РП внеурочная деятельность Обществознание 5-6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Разработали: Пыс Н.А.
Бельды О.Ю.
Жигалин Т.А

г. Комсомольск – на – Амуре
2023– 2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Обществознание: финансовая
грамотность» для учащихся 5-6 классов школы разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования и направлена
на достижение планируемых результатов,
обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на
приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности
(основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным
программам.
«Обществознание: Финансовая грамотность» является прикладным курсов,
реализующим интересы обучающихся 5-6 классов в сфере экономике семьи. Курс
рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5 классе, 34 часа – в 6 классе.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
•

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
• Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А.
Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. –
(Учимся разумному финансовому поведению)
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки
России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая
2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к

использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 28 декабря 2018 г. N 345»)
Место курса в образовательной системе.
Курс включен в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс
внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в рамках предмета
обществознания.

Цели изучения курса «Обществознание: Финансовая грамотность»


Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции,

основанной на

приобретенных

знаниях, умениях и способах финансового поведения.


Приобретение опыта в сфере финансовых отношений в

семье; применение

полученных знаний и умений для решения элементарных

вопросов в области

экономики семьи, развитие собственной финансовой грамотности и выработка
экономически грамотного

поведения, а также способов поиска и изучения

информации в этой области.


Воспитание интереса учащихся к дальнейшему

получению знаний в сфере

финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса
«Обществознание: Финансовая
грамотность»
 Деньги, их история, виды, функции
 Семейный бюджет
 Экономические отношения семьи и государства
 Человек и финансовые организации
 Собственный бизнес.
Освоение содержания курса
опирается
на межличностные связи с учебными
предметами, как математика, история, география, обществознание.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями
детей и включают :
Задачи с элементарными денежными расчетами
Кейсы по экономике семьи
Игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией
Построение графиков и диаграмм
Мини-исследования и проекты, в области экономических отношений в семье и
обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и
публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.






Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Обществознание: Финансовая
грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;

- проявление самостоятельности и
личной ответственности за свое финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка.
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к ее
развитию.
Метапредметными результатами изучения курса «Обществознание: Финансовая
грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Обществознание: Финансовая
грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и

направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

№
дата
занятия
1

2
3

4

5-6
7
8-9

10-11
12
13

14-15
16-17
18

Календарно-тематическое планирование 5 класс
Количество часов
Электронные
образовательные
Раздел, тема
теория практика итого
ресурсы
Почему важно развивать
+
1
свою финансовую
грамотность
От чего зависит
+
1
благосостояние семьи.
Учимся оценивать
+
1
финансовое поведение
людей.
Учимся оценивать свое
+
1
финансовое положение.
Доходы и расходы семьи
Деньги: что это такое
+
+
2
Учебные мини-проекты
«Деньги»
Из чего складываются
доходы семьи

+

1

+

+

2

Учимся считать семейные
доходы
Исследуем доходы семьи.
Учебные мини-проекты
«Доходы семьи»

+

+

2

+
+

1
1

Как появляются расходы
семьи.
Учимся считать семейные
расходы
Исследуем расходы семьи.

+

+

2

+

+

2

+

1

+

1

+

2

+

1

19

Учебные мини проекты
«Расходы семьи»

20-21

Как сформировать
семейный бюджет

22

Ролевая игра «Семейный
совет по составлению
бюджета

+

23

Презентация портфолио
«Доходы и расходы семьи»

+

1

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Почему возникают риски
24
+
1
потери денег и имущества и
как от этого защититься
Что такое страхование и для
25-26
+
+
2
чего оно необходимо
Что и как можно страховать
27
+
1
Ролевая игра «Страхование»
28
+
1
Исследуем , что
29
+
1
застраховано в семье и
сколько это стоит
Как определить надежность
30-31
+
+
2
страховых компаний
Как работает страховая
32
+
1
компания
Учебные мини проекты
33
+
1
«Страхование»
Обобщение результатов
34
+
1
изучения модуля

Календарно-тематическое планирование 6 класс
Количество часов
Электронные
№
образовательные
дата
Раздел, тема
занятия
теория практика итого
ресурсы
Человек и государство: как они взаимодействуют
Могут ли люди быть
1
+
1
финансово
независимыми от
государства
Что такое налоги и
2
+
1
почему их надо платить.
Какие бывают налоги
3
+
1
Учимся считать налоги
4
+
1
Ролевая игра «Считаем
5
+
1
налоги семьи»
Сравниваем налоги
+
граждан разных стран
Исследуем, какие налоги
8
платит семья и что
получает от государства
Как работает налоговая
9
служба
Учебные мини-проекты
10
«Налоги»
Что такое социальные
11
+
пособия и какие они
бывают.
Учимся находить
12
информацию на сайте
Фонда социального
страхования РФ
Ролевая игра
13
«Оформляем социальное
пособие»
Исследуем, какие
13
социальные пособия
получают люди
.
Учебные мини- проекты
14
«Социальные пособия»
Обобщение результатов
15
изучения модуля
Презентация портфолио
16
«Человек и государство:
как они
взаимодействуют»
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Для чего нужны банки
17
Почему хранить
18
сбережения в банке
выгоднее, чем дома
Какие бывают вклады
19
+
6-7

+

2

+

1

+

1

+

1
1

+

1

+

1

+

1

+

1

+

1

+

1

+
+

1
1

1

20
21
22

23

24
25

26
27
28
29
30
31

32
33

34

Что такое кредиты и
надо ли их брать
Изучаем сайт
Центрального банка РФ
Исследуем, какими
банковскими услугами
пользуется семья
Как избежать
финансовых потерь и
увеличить доходы
Как работает банк
Учебные мини проекты
«Банковские услуги для
семьи»
Что мы знаем о бизнесе
Как открыть фирму
Для чего нужны бизнесинкубаторы
Ролевая игра «открываем
фирму»
Что такое валюта и для
чего она нужна
Учимся находить
информацию о курсах
валют и их изменениях
Обобщение результатов
изучения модуля
Презентация портфолио
«Услуги финансовых
организаций и
собственный бизнес»
Обобщение результатов
изучения курса.

+

1
+

1

+

1

+

1

+
+

1
1

+

1
1
1

+

1

+
+

+

1
+

1

+

1

+

1

+

1

НАЯ Содержание курса
Занятие 1. Деньги
Цель занятия: объяснить выгоды обмена и причины появления денег; рассмотреть
различные формы денег и области их использования.
План.
1. Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.
2. Разные цены на один и тот же товар в разных магазинах.
3. Разные цены на один и тот же товар в одном магазине в разные
периоды.
4. Сувенирные «деньги».
Основные понятия:
Деньги. Бартер. Товарные деньги и символические деньги. Наличные и безналичные
деньги. Купюры. Монеты. Фальшивые деньги. Банки.
Гознак. Центральный банк.
Занятия 2–3. Доходы семьи
Цель занятий: рассмотреть различные источники доходов семьи,
объяснить причины различий размеров доходов у разных семей.
План:
1. Знакомство с работой родителей.
2. Участие с родителями в проектах.
3. Посещение с родителями банка.
4. Обсуждение с дедушками и бабушками пенсии и льгот пенсионерам.
5. Устройство на работу.
6. Обучение родителей на курсах повышения квалификации, тренингах и т.п.
7. Сдача квартиры в аренду или аренда квартиры.
8. Рождение брата или сестры.
Основные понятия:
Источники денежных средств семьи. Заработная плата. Собственность. Доходы от
собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль.
Акции. Дивиденды. Облигации. Вклады. Проценты по вкладам. Социальные выплаты.
Материнский капитал. Кредиты.
Занятие 4. Расходы семьи
Цель урока: рассмотреть направления расходов семьи и
объяснить, что принятие решений о покупках зависит от многих
факторов.
план:
1. Выбор покупки.
2. Обсуждение в семье планов на отдых.
3. Снятие показаний счётчиков водоснабжения и электроэнергии,
ввод данных в компьютер.
4. Сравнение цен на товары в разных магазинах.
5. Поиск и покупка товаров в Интернете.
6. Оплата услуг курьеров.
7. Воздействие рекламы.
8. Участие в промоакции.
9. Получение бонусов, наклеек и т. п.
10. Ремонт квартиры.
11. Переезд на другую квартиру или в другой город.
12. Подготовка брата или сестры к поступлению в университет.
13. Покупка билетов на самолёт, стоимость которых существенно
зависит от срока, сезона, дня недели.

Основные понятия:
Потребности. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары
длительного пользования. Предметы роскоши.
Услуги. Коммунальные услуги.
Занятие 5. Семейный бюджет
Цель урока: рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их
неравенства или равенства.
План:
1. Участие в обсуждении семейного бюджета.
2. Обсуждение в семье покупки товаров в кредит.
3. Поход с родителями в банк для того, чтобы снять или положить
деньги.
4. Обсуждение суммы карманных денег, планирование собственного бюджета.
занятие 5
Основные понятия:
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.
Занятие 6. Особые жизненные ситуации
и как с ними справиться
Цель занятия: рассмотреть непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, и объяснить, как можно смягчить их
последствия.
План:
1. Рождение брата или сестры.
2. Болезнь родителей дома, в другом российском городе или за
границей.
3. Затопление квартиры соседями с верхнего этажа.
4. Затопление вами квартиры соседей с нижнего этажа.
5. Обсуждение необходимости добровольного страхования жилья
или автомобиля.
6. Оформление родителями накопительного страхования жизни с
целью оплаты учёбы в университете.
Основные понятия:
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.
Страховая компания. Страховой полис.
Занятия 7–8. Ролевая игра
«Семейный бюджет»
Цель занятия: используя активные методы обучения, закрепить
полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет», совершенствовать навыки
групповой работы.
План:
1. Распределение обязанностей в команде.
2. Координация совместных действий.
3. Планирование времени.
4. Принятие совместных решений.
5. Сравнение решений в аналогичных ситуациях.
6. Оценка собственных и чужих действий и решений.
Основные понятия:
Семейный бюджет. Доходы. Расходы. Сбережения. Долги.
Занятия 9 — 10. Налоги

Цель занятий: объяснить, что государство собирает налоги для
выполнения своих функций и социальной поддержки.
План:
• Обсуждение с родителями прямых налогов, которые они выплачивают.
• Участие в процедуре выплаты транспортного налога.
• Рождение младших братьев или сестёр, покупка родителями недвижимости, платное обучение старших братьев или сестёр и получение
семьёй налогового вычета.
• Покупка товаров или услуг.
• Оформление возврата налога при поездке за границу (tax free).
Основные понятия:
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка.
Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на
добавленную стоимость. Акциз.
Занятие 11. Социальные пособия
Цель занятия: рассмотреть виды пособий и оценить последствия
их выплаты.
План:
• Получение пенсии дедушкой или бабушкой.
• Получение стипендии братом или сестрой.
• Оплата больничного листа одного из родителей.
Основные понятия:
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.
Пособие по безработице
Занятие 12. Проект «Государство — это мы!»
Цель занятия: используя активные методы обучения, закрепить
полученные знания и умения по разделу «Семья и государство: как они
взаимодействуют», совершенствовать исследовательские и творческие
навыки, навыки групповой работы и публичных выступлений.
Занятие 13. Банковские услуги
Цель занятия: рассмотреть виды банковских услуг для физических
лиц и объяснить значение банков для экономики семьи.
План:
• Поход с родителями в банк для того, чтобы снять или положить
деньги.
• Оформление собственной пластиковой карты, привязанной к
карте родителей.
• Обсуждение с родителями преимуществ хранения денег в банках.
• Покупка товаров в кредит.
Основные понятия:
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по
страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Занятие 14. Собственный бизнес
Цель занятия: дать представление о предпринимательской деятельности и основных проблемах малого бизнеса.
План:
• Знакомство с бизнесом родителей, родственников или знакомых.
• Чтение литературы, просмотр фильмов.

Основные понятия:
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Занятие 15. Валюта в современном мире
Цель занятия: познакомить с основными валютами и объяснить,
как определяется валютный курс.
План:
• Обмен валюты в банке.
• Заграничная поездка.
Основные понятия:
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад

Организация диагностики результатов.
ЗАДАНИЯ
Вопросы
1. Каковы свойства товара, способного играть роль денег?
2. Чем бартер отличается от торговли?
3. Что такое товарные деньги?
4. Почему золото стало деньгами?
5. Почему некоторые деньги называют символическими?
6. Как отличить фальшивые деньги от настоящих?
Задачи
1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят, одного
котёнка на 50 рыбок, а одного щенка — на двух попугаев. Сколько рыбок
надо отдать, чтобы получить щенка?
2. Один топор можно обменять на два лука, а один лук — на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков
лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить
топор?
ЗАДАНИЯ
Мозговой штурм «Откуда берутся доходы и что оказывает
влияние на их размер?»
Вопросы
1. Какие виды доходов вы знаете из истории и какие существуют
сегодня?
2. Как связаны понятия «собственность» и «доходы»?
3. Существуют ли доходы, не зависящие от собственности?
4. Чем различаются правила работы для людей в возрасте 14 и 18 лет?
5. Как можно распорядиться вещью, которой вы не пользуетесь?
6. Кто такой работодатель? Какие у него права и обязанности?
7. От чего зависит зарплата?
Тесты
1. Соотнесите виды доходов с экономическими ролями. Ответы
впишите в таблицу.
1. Собственник квартиры
A. Дивиденд
2. Предприниматель
B. Процент
3. Вкладчик
C. Арендная плата
4. Акционер
D. Заработная плата
5. Наёмный работник
E. Прибыль
2. Соотнесите виды работ и виды заработной платы. Ответы впишите в таблицу.

1. За количество сделанных деталей
2. За особые успехи в работе
3. За количество проданных товаров
4. За написанную книгу
5. За управление
занятия 2–3

A. чиновник получает оклад
B. рабочий получает сдельную зарплату
C. писатель получает гонорар
D. работник получает премию
E. продавец получает комиссионные

Исследование
«Профессии и зарплаты»
1. Найдите информацию о профессиях, заработная плата которых находится в интервалах,
приведённых на диаграмме.
2. Найдите информацию о средней заработной плате по России.
3. Результаты впишите в прямоугольники под диаграммой.
4. Укажите источники информации (газеты, журналы, интернетсайты, интервью с
родственниками и знакомыми).
5. Объясните причины различий в заработной плате.
Источники информации: _____________________________________
ЗАДАНИЯ
Вопросы
1. Чем товары отличаются от услуг?
2. От чего зависит цена товара?
3. Что влияет на человека, когда он принимает решение о покупке?
4. Для чего предназначена реклама?
5. На какие группы можно разделить расходы семьи?
6. Чем собственное жильё отличается от муниципального?
7. Кто такой судебный пристав?
Тест
Зачеркните лишнее слово в каждой строчке и добавьте обобщающее
слово.
1. Миксер, телевизор, посуда, холодильник. Остальные слова —
это ___________________________________________________________
2. Квартира, дача, машина, участок земли. Остальные слова —
это ___________________________________________________________
3. Теплоснабжение, водоснабжение, страхование, уборка подъезда. Остальные слова — это _____________________________________
_____________________________________________________________
Задачи
1. Часть доходов семьи идёт на покупку товаров, четверть оставшейся суммы расходуется
на оплату услуг. Оставшаяся часть идёт на сбе режения, которые составляют 1/4 часть
дохода. Какая часть дохода идёт на покупку товаров?
2. В 2013 г. на покупку конфет для новогоднего стола была потрачена та же сумма, что и в
2012 г. Как изменился в процентах вес купленных
конфет, если все сорта подорожали на 25%?
3. Филателист Иванов тратил пятую часть своего дохода на марки.
Теперь его доход вырос на 60%, марки подорожали в среднем на 20%,
а количество покупаемых марок осталось прежним. Какова теперь доля
дохода, расходуемая на марки?
4. Гражданин N покупает только молоко, пряники и книги. Каждый
месяц он выпивает 30 л молока, съедает 30 кг пряников и прочитывает
15 книг.
ЗАДАНИЯ
Вопросы

1. Как составить бюджет?
2. Как должны соотноситься доходы и расходы семейного бюджета?
3. Что можно сделать, если доходы меньше расходов?
4. Почему за кредит берут проценты?
5. Как можно экономить?
6. Почему люди делают сбережения?
Задания
1. Определите последствия перечисленных ниже ситуаций, предложите действия, которые следует предпринять в этих случаях, и объясните
свой выбор:
• Если доходы больше расходов…
• Если доходы меньше расходов…
• Если доходы равны расходам… .
2. Заполните схему. Впишите в овал и прямоугольники следующие
понятия:
товары текущего потребления, пенсия, премия, зарплата, услуги,
стипендия, товары длительного пользования, пособия, бюджет, сбережения.
Кейс
СЕМЬЯ
Папа (работает): зарплата 100 тыс. р., написал книгу и получил гонорар 200 тыс. р.
Мама (работает): зарплата 60 тыс. р., получила премию 40 тыс. р.
Бабушка (пенсионерка): пенсия 12 тыс. р., выиграла в лотерею
5 тыс. р.
Сын (студент): стипендия 2 тыс. р., участвовал в проекте и получил
40 тыс. р.
Дочь (школьница).
_________________________________________________________
У семьи есть вклад в банке — 800 тыс. р. и 20 облигаций по
10 тыс. р.
_________________________________________________________
На текущие покупки тратили 60 тыс. р. в месяц, на коммунальные
услуги, транспорт и лечение — 20 тыс. р. в месяц. Купили телевизор за
40 тыс. р. и компьютер за 30 тыс. р. Отдых всех членов семьи обошёлся
в 400 тыс. р.
_________________________________________________________
Ставка подоходного налога составляет 13%, процент по вкладам —
10%, процент по облигациям 5% выплачивается 2 раза в год

Библиографический список литературы.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А.
Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова
— М.: ВАКО, 2018.

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н.
Уорлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 классы общеобразоват.
орг. / И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик — М.: ВАКО, 2018.

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 классы общеобразоват.
орг. / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. 5—7
классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.
Список рекомендуемой литературы


1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности. – 2006
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект
Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
3. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской
экономической школы по личным финансам. – 2009.
4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей.
Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара,
Издательский дом «Федоров», 2007.
5. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.:
Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.
6. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся
начальной школы»
7. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
8. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
9. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А.
Сасовой; РАО. – М., 2003.
10. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
11. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы.
Самара; 2001
12. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина,
журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
13. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.:
Вита- пресс; 1997.
14. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации,
волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
15. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов.
Московская экономическая школа.
Интернет-ресурсы:
1. Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение
младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок» - http://festival.1september.ru/ Загадки и ребусы http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html 2. Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами
экономиста» - http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html
3. Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».