РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ
«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Разработал: учитель физики Девицын Ю.В.
г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас»
предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8 классов и
разработана в соответствии с нормативными документами.
Место курса в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и
одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность
– это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной
системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения
образовательных программ основного общего образования.Реализация рабочей
программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» реализует
общеинтеллектуальноеразвитие личности обучающихся 8 класса.
Физическое образование в системе общего образования занимает одно из ведущих
мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию
знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных
научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и
объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у
учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным
изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его
индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и
максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем.
Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали
средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она
активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель
при этом становится организатором познавательной деятельности ученика,
стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая
учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы,
личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны,
обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто
проявляет интерес и способности к предмету.
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по обще интеллектуальному
направлению внеурочной деятельности
Цели курса:
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка
при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас»,
можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему
самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности,
познавательной активности. Поэтому целями программы занятий внеурочной
деятельности по физике «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов являются:
развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения
новых знаний;
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных,
информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций
личностного самосовершенствования;
формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных
учебных действий.
воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и
созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной
деятельности по физике.
в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на
уроках;
показать использование знаний в практике, в жизни;
раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать,
понять;
раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.
Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на
достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных
результатов.
Задачи курса.
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным
видам деятельности;
формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми
школьники сталкиваются в повседневной жизни;
формирование представления о научном методе познания;
развитие интереса к исследовательской деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных
учебных действий в урочное время;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
формирование навыков построения физических моделей и определения границ их
применимости.
совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений
природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и
оценки новой информации физического содержания, использования современных
информационных технологий;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных
задач;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую,
аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных
физических задач, связанных с практической деятельностью.
Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Физика вокруг
нас» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими
учебными дисциплинами как: химия, алгебра, геометрия, география, биология, музыка.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 8 классе рассчитана на 1 год
обучения (1 час в неделю). В 8 классе – учитывая праздничные дни, за год будет дано - 34
часов.
Раздел 2. Планируемые результаты.
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе
использования четырёх междисциплинарных учебных программ («Формирование
универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового
чтения и работы с текстом») и учебных программы по всем предметам, в том числе по
физике. После изучения программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас»
обучающиеся
систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных,
нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами;
выработают индивидуальный стиль решения физических задач.
совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения
физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила
техники безопасности);
научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках физики в
основной школе;
разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете
физики.
совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания
исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при
выступлениях на научно – практических конференциях различных уровней.
определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных
интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего
профиля обучения в старшей школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
ценностное отношение к достижениям российских учёных физиков.
2.Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
3.Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности.
4.Ценности научного познания:
осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы
развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
5.Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и
тепловым оборудованием в домашних условиях;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права у другого человека.
6.Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических
знаний;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
7.Экологическое воспитание:
ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
8.Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической
направленности, открытость опыту и знаниям других;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы о физических объектах и явлениях;
осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том
числе с использованием физических знаний;
оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных
последствий.
Раздел 3. Содержание курса.
Тепловые явления (12 часов)
Теория:
Внутренняя энергия. Температура. Термометры и их виды. Теплопередача:
теплопроводность, конвекция, излучение. Использование энергии Солнца на Земле.
Термос. Ветры. Способы передачи тепла. Количество теплоты. Агрегатные состояния
вещества. Плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. Испарение и
конденсация. Кипение. Выветривание. Влажность воздуха. Точка росы. Физика и
народные приметы. Тепловые двигатели в жизни и в быту.
Практика, эксперимент:
Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры
остывающей воды».
Практическая работа № 2 «Исследование аморфных тел».
Практическая работа № 3: «Изучение выветривания воды с течением времени».
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение,
теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или
работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества,
охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;
умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества,
удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;
владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной
влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной
температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости
вещества;
понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров,
психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения
безопасности при их использовании;
понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых
процессах и умение применять его на практике;
овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости,
количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при
охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления,
влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового
двигателя;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды).
Электрические явления (8часов)
Теория:
История электричества. Электризация тел. Притяжение и отталкивание электрических
тел.Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Полупроводники. Электрическая цепь и ее
составные части. Закон Ома. Реостаты. Удельное сопротивление. Виды соединения
проводников. Мощность электрических приборов. Бытовые электрические приборы.
Нагревание проводников. Короткое замыкание. Конденсаторы. Изобретение лампы
накаливания. Электрические нагревательные приборы
Практика, эксперимент:
Практическая работа № 4 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия».
Практическая работа № 5 «Изготовление электроскопа»
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание
проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления
с позиции строения атома, действия электрического тока;
умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический
заряд, электрическое сопротивление;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке
цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и материала;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:
закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—
Ленца;
понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента,
аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения,
сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников,
удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока,
количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы
электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды, техника безопасности).
Электромагнитные явления (7 часов)
Теория:
Магнитное поле Земли и других планет. Магнитные линии постоянного магнита. Компас
и его принцип действия. Электромагниты и их практическое применение.
Практика, эксперимент:
Практическая работа № 6 «Намагничивание металлических предметов. (картон,
металлические опилки).
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и
стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной
стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;
владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия
катушки от силы тока в цепи;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды, техника безопасности).
Световые явления (5часов)
Теория:
Световой луч. Солнечные зайчики. Получение тени и полутени. Законы отражения и
преломления света. Как Архимед поджег римский флот. Спектр. Линзы. Очки.
Оптические приборы и их применение.
Практика, эксперимент:
Практическая работа № 7 «Наблюдение отражения света».
Практическая работа № 8 Наблюдение преломления света»
Практическая работа №9 «Получение радуги»
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное
распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от
расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения
света на зеркало;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:
закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения
света;
различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу
линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения,
даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды).
Заключительное занятие. (2час)
Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и
усердие на занятиях.
Тематическое планирование курса
№ Наименование
разделов и тем
п/ программы
п
Количество часов
Все Теор Практ
го
ия
ика
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Воспитател
ьный
компонент
содержания
Вводное занятие.
Инструктаж по
охране труда на
уроках. Что
холоднее?
( «Физика в вопросах
и ответах»)
2. Термометры и их
виды.
Измеряем
температуру.
3. Практическая работа
№1 «Исследование
изменения со
временем
температуры
остывающей воды».
4. Изоляция тепла.
Шуба греет!? Зачем
сковородке
деревянная
ручка?(«Физика в
вопросах и ответах»)
5. Способы передачи
тепла. Опыты и
эксперименты.
6. Термос.Изготовление
самодельного
термоса (Интернет
ресурсы,
анимационный
фильм)
7. Откуда берется
теплота? Как
сохранить тепло?
холод? («Физика в
вопросах и ответах»)
8. Практическая работа
№ 2 «Исследование
аморфных тел».
9. Урок –
игра«Тепловые
явления»
(образовательное
интегрированное
событие).
10. Практическая работа
№ 3: «Изучение
выветривания воды с
1.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://минобрнауки.рф/
1
1
1
://standart.edu/catalog.aspx?
Catalog=227
рабочей
программы
1, 4, 6, 7,8
4,6,7,8
: http://metodist.lbz.ru/
://standart.edu/catalog.aspx?
Catalog=227
http://минобрнауки.рф/
://standart.edu/catalog.aspx?
Catalog=227
4,6,8
1,5,6,8
http://минобрнауки.рф/
6,8
1
4,6,8
: http://metodist.lbz.ru/
1
1, 4, 6, 7,8
1
: http://metodist.lbz.ru/
4,6,7,8
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
течением времени».
Физика и народные
приметы. (
Влажность воздуха)
Тепловые двигатели
и экология.( проект)
История
электричества.Электр
ичество на расческах.
Практическая работа
№ 4«Электризация
различных тел и
изучение их
взаимодействия».
Практическая работа
№ 5 «Изготовление
электроскопа»
Устройство
батарейки.
(«Физика в вопросах
и ответах»)
Изобретаем
батарейку.Лимон.
Картошка. Провода.
Лампочка.
«Электричество в
игрушках»( Приносят
электроигрушки.
Интернет ресурс)
Занятие-игра «
Электричество»
(образовательное
интегрированное
событие).
Изобретение
лампы.накаливания.
(Доклады.
Презентации0Электр
ические
нагревательные
приборы
Занимательные
опыты с магнитами.
(«Физика в вопросах
и ответах»)
Компас. Принцип
работы.(Демонстраци
и:Пробка, иголка,
ёмкость для воды)
Ориентирование с
1
1
1
1
1
1
://standart.edu/catalog.aspx?
Catalog=227
http://минобрнауки.рф/
4,6,8
1
1
: http://metodist.lbz.ru/
1,5,6,8
1
1
: http://metodist.lbz.ru/
6,8
1
1
1
1
://standart.edu/catalog.aspx?
Catalog=227
http://минобрнауки.рф/
1
4,6,8
1, 4, 6, 7,8
4,6,7,8
1
1 p://metodist.lbz.ru).
1
1
1
1
1
1
1
1
://standart.edu/catalog.aspx?
Catalog=227
http://минобрнауки.рф/
://standart.edu/catalog.aspx?
Catalog=227
http://минобрнауки.рф/
4,6,8
1,5,6,8
6,8
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
помощью
компасаКомпас. План
местности
Магнитное поле
ЗемлиКак
ориентируются
птицы и насекомые.
(Слайдовая
презентация,
интернет ресурсы)
Магнитная
рудаКартина
магнитного поля
земли
Практическая работа
№6
«Намагничивание
металлических
предметов. (картон,
металлические
опилки).
Как изготавливают
магниты.
Видеофильм..
Как Архимед поджег
римский флот
Солнечные зайчики.
Практическая работа
№ 7 «Наблюдение
отражения света».
Как сломать луч?
Практическая работа
№ 8 Наблюдение
преломления света».
Радуга в природе.
Как получить радугу
домаПрактическая
работа №9
«Получение радуги»
Лунные и Солнечные
затмения. Проект
33. Заключительное
занятие.«В мире
34. явлений»
(образовательное
интегрированное
событие).Подведение
итогов работы за год.
Поощрение
учащихся,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
://standart.edu/catalog.aspx?
Catalog=227
4,6,8
http://минобрнауки.рф/
1, 4, 6, 7,8
1
4,6,7,8
: http://metodist.lbz.ru/
://standart.edu/catalog.aspx?
Catalog=227
http://минобрнауки.рф/
1
1
http://metodist.lbz.ru/
4,6,8
1
1
: http://metodist.lbz.ru/
1,5,6,8
1
1
http://metodist.lbz.ru/
6,8
1
2
://standart.edu/catalog.aspx?
Catalog=227
http://минобрнауки.рф/
4,6,8
4,6,8
проявивших
активность и усердие
на занятиях.
Система учета и контроля достижений планируемых результатов.
Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические
работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады. Качество
подготовленности учащихся определяется качеством выполненных ими работ.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в
процессе организации различных форм деятельности. Поощрительной формой оценки
труда учащихся является демонстрация работ, выполненных учащимися и выступление с
результатами исследований перед различными аудиториями (в классе, в старших и
младших классах, учителями) внутри школы.
Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их
учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в
области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области
исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную
мотивацию к деятельности, являются важным фактором развития творческих и
познавательных способностей учащихся. Подобная организация учета знаний и умений
для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет
способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого
обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном
сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником
деятельности.
Учебно-методическое
образовательного процесса.
и
материально-техническое
обеспечение
1.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -.
(Стандарты второго поколения).
2.
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в
основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.:
Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).
3.
Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
4.
Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – М. : Просвещение, 1977.
5.
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах
общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г.
Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227
7.
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации//
официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
8.
Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
9.
Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru//
10.
Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)