Программа профессионального обучения по профессии 24236
Младший воспитатель (далее программа) разработана на основании
приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N2761 н «Об
утверждении единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования» (в ред. приказа
Минздравсоцразвития РФ от 3 1.05.2011 N 448н), приказа Минобрпауки
РФ от 02 июня 2013 г. N2513 «Об утверждении перечня профессий рабочих,
должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное
обучение».
Организация
разработчик:
Муниципальное
общеобразовательное
учреждение Центр образования имени Героя Советского Союза А.П.
Маресьева «Открытие» (МОУ ЦО «Открытие»)
Разработчики:
Саулова Людмила Николаевна
Волченко Ирина Анатольевна
Щербакова Гулнора Ахадовна
Содержание:
1.Паспорт программы профессионального обучения………………….... 4
2.Структура и содержание программы. …………………………………...10
3.Условия реализации программы…………………….…………….…......29
4.Учебно-методическое
и
информационное
обеспечение
программы
профессионального обучения……………...…………….……..….......…...30
3
1.
Паспорт программы профессионального обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью обучения по данной программе профессионального обучения
является формирование знаний, умений и навыков по профессии "Младший
воспитатель».
Программа разработана на основе действующих законодательных
и иных нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность
в области дошкольного образования. В соответствии с Приказом
Министерства
здравоохранения
и
социального
развития
РФ
от
26.08.2010 № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования». Сроки освоения программ профессиональной подготовки и
присеваемые
разряды
установлены
в
соответствии
с
приказом
Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. №513 «Об
утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по
которым осуществляется профессиональное образование».
Актуальность программы обусловлена процессами модернизации
российского
образования.
Современное
дошкольное
образование
ориентировано на реализацию государственных стандартов. Стандарт
дошкольного
образования—это
система
требований
к
содержанию
образования и к уровню развития детей каждого психологического возраста.
Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе
к следующему возрастному периоду. В соответствии с «Конвенцией о правах
ребенка» воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено
на развитие умственных, духовных и физических способностей в полном
объеме. Программа знакомит с основными требованиями ФГОС дошкольного
образования,
содержанием
работы
младшего
воспитателя,
различными технологиями, инновационной деятельностью в ДОО, освещает
психолого-
педагогические
и
социально-психологические
аспекты
4
деятельности. Функции современного
младшего
ограничиваются только лишь обеспечением чистоты
воспитателя
и
не
порядка,
в
групповых помещениях и на прогулочных площадках. В его функции также
входит обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их
здоровья; помощь воспитателю в работе с детьми; содействие в работе
воспитателя
по
повышению
эффективности
воспитательно-
образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного
эмоционального климата в группе в период их
пребывания в дошкольной образовательной организации.
Содержание курса способствует формированию представлений об
актуальных проблемах дошкольного образования, его нормативно-правовом
обеспечении, основных моделях и формах организации образовательного
процесса;
компетенций,
связанные
с
готовности
позволяющих
перестройкой
успешно
образовательного
решать
процесса
проблемы,
в
ДОО;
грамотно осуществлять помощь воспитателям ДОО в
организации образовательного процесса в ДОО.
Программа
профессионального
обучения
предусматривает
выполнение следующих задач:
1. Дать знания обучающимся о законах и иных нормативно-
правовых актах, регламентирующим образовательную деятельность в
современных вопросах дошкольного образования.
2. Сформировать у обучающихся знания о правилах охраны жизни
и здоровья воспитанников, ухода за детьми. О санитарно-гигиенических
нормах содержания помещений, оборудования, инвентаря, правилах
внутреннего
трудового
распорядка
дошкольной
образовательной
организации; правилах по охране труда и пожарной безопасности;
3. Сформировать у обучающихся представления о современных
подходах к пониманию сущности и организации образовательного
процесса в дошкольной образовательной организации.
4. Познакомить с современными методами и формами воспитания
5
детей
дошкольного
возраста,
сформировать
начальные
навыки
проектирования образовательного процесса.
5. Сформировать у обучающихся готовность к самообразованию,
самостоятельному освоению продуктивных
методик и технологий
образования дошкольников.
6. Научить
реализовывать
и
анализировать
образовательную
работу с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
дошкольного образования.
7. Научить организовывать различные виды деятельности детей с
учетом специфики образовательного процесса ДОО.
8. Научить выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
(законными представителями) детей дошкольного возраста, для решения
образовательных задач.
9. Научить
создавать
и
постоянно
обогащать
культурно-
Информационную и развивающую предметно-пространственную среду в
ДОО.
Целевая аудитория: лица, имеющие среднее профессиональное
образование, или среднее (полное) общее образование без предъявления
требований к стажу работы.
Нормативный срок освоения программы: программа рассчитан а
на 288 часов.
Ожидаемые
результаты
от
реализации
программы
профессионального обучения:
В результате освоения данной программы обучающиеся должны
знать и уметь:
Знать:
• приоритетные
направления
развития
системы
дошкольного
образования Российской Федерации; законы и иные нормативные акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены,
6
доврачебной медицинской помощи.
• правила по охране труда и пожарной безопасности.
Уметь:
• участвовать в организации жизнедеятельности воспитанников;
• участвовать
в
проведении
НОД
(занятий),
организуемых
воспитателем;
• оказывать необходимую помощь воспитателю при реализации
образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО и
СанПиН;
• организовывать совместную с воспитанниками и самостоятельную
деятельность
детей
в
процессе
образовательной
деятельности
и
режимных моментов.
• участвовать
укрепление
в
здоровья
организации
ребенка
мероприятий,
и
его
направленных
психофизическое
на
развитие,
самообслуживание, соблюдение распорядка дня;
• осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья
каждого ребенка;
• участвовать
в
организации
игровой,
трудовой,
продуктивной
деятельности и общения детей;
• установить
контакт
с
воспитанниками
разного
возраста,
их
родителями (лицами, их заменяющими);
• обеспечить состояния помещений и оборудования, соответствующих
санитарно-гигиеническим нормам их содержания;
Особенности
обучения
по
программе
профессионального
обучения: Программа предназначена для профессиональной подготовки
младших воспитателей детей раннего и дошкольного возраста, призвана
обеспечить обновление содержания педагогического образования на
современном этапе развития общества и содействовать повышению
качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному
построению
профессиональной
деятельности,
сотрудничеству
с
7
воспитателями. В содержании данной программы профессионального
обучения
расширенно
и
углубленно
рассматриваются
вопросы
организации работы младшего воспитателя, его участие в воспитании,
ориентируясь на особенности возраста детей. Рассматриваются стили
взаимоотношений в коллективе, определяются новые подходы к работе с
родителями и детьми, методы оказания психолого- педагогической
помощи
детям.
Определены
пути
и
средства
по
обучению
и
самообучению коммуникативным умениям.
Технологии реализации программы профессионального обучения:
дистанционное
обучение,
обучающихся
с
самостоятельная
учебным
лекционным
аналитическая
материалом.
работа
Выполнение
практических работ по итогам изучения междисциплинарного курса. По
окончании курса - выполнение выпускной квалификационной работы.
Текущий
и
промежуточный
контроль
освоения
программы
обучающимися проводится за счёт времени, отведённого на изучение
междисциплинарного курса. Выполнение практических работ по итогам
изучения междисциплинарного курса оценивается итоговой оценкой
(«зачтено» либо
«не
зачтено»).
Выпускная
квалификационная
работа
также
оценивается итоговой оценкой («зачтено» либо «не зачтено»).
Формы контроля обучения:
-своевременное
качественное
выполнение
практических
работ
междисциплинарных курсов;
качественное
-своевременное
выполнение
выпускной
квалификационной работы.
Профессиональное дистанционное обучение завершается итоговой
аттестацией
состоящей
полученных
требований,
в
из
в
форме
выпускной
проверки
ходе
(дистанционно)
обучения
указанных
квалификационной
в
теоретических
и в пределах
работы
знаний,
квалификационных
квалификационном
справочнике.
8
Обучающимся,
успешно
сдавшим
выпускную
квалификационную
работу, выдаётся свидетельство о профессии рабочего, должности
служащего с присвоением квалификации «Младший воспитатель».
Количество часов на освоение программы:
Максимальной
учебной
нагрузки
обучающегося-288часов,
самостоятельной работы обучающегося на теоретическое изучение
курса- 136 часов, на самостоятельное выполнение практических работ110 часов, выполнение выпускной квалификационной работы-41 час.
9
2. Структура и содержание программы
2.1.Учебный план программы
Объем времени, отведенный на
освоение междисциплинарных
Общее количество часов
курсов
Наименование раздела
на освоение курса
№ пп
1
2
3
4
Самостоятельная работа
обучающихся
Организация
мероприятий,
направленных на
укрепление ребенка и
его психофизическое
развитие
Организация
различных видов
деятельности и
общения детей
Всего часов на
теоретическое
Всего часов
на
выполнение
25
15
10
251
121
100
136
110
Консультация
педагогов режимонлайн дистанционно
1
Выпускная
квалификационная
работа
41
Вceгo:
288
2.2 Содержание обучения по программе
Раздел 1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие
систему дошкольного образования в РФ
Тема 1 .1. Нормативно-правовое обеспечение системы дошкольного
образования (изучение теоретических лекционных материалов).
10
Федеральный закон от 29.12.2012 N*273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Основные положения ФЗ «Об образовании в РФ». Федеральный закон «Об
образовании в РФ» о статусе дошкольного образования в системе
непрерывного
образования
Российской
Федерации.
Дошкольная
образовательная организация в контексте развития системы образования.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014
«Об
утверждении
образовательной
Порядка
деятельности
организации
по
основным
и
осуществления
общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 26.08.20 10 №761 -н «Об утверждении единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Тема
1.2.
Требования
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (изучение
теоретических лекционных материалов, практическая работа).
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» от 17.10.2013 №1155. Обновление содержания дошкольного
образования в контексте ФГОС ДО.
Требования
к
структуре
основной
образовательной
программы ДО и условиям ее реализации.
Требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования как целевые ориентиры дошкольного
образования. Социальные и психологические характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Практическая работа №1: составить перечень основных нормативноправовых
документов,
регламентирующих
деятельности
дошкольной
образовательной организации в современных условиях.
11
Раздел 2. Психологические основы деятельности
младшего
воспитателя
Тема 2.1 . Психологическое здоровье как важнейший фактор успешной
социализации (изучение теоретических лекционным материалов).
Понятие
«психологическое
здоровье».
Уровни
психологического
здоровья. Классификация нарушений психологического здоровья.
Тема 2.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
(изучение теоретических лекционных материалов).
Основные
раннего,
возрастные
младшего,
периоды. Возрастные особенности
среднего
и
старшего
дошкольного
детей
возраста.
Сензитивный период развития детей.
Тема 2.3. Личностные особенности детей дошкольного возраста
(изучение теоретических лекционных материалов).
Понятия
«тревожность»,
«гиперактивность».
дошкольного
Особенности
возраста.
Условия
«самооценка»,
формирования
развития
«агрессивность»,
личности
личности
детей
дошкольников.
Особенности самосознания и самооценки дошкольника. Основные виды
мотивов поведения дошкольников.
Формирование нравственных качеств личности. Эмоциональноволевая сфера дошкольника. Составляющие психологического комфорта
и эмоционального благополучия детей в группе.
Тема
2.4.
Эффективное
педагогическое
общение
(изучение
лекционных теоретических материалов, практическая работа).
Понятие
«общение».
Три
стороны
общения:
коммуникативная,
перцептивная, интерактивная. Вербальное и невербальное общение. Стили,
этапы педагогического общения. Понятие «конфликт». Типы поведения в
конфликтной
ситуации.
Конфликтные
типы
личности
и
стратегии
взаимодействия с ними.
Практическая работа №2: составить рекомендации для младших
12
воспитателей по взаимодействию с родителями воспитанников, с целью
предупреждения конфликтных ситуаций.
Раздел
3.
Организация
работы
по
охране
жизни
и
здоровья
воспитанников и работников ДОО
Тема 3.1. Соблюдение техники безопасности, охрана жизни и здоровья
воспитанников (изучение теоретических лекционных материалов).
Организационное
обеспечение
охраны
труда
и
обеспечение
безопасности в ДОО. Охрана жизни и здоровья детей. Нормы охраны
труда. Положение об охране труда работников ДОО. Противопожарная
безопасность.
Предупреждение
дорожно-транспортного
травматизма.
Обеспечение
безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
Должностные инструкции по охране труда и технике безопасности
младшего
воспитателя
особенности
детей
ДОО.
Режим
дошкольного
дня.
возраста.
Анатомо-физиологические
Краткая
характеристика
основных систем организма ребёнка. Роль взрослого в развитии анатомофизиологических особенностей детей.
Тема 3.2. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.
Санитарные
правила
и
нормы
в
ДОО
(изучение
теоретических
лекционных материалов, практическая работа).
Характеристика медицинских и педагогических мер по охране и укреплению
здоровья дошкольников. Болезни детей дошкольного возраста.
Гигиенические средства укрепления здоровья дошкольников.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 N.26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13). Общие положения и области
применения.
Об
утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
"Санитарно13
эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
(с изменениями на 27 августа 2015 года). Общие положения и область
применения.
Практическая работа №3. перечислите должностные инструкции по
охране труда и технике безопасности младшего воспитателя ДОО.
Раздел 4. Содержание дошкольного образования в условиях введения
ФГОС ДО
Тема 4.1. Задачи и содержание деятельности младшего воспитателя в
организации образовательного процесса в ДОО (изучение теоретических
лекционных материалов).
Должностные обязанности
воспитателя.
Роль
и требования к квалификации
и функции
младшего
учебно-вспомогательного персонала
дошкольного образования.
Понятия «качество дошкольного образования», «государственные
гарантии уровня и качества образования». Основные ориентиры,
определяющие
качество
современного
дошкольного
образования.
Проблемы управления качеством дошкольного образования в контексте
ФГОС ДО. Достижение высокого качества дошкольного образования через
выполнение
требований
к
условиям
реализации
основной
образовательной программы дошкольного образования, включающих
описание
психолого-педагогических,
кадровых,
материально-
технических, финансово-экономических, информационных ресурсов.
Характеристика образовательного процесса в дошкольной
образовательной
организации.
Новые
подходы
к
организации
деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной
образовательной
программы
дошкольного
образования.
Модель
организации образовательного процесса через адекватные возрасту формы
14
и виды детской деятельности.
Ведущие направления развития ребенка. Образовательные области.
Основные виды деятельности по реализации основной образовательной
программы дошкольного образования.
Личность
младшего
воспитателя
в
образовательном
процессе
дошкольного образовательного учреждения. Роль младшего воспитателя
в гуманизации педагогического процесса.
Тема
(изучение
4.2.
Гендерное
теоретических
воспитание
лекционных
детей
дошкольного
материалов,
возраста
практическая
работа).
Гендерное воспитание
как одно из направлений
социально-
коммуникативного развития дошкольников. Соотношение понятий «пол»
и «гендер». Формирование половой идентичности ребенка. Компоненты
гендерной социализации. Основные принципы построение процесса
гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Методы гендерного
воспитания.
Практическая
современного
работа №4: составить творческий
младшего
воспитателя
(форма
«портрет»
представления
практической работы-эссе).
Раздел 5. Проектирование развивающего пространства ДОО
Тема 5.1. Требования ФГОС ДО к созданию развивающей предметнопространственной среды ДОО (изучение теоретических лекционных
материалов).
Эстетика оформления ДОО. Условия, обеспечивающие эмоциональное
благополучие ребенка и взрослого. Зонирование и динамичность предметной
среды. Учет гендерной специфики детей в игровой среде. Возрастные
особенности в организации предметной среды. Обеспечение безопасности
среды.
Инновационные
подходы к созданию развивающей
предметно15
пространственной среды в разных возрастных группах.
Тема
Интегративный
5.2.
подход
в
организации
развивающей предметно-пространственной среды ДОО (изучение
теоретических
лекционных
материалов,
практическая
работа).
Функции и задачи развивающей предметно-пространственной среды
в развитии детей дошкольного возраста. Роль младшего воспитателя в
создании
развивающей
Типичные
ошибки
предметно-пространственной
в
организации
среды
развивающей
ДОО.
предметно-
пространственной среды в группе детского сада.
Практическая работа №5: составить перечень необходимого
физкультурного оборудования (традиционного и не традиционного) для
развития физической активности детей младшего и старшего дошкольного
возраста.
Раздел 6. Инклюзивное (интегрированное) образование детей с
OB3 в ДОО
Тема
6.1.
Нормативно-правовое
обеспечение
инклюзивного
образования (изучение теоретических лекционных материалов).
Понятие «инклюзия» в образовании. Инклюзивное образование:
понятие, принципы, этапы организации. Организация образовательного
процесса в инклюзивной группе ДОО. Особенности образовательного
процесса в инклюзивном детском саду.
Формирование
общей
среды
жизнедеятельности
с
учетом
потребностей детей с OB3 и детей-инвалидов. Создание условий для
развития и воспитания ребенка с OB3 и его успешной социализации в
будущем. Повышение роли семьи в воспитании ребенка с OB3 и ребенкаинвалида.
Тема 6.2. Условия организации инклюзивного (интегрированного)
обучения и воспитания детей с OB3 в ДОО (изучение теоретических
лекционных материалов).
16
Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации
общества. Включение детей с OB3 и детей-инвалидов в социальнокультурную и общеобразовательную среду. Основные приоритеты
инклюзивного образования (социальная адаптация ребенка на каждом
возрастном
возрастных
этапе;
непрерывность
ступенях;
инклюзивного
приоритетное
процесса
развитие
на
всех
коммуникативных
компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми; профилактика и
преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого
ребенка).
Тема 6.3. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с
OB3,
детей-инвалидов
(изучение
теоретических
лекционных
материалов).
Комплексная психолого-медико-педагогическая помощь, направленная
на своевременное предупреждение отклонений в развитии, их профилактику
и коррекцию, сохранение психического
здоровья детей. Содействие
формированию у детей готовности к поступлению в дошкольные и
общеобразовательные
образовательного
учреждения.
маршрута
ребенка
Определение
с
OB3
и
индивидуального
инвалида.
Этапы
сопровождения детей с OB3 в ДОО. Индивидуальная коррекционноразвивающая программа работы с детьми с OB3. Рекомендации по
организации деятельности педагогов и специалистов ДОО в процессе
комплексного сопровождения воспитанников с OB3.
Практическая работа №6: сформулировать и раскрыть основные
принципы инклюзивного образования.
Раздел
7.
Организация
игровой
деятельности
детей
дошкольного возраста в ДОО.
Тема 7.1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника
(изучение теоретических лекционных материалов).
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Классификация
детских игр. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей. Игрушки
17
и материалы для разных видов деятельности.
Тема 7.2.
Проблема руководства игровой деятельностью детей
(изучение теоретических лекционных материалов).
Педагогические
условия
эффективного
руководства
игровой
деятельностью детей дошкольного возраста. Методы и подходы в
руководстве различными играми детей дошкольного возраста. Ошибки в
руководстве детской игрой.
Тема 7.3. Особенности
руководства сюжетными
играми детей
дошкольного возраста (изучение теоретических лекционных материалов,
практическая работа).
Общие
принципы,
Педагогические
способствующие
принципы
организации
развитию
сюжетной
игры.
игры.
Задачи
педагогического руководства сюжетной игрой. Особенности руководства
игровой деятельностью младших и старших дошкольников.
Практическая работа №7: составить картотеку подвижных игр для
детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Раздел 8. Взаимодействие младшего воспитателя с родителями
(законным и представителями) воспитанников.
Тема 8.1. Родителям о стандарте дошкольного образования (изучение
теоретических лекционных материалов).
ФГОС ДО- что это? Нормативно-правовая база ФГОС ДО. Зачем
нужен стандарт? О требованиях к Программе. О требованиях к условиям
реализации
Программы.
О
требованиях
к
результатам
освоения
Программы. О требованиях к работе с родителями. Взаимодействие семьи и
детского сада по вопросам укрепления физического и психического
здоровья детей как средство реализации Федерального государственного
стандарта дошкольного образования.
Тема 8.2. Семья - важный фактор развития ребенка (изучение
теоретических лекционных материалов).
Модели семейного воспитания. Стили семейного воспитания. Цели и
18
задачи,
основные
воспитанника
направления
ДОО.
взаимодействия
Повышение
педагога
педагогической
и семьи
компетентности
родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Тема 8.3. Современные формы работы детского сада и семьи
(изучение
теоретических
лекционных
материалов,
практическая
работа).
Формы работы с семьями воспитанников. Традиционные формы
работы. Не традиционные формы работы.
Практическая работа №8: сделать презентацию для работы с
родителями по теме: «ФГОС ДО - что это?»
2.3
Выпускная квалификационная работа
Общие положения
Выпускная
квалификационная
работа
—
личностный
труд,
полученный в результате проведенной обучающимися самостоятельной
работы на завершающем этапе обучения.
Выпускная квалификационная работа имеет следующие цели:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и
практических знаний по специальности и применение этих знаний при
решении конкретных практических задач в ходе профессиональной
деятельности;
-
определение
степени
подготовленности
обучающихся
для
самостоятельной работы в условиях профессиональной деятельности.
В выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
•
Самостоятельное
исследование
актуальных
вопросов
профессиональной деятельности;
•
Развитие навыков всестороннего творческого анализа научной,
методической и другой литературы по педагогической проблематике;
•
Выявление
новых
тенденций,
явлений
и
противоречий,
и
меющих практическую значимость;
19
•
Теоретическое
обоснование
и
раскрытие
сущности
профессиональных категорий, явлений и проблем по теме выпускной
квалификационной работы.
Требования к стилистике выпускной квалификационной работе:
• выпускная квалификационная работа должна отражать теоретический
и практический характер решаемых задач;
• давать представления о том, насколько обучающийся овладел
методами анализа явлений педагогической действительности, теории и
практики;
• показать умение делать теоретические обобщения и практические
выводы,
обоснованные
предложения
и
рекомендации
по
совершенствованию жизнедеятельности детей дошкольного возраста;
• отличаться
логичностью,
доказательностью,
аргументированностью, лаконизмом, четким и ясным изложением
материала, фактов, отражением умения обучающегося пользоваться
рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации
информации, осуществлять ее проверку;
• обязательна обоснованность выводов и рекомендаций;
• выпускная квалификационная работа должна выявлять высокий
уровень профессиональной эрудиции обучающегося, его методическую
подготовленность, владение навыками и умениями профессиональной
деятельности младшего воспитателя;
• работа
должна
носить
творческий
характер
(использование
оригинальных подходов и технологий);
• текстовый материал выпускной квалификационной работы должен
быть правильно оформлен (четкая структура, завершенность, правильное
оформление
библиографических
ссылок
и
списка
литературы,
аккуратность исполнения, отсутствие орфографических ошибок и т.п.).
Выпускная квалификационная работа считается завершенной, если она
соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию,
20
стилю изложения материала, оформлению ссылок, списка литературы и
приложений, отпечатана, проверена на предмет орфографических ошибок,
подписана автором.
Требования
к
оформлению
выпускной
квалификационной
работы
Выпускная квалификационная работа оформляется с учетом Единой
системы конструкторской документации (ЕСКД) и в соответствии с
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и
правила оформления».
Работа должна быть напечатана на одной стороне листа бумаги
формата A4 (297x210) чернилами черного цвета. Сокращение слов
допускается только общепринятое.
Объем работы — до 30 листов машинописного текста (шрифт Times
New Roman), размер шрифта — 14, междустрочный интервал — 1,5.
При печати необходимо оставлять поля:
левое — не менее 30 мм, правое не менее 15 мм, верхнее — не менее
20 мм, нижнее — не менее 25 мм.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая
сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют
в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую
нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Текст основной части работы состоит из разделов, подразделов,
пунктов. Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).
Разделы (главы) нумеруются арабскими цифрами. Пункты и подпункты глав
имеют двойную нумерацию: номер раздела, порядковый номер пункта.
Введение и заключение не нумеруются.
Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с
абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.
Оформление таблиц и рисунков
Таблицы и рисунки нумеруются арабскими цифрами порядковой
21
нумерацией в пределах всей работы (сквозная нумерация). Таблицы и
рисунки, расположенные на отдельных листах, включают в общую
нумерацию страниц работы.
Каждая таблица должна иметь заголовок. Название таблицы следует
помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее
номером через тире. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует
нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
При переносе части таблицы на другой лист название помещают
только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту,
ограничивающую
таблицу,
не
проводят.
При
переносе
следует
писать «Продолжение таблицы 1». На все таблицы должны быть ссылки в
работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее
номера.
Таблицы
слева, справа
и снизу,
как
правило,
ограничивают
линиями.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в
тексте.
Иллюстрации (кроме таблиц) обозначают словом «рисунок 1 ».
Наименование и номер иллюстрации располагают под рисунком посередине
строки. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной
нумерацией. Иллюстрации должны быть расположены после первой
ссылки на них или на следующей странице. На все иллюстрации должны
быть даны ссылки в работе. При ссылках на иллюстрации следует писать
«... в соответствии с рисунком 2».
Ссылки на использованные источники в тексте следует приводить в
квадратных скобках.
Оформление титульного листа
Титульный лист оформляется на типовом листе А-4 и включает
наименование ОУ в котором выполняется работа (Муниципальное
общеобразовательное
учреждение
Центр
образования
имени
Героя
22
Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»):
название темы работы; фамилию, имя, отчество обучающегося;
город (Комсомольск-на-Амуре) и год выполнения работы.
Оформление
аннотации
выпускной
квалификационной
работы Аннотация (объем 1 страница) содержит:
• сведения
об
объеме
выпускной
квалификационной
работы,
количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных
источников;
•
перечень ключевых слов (5—15 слов или словосочетаний из
текста работы, которые в наибольшей степени характеризуют ее
содержание). Ключевые слова приводятся в именительном падеже,
печатаются в строку, через запятые;
• в тексте выпускной квалификационной работы кратко (объем 15-20
строк) указываются: проблема, решаемая в данной работе; цели и задачи
работы; результаты работы, область применения и рекомендации по
использованию материалов данной работы.
Оформление «Содержания»
Слово «Содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту
прописными буквами. В содержании работы указывается перечень всех глав
и разделов работы, а также номера страниц, с которых начинается каждый
из них. Главы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими
цифрами без точки. Разделы каждой главы должны иметь нумерацию в
пределах каждой главы.
Наименование разделов записывают в виде заголовков (с абзаца)
строчными буквами (кроме первой прописной) также без подчеркивания.
Переносы слов в наименование глав и разделов не допускаются, точку в
конце наименования не ставят. Если наименование главы или раздела
состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
При написании работы ее необходимо рационально структурировать.
Главное
требование
к
тексту
—
последовательность и
логичность
23
изложения.
Тематика выпускных квалификационных работ
1.
Современная система дошкольного образования в России.
2.
Модель
функционирования
дошкольного
образования:
нормативно -правовое обеспечение и практика реализации.
3.
Субъекты образовательного взаимодействия в условиях введения
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования к реализации основной образовательной
программы дошкольного образования в ДОО.
4.
Основная
образовательная
программа
дошкольного
образования, требования к условиям её реализации и результатам освоения
содержания как стратегия развития педагогической системы ДОО.
5.
Санитарно-гигиенические
требования
к
осуществлению
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования в рамках реализации основной образовательной программы
дошкольного образования в ДОО.
6.
Индивидуализация
и
дифференциация
образовательного
маршрута дошкольника с OB3 в условиях реализации основной
образовательной программы дошкольного образования.
7.
Организационно-педагогические условия адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья в детском саду при реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.
8.
Организационно-педагогические
здоровьеориентированных
педагогических
условия
технологий
реализации
в
дошкольной
образовательной организации при реализации основной образовательной
программы дошкольного образования.
9.
для
Организация
дел ей
реализации
ежедневной
жизни
и
деятельности
в ДОО
с ограниченными возможностями здоровья в условиях
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования.
24
10.
Режим дня как средство оптимизации физического развития
детей.
11.
Педагогическая
организации
овладения
поддержка
дошкольников
содержанием
основной
в
процессе
образовательной
программы дошкольного образования.
12.
Педагогические условия формирования здорового образа жизни
у дошкольников.
13.
как
Образовательная программа дошкольного образования в ДОО
форма оптимизации коррекционной работы с детьми старшего
дошкольного возраста при реализации основной образовательной программы
дошкольного образования
14.
Вариативность способов организации образовательного процесса
детей дошкольного возраста при реализации основной образовательной
программы дошкольного образования.
15.
Метод проектов как средство активизации познавательной
деятельности
реализации
детей
старшего
основной
дошкольного
образовательной
возраста
программы
в
условиях
дошкольного
образования.
16.
Обеспечение разнообразия индивидуальных образовательных
траекторий дошкольников в организационно-педагогических условиях
введения федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования к реализации основной образовательной
программы дошкольного образования.
17.
Обеспечение содержания психолого-педагогической работы с
дошкольниками
при
реализации
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования к реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.
18.
Метод
проектов
как
средство
активизации
двигательной
активности детей младшего дошкольного возраста.
19.
Метод
проектов
как
средство
активизации
двигательной
25
активности детей старшего дошкольного возраста.
20.
Дидактические
игры
как
средство
активизации
познавательной деятельности дошкольников в условиях реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.
21.
Гендерный аспект воспитания детей дошкольного возраста
в условиях ДОО.
22.
Сюжетно-ролевая игра средство ознакомления детей, старшего
дошкольного возраста с социальной действительностью.
23.
Взаимодействие
ДОО
с
семьями
воспитанников
как
участниками образовательных отношений.
24.
Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников в процессе
подготовки детей к обучению в школе.
25.
Воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
26.
Интерактивные формы взаимодействия ДОО и семьи.
27.
Игрушка как средство развития творческого воображения детей
дошкольного возраста.
28.
Роль младшего воспитателя в организации оздоровительных
мероприятий ДОО.
29.
Гигиеническое
воспитание
детей
-
важное
условие
приобщения старшего дошкольника к здоровому образу жизни.
30.
Роль
детско-родительских
отношений
в
становлении
личности ребенка- дошкольника.
26
3.Условия реализации программы
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
профессионального обучения
Материально-техническое обеспечение программы профессионального
обучения включает необходимый набор технических, компьютерных
средств обучения:
Примечание
Использование
мультимедийных проекторов,
(возможно, в комплекте с
видеомагнитофоном, DVDплеером или компьютером).
Правила пользования.
Аудитории для работы преподавателей
оборудованы комплектом, состоящим из:
проектора
компьютера
экрана колонок
интерактивной доски
есть выход в Интернет
программное обеспечение
для ПK
Библиотека оборудована комплектом,
состоящим из:
проектора
компьютера
экрана
колонок
есть выход в Интернет
комплекта нормативно- правовых
документов для ДОО
комплекта методической литературы по
дошкольному воспитанию
Возможность
использования компьютеров с
выходом в Интернет для
преподавателей и для онлайн
консультаций со слушателями.
Правила
доступа.
Для преподавателей имеется в наличии:
принтеры для печати, копирование,
сканирования лекционных материалов,
практических и выпускных
квалификационных работ, присылаемых
обучающимися для оценивания.
27
3.2. Общие требования к организации образовательного процесса
При организации дистанционного образовательного процесса по
программе профессионального обучения «Младший воспитатель» в целях
реализации компетентностного подхода используются интерактивные
технологии, ориентированные на овладение обучающимися способов
самостоятельной деятельности, личностно-ориентированные технологи,
способствующие
развитию
активности
личности
обучающегося
в
учебном процессе.
3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализации программы профессионального обучения «Младший
воспитатель» обеспечена педагогическими кадрами, имеющими высшее
педагогическое
образование
и
опыт
работы
в
дошкольных
образовательных организациях.
28
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
профессионального обучения
4.1. Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
1.
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» от 17.10.2013 №1155.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013
2.
№1014
«Об
утверждении
образовательной
Порядка
деятельности
по
организации
основным
и
осуществления
общеобразовательным
программам образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
3.
Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761 н «Об утверждении
Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей,
специалистов и служащих».
4.
Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 №175 «О
государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на
2011 - 2015 годы».
5.
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.200 1 №163-р «О
концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы».
6.
от
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
15.05.20
13
№26
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13).
7.
Об
утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
"Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями
на 27 августа 2015 года).1993.
29
4.2.Рекомендуемая литература
1.
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.
Брест,
БГПИ,
2.
Баряева Л. и др. «Родник» - программа социокультурного
развития идетей // Дошкольное воспитание. - 2001. - N‹ 2.
3.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для
студентов высших пед, учебных заведений. - М.: Изд. Центр «Академия»,
2000.
4.
Бреслав
Г.М.
Эмоциональные
особенности
формирования
личности в детстве. Норма и отклонения. - М., 1990.
5.
Буре Р.С., Лиси на В.Р. Общение воспитателя с ребенком как
средство гуманизации педагогического
процесса.
В
сб.
Гуманизация
педагогичесгого процесса дошкольных учреждений. - Магнитогорский гос.
пед, институт/Под ред. Т.М. Бабуновой. А.П. Троян, - Магнитогорск, 1995.
6.
Ветохина, А.Я. Нравствен но-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]:
Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, 3.С. Дмитре нко, Е.Н.
Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полы нова, О.В. Савельева. - CП6.
«ООО Изд. «Детство-пре сс», 2010.
7.
Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы млаліиих
школьников. - М., 1993.
8.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
// Вопросы психологии. - 1966. - N. 6.
9.
Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы
психологии. - 1996. - N 3.
10.
Давыдов
В.В.
Организация
развивающего
обучения
//
Психологическая наука и образование. - 1996. - N 3, 1997. - N. 1.
11.
Дорожевец Т.В. Использование «сказочных помощников» для
активизации внутренних ресурсов ребенка // Журнал практического
психолога. - 1999. - N. 10-11.
30
12.
Евдокимова
Е.С. Развитие
эмоционального «Я»
ребенка
в
условиях дошкольного учреждения. - Волгоград, 1999.
13.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1.
Психологичес кое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986.
14.
Изард К. Эмоции человека/ Под ред. Л.Я. Гозмана. М.С.
Егоровой. - М., 1980.
15.
ИзардК.Э. Психология эмоций.
/Перевод
с
англ.- CП6:
Изд-во«Питер», 1999.
16.
Казанский О.А. Игры в самих себя. - М: Просвещение, 1994. Как
помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой;
Московский департамент образования. Центр «Дошкольное детство» им. А.В.
Запорожца. - М., 1995.
17.
Карпова
С.Н.,
Лысюк
Л.Г.
Игра и нравственное развитие
дошкольников. - М., 1986.
18.
Киселёва А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное
развитие дошкольников. Учебное пособие для студентов высших пед,
учебных заведений /Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003.
19.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль:
Академия развития, 1996.
20.
развитие
Князева О. Новое направление в до школьном образовании социальной
компетентности
дошкольников
//
Дошкольное
воспитание. - 1998. - N*9.
21.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.
Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997.
22.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальной действительностью: Учеб, пособие для студ. сред, пед,
заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.
23.
Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе
ознакомления с окружающим миром. - М., 1998.
31
24.
Козлова С.А. «Я - человек»: Программа приобщения ребенка к
социальному миру // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 1.
25.
Коломинский Л.Л., Харин С.С. Становление субъективной
социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. - 1991 . - № 6.
26.
Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и
навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное
воспитание. - 1999. - № 10.
27.
Кравцова Е.Е. Разбуди
в ребенке волшебника:
Ки. для
воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение: Учебная
литература, 1996.
28.
хвастаюсь
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,
и
радуюсь.
Программа
эмоционального
развития
детей
дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2000.
29.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. —Ярославль,
30.
Кульневич
1996.
С.В.
Педагогика
личности
от
концепций
до
технологий: Учебно-практическое пособие для учителей и классных
руководителей, студентов, аспирантов и магистрантов пед, учебных
заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель»,
2001.
31.
Лебединский В.В., Никольская О.С. Баянская Е.Г., Либлинг М.М.
Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте. - М., 1990.
32.
Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство общения. - М.. 1994.
33.
Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие
и решать проблемы. - М. 1991.
34.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. -
М..1999.
35.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Институт
практической психологии, 1997.
36.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших
32
педагогических учебных заведений: В 3 кн. 3-е изд.-М.: Гуманитарный изд.
Центр ВЛАДОС, 1999.
37.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные
игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.:
Изд- во «ГНОМ и Д». 2000.
38.
Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996.
39.
Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё «Я». - М.: изд-во
ГНОМ и Д., 2000.
40.
Современные образовательные программы для дошкольных
образовательных учреждений. Учебное пособие для студентов высших и
средних пед, учебгіых заведений. /Под ред. Т.И.Ерофеевой. -2 изд. —
Стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
41.
Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и
их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное
воспитание, 1998. N‹5.
42.
Степанова
Г.
Социальное
развитие
дошкольника
и
его
педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. 1999. - № 10.
43.
Теплюк
С.
Растим
свободную
личность
//
Дошкольное
воспитание. - 1999. - N 9.
44.
Урунтаева Г.А. Диагностика сихологических особенностей
45.
дошкольника: Практикум для средних и высших пед, учеб,
заведений и работников дошкольных учреждений. 2-е изд. стереотип. - М.:
Изд. Центр «Академия», 1997.
46.
Урунтаева Т.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской
психологии. - М., 1995.
47.
Хризман Т.П. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и
активность мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1991.
33
48.
Чернова Е. Bepa в свое Я» /! Дошкольное воспитание. - 2001. - N.
49.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
50.
Юдина
3.
Е.
Коммуникативное
развитие
ребенка
и
его
педагогическая оценка в гpyппe детского сада // Дошкольное воспитание. 1999. - N‹ 9.
4.1. Электронные ресурсы
1.
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://mon.gov.ru
2.
Министерство
образования
Республики
общеобразовательный
портал
Башкортостан
http://www.morb.ru
3.
Российский
httр://school.еdu.ru
Федеральный образовательный портал. Каталог ресурсов по педагогике,
воспитанию и обучению детей дошкольно-школьного возраста.
4.
Государственный
научно-исследовательский
институт
семьи
и
воспитания http://www.niisv.ru
5
Давыдов
B.B.,
KyдpявцевT.B.
«Развивaющee
o6paзованиe:
теоретические основы преемственности дошкольной и начальной школьной
ступеней http://www.voppsy.ru/journals all/issues/1997/971/971003.htm
6
федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии
в http://www. ict.edu.ru
7
Каталог образовательных ресурсов: http://kataloя.iot.ru
8
Газета «Дошкольное образование» http://best-ru.net/cache/9988/
9
Жypнaл «Справочник старшего воспитателя» http://vospițatel.resobr.ru/
10
Жypнaл «Детский сад будущего» http://www.gallery-projects.com
11
Журнал «Воспитатель ДОУ» http://doshko1nik.ru
12
Жypнaл Coвpeмeнный детский сад» http://www.detsad.con/sovremenni det
sad
13
Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»
14
http://festival.1septeinber.ru/
34
15
Жypнaл
Справочник руководителя дошкольного учреждения»
16
http://www.menobr.ru/products/7/
17
Жypнaл «Oбpyч» http://www.obruch.ru/
18
Журнал «Детский сад от А до Я» http://detsad-journal.narod.ru/
19
Раннее развитие детей. http://www.danilova.ru/
20
Дошкольное образование. http://edu.rin.ru/preschool/index.html
21
Дошколенок. http://www.kindereducation.com
22
До и после трех. http://azвs.ru/baby/index.html
23
Все для детского сада. http://ivalex.vistcom.ru/
24
Детский сад.py. http://www.detskiysad.ru/
25
Центрраннего развития Мир детей — Эpa Чeлoвeкa Развитого.
http://Iarisa.h1.ru/
26
Содержит
дополнительного
разделы
психологии,
образования,
управления
дошкольного
воспитания,
образованием,
внеклассной
работы.www.metodiki.ru.
27
Методические материалы впомощь работникам детских дошкольных
учреждений.. http://tanja-k.chat.ru/
35