РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ»
ДЛЯ 7 КЛАССОВ
Разработала: учитель информатики Горбач С.В.
г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 учебный год
1. Пояснительная записка
Введение
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287;
положением о структуре, порядке, разработки и утверждения рабочих программ учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ ЦО «Открытие».
УМК: авторская программа курса «Информатика» для основной школы (7-9 классы)
Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. рассчитана на 105 учебных часов.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике
для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория
знаний»)
Предлагаемый курс является введением в программирование на языке Pascal.
Исключительно велика роль программирования для формирования мышления
школьников, приёмов умственных действий, умения строить модели, самостоятельного
нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач.
Использование этих возможностей для формирования обще интеллектуальных и обще
учебных умений школьников активизирует процесс индивидуально-личностного становления
учащихся. Его особенность в том, что важнейшие основные понятия программирования: типы
данных, структуры данных, операторы, алгоритмы, рассматриваются на конкретных примерах,
что делает их более понятными для начинающих программистов.
Программы на языке Pascal отличаются строгой структурой. Программирование на нем
приучает к аккуратности, продуманности. Кажущаяся ненужной строгость в описании типов
данных, процедур и функции оборачивается изящными и понятными конструкциями, а также
высокой производительностью программ и экономным использованием памяти.
Цели изучения информатики в основной школе
• овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;
• научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде
программы, написанной на языке программирования Pascal.
Задачи курса:
•
сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки
программ средствами языка программирования Pascal;
•
научить работать с графическими средствами языка программирования Pascal;
•
научить отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих
программ.
Основные формы и методы обучения
• Формы обучения: урочная система в соответствии с федеральным базисным планом
для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ ЦО
«Открытие» на изучение факультативного курса информатики и ИКТ учащимися 7 классов
отводится - 35 учебных часа из расчета I час в неделю.
• Общие формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, парные,
индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм
обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия
между учителем и учащимися, между самими учениками.
• Форму урока учитель может выбрать по своему усмотрению: или групповую, или в парах,
или фронтальную. Заметим только, что организация групповой работы, дающей хорошие
результаты, требует формирования соответствующих навыков у учащихся.
• При выборе фронтальной формы обучения условием продуктивной деятельности класса
является учет того, что урок – это не монолог учителя и не традиционные объяснения и
опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ.
• При этом часть урока предназначена для работы за компьютером, которая в
значительной мере индивидуальна. В этой работе учитель выступает в роли консультанта, и
если ученику нужна помощь, он ее всегда должен получить от учителя.
• При обучении информатике применяются, в основном, такие же методы обучения,
как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику.
• Многообразие методических приёмов не позволяет их классифицировать, однако можно
выделить приёмы, которые достаточно часто используются в работе учителя информатики.
Например:
• показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера,
практического действия, умственного действия и т.п.);
• постановка вопроса;
• выдача задания;
• инструктаж.
Курс рассчитан на 1 год (35 часов, 1 час в неделю).
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные:
• формирование представления о программировании как сфере возможной профессиональной
деятельности;
• ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений;
• умение контролировать процесс и результат деятельности;
• первоначальные представления о программировании как сфере человеческой деятельности,
об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
учащиеся получат возможность научиться:
• составлять план и последовательность действий, записывать простые последовательности
действий на формальном языке;
• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с
учётом конечного результата;
• предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу
действия;
• концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
• адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения.
• устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
• формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
• выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
• выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
• оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Основными методами обучения являются: активные методы (мозговой штурм, деловые и
имитационные игры, метод проектов) и практические (как репродуктивного, так и поискового
характера).
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам
выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса.
Итоговый контроль
реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с
помощью тестовых заданий.
Основной формой проведения занятий являются личностно-ориентированные практикумы
по решению задач, предусматривающие:
каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического
2-3, для итогового до 10),
подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных
способностей и психологического настроя к программированию,
задачи каждому ученику выдаются адресно, каждый ученик на разных занятиях
практикума имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.),
задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.
Ожидаемый результат
Выпускник научится:
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система
команд»; понимать различие между непосредственным и программным
управлением исполнителем;
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов
(фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность,
возможность возникновения отказа при выполнении команды);
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и
записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических
задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе
учёбы и вне её.
Структура программы и объём
№
п/п.
Количество часов
Название темы
общее
теория
практика
1
Программа и программирование.
6
5
1
2
Простые программы. Операторы ввода-вывода.
Переменные величины.
10
4
6
19
6
13
35
15
20
3
Стандартный модуль Graph.
Итого:
2. Учебно-тематическое планирование
Воспитательный
Количество часов
№п/п
Дата проведения
компонент
Раздел, тема
содержания
теория
практика
итого
рабочей
программы
Программа и программирование (6 часов)
1
06.09.23
Алгоритм. Исполнители алгоритмов.
+
-
1
1,3,6,8
2
13.09.23
Первое представление о программе.
-
+
1
8
3
20.09.23
+
-
1
6,8
4
27.09.23
Список команд. Командный и
программный режимы.
Что важно знать о программе.
+
-
1
1,6,8
5
04.10.23
Понятие о процедуре.
+
-
1
1,4,6,8
6
11.10.23
Языки программирования.
+
-
1
1,3,8
Линейные программы. Операторы ввода-вывода. Переменные величины (10 часов)
+
-
1
1,2,3,8
25.10.23
Линейные программы. Переменные
величины.
Процедура вывода Write.
+
-
1
4,6,8
08.11.23
Процедура вывода WriteLn.
-
+
1
1,6,8
7
18.10.23
8
9
10
15.11.23
11
22.11.23
12
29.11.23
13
06.12.23
Выполняем первую программу на
компьютере.
Переменные величины. Оператор
присваивания.
Описание переменных (VAR). Имена
переменных.
Запись арифметических выражений.
14
13.12.23
15
16
-
+
1
1,4,6,8
+
-
1
1,3,8
-
+
1
1,2,3,8
+
-
1
1,2,3,8
Порядок составления простой программы.
-
+
1
4,6,8
20.12.23
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
-
+
1
1,6,8
27.12.23
Интерфейс пользователя.
-
+
1
3,6,8
Стандартный модуль Graph (19 часов)
Стандартный модуль Graph, текстовый и
графический режимы.
Рисуем простейшие фигуры.
17
10.01.24
18
17.01.24
19
24.01.24
20
31.01.24
21
07.02.24
Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и
заливки.
Рисуем изображения с помощью
простейших фигур.
Понятие циклический алгоритм.
22
14.02.24
Циклические программы.
23
21.02.24
Оператор цикла for.
24
28.02.24
Оператор цикла гереаt.
1,6,8
+
+
1,4,6,8
+
1,3,8
+
1,2,3,8
1,2,6,8
+
+
1,6,8
1,4,6,8
+
+
1,3,8
25
06.03.24
Оператор цикла while.
26
13.03.24
Отличия операторов гереаt и while.
+
2,6,8
27
20.03.24
+
1,3,8
28
03.04.24
+
1,2,3,8
29
10.04.24
+
1,4,6,8
30
17.04.24
31
24.03.24
Используем в рисовании переменные
величины.
Использование циклических алгоритмов в
графических программах.
Использование вложенных циклов в
графических программах.
Использование случайных величин при
рисовании.
Движение простейших фигур по экрану.
32
08.05.24
33
1,2,3,8
+
1,4,6,8
+
+
6,8
Работа над самостоятельным проектом.
+
1,6,8
15.05.24
Работа над самостоятельным проектом.
+
1,4,6,8
34
22.05.24
Представление результатов работы.
+
1,3,8
35
29.05.24
Обобщение материала.
+
1,2,3,8
3. Содержание курса
1 Раздел:
Программа и программирование.
Программирование. Язык программирования. Языки программирования высокого уровня
(ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль Система
программирования. Среда программирования. Программа, разделы программы, алфавит языка
Паскаль
2 Раздел:
Простые программы. Операторы ввода-вывода. Переменные величины.
Линейные программы. Операторы ввода-вывода. Переменные величины.
Вывод сообщения на экран монитора. Этапы создания компьютерной программы. Оформление
текста на экране. Данные. Типы данных. Операции с целыми числами. Понятие переменной.
Оператор присваивания. Вывод значений переменных на экран.
3 Раздел:
Стандартный модуль Graph.
Подключение графического модуля, запуск графических драйверов. Основные графические
примитивы. Дуги, эллипсы, окружности, прямоугольники. Работа с цветом в графическом
модуле. Процедуры установки цвета контура и цвета заливки. Применение процедур заливки
для построения графических изображений в цвете.
Имитация движения объектов с помощью циклов. Статические и динамические изображения.
Совмещение статики и динамики в одном проекте. Подключение звука.
4. Организация диагностики результатов (методы входящей, промежуточной и итоговой
диагностики)
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он
позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно
продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении
каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.
Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно,
для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если
пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого
тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о
системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную
инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно
объяснить им правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
• за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
• за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
• за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет
сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к
собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных
баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При подведении итогов желательно придерживаться следующих общепринятых
соотношений:
50 - 70% — «не зачтено»;
71 - 85% — «зачтено»;
86 - 100% — «зачтено»
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно
следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» итога
работы, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать оши бочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать
обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение,
возникающее во время тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от
необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию
должно предшествовать тестирование «традиционное» — с бланками на печатной основе,
работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной
деятельности. В 7 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование;
зачет; проект.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит:
перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет
портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая
его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в
качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая
все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года
5. Библиографический список литературы
А) Учебно-методическая литература
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 7–9
классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Б) Дополнительная литература
4. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по
информатике. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
5. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по
информатике для V-VII классов Информатика в школе: приложение к журналу
«Информатика и образование». 2007. № 6. — М.: Образование и Информатика,
2007.
6. http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.
7. http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal».
8. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal
.html - 40 уроков по Pascal .
9. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. – СПб.: Питер, 2006. – 256
с.: ил.
10. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.:
«Интеллект-центр», 2001.
11. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на
языке Pascal . М.: «Интеллект-центр», 2001.
12. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. М.: «Первое сентября», 2001.
13. Тимофеевская М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, «Питер», 2002.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)