1
Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении Порядка и
условий осуществления перевода обучающихся из одной организации,
осуществляющей образовательную деятельность по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, в другие организации, осуществляющие образовательную
деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и
направленности", Уставом Центра образования и другими локальными
нормативными актами Центра образования.
1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность,
порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся Центра образования, их перевод в следующий класс (уровень)
по итогам учебного года (освоения общеобразовательной программы
предыдущего уровня).
1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
являются частью системы внутришкольного мониторинга качества
образования по направлению "качество процесса" и отражают динамику
индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии
с планируемыми результатами освоения основной образовательной
программы соответствующего уровня общего образования.
1.4. Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему
контролю успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном
порядке только по предметам, включенным в учебный план класса/группы, в
котором(ой) они обучаются.
1.5. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающихся осуществляют педагогические работники в соответствии с
должностными обязанностями и локальными нормативными актами Центра
образования.
1.6. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации за отчетный период (учебный год, полугодие,
четверть), являются документальной основой для составления ежегодного
публичного доклада руководителя о результатах деятельности Центра
образования, отчета о самообследовании и публикуются на его официальном
сайте в установленном порядке с соблюдением положений Федерального
закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".
1.7. Основными потребителями информации о результатах текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются участники
отношений в сфере образования: педагоги, обучающиеся и их родители
(законные представители), коллегиальные органы управления, учредитель,
экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и
аккредитации, др.
1.8. Положение согласовывается с коллегиальным органом
управления Педагогическим советом, с представительными органами
обучающихся, и утверждается приказом руководителя ОО.
2
1.9. В настоящее Положение в установленном порядке могут
вноситься изменения и (или) дополнения.
2. Текущий контроль успеваемости обучающихся
2.2. Цель текущего контроля успеваемости заключается в:
1)
определении степени освоения обучающимися основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования в
течение учебного года по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) учебного плана во всех классах;
2)
коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) в зависимости от анализа темпа, качества,
особенностей освоения изученного материала;
3)
предупреждении неуспеваемости;
2.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся в Центре
образования проводится:
1)
поурочно, по темам;
2)
по учебным четвертям и (или) полугодиям;
3)
в форме: диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой);
устных и письменных ответов; защиты проектов;
2.4. Периодичность и формы текущего контроля успеваемости
обучающихся:
2.4.1.
Поурочный контроль, контроль по темам определяется
педагогами самостоятельно с учетом требований ФГОС ОО (по уровням
образования),
индивидуальных
особенностей
обучающихся
соответствующего класса/группы, содержанием образовательной программы,
используемых образовательных технологий; указывается в рабочей
программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
2.4.2.
По учебным четвертям и (или) полугодиям определяется
на основании результатов текущего контроля успеваемости в следующем
порядке:
• по четвертям – во 2-9-х классах по предметам с недельной нагрузкой
более 1 часа;
• по четвертям – во 2-4-х классах по предметам с недельной нагрузкой
1 час;
• по четвертям/по полугодиям – в 5–9-х классах по предметам с
недельной нагрузкой 1 час;
• по полугодиям – в 10–11-х класса по всем предметам;
• по предметам учебного плана в объеме не менее 0,5 часа в неделю
2.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся:
2.5.1. В 1-х классах осуществляется без фиксации образовательных
результатов в виде отметок по 5-ти балльной шкале и использует только
положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
2.5.2. Во 2 (2 полугодие)–11-ых классах осуществляется:
• в виде отметок по 5-ти балльной шкале по учебным предметам,
3
курсам, дисциплинам (модулям);
• безотметочно ("зачтено") по учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям)
2.5.3. За устный ответ отметка выставляется учителем в ходе
урока и заносится в классный журнал и дневник обучающегося;
2.5.4. За письменный ответ отметка выставляется учителем в
классный журнал.
2.5.5.
Текущий контроль обучающихся, временно находящихся в
санаторных, медицинских организациях (иных организациях, не имеющих
лицензию на право осуществления образовательной деятельности)
осуществляется в этих учебных заведениях и полученные результаты
учитываются при выставлении четвертных/полугодовых отметок;
2.5.6. Проведение текущего контроля не допускается сразу после
длительного пропуска занятий по уважительной причине с выставлением
неудовлетворительной отметки;
2.5.7. Порядок выставления отметок по результатам текущего
контроля за четверть/ полугодие:
• обучающимся, пропустившим по уважительной причине,
подтвержденной соответствующими документами, 2/3 учебного времени,
отметка за четверть/ полугодие не выставляется.
Текущий
контроль
указанных
обучающихся
осуществляется
в
индивидуальном порядке администрацией Центра образования в
соответствии с графиком, согласованным с педагогическим советом и
родителями (законными представителями) обучающихся;
• отметки обучающихся за четверть/ полугодие выставляются на
основании результатов текущего контроля успеваемости, осуществляемого
по темам/поурочно, за 3дня до начала каникул или начала
промежуточной/итоговой аттестации;
2.5.8. С целью улучшения отметок за четверть/ полугодие в 5–9-х
классах Центром образования предусмотрено предварительное выставление
отметок по каждому предмету учебного плана за 2 недели до начала каникул.
Текущий контроль в рамках внеурочной деятельности определятся ее
моделью, формой организации занятий, особенностями выбранного
направления.
3. Промежуточная аттестация обучающихся
3.2. Целью промежуточной аттестации обучающихся является
определение степени освоения ими учебного материала по всем пройденным
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках освоения
основных образовательных программ общего образования (по уровням
общего образования) за учебный год.
3.3. Промежуточную аттестацию в Центре образования в
обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие основные
общеобразовательные программы начального общего образования,
4
основного общего образования, среднего общего образования во всех формах
обучения; а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы
по индивидуальным учебным планам, в т. ч. осуществляющие ускоренное
или иное обучение с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
3.4. Промежуточную аттестацию могут проходить по заявлению
родителей (законных представителей) обучающиеся, осваивающие основные
общеобразовательные программы:
• в форме семейного образования (далее – экстерны) обучающиеся
начального общего образования, основного общего образования, среднего
общего образования;
• в форме самообразования (далее – экстерны) обучающиеся среднего
общего образования.
3.5. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в
форме:
• комплексной контрольной работы;
• итоговой контрольной работы;
• письменных и устных экзаменов;
• тестирования;
• защиты индивидуального/группового проекта;
• иных формах, определяемых образовательными программами Центра
образования и (или) индивидуальными учебными планами.
3.6. Перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
выносимых на промежуточную аттестацию и форма проведения
определяется соответствующими учебными планами.
3.7. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся:
3.7.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме
итогового контроля 1 раз в год в качестве контроля освоения учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) образовательной программы
предыдущего уровня, за исключением 1 класса.
3.7.2. На основании решения педагогического совета и настоящего
Положения к промежуточной аттестации допускаются обучающиеся:
•
освоившие
основную
общеобразовательную
программу
соответствующего уровня общего образования;
•
имеющие неудовлетворительные отметки по учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (количество предметов
регулируется на уровне Центра образования) с обязательной сдачей
данного(ых) предмета(ов);
3.7.3. От промежуточной аттестации освобождаются обучающиеся:
• по состоянию здоровья на основании заключения медицинской
организации;
•
освоившие
основные
общеобразовательные
программы
соответствующего уровня общего образования индивидуально на дому, при
условии, что по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
5
учебного плана они имеют положительные отметки;
• достигшие выдающихся успехов в изучении учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) учебного плана (победители предметных
олимпиад регионального и федерального уровня);
3.7.4. Промежуточная аттестация обучающихся в проводится:
• в соответствии с расписанием, утвержденным директором Центра
образования;
• аттестационной комиссией, в количестве не менее 3-х человек,
включающей представителя администрации Центра образования, учителя –
предметника данного класса и ассистента из числа педагогов того же
цикла/предметной области, утвержденной приказом директора Центра
образования;
• по контрольно-измерительным материалам, прошедшими экспертизу
в установленном порядке и утвержденными приказом с соблюдением режима
конфиденциальности;
3.7.5. Обучающиеся,
заболевшие
в
период
проведения
промежуточной аттестации, могут:
• быть переведены в следующий класс условно, с последующей сдачей
академических задолженностей;
• пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки,
определяемые графиком образовательной деятельности и предназначенные
для пересдачи академических задолженностей;
• быть освобождены от аттестации на основании п. 3.6.3 настоящего
Положения.
3.8. Информация о проведении промежуточной аттестации (перечень
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), форма, сроки и порядок
проведения) доводится до обучающихся и их родителей (законных
представителей) по окончании третьей четверти посредством размещения на
информационном стенде в вестибюле Центра образования, учебном
кабинете, на официальном сайте Центра образования.
3.9. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии
с порядком, установленным в разделе 6 настоящим Положением.
3.10. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности в
Центре образования не предусмотрена.
4. Результаты промежуточной аттестации обучающихся
4.2. Обучающиеся, освоившие в полном объеме содержание
образовательной программы общего образования (по уровням образования)
текущего учебного года, на основании положительных результатов, в т. ч. и
итогов промежуточной аттестации, переводятся в следующий класс (на
уровень образования).
4.3. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации, по
уважительным причинам или имеющие академическую задолженность,
переводятся в следующий класс условно.
6
4.4. В целях реализации позиции п. 4.2 настоящего Положения:
4.4.1. Уважительными причинами признаются:
•
болезнь
обучающегося,
подтвержденная
соответствующей
медицинской справкой медицинской организации;
• трагические обстоятельства семейного характера;
•обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствии с
Гражданским кодексом РФ.
4.4.2. Академическая задолженность – это неудовлетворительные
результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или
непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин.
4.4.3. Условный перевод в следующий класс – это перевод
обучающихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным
причинам или имеющим академическую задолженность, с обязательной
ликвидацией академической задолженности в установленные сроки.
5. Ликвидация академической задолженности обучающимися
5.1. Права, обязанности участников образовательных отношений по
ликвидации академической задолженности:
5.1.1. Обучающиеся
обязаны
ликвидировать
академическую
задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
предыдущего учебного года в сроки, установленные приказом директора
Центра образования, но не позднее одного года со дня образования
академической задолженности.
5.1.2. Обучающиеся имеют право:
• пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) не более двух раз в пределах
одного года с момента образования академической задолженности, не
включая время болезни обучающегося и (или) иных уважительных причин;
• получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям);
• получать информацию о сроках и датах работы комиссий по сдаче
академических задолженностей;
• получать помощь педагога-психолога.
5.1.3. Центра образования при организации и проведении
промежуточной аттестации обучающихся обязана:
• создать условия обучающимся для ликвидации академических
задолженностей;
•
обеспечить
контроль
за
своевременностью
ликвидации
академических задолженностей;
• создать комиссию для проведения сдачи академических
задолженностей (промежуточной аттестации обучающихся во второй раз).
5.1.4. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
7
• создать условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности;
• обеспечить контроль за своевременностью ликвидации обучающимся
академической задолженности;
• нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической
задолженности в течение следующего учебного года.
5.1.5. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в
Центре образования создается соответствующая комиссия:
• комиссия формируется по предметному принципу;
• состав предметной комиссии определяется директором Центра
образования (или структурного подразделения, предметного методического
объединения) в количестве не менее 3-х человек;
• состав комиссии утверждается приказом директора Центра
образования.
5.1.6. Решение предметной комиссии оформляется протоколом приема
промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю).
5.1.7. Обучающиеся, не ликвидировавшие в течение года с момента
образования академической задолженности по общеобразовательным
программам соответствующего уровня общего образования, по усмотрению
их родителей (законных представителей) и на основании заявления могут
быть:
• оставлены на повторное обучение;
• переведены на обучение по адаптированным основным
образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии;
• переведены на обучение по индивидуальному учебному плану (в
пределах
осваиваемой
образовательной
программы)
в
порядке,
установленном Положением об индивидуальном учебном плане.
6.
Промежуточная аттестация экстернов
6.1. Обучающиеся, осваивающие основную общеобразовательную
программу соответствующего уровня общего образования в форме
самообразования, семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе, вправе по
заявлению пройти экстерном промежуточную аттестацию в Центре
образования.
6.2. Экстерны при прохождении промежуточной аттестации
пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей
общеобразовательной программе.
6.3. Прием экстерна для прохождения промежуточной аттестации
осуществляется приказом директора Центра образования на основании
заявления его родителей (законных представителей) в порядке,
8
предусмотренном федеральным законодательством. Процедуре
приема
экстерна для прохождения промежуточной аттестации в обязательном
порядке предшествует процедура ознакомления его родителей (законных
представителей) с настоящим Положением.
6.4. По окончании прохождения промежуточной аттестации экстерн
отчисляется из Центра образования соответствующим приказом директора
Центра образования.
6.5. Центр образования бесплатно предоставляет экстерну на время
прохождения промежуточной аттестации учебники и учебные пособия, иные
средства обучения из библиотечного фонда Центра образования при условии
письменно
выраженного
согласия
с
Правилами
использования
библиотечного фонда Центра образования.
6.6. По желанию родителей (законных представителей) экстерну на
безвозмездной основе может быть предоставлена помощь педагогапсихолога Центра образования.
6.7. Промежуточная аттестация экстерна в Центре образования
проводится:
• в соответствии с расписанием/графиком, утвержденным директором
Центра образования;
• предметной комиссией, в количестве не менее 3-х человек,
персональный состав которой определяется предметным методическим
объединением (структурным подразделением, администрацией);
• предметная комиссия утверждается приказом директора Центра
образования.
6.8. Ход и итоги проведения промежуточной аттестации экстерна
оформляются соответствующим протоколом, который ведет секретарь
указанной комиссии.
Протокол подписывается всеми членами предметной комиссии по
проведению промежуточной аттестации, его содержание доводится до
сведения экстерна и его родителей (законных представителей) под роспись.
6.9. Экстерн имеет право оспорить результаты промежуточной
аттестации, проведенной соответствующей комиссией Центра образования в
установленном законодательством РФ порядке.
6.10. На основании протокола проведения промежуточной аттестации
экстерну выдается документ (справка) установленного в Центре образования
образца о результатах прохождения промежуточной аттестации по
общеобразовательной программе общего образования соответствующего
уровня за период, курс.
6.11. В случае неудовлетворительных результатов по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
общеобразовательной программы общего образования соответствующего
уровня, полученных экстерном при проведении промежуточной аттестации,
экстерн имеет право пересдать в порядке, установленном п. 5.1.2. настоящего
Положения.
9
6.12. Экстерны, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности, могут быть приняты для продолжения
обучения в Центр образования в соответствии с Порядком приема,
установленным федеральным законодательством при наличии свободных
мест для продолжения обучения.
6.13. В случае если при прохождении экстерном промежуточной
аттестации ни одна из дисциплин, выносимых на промежуточную
аттестацию, не была оценена аттестационной комиссией положительно и
академические задолженности не были ликвидированы в соответствующие
сроки, директор Центра образования сообщает о данном факте в органы
местного самоуправления согласно нормам Семейного кодекса РФ от
29.12.1995 № 223-ФЗ.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
7.1. Инициатива внесения изменений и (или) дополнений в настоящее
Положение может исходить от органов коллегиального управления,
представительных
органов
обучающихся,
родителей
(законных
представителей), администрации Центра образования.
7.2. Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение подлежат
открытому общественному обсуждению на заседаниях коллегиальных
органов управления Центра образования и представительных органов
обучающихся, родителей (законных представителей).
7.3. Изменения в настоящее Положение вносятся в случае их
одобрения органами, указанными в п. 7.1 и утверждаются приказом
директора Центра образования.
7.4. Внесенные изменения вступают в силу с учебного года,
следующего за годом принятия решения о внесении изменений.
7.
______________________
10