Описание основной образовательной программы начального общего образования

ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ ЦО «ОТКРЫТИЕ»
Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО)
разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования Муниципального
общеобразовательного учреждения Центра образования имени героя Советского Союза
А.П.Маресьева «Открытие» г.Комсомольска-на-Амуре, рассмотрена и принята педагогическим
советом (протокол № 1 от 30.08.2017), утверждена приказом директора № 117 от 01.09.2017.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ст.11,12,13 Федерального
закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ
№ 373 от 06 октября 2009 года), приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 №
2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», на основе Примерной основной образовательной
программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
ООП НОО МОУ ЦО «Открытие» определяет содержание и организацию образовательного
процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей
культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования
МОУ ЦО «Открытие» - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Реализация данной цели возможна в ходе решения следующих основных задач:
формирование
общей
культуры,
духовно­нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными
возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества
и проектно­исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий
деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды (микрорайона школы, города, края).

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени
общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и
являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и
сверстниками в учебном процессе;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени
образования: словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное
внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий,
планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление,
осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на
овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы
учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы
учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные
различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи,
моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими
индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований
познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а
также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик
обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный
подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе
принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального,
поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном
образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности
обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного
сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Для успешной реализации ФГОС НОО организацией определена Миссия МОУ ЦО
«Открытие» в которой, каждому учащемуся созданы условия для индивидуального личностного
развития.
Миссия ЦО «Открытие» заключается:
- по отношению к учащимся и учителям: в предоставлении каждому свободного выбора направлений, форм и содержания, в каждом из осуществляемых видов деятельности, в соответствие
с личными потребностями, способностями и возможностями; создание среды способствующей
повышению профессионализма за счет включения в процесс активного поиска инновационных
решений;
- по отношению к родителям: построение конструктивного взаимодействия направленного на
создание оптимальных условий достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП
ДО, НОО, ООО, СОО, получение первоначальных навыков профессиональной деятельности;
- по отношению к социуму: начальная профессиональная, многопрофильная подготовка
учащихся, воспитание культурной, образованной личности с активной гражданской позицией;
расширение форм участия в образовательном процессе.
Таким образом, МОУ ЦО «Открытие» это:
– ресурсный центр образовательных инноваций;
– образовательная организация, дающая возможность каждому найти и выразить себя
сообразно своим возможностям, способностям и потребностям;
– центр социокультурной активности;
– центр осуществляющий профильную подготовку потенциальных абитуриентов ВУЗов и
СУЗов.
Достижение целевых ориентиров Программы развития МОУ ЦО «Открытие» и миссии центр
возможно только при конструктивном взаимодействии всех участников образовательного процесса
в ходе осуществления ими различных направлений деятельности. Целью данного взаимодействия
должна стать реализация индивидуальной траектории развития каждым учащимся.
Индивидуальную
траекториею
развития
мы
понимаем
как
целенаправленную
дифференцированную программу, обеспечивающую учащемуся выбор в развитии и реализации
личностных качеств (самоопределение, самореализация) при педагогической поддержке
(тьюторском сопровождении).
Основная образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения Центр
образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие» г.Комсомольска-на-Амуре
содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования;
-систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального образования и включает
следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

- программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса,
а также механизмы реализации основной образовательной программы и включает:
- учебный план начального общего образования;
- план внеурочной деятельности;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствие с
требованиями Стандарта.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования
сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей Дальневосточного региона в
целом и г.Комсомольска-на-Амуре в частности.
Формы, средства и методы обучения, духовно - нравственного развития и воспитания
обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной
аттестации определяются уставом МОУ ЦО «Открытие» и соответствуют требованиям Федерального
закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стандарта и
положениям Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821– 10
Основная образовательная программа предусматривает:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями
здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через
систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том
числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений
дополнительного образования детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно - технического творчества
и проектно - исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и
других педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Структура планируемых результатов
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной,
сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их
способностей. В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты освоенияосновной образовательной программы представлены в
соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные
направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов
ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно
неперсонифицированной информации.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют
основные направленности метапредметных результатов.
3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в
соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

При получении начального общего образования устанавливаются планируемые результаты
освоения:
- междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а
также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ­компетентности
обучающихся»;
- программ по всем учебным предметам.
Структура планируемых результатов учитывает необходимость:
- определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня
развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;
- определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне,
соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих
систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного
предмета;
- выделения основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов
деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
Особенности оценивания уровня достижения планируемых результатов.
Особенностью Системы оценивания в рамках ФГОС является вариативность инструментов
оценки, наличие разных оценочных шкал, нескольких способов фиксации полученных результатов
оценивания, включением ученика в процесс оценивания.
Для фиксации отметок в журнале и личном деле в школе устанавливается:
- двухбалльную шкалу отметок «усвоил - не усвоил» при безотметочном обучении в 1-м
классе; уровень усвоения фиксируется в журнале и в личном деле в конце учебного года.
Основанием для отметки являются итоговые работы по предметам. Отметка «не усвоил»
выставляется при низком уровне достижения планируемых результатов. В личном деле в конце
учебного года делается запись о переводе в другой класс на основании отметки «усвоил - не
усвоил». При наличии отметки «не усвоил» учащийся переводится с академической
задолженностью условно (ст.58 п.2,3,4,5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»)
- двухбалльную шкалу отметок «зачет» - «незачет» для предмета ОРКСЭ (4 класс).
- пятибальную шкалу отметок «1», «2», «3», «4», «5» для оценки по предметам: русский язык,
литературное чтение, математика, окружающий мир, иностранный язык, технология, физическая
культура, музыка, ИЗО;
- трёхбалльную шкалу для оценивания итоговой контрольной работы выпускника при
переходе от начального к основному общему образованию.
Инструменты оценивания: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки
достижения, портфолио.
Виды и формы оценки и контроля предметных и метапредметных результатов
учащихся:
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает
сравнения его с другими детьми.
Отслеживание уровня усвоения предметных результатов проводится в ходе проведения
следующих форм:
- стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы по математике, русскому
языку и комплексная работа на межпредметной основе;
- текущие проверочные работы (проверочная тематическая – по окончанию изучения раздела,
самостоятельная – после определённого этапа освоения содержательной линии предмета);
- тестовые диагностические работы;
- устный опрос;
- проверка сформированности навыков чтения;
- малые формы проверки знаний (словарный диктант, письмо по памяти, контрольное
списывание, математический диктант, контрольный устный счёт).

МОУ ЦО «Открытие», реализующая основную образовательную программу начального общего
образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных
представителей) как участников образовательного процесса:
• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного
процесса в этом учреждении;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной
образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством
Российской Федерации и уставом школы.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся
участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной
программы, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре,
отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной
образовательной программы.
Нормативный срок освоения программы – 4 года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».