РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ
Разработали: Пыс Н.А.
Бельды О.Ю.
Жигалин Т.А.
г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка
Для учащихся 7–8 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое
значение. В 18 лет человеку, помимо прочего, становятся доступны права на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Поэтому, вступая во взрослую
жизнь, ученик должен быть подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями.
В современном обществе важно не просто научить учащихся действовать по алгоритму, а сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить оптимальный
вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и
умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами
государства и общества.
Курс "Финансовая грамотность", рассчитан на изучение в течение одного учебного
года, по одному занятию в неделю. Предложенный курс предполагает изучение финансовых институтов в контексте текущих экономических процессов с привлечением экономической теории для объяснения механизма тех или иных финансовых явлений. Данный
курс имеет модульную структуру. Каждый модуль посвящён определённой финансовой
теме. Связующим внутрипредметным звеном курса является деятельностная компонента –
на основе выявления, анализа и оценки вариантов обоснованное принятие решения и осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего условиям реальной финансовой задачи.
Это означает, что при изучении курса учащиеся включаются в решение практических задач, подобных тем, с которыми сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни.
Программа курса предполагает установление межпредметных связей с другими
общеобразовательными предметами школьной программы. На занятиях по курсу изучается история развития и становления финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны
с правом, поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на стыке правовой и финансовой грамотности. В каждом занятии материалов
для учащихся содержится рубрика "Финансовое право", имеющая практикоориентированный характер. Для решения заданий, включённых в эту рубрику, необходимо воспользоваться нормативно-правовыми актами, адаптированными под возраст учащихся.
Курс позволяет сформировать необходимые метапредметные умения для успешной
сдачи экзамена по обществознанию в 9 классе. Задания, связанные по тематике с финансовой грамотностью, имеются также в ОГЭ по математике, это делает изучение курса финансовой грамотности более актуальным. И наоборот, владение математическими знаниями и умениями позволяет человеку получить наиболее полную картину о предоставляемых финансовыми организациями услугах и самое главное – точную информацию об их
реальной стоимости (в длительной перспективе). При изучении валютного рынка, налоговых ставок и пенсионных систем различных стран также устанавливаются межпредметные связи с экономической географией.
Таким образом, освоение учащимися 7–8 классов курса финансовой грамотности
создаёт условия для их успешной социализации, гармоничного вхождения во взрослую
жизнь современного российского общества, профориентации в экономических специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской финансовоэкономической действительности.
Цели обучения:
формирование финансовой грамотности у учащихся 7–8 классов, предполагающей освоение знаний устройства основных финансовых институтов; овладение умениями и компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи и эффективно взаимодействовать с различными финансовыми организациями с целью достижения финансового благополучия.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность субъектной позиции учащегося как способности самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым
на себя долговым обязательствам;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современным научным представлениям о финансовых институтах, процессах и услугах;
• понимание прав и обязанностей, которыми наделён субъект финансовых отношений, а
также возможностей их практического осуществления;
• понимание наличия рисков, возникающих при использовании различных финансовых
инструментов.
Требования к метапредметным результатам освоения курса:
1. владение компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи:
1.1. анализировать практическую задачу в сфере финансов;
1.2. ставить цели финансовой деятельности;
1.3. планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;
1.4. предлагать варианты решения финансовой задачи;
1.5. оценивать варианты решения финансовой задачи и делать оптимальный выбор;
1.6. владение коммуникативными компетенциями:
1.7. вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
1.8. анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
2. владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя, осуществляющего расчёт безналичным и наличным способом, заёмщика, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика и др.);
3. владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
1. владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель
инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции,
облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговый вычет, пеня по налогам, пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, венчурный
предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды, финансовые
риски);
2. владение знаниями:
2.1. об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты
и привлечения кредитов;
2.2. о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных
бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в
них;
2.3. об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
2.4. об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
2.5. об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
2.6. о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых
продуктов;
2.7. o правилах поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.
Структура курса
Курс финансовой грамотности в 7–8 классах состоит из вводного занятия, шести
модулей, содержащих по нескольку занятий, и итогового занятия. Каждое занятие по теме
модуля содержит как теоретический материал, так и практические задания, которые позволят закрепить полученные знания и сформировать практические умения в финансовой
сфере.
Каждый из шести модулей посвящён отдельной сфере финансовых отношений и
имеет содержательно законченный вид.
Тематический план
№
Дата
2
3
2 неделя
3 неделя
Введение в курс "Финансовая
грамотность".
Модуль 1. Современные
деньги: что это такое и какие
риски их сопровождают
Деньги и их функции
Что делает деньги деньгами
4
5
4 неделя
5 неделя
Какие они, современные деньги?
Риски в мире денег
1
1 неделя
Раздел, Тема
6
7
7 неделя
8 неделя
8
9
9 неделя
10 неделя
11 неделя
10
Модуль 2. Семейный бюджет:
как управлять им в современном мире
Современная семья и её финансы
Что входит в расходную часть
семейного бюджета
Как разумно совершать покупки
Откуда берутся доходы в семейном бюджете
Как грамотно составлять семейный бюджет
Модуль 3. Личный доход подростка
Количество часов
теопрак- Итория
тика
го
+
1
9
+
+
+
1
1
+
+
1
1
+
+
+
1
1
+
+
+
+
1
1
+
1
4
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
13 неделя
15 неделя
17 неделя
19 неделя
20 неделя
22 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
Источники личного дохода подростка
Как может работать подросток
+
+
+
1
Какие налоги необходимо платить, когда работаешь
Модуль 4. Услуги финансовых
организаций: что нужно современному подростку
Финансовые организации и их
услуги
Как грамотно выбрать вклад
+
+
1
Как грамотно выбрать банковскую карту
Как накопить на свою мечту
Как грамотно выбрать страховой
продукт
Как отправиться в путешествие,
минимизируя финансовые риски
Как защитить свои права потребителя финансовых услуг
Модуль 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодное финансовое сотрудничество
Финансы современного государства
Какие налоги платят граждане
РФ
Как рассчитать размер налогов
Как своевременно уплатить
налоги и оформить налоговый
вычет
Модуль 6. Современный человек: как инвестировать в себя
Что такое человеческий капитал
Как инвестировать в человеческий капитал
Подведение итогов
Мониторинг учебных достижений
Содержание курса
1
5
+
+
+
1
+
1
+
1
+
1
+
1
4
+
+
1
+
1
+
1
+
1
6
+
+
1
+
1
+
1
1
Занятие 1. Введение в курс «Финансовая грамотность»
Цели занятия:
осознание последствий принятия безграмотных финансовых решений, понимание
необходимости действовать грамотно при взаимодействии с финансовыми организациями;
осознание взаимосвязи финансовой грамотности и благополучия человека и семьи.
оценивать финансовое поведение с точки зрения финансовых и прочих последствий.
Форма проведения: проблемный семинар
План.
1. Обсуждение проблемы безграмотного финансового Поведения
2. Формирование понятий «финансовая грамотность», «благосостояние»
Занятие 2. Деньги и их функции
Цель занятия: формирование базовых знаний о деньгах и их функциях.
Форма проведения: лекция, проблемный семинар.
План.
1. Деньги
2. Функции денег
Занятие 3. Что делает деньги деньгами
Цели занятия: формирование понимания того, что влияет на стоимость денег и за счёт чего существуют современные деньги.
Форма проведения: дискуссия
План.
1. Факторы, определяющие стоимость денег
2. Денежно-кредитная политика государства.
Занятие 4. Какие они, современные деньги
Цели занятия: формирование знаний о видах современных денег для их выгодного использования в разных жизненных ситуациях
Форма проведения: практикум
План.
1. Основные виды денег
2. Достоинства и недостатки цифровых денег
Занятие 5. Риски в мире денег
Цели занятия: формирование базовых знаний и пониманий в области финансовых рисков
Форма проведения: проблемный семинар, практикум.
План.
1. Риски. Виды финансовых рисков.
2. Инфляция. Девальвация.
Занятие 6. Современная семья и её финансы
Цели занятия: формирование понимания особенностей современной семьи и специфики
ведения домашнего хозяйства и управления семейными финансами
Форма проведения: коммуникативный семинар.
План.
1. Семья и её типы.
2. Домохозяйства. Функции домохозяйств.
3. Семейные финансы.
Занятие 7. Что входит в расходную часть семейного бюджета
Цели занятия: формирование понимания того, что входит в расходную часть семейного
бюджета и как грамотно расставлять приоритеты при определении расходов семьи
Форма проведения: коммуникативный семинар, практикум.
План.
1. Расходная часть семейного бюджета
2. Обязательные и необязательные траты
Занятие 8. Как разумно совершать покупки
Цели занятия: формирование умения совершать обдуманные, а не эмоциональные покупки
Форма проведения: коммуникативный семинар.
План.
1. Потребитель
2. Рациональное поведение потребителя
3. Эмоциональные мотивы совершения покупок
Занятие 9. Откуда берутся доходы в семейном бюджете
Цели занятия: формирование знаний об источниках доходов семьи и умения находить варианты доходов для конкретных жизненных ситуаций.
Форма проведения: лекция-беседа, практикум.
План.
1. Виды доходов
2. Способы увеличения дохода.
Занятие 10. Как грамотно составлять семейный бюджет
Цели занятия: формирование базовых знаний о семейном бюджете и практического умения грамотно составлять (вести) семейный бюджет
Форма проведения: практикум, занятие контроля.
План.
1. Бюджет и его структура
2. Профицит
3. Способы преодоления дефицита семейного бюджета
Занятие 11. Источники личного дохода подростка
Цели занятия: формирование базовых знаний о существующих источниках дохода и о
том, какие из них доступны для подростка
Форма проведения: лекция-беседа.
План.
1. Правосубъектность подростка
2. Гражданские и трудовые права несовершеннолетних
Занятие 12. Как может работать подросток
Цели занятия: формирование знаний о том, как может работать подросток и как это регулируется законодательством
Форма проведения: коммуникативный семинар.
План.
1. Трудовые правоотношения несовершеннолетних
2. Трудовой договор
Занятие 13. Какие налоги необходимо платить, когда работаешь
Цели занятия: формирование знаний о том, какие налоги необходимо платить, когда работаешь, и умений рассчитывать НДФЛ
Форма проведения: лекция-беседа, практикум.
План.
1. Налоги. Подоходный налог.
2. Ставка НДФЛ
Занятие 14. Финансовые организации и их услуги
Цель занятия: формирование базовых знаний о том, что такое финансовые организации и
какие финансовые потребности они удовлетворяют.
Форма проведения: практикум, занятие контроля.
План.
1. Финансовые услуги и финансовые организации
2. Виды финансовых услуг
Занятие 15. Как грамотно выбрать вклад
Цель занятия: формирование знаний и умений выбрать подходящий вклад в конкретной
жизненной ситуации.
Форма проведения: лекция-беседа, проблемный семинар.
План.
1. Банковский счёт. Банковский вклад.
2. Доходность вклада.
Занятие 16. Как выбрать банковскую карту
Цель занятия: формирование у учащихся умения выбирать банковскую карту под конкретные жизненные условия и цели и знания о том, как пользоваться банковской картой
безопасно
Форма проведения: коммуникативный семинар, учебная игра.
План.
1. Банковская карта, её виды
2. Издержки и выгоды использования банковских карт
3. Взаимные обязанности банка и держателя карты.
Занятие 17. Как накопить на свою мечту
Цели занятия: формирование базовых знаний о том, как можно накопить на мечту, и умения составлять план накоплений
Форма проведения: коммуникативный семинар, учебная игра.
План.
1. Рациональные и эмоциональные цели накоплений
2. План накоплений
3. Источники накоплений
Занятие 18. Как грамотно выбрать страховой продукт
Цели занятия: формирование умения грамотно выбирать страховой продукт под конкретные жизненные условия
Форма проведения: практикум
План.
1. Страхование. Страховой фонд
2. Умение пользоваться калькулятором страхования
Занятие 19. Как защитить свои права потребителя финансовых услуг
Цель занятия: формирование умения защищать свои права потребителя финансовых услуг
(представления, как это сделать, опираясь на свои права)
Форма проведения: практикум
План.
1. Виды финансовых услуг
2. Способы защиты прав потребителя финансовых услуг
Занятие 20. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».
Цель занятия: проверить усвоение дидактических единиц курса.
Форма проведения: занятие контроля.
План.
1. Письменное выполнение эвристических заданий за весь курс.
Учебно-методическая литература.
1. Лавренова Е.Б.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 7–8 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 160 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
2. Лавренова Е.Б.
Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 7–8 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 180 с. – (Учимся
разумному финансовому поведению).
3. Лавренова Е.Б.
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 7–8 классы общеобразоват. орг., социальноэкономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 176 с. – (Учимся разумному финансовому
поведению).
4. Лавренова Е.Б.
Финансовая грамотность: учебная программа. 7–8 классы общеобразоват. орг., социальноэкономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 36 с. – (Учимся разумному финансовому
поведению).
5. Киреев А.П.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 7–8 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 384 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)