральных государственных
образовательных стандартов и накопления опыта в нее будут вноситься изменения и дополнения.
Основная образовательная программа основного общего образования определяет содержание и
организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на
формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование,
обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся.
Для успешной реализации ФГОС ООО учреждением определена Миссия школы в которой,
каждому учащемуся созданы условия для индивидуального личностного роста, профессионального
самоопределения и реализации в ходе инновационного развития экономики и
высокотехнологичности среды.
Миссия МОУ ЦО «Открытие» заключается:
- по отношению к учащимся и учителям: в предоставлении каждому свободного выбора направлений, форм и содержания, в каждом из осуществляемых видов деятельности, в соответствие
с личными потребностями, способностями и возможностями; создание среды способствующей
повышению профессионализма за счет включения в процесс активного поиска инновационных
решений;
- по отношению к родителям: построение конструктивного взаимодействия направленного на
создание оптимальных условий достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП
ДО, НОО, ООО, СОО, получение первоначальных навыков профессиональной деятельности;
- по отношению к социуму: начальная профессиональная, многопрофильная подготовка
учащихся, воспитание культурной, образованной личности с активной гражданской позицией;
расширение форм участия в образовательном процессе.
Таким образом, МОУ ЦО «Открытие» это:
– ресурсный центр образовательных инноваций;
– образовательная организация, дающая возможность каждому найти и выразить себя сообразно
своим возможностям, способностям и потребностям;
– центр социокультурной активности;
– центр осуществляющий профильную подготовку потенциальных абитуриентов ВУЗов и
СУЗов.
Достижение целевых ориентиров Программы развития МОУ ЦО «Открытие» и миссии центр
возможно только при конструктивном взаимодействии всех участников образовательного процесса
в ходе осуществления ими различных направлений деятельности. Целью данного взаимодействия
должна стать реализация индивидуальной траектории развития каждым учащимся.
Индивидуальную
траекториею
развития
мы
понимаем
как
целенаправленную
дифференцированную программу, обеспечивающую учащемуся выбор в развитии и реализации
личностных качеств (самоопределение, самореализация) при педагогической поддержке
(тьюторском сопровождении).

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования
МОУ ЦО «Открытие» является обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося основного школьного возраста, индивидуальными особенностями
его развития и состояния здоровья.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
·Создание открытой развивающей среды, обеспечивающей удовлетворение образовательных
запросов социума.
·Предоставление обучающимся равных возможностей для освоения современных знаний и
применения их в практической деятельности.
·Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активной учебнопознавательной деятельности посредством реализации системно-деятельностного подхода.
·Формирование личности, соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями,
уважающей правопорядок, осознанно выполняющей правила здорового образа жизни,
экологической безопасности.
·Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
·Воспитание российской гражданской идентичности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный
подход.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических
особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых
только совместно с классом и под руководством учителя, к овладению этой учебной
деятельностью на ступени основной школы, становление которой осуществляется в форме учебного
исследования, к новой внутренней позиции обучающегося, направленной на самостоятельный
познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление
контрольных и оценочных действий;
- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) перехода от
самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности
проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй
перспективе;
- с формированием у обучающегося научного типа мышления;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и
сотрудничества;
- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от
классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения осуществляется с
учётом особенностей подросткового возраста и этапов подросткового развития (11—13 лет, 5—7
классы; 14—15 лет, 8—9 классы).
Основными принципами построения программы являются принципы современной дидактики:
- гуманизации и культуросообразности;
- целостности и вариативности;
- индивидуализации и дифференциации;
- преемственности; системности;
- открытости; творческой активности личности.
Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности,
открытости,
перспективности
и
научной
обоснованности
развития,
вариативности,
технологичности, поликультурности, носит личностно ориентированный характер.
Преемственность ООП НОО и ООП ООО
ООП основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с ООП
начального общего образования, с другой стороны, предлагает качественную реализацию

программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя
возрастной период с 11 до 15 лет.
В связи с этим, ООП основного общего образования прежде всего опирается на базовые
достижения младшего школьного возраста, а именно:
- наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных средств и способов
действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как
учебные, так и внеучебные задачи;
- способность к инициативному поиску построения средств выполнения предлагаемых
учителем заданий и к пробе их применения;
- сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;
- освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и
результатов выполнения задания;
- наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в
совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная
дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);
- желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и
умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и
осваивать недостающие умения.
Кроме этого, ООП основного общего образования разработана в соответствии с возрастными
возможностями подросткового возраста, которые включают в себя:
- возникновение нового отношения к учению - стремление к самообразованию, тенденция к
самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность
в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях,
личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми;
- появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение
условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком
людей, для общества;
- становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного
предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в
решении практических, социально значимых задач;
- появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность,
деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности;
- субъективное переживание, чувство взрослости, в именно: потребность равноправия,
уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых;
- общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически
осмысляются нормы этого общения;
- проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные и
временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появление стремления к
неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появление
сопротивления, стремления к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные
варианты;
- пробуждение активного взаимодействования, экспериментирования с миром социальных
отношений;
- появление к концу подросткового возраста способности осознанно, инициативно и
ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного
действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему
действию. Становление поведения подростка поведением для себя, осознание себя как некое целое.
Особенности реализации программы
В соответствии с ФГОС общего образования в основе создания и реализации основной
образовательной программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает:
- определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип
обучения;

- раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства
человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций,
обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
- создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за
счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных
особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе
образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и
намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его
участников.
Реализация примерной ООП основной ступени общего образования может
осуществляться в следующих видах деятельности подростков:
- совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных формах
(включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность
проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки,
дидактической организации материала и пр.);
- индивидуальной учебной деятельности при осуществлении индивидуальных образовательных
маршрутов (программ);
- совместной распределенной проектной деятельности, ориентированной на получение
социально значимого продукта;
- учебно-исследовательской деятельности в ее разных формах, в том числе осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное
на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
- деятельности управления системными объектами (техническими объектами, группами людей);
- творческой деятельности (художественной, технической и др. видах деятельности);
- спортивной деятельности, направленной на построение образа себя, самоизменение.
Основная образовательная программа основного общего образования школы — это программа
действий всех участников образовательного процесса по достижению запланированных данной
программой результатов и предусматривает:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами;
- развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной
(урочной и внеурочной) деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности,
через систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений
дополнительного образования детей, культуры и спорта;
- овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего
успешного образования и ориентации в мире профессий;
- формирование социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и
социально-профессиональных ориентаций;
- индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации
индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, обеспечения их эффективной
самостоятельной работы при поддержке педагогических работников;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии основной образовательной программы основного
общего образования и условий ее реализации;

- организацию сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса
общеобразовательного учреждения, направленного на повышение эффективности образовательного
процесса;
- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды города,
формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных
проектов и программ;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной,
проектно-исследовательской и художественной деятельности;
- формирование у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
- обновление содержания основной образовательной программы основного общего
образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы
образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом
особенностей развития субъекта Российской Федерации;
- эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и
руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной,
коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
- эффективное управление образовательным учреждением с использованием информационнокоммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Сроки реализации программы
Для реализации ООП основного общего школьного образования определяется нормативный
срок –5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:
- первый этап - 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к
подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной
траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный,
безстрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
- второй этап –7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в
разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных
образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно
значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого
способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в
учебном предмете (предметах).
Программа адресована:
- учащимся и родителям (законным представителям) учащихся для информирования о целях,
содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению
каждым обучающимся образовательных результатов для определения сферы ответственности за
достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и
возможностей для взаимодействия;
- учителям для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в
практической образовательной деятельности;
- администрации центра для координации деятельности педагогического коллектива по
выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО, для
регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих
решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов
образовательной деятельности.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования
формируется с учетом:
- создания условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с
государственными стандартами;
развития
творческой,
конкурентоспособной,
общественно-активной,
функциональнограмотной, устойчиво развитой личности;
- организации учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;

обеспечения
качества
образования,
позволяющего
выпускникам
эффективно
взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени; воспитания личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
- обеспечения досуговой занятости, создания условий для удовлетворения интересов и развития
разнообразных способностей детей;
- воспитания ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков
здорового образа жизни, заказа родителей:
- возможностью получения качественного образования;
- создания условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Структура планируемых результатов
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной,
сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их
способностей. В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в
соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные
направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов
ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно
неперсонифицированной информации.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в
соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют
основные направленности метапредметных результатов.
3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в
соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов
освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой
оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования,
выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов,
курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться», относящихся
к каждому учебному предмету: «Русский язык»,
«Литература» «Родной язык» «Родная литература», «Иностранный язык», «Иностранный язык
(второй)», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика»,
«Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка»,
«Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы
духовно-нравственной культуры народов России».
C целью исследования результатов освоения образовательной программы по итогам
образовательной деятельности в период четверти, полугодия или учебного года проводится
промежуточная аттестация.
К основным формам промежуточной аттестации на уровне основного общего образования
относятся: 1. Тестирование 2. Письменная контрольная работа. 3. Диктант с грамматическим
заданием. 4. Сочинение. 5. Презентация учебного проекта или учебного исследования. 6.
Результаты физического воспитания в соответствии с нормативами физического развития.
По результатам промежуточной аттестации обучающихся выставляются четвертные,
полугодовые, годовые оценки по пятибалльной шкале: «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно»;
«неудовлетворительно»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».