РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
ДЛЯ 5-8 КЛАССОВ
Разработала: Яковлева Т. А.
г. Комсомольск–на–Амуре
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования.
Сегодня всё население планеты включено в общественные отношения,
непосредственно или опосредованно связанные с окружающей средой. Современный
человек в повседневной жизни часто оказывается в ситуациях, требующих принятия
экологически оправданных решений. А это значит, что каждому человеку, вне
зависимости от сферы профессиональной деятельности, предпочтений и увлечений,
необходимо владеть экологическими знаниями, ориентироваться на экологическую
безопасность.
Устойчивое развитие сегодня возможно только при осознанном и заинтересованном
участии экологической деятельности всех людей, в первую очередь наиболее активной
части населения — учащейся молодёжи. Современным школьникам важно научиться
жить в мире, который стоит перед очевидными и очень сложными для решения
экологическими вопросами. Этим и обусловлена актуальность данной программы
внеурочной деятельности.
Реализация программы в школах страны поможет построить экологически
безопасное будущее для каждого человека и позволит школьнику находить баланс между
своими потребностями и природой. Кроме того, реализация программы поможет
формированию субъектной позиции школьников в сфере экологии, заключающейся в их
отказе от пассивной роли созерцателя и переходе к активному и осознанному включению
в решение экологических проблем. Программа поможет ребёнку:
● в формировании экологических знаний, в развитии его ценностного отношения к
природе, в организации его экологически сообразной деятельности. Это позволит ребёнку
получить представление о современном состоянии экологии города, страны, планеты; об
основных экологических понятиях и проблемах; научиться проводить простейшие
исследования в сфере экологии; проявлять заботу о природе; получить опыт
экологической деятельности;
● приобрести знания о взаимодействии и взаимосвязи природы, общества и
человека, что позволит сформировать готовность к бережному отношению к природе, к
самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения окружающей
среды;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Эти навыки помогут
ребёнку стать увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать и оценивать степень
влияния других людей на свои решения, оценивать влияние собственных решений на
состояние окружающей природы и собственного здоровья;
● понять необходимость ежедневных усилий по поддержанию чистоты в доме, на
улице, в лесу, по сортировке мусора, по минимизации использования пластика в быту, по
экономии ресурсов, по соблюдению правил здорового образа жизни и т. п.;
● в планировании своего жизненного и профессионального пути, для которого будет
естественен экологичный образ жизни.
Программа рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы
работы, как беседы, дискуссии, практикумы, экскурсии, встречи, деловые и ролевые игры,
групповая работа, интервью. Программа может быть реализована в работе со
школьниками 5—8 классов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
«Экологичный образ жизни» (3 ч)
Давайте знакомиться. Игры и упражнения, помогающие познакомиться.
Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы в рамках
программы.
Кто защищает природу. Понятия «экология», «экологичный образ жизни»,
«экологическая деятельность». Российские и международные экологические
организации, работа которых нацелена на сохранение планеты.
Как проходит мой день. Повседневные действия, которые могут нанести ущерб
природе. Способы уменьшения последствий наших повседневных действий для
природы.
Раздел 2. Правила экологичного образа жизни (7 ч)
Путешествие пластиковой бутылки. Содержимое нашего пакета с мусором.
Пластик в общем объёме мусора. Подготовка пластиковой бутылки к переработке.
Сдай батарейку. Использование разных типов батареек, элементов питания дома и
в промышленности. Вред использованных батареек для природы. Правила сбора и
утилизации использованных батареек.
Как отдыхать экологично. Отдых на природе. Что значит отдыхать экологично.
Как выглядят места отдыха людей, не заботящихся о природе. Правила экологичного
отдыха.
Знаки экологической безопасности. Виды знаков экологической безопасности.
Функциональное назначение знаков.
О чём говорит маркировка товаров. Что такое маркировка и экомаркировка
товаров. Процесс получения экомаркировки на товар. Экологические знаки на упаковке.
Экомаркировка и экологическая чистота цикла производства и продажи товара.
Раздел 3. Здоровье своими руками (5 ч)
Звук и здоровье. Взаимосвязь экологичного образа жизни и здоровья человека. Звук
и здоровье. «Шумовое загрязнение». Природные и техногенные звуки. Частота звука и
громкость звука: их влияние на физическое и психическое здоровье человека.
Транспорт вокруг нас. Современные транспортные средства и типы двигателей.
Соотношение машин с различными типами двигателей на дорогах России и сравнение их
характеристик с точки зрения состава выхлопных газов. Влияние выхлопных газов на
здоровье человека. Болезни, связанные с качеством воздуха. Способы минимизации
выбросов выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания. Экологические стандарты
топлива в России. Электромобиль.
Экология питания. Потребность подростка в еде: калории; белки, жиры и
углеводы; вода; витамины. Количество приемов пищи. Домашняя еда и фастфуд.
Упаковка для еды в магазине и дома. Правила хранения продуктов длительного хранения
и скоропортящихся продуктов. Вегетарианство. Расчёт массы тела. Анорексия. Питание
во время стрессовых ситуаций.
Раздел 4. Экологические навыки (19 ч)
Практикум по сортировке неорганического мусора. Вопрос об утилизации мусора
и его место среди экологических проблем планеты. Как утилизуют мусор. Что такое
сортировка мусора. Правила сортировки мусора. Одноразовая посуда. Места для сбора
разных видов мусора. Потребительское общество. Что такое «потребительское
общество». Его характеристики. Ограничение потребления.
Экология нашего города. Наш город с точки зрения экологии. Природные
особенности местности, в которой мы живём. Промышленные предприятия города и
района. Трассы и магистрали. Экологические проблемы города и способы их решения.
Какой бывает энергия. Получение энергии и способы её экономии дома, в школе, в
городе. Что такое «зелёная энергия». Солнечные станции, ветряки, приливные
электростанции — их плюсы и минусы для экологии. Расчёт стоимости электроэнергии.
Пернатые друзья. Птицы нашего края. Значение птиц для природы. Охрана птиц.
Зимующие птицы. Кормушки и корм для птиц.
Санитары нашей природы. Основные функции санитаров природы. Животные,
птицы, насекомые, помогающие сохранить окружающую природу. Санитары леса и
мусор в лесу.
Экологический практикум. Правила очистки водоёмов и рек от
мусора. Правила сбора мусора в лесу и парке. Правила посадки саженцев деревьев.
Правила сбора макулатуры. Правила создания экологической тропы.
Почему лишь немногие живут экологично? Как экологичный образ жизни позволит
сохранить жизнь на планете. Глобальные экологические вызовы. Усилия народов и стран
мира по сохранению жизни на планете.
Создание социальной рекламы. Значение социальной рекламы. Примеры
социальной рекламы. Экологическая социальная реклама.
Красная книга России. Цель создания Красной книги. Структура Красной книги
России. Разные цвета страниц Красной книги.
День Земли. История возникновения Дня Земли. Акции, которые проводятся ко
Дню Земли. Акции «Час Земли», «Зелёный марафон».
Игровой практикум. Экологическая игра «Что? Где? Когда?». Игра «Экологическое
лото». Возможности игры для формирования экологичного образа жизни.
Экологическая карта города (района). Карта города (района), где обозначены все
«экологические места»: пункты приёма пластиковой тары, батареек, макулатуры; места
наибольшего загрязнения воздуха, экологические тропы и т. д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКЛОГИЧНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
содержания курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе, в том числе:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации
программы «Экологичный образ жизни»; готовность к разнообразной совместной
деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины в науке, технологиях и
трудовых достижениях народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе
экскурсий экологической направленности.
В сфере духовно-нравственного воспитания: воспитание моральных ценностей и
норм в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм;
осознание необходимости брать на себя ответственность в ситуации экологического
выбора, активное неприятие асоциальных поступков. В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; стремление к
самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление
создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
правил гигиены, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
способность
адаптироваться
к
изменяющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям; осмысление
собственного опыта и выстраивание дальнейших целей, связанных с будущей
профессиональной жизнью; умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода задачи; применение знаний, полученных в ходе изучения курса «Экологичный
образ жизни»; осознание важности обучения для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор, построение индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Принятие
идеи экологизации современного общества с необходимостью сохранения живой природы
и защите её от негативного антропогенного воздействия, вызванного потребительским
отношением человека.
В сфере экологического воспитания: применение социальных и естественнонаучных знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания: овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования
человека; овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе
изучения экологии, осмысление собственного опыта, анализ своих поступков и
стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного
благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта и основных социальных ролей; способность действовать в
условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции; развитие способности
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в
том числе в сфере экологии; умение оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на
окружающую среду; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты обучающихся, освоивших данный курс, включают:
Универсальные познавательные действия: выявлять дефицит информации о той или
иной стороне экологически значимой деятельности, находить способы решения
возникших проблем; использовать вопросы как инструмент для познания;
аргументировать свою позицию, мнение; оценивать достоверность информации,
полученной в ходе работы с интернет-источниками; самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия,
связанных с тем или иным экологически обоснованным выбором; применять различные
методы при поиске и отборе информации, связанной с экологически значимой
деятельностью и дальнейшим изучением курса; выбирать, анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию;
находить
аргументы,
подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации, предназначенную для остальных участников курса
«Экологичный образ жизни».
Универсальные коммуникативные действия: формулировать суждения в
соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс
«Экологичный образ жизни»; выражать свою точку зрения; понимать намерения других
участников занятий курса «Экологичный образ жизни», проявлять уважительное
отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях; в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты работы, связанные с
тематикой курса по экологии; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких участников курса «Экологичный образ жизни», проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с действиями других участников курса.
Универсальные регулятивные действия: выявлять проблемы, возникающие в ходе
изучения курса «Экологичный образ жизни»; ориентироваться в различных подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в
процессе включения в различные виды активности в сфере экологии; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть в рамках экологически обоснованной деятельности; объяснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту,
приобретённому в ходе прохождения курса «Экологичный образ жизни», уметь находить
позитивное в любой ситуации; уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе
новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; различать, называть и управлять собственными эмоциями; уметь ставить себя
на место другого человека, осознанно относиться к другому человеку, его мнению,
понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе экологически значимой деятельности школьников.
Предметные результаты включают:
Биология: формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному
организму; понимание роли биологии в формировании современной естественно-научной
картины мира; умение применять систему биологических знаний; формирование
представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и
эволюции организмов, об антропогенных факторах; формирование представлений об
экосистемах и значении биоразнообразия, о глобальных экологических проблемах,
стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; умение создавать и применять
словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и
процессов живой природы; владение навыками работы с информацией биологического
содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений); умение интегрировать биологические знания
со знаниями других учебных предметов; формирование основ экологической
грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение
выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, своему здоровью и здоровью окружающих; умение использовать приобретённые
знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической
активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья; формирование мотивации к
продолжению изучения биологии как профильного предмета на уровне среднего общего
образования.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населённого пункта; умение устанавливать взаимосвязи между
изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами,
реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение использовать
географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и
процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в
пространстве; умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений
на качество жизни человека и качество окружающей его среды; умение выбирать и
использовать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной
жизни; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития; умение решать практические задачи геоэкологического содержания для
определения качества окружающей среды своей местности, путей её сохранения и
улучшения, задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни
человека, семьи и финансового благополучия.
Химия: владение правилами поведения в целях сбережения здоровья и окружающей
природной среды; понимание вреда (опасности) воздействия на живые организмы
определённых веществ, способов уменьшения и предотвращения их вредного
воздействия; понимание значения жиров, белков, углеводов для организма человека.
Физика: умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и
технологий для рационального природопользования.
Технология: понимание социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта.
Основы безопасности жизнедеятельности: формирование культуры безопасности
жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного
понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и умениями для
предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных
средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
формирование социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих.
Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе
общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы.
Литература: овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные
источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи.
Физическая культура: формирование привычки к здоровому образу жизни и
занятиям физической культурой; умение планировать самостоятельные занятия
физической культурой и строить индивидуальные программы оздоровления и
физического развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Экологичный образ жизни» (3ч)
.
Тема 1.
Давайте
знакомиться
(1ч)
Игры и упражнения,помогающиепознакомиться .Ожидания
каждогошкольникаигруппыв
целомотсовместнойработыв
рамкахпрограммы
Представлениеучастниковпрограммы.Участиев
играх,помогающихпознакомиться,снятьнапряжение,установитьдоверительнуюатмосферу(например,«Никтонезнает,чтоя…»,«Расскажимнео
себе»ит.п.1).Высказываниедетьмисвоихожиданийотзанятийпопрограммекурсавнеурочнойдеятельности«Экологичныйобразжизни»сиспользованиемигры«Разворачивающаясякооперация»
Тема 2. Кто
защищает
природу
(1ч)
Понятия «экология», «экологичный образ жизни», «экологическая деятельность». Российские
и международные экологические
организации, работа которых
нацелена на сохранение планеты
Решение филворда, вкотором«зашифрованы» слова, связанные с программой курса внеурочной деятельности:«экология», «потребление»,«пластик»,
«природа», «энергия», «батарейка», «потепление»,
«безопасность», «вода», «эколог», «климат».
Блиц опрос о том, почему каждое из этих слов попало в филворд.
Беседа о роли природоохранных организаций (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Росгидромет,
Всероссийское общество охраны природы, Всемирное
общество защиты животных и т.д.) в сохранении
природы. Знакомство с сайтами этих организаций
Темы
Тема 3.
Как прохо
дит мой
день(1ч)
Основное содержание
Деятельность школьников
Повседневные действия, которые
могут нанести ущерб природе.
Способы уменьшения последствий наших повседневных действий для природы
Составление перечня повседневных действий школьника (и членов его семьи), которые оказывают
влияние на состояние окружающей среды.
Заполнение таблицы, где цветами школьники стараются обозначить степень влияния на природу
каждого своего действия в течение дня или недели
(красный—сильное негативное необратимое влияние; оранжевый—сильное негативное влияние;
синий—существенное негативное влияние, которое можно уменьшить; голубой—несущественное
негативное влияние, которое можно уменьшить;
жёлтый—нейтральное влияние, зелёный—помощь природе). Например, действия могут быть такими: мытьё посуды, покупка товаров, приём душа, езда на автобусе, мытьё окон, пользование дезодорантом, приёмы пищи, выбрасывание мусора и
т.д.
Обсуждение способов уменьшения негативного
влияния наших действий на природу
Раздел 2.Правила экологичного образа жизни (7ч)
Тема 4.
Путешествие
пластиковой
бутылки
(2ч)
Содержимое нашего пакета
с мусором. Пластик в общем
объёме мусора. Подготовка
пластиковой бутылки к переработке
Беседа о том, сколько мусора выбрасывают жители
Земли за день; где используют пластик и каковы
масштабы его использования; какую часть в общем
объёме мусора занимает пластик.
Практическое занятие «Пластик пластику рознь»,
в ходе которого школьники учатся различать разные виды пластиковой тары и анализируют, что из неё
поддаётся переработке, а что перерабатывают с
трудом (например,пластиковые
бутылки в термоусадочных плёнках); выясняют, в
каком виде надо сдавать пластиковую тару.
Тема 5.
Сдай
батарейку(
1ч)
Использование разных типов
батареек, элементов питания
дома и в промышленности. Вред
использованных батареек.
Правила сбора и утилизации
использованных батареек
Участие в блицопросе об использовании батареек в
домашних условиях, на производстве .
Беседа о токсичных веществах, которые выделяют
использованные батарейки, о правилах сбора и утилизации батареек .
Составление карты города (района) с отмеченными
пунктами приёма батареек.
Обсуждение призыва «Сдай батарейку—спаси
ёжика», который появился из-за того, что одна
батарейка заражает токсичными веществами около 20
кв. м леса — территорию обитания одного ежика
Тема 6. Как
отдыхать
экологично(
1ч)
Отдых на природе.Что значит
отдыхать экологично . Как
выглядят места отдыха людей,
незаботящихся о природе .
Правила экологичного отдыха
Участие в беседе о том, что значит отдыхать экологично.
Работа в группах по обсуждению правил, следуя
которым можно меньше навредить природе.Обобщение результатов работы и выбор тех правил,
Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
которым можно следовать без особых усилий во вре- мя
семейного отдыха или многодневных походов .
Ранжирование правил в зависимости от потенциального вреда, который человек может причинить
природе
Тема 7. Знаки
экологическо
й
безопасности
(1ч)
Виды знаков экологической
безопасности .Функциональное
назначение знаков
Участие в беседе о назначении знаков экологической безопасности .
Знакомство с разными видами знаков (запрещаю- щие,
предупреждающие, предписывающие, указа- тельные,
эвакуационные, знаки пожарной безопасности).
Практическое задание, во время которого педагог
демонстрирует знаки и предлагает школьникам отнести их к определённому виду.
Знакомство со знаками радиоактивности, химиче-ской
опасности, биологической опасности, высокого
напряжения и т .д .
Работа в группах по созданию собственного знака
экологической безопасности
Тема 8.
О чём
говорит
маркировка
товаров(2ч)
Что такое маркировка и экомаркировка товаров. Процесс получения экомаркировки на товар .
Экологические знаки на упаков-ке.
Экомаркировка и экологиче-
Беседа о содержании нформации, которая нанесе- на
на этикетку товара (текст,знаки,символы).
Практическая работа по обнаружению и расшиф- ровке
информации на этикетке о составе продукта,
калорийности продукта, месте производства товара,
ская чистота цикла производства и продажи товара
условиях хранения, сроках годности и т.п. Знакомство
со знаками экомаркировки, с процессом получения
экомаркировки (проверка документации; выезд
экологов на предприятие; лабораторные испытания
продукции) .
Мозговой штурм, в процессе которого школьники,
представляя себя экологами, обсуждают, на что на- до
обращать внимание на производстве, где изготавливают, например, игрушки
Раздел 3. Здоровье своими руками(5ч)
Тема 9.
Звук
и здоровье
(1ч)
Взаимосвязь экологичного образа жизни и здоровья человека.
Звук и здоровье. «Шумовое загрязнение». Природные и техногенные звуки. Частота звука
и громкость звука: их влияние
на физическое и психическое
здоровье человека
Беседа о связи экологичного образа жизни и здоровья человека.
Игра «Громко-тихо», в процессе которой школьники ранжируют звуки от самого тихого до самого
громкого.
Беседа о том, к чему приводят громкие крики в
лесу; какие наушники надо использовать при прослушивании музыки со смартфона; почему в общественных местах необходимо использовать наушники при прослушивании музыки.
Изучение временных интервалов, в которых можно
проводить шумные работы в квартирах, и интервалов тишины дома и на улице, которые обозначены
в нормативных документах региона.
Знакомство с приложением к смартфонам «Шумометр», измерение уровня шума в коридорах школы, в классе, на улице
Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
Тема 10.
Транспорт
вокруг нас
(2ч)
Современные транспортные
средства и типы двигателей. Соотношение машин с различными
типами двигателей на дорогах
России и сравнение их характеристик с точки зрения состава
выхлопных газов. Влияние выхлопных газов на здоровье человека. Болезни, связанные с качеством воздуха. Способы минимизации выбросов выхлопных
газов двигателя внутреннего
сгорания. Экологические стандарты топлива в России. Электромобиль
Интервью о первых машинах
и первых двигателях, появившихся на планете.
Заполнение таблицы с целью сравнения разных типов
двигателей (двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель, газовый двигатель) по критериям, связанным с количеством и составом выхлопных газов.
Беседаозагрязнённостивоздухавгородах, оперспективах и тенденциях развития транспорта в мире, о плюсах и минусах разных типов двигателей, о
болезнях, возникающих или обостряющихся из-за
загрязнённости воздуха.
Групповая работа, в процессе которой определяются
достоинства и недостатки электродвигателей (электромобилей).
Тема 11.
Экология
питания
(2 ч)
Потребность подростка в еде:
калории; белки, жиры и углеводы; вода; витамины. Количество
приёмов пищи. Домашняя еда и
фастфуд. Упаковка для еды в
Знакомство с таблицами энергетической ценности
продуктов питания, соотношением белков, жиров
и углеводов в них.
Составление сбалансированного меню.
1
магазине и дома. Правила хранения продуктов. Вегетарианство.
Расчёт массы тела.
Анорексия. Питание во время
стрессовых ситуаций.
Беседа о плюсах и минусах домашней еды
и фастфуда, о способах хранения продуктов, о минимизации использования пластика при совершении
покупок продуктов в магазине.
Интервью об уменьшении калорийно- сти блюд при
сохранении питательности, о том, как влияют соль и
сахар на здоровье человека,
о том, каксохранить в приготовленных блюдах витамины и
минералы .
Игра «От стресса», в процессе которой школьники
называют те продукты, которые, на их взгляд,
помогают справиться сострессом
Раздел 4. Экологические навыки (19ч)
Тема 12.
Практикум
по
сортировке
неорганичес
кого
мусора(2ч)
Место «мусорной проблемы»
среди экологических проблем
планеты. Как утилизуют мусор.
Что такое сортировка мусора.
Одноразовая посуда. Места для сбора
разных видов мусора.
Правила сортировки мусора
Блиц интервью со школьниками на тему «Сколько и
какого мусора мы выбрасываем».
Знакомство с проектом «Ноль отходов» на сайте
российского отделения Гринпис.
Беседа о проблемах сортировки мусора; о перера- ботке
мусора, в том числе о перспективах пластиковой тары
стать флисовой толстовкой или напольным покрытием.
Беседа о правилах сортировки неорганического мусора.
Практикум по сортировке мусора, в процессе которого школьники сортируют мусор и объясняют основания для сортировки .
Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
Знакомство с картой города, где отмечены места приема
того или иного мусора.
Тема 13.
Потреби
тельское
общество
(1ч)
Что такое «потребительское
общество». Его характеристики.
Ограничение потребления
Беседа о том, почему современное общество называют обществом потребления; как поступать с
вещами, которые ненужны; как не покупать то, что
ненужно; как не выбрасывать еду.
Групповая работа «10 правил разумного потребле- ния»,
в процессе которой школьники формулируют свои
личные правила потребления
Тема 14.
Экология
нашего
города(1ч)
Нашгородсточкизренияэкологии.
Природныеособенностиместности,вкотороймыживём.Промышленныепредприятиягородаир
айона.Трассыимагистрали.
Экологическиепроблемыгородаис
пособыихрешения
Обсуждение природных особенностей местности,
в которой живём; факторов, положительно и отрицательно влияющих на окружающую среду.
Мозговой штурм по составлению рейтинга экологических проблем города.
Групповая работа, в процессе которой каждая груп- па
обсуждает одну экологическую проблему и предлагает способы её решения на уровне человека, семьи,
дома, района (города)
Тема 15.
Какой
бывает
энергия(
2ч)
Получение энергии и способы её
экономии дома, в школе, в городе.
Что такое «зелёная энергия».
Солнечные станции, ветряки,
приливные электростанции—их
плюсы и минусы для экологии.
Расчёт стоимости электроэнергии
Беседа «Откуда в наших розетках берётся
электричество», в процессе которой обсуждаются
способы получения энергии, их плюсы и минусы.
Интервью об альтернативных способах получения
электроэнергии.
Практическая работа «Расчёт стоимости электроэнергии способы её оплаты» напримере счёта за
электроэнергию
Тема 16.
Пернатые
друзья (2ч)
Птицы нашего края. Значение
птиц для природы .Охрана
птиц.Зимующие птицы. Кормушки и корм для птиц
Мозговой штурм: какие птицы встречаются в реги- оне,
как они называются.
Беседа о том, почему важно кормить птиц зимой, но
нельзя их перекармливать; о значении птиц для
природы.
Групповая работа, в процессе которой школьники из
перечня разнообразных продуктов выбирают те,
которыми можно подкармливать птиц зимой.
Практическая работа по изготовлению кормушки
для птиц
Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
Тема 17.
Санитары
нашей
природы(
1ч)
Основные функции санитаров
природы .Животные, птицы, насекомые, помогающие очистить
окружающую природу .Санитары
леса и мусор в лесу
Беседа о том, почему некоторых животных, насеко- мых
и птиц называют санитарами природы.
Мини-соревнование групп, в процессе которого группы
поочереди называют животных, птиц, на- секомых,
которые очищают окружающую среду.
Интервью о санитарах леса.
Тема 18.
Экологичес
кий
практикум(
3ч)
Правила очистки водоёмов от
мусора. Правила сбора мусора в
лесу и парке .Правила посадки
саженцев деревьев. Правила сбора макулатуры .Правила созда- ния
экологической тропы
Практическая деятельность школьников, направленная на помощь природе.
Тема 19.
Почему лишь
немногие
живут
экологично?(
1ч)
Экологичный образ жизни как
образ жизни, позволяющий сохранить жизнь на планете .
Глобальные экологические вызовы.
Беседа о глобальных вызовах и усилиях разных
стран по сохранению природы.
Дискуссия на тему «Жить экологично легко/сложно», в процессе которой каждая группа старается
аргументировать свою точку зрения.
Игра «Неоконченное предложение», в процессе
Усилия народов и стран мира по
сохранению жизни на планете
которой каждый школьник продолжает фразу
«Когда я решу жить экологично, то первое, что я
сделаю…»
Тема 20.
Создание
социальной
рекламы
(1ч)
Значение социальной рекламы .
Знакомство с примерами социальной рекламы .Экологическая
социальная реклама
Участие в беседе о том, каковы функции социальной
рекламы, в каких формах она может существовать.
Работа в командах по созданию социального экоплаката.
Тема 21.
Красная
книга
России(1ч)
Цель создания Красной книги.
Структура Красной книги России.
Разные цвета страниц Красной
книги
Беседа о причинах исчезновения некоторых видов
растений и животных; о деятельности человека, которая становится причиной сокращения и исчезновения некоторых видов животных .
Знакомство с историей создания Красной книги.
Практическая работа по определению животных,
насекомых и растений, которы еесть в регионе, но
численность которых сокращается.
Составление памятки для учащихся начальных
классов «По страницам Красной книги»
Тема 22.
День Земли
(1ч)
История возникновения Дня
Земли. Акции,которые проводятся ко Дню Земли . Акции
«Час Земли», «Зелёный марафон»
Знакомство школьников с историей возникновения
Дня Земли .
Групповая работа, в процессе которой каждая группа
знакомится с одной из проводимых в мире или стране
акций, обсуждает её эффективность для сохранения
природы и знакомит с ней остальных школьников.
Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
Беседа о том, каким образом День Земли можно провести
в школе или в микрорайоне
Тема 23.
Игровой
практикум
(2ч)
Экологическая игра «Что?Где?
Когда?».
Игра «Экологическое лото» .
Возможности игры для формирования экологичного образа жизни
Экологическая игра «Что?Где?Когда?». Игра
«Экологическое лото».
Тема 24.
Экологи
ческая
карта города
(района)
(1ч)
Карта города (района), где обозначены все«экологические места»: пункты приёма пластико- вой
тары, батареек, макулату- ры;
места наибольшего загрязнения
воздуха, экологиче- ские тропы и
т.д.
Составление карты (схемы) города (района), где
обозначены все «экологические места»: пункты приёма
пластика, пластиковых крышей, батареек, макулатуры;
места наибольшего загрязнения воды или воздуха;
экологические тропы; места размещения экологической
информации; велодорожки и т.д.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)