РП внеурочная деятельность Коррекционный курс психолога для 5-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
«КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ПСИХОЛОГА»

Разработала: педагог-психолог
МОУ ЦО «Открытие
Димова О.В.

г. Комсомольск – на – Амуре
2023 – 2024 уч. г.

1.

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:

Конституцией Российской Федерации (от 12.12.1993 г., поправки от
04.07.2020г.);

Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2013г.
№273 – ФЗ (ред. от 04.08.2023)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.,
24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.

Уставом МОУ ЦО «Открытие»
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов
с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями
адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего
образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического
развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки
психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В. М., «Нейропсихологическая
коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М., «Генезис» и «Я – подросток. Программа
уроков психологии», автора Микляева А. В, пособие для школьного психолога.
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций,
вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных
факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е.
Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по
отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной
системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и
психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С.
Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития:
конституциональный,
соматогенный,
психогенный,
церебрально-органического
происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте.
Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к
сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по
сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки
моторики, особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и
истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к
усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой
целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в
следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем
мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоциональноволевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности
произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации
поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в
развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Нагляднодейственное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое.
Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между

предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных
явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен
запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития
является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети
практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности.
Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы,
касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько
расторможены, многословны.
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже
начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа
развития отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания.
Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая
утомляемость.
7. Восприятие
имеет низкий
уровень:
недостаточность,
фрагментарность,
ограниченность объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью
произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов,
легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении,
забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием
запоминания – механическое многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены.
Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно
повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном
возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой
жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для
удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время.
Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной
потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости,
импульсивности, расторможенности влечений.
12. Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не
умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на
достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных
заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха,
формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои
поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей
данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также
низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в
поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и
возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен,
раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен,
пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких
взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации,
ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Сроки реализации
Рабочая программа реализуется для учащихся коррекционный классов: 5Б и 9Б
классов, по 1 часу в неделю, всего 34 академических часа в год для каждого класса.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы,
социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы
обучающихся.
Достижение указанной цели будет осуществляться в ходе решения следующих задач:
1. диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных
процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
2. формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
3. развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивнозащитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных
способностей).
4. реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся
с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК);
5. осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный
характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В
зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы
результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

Положительное отношение к школе.

Принятие социальной роли ученика.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи.

Способность к оценке своей учебной деятельности.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.

Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:

Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и
других людей.

Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:

Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.

Использовать элементы причинно-следственного анализа;

Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:

Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.

• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей,
подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
Форма занятий: групповая. Занятия теоретические и практические. Занятия проходят
в форме: бесед, тестирований, тренингов, творческих встреч.
Содержание программы:
Учебно-тематический план для 5 класса
N п/п
1.

Тема занятия
Диагностика

Дата проведения

Кол-во часов
1

2.

Развитие внимания и мышления

1

3.

Развитие пространственных представлений.

1

4.

Развитие внутреннего плана действия

1

5.

Установление закономерностей и развитие гибкости
мышления.

1

6.

«Как работать с книгой».

1

7.

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

1

8.

Развитие умения дифференцировать чувства.

1

9.

Учимся сравнивать.

1

10.

Существенное и несущественное.

1

11.

Развитие внимания

1

12.

Развитие умения различать виды поведения.

1

13.

Развитие умения различать виды поведения.

1

14.

Учимся договариваться.

1

15.

Развитие логического мышления.

1

16.

Чувства бывают разные

1

17.

Учимся сравнивать.

1

18.

Развитие логического мышления

1

19.

Развитие воображения

1

20.

Развитие пространственных представлений.

1

21.

Развитие логических форм вербального мышления.

1

22.

Развитие пространственных представлений.

1

23.

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

1

24.

Учимся различать эмоции.

1

25.

Развитие воображения.

1

26.

Учимся сотрудничать.

1

27.

Учимся договариваться и уступать.

1

28.

Учимся решать проблемы вместе.

1

29.

Учимся рассуждать.

1

30.

Мои достоинства и недостатки.

1

31.

Я повзрослел.

1

32.

Я и мои друзья.

1

33.

Итоговая диагностика

1

34.

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 часа

Учебно-тематический план программы занятий в 9 классе.
№
п/п

Раздел, тема

Дата
проведения

Количество
часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Диагностика

2

3.

Работа по повышению уровня учебной мотивации

1

4.

Иерархия мотивов

1

5.

Работа с волевой регуляцией

1

6.

Работа с эмоциями

1

7.

Эмоции «хорошие» и «плохие»

1

8.

Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции

1

9.

Коррекция и развитие абстрактного мышления

1

10.

Способы эффективного запоминания

1

11.

Коррекция и развитие процессов долговременной памяти

1

12.

Развитие воображения

1

13.

Коррекция умений слушать речь. Активное и пассивное
слушание

1

14.

Основной процесс слушания, работа с составляющими

1

15.

Способы завладения вниманием аудитории

1

16.

Смысловое понимание речи

1

17.

Восприятие текста. Виды восприятия

1

18.

Развитие навыков глобального, детального и критического
восприятия текста

1

19.

Культура умения слушать. Развитие навыков слушания

1

20.
21.
22.

Коррекция основных умений и навыков процесса чтения.
Работа с компонентом «Восприятие текста»
Коррекция основных умений и навыков процесса чтения.
Работа с компонентом «Активная переработка
информации»
Работа над техникой чтения. правильное озвучиванием
текста

1
1
1

23.

Техника чтения как умение осмыслить прочитанное.

1

24.

Речевая ситуация. Анализ речевой ситуации.

1

25.

Речевая ситуация. Анализ речевой ситуации, практические
навыки.

1

26.

Умения, необходимые для осуществления процесса чтения.

1

27.
28.

Три функции чтения: познавательная, регулятивная и
ценностно-ориентационная. Работа над пониманием и
развитием навыков
Работа по развитию речи. Составление плана и схемы
текста

1
1

29.

Работа по развитию речи. Написание сочинения

1

30.

Работа по развитию речи. Выступление, анализ (с помощью
видеосъемки)

1

31.

Итоговая диагностика

2

32.

Заключительное занятие

1

Итого

34 часа

Консультативный модуль
Для обеспечения непрерывности специального индивидуального сопровождения
детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся, а так же формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
педагогических
и
административных
работников
предусмотрена
возможность
консультирования.
Консультирование участников педагогического процесса (педагогов, родителей,
администрации Центра) осуществляется в форме групповых, а так же индивидуальных
консультаций.
Групповое консультирование педагогического состава осуществляется в ходе
совещаний педагогического коллектива.
Групповое консультирование родителей осуществляется в ходе проведения
родительских собраний.
Индивидуальное консультирование всех участников педагогического процесса
проводится по запросу участника либо запросу классного руководителя, либо по инициативе
педагога-психолога. Результаты, даты, время консультаций отражаются в соответствующих
журналах.
Методическое обеспечение:
1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
2. Астахова, Н. В. Специфика системы осознанной саморегуляции учебной деятельности
подростков с трудностями в обучении / Н. В. Астахова // Дефектология. - 2008. - N 1. С. 14-19. - Библиогр.: с. 19 (18 назв. ). - 2 табл.
3. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с
ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
4. Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего
цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для
учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г.
Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
6. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии.
— М., 1973.
7. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.:
ИНТЕРПРАКС, 1994.
8. Калашникова, М. Б. Сочетанная коррекция как способ психолого-педагогического
сопровождения подрост-ков с задержкой психического развития / М. Б. Калашникова
// Психология обучения. - 2008. - N 9. - С. 84-93. - Библиогр.: с. 92-93
9. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
10. Мамайчук, Ирина Ивановна. Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по направлению и
специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / И. И. Мамайчук. - СанктПетербург : Речь, 2006. - 400 с.: табл. - (Психологический практикум). - Библиогр.: c.
392-399. - ISBN 5-9268-0166-4.
11. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение
и психокоррекция: учебное пособие для вузов по направлению "Педагогика" : доп.
УМО вузов РФ / В. Г. Алямовская, Е. Н. Васильева, Е. Е. Дмитриева и др. ; под ред. У.
В. Уль-енковой. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие)
(300 лучших учебников для высшей школы). - Библиогр. в конце глав. - Авт. указ. на
обороте тит. л. - ISBN 5-91180-150-7.

12. Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС,
1995.
14. Рыбакова, Светлана Григорьевна. Арт-терапия для детей с ЗПР : учебное пособие / С.
Г. Рыбакова. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 144 с. - Библиогр.: с. 138-139. - ISBN 59268-0538-4.
15. Самоукина Н.В. «Практический психолог в школе» М.: Изд-во Института
психотерапии, 2003.
16. Соколова, Елена Викторовна. Трудности обучения и развития детей и подростков / Е.
В. Соколова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2004. - 288 с. : табл. Библиогр.: с. 281-287. - ISBN 5-85921-501-0.
17. Соколова, Елена Викторовна. Хорошие "плохие" дети: психологическое
сопровождение детей с трудностями обуче-ния и адаптации / Е. В. Соколова ;
Новосиб. гуманитарный ин-т. - Новосибирск : Сова, 2004. - 604 с.: табл. - Библиогр.: с.
581-595. - ISBN 5-85921-381-6.
18. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль:
ТОО «Гринго», 1995.
19. Ульенкова, У. В. Особенности личностной тревожности младших подростков с
задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях /
У. В. Ульенкова, Н. П. Конд-ратьева// Дефектология. - 2004. - N 1. - С. 29-35. Библиогр.: с. 34-35

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».